На протяжении всей истории от сотворения человечества особым образом поднималась тема «Дня Господня». Различные исследования и толкования дали общее определение - «время, когда Бог решительно вмешивается для суда и (или) спасения». Дословно «День Яхве» встречается в Ветхом Завете восемнадцать раз, но фраза «тот день», подразумевающая это выражение, имеет двести восемь упоминаний. Половина из них относится к книгам пророков. В наше время тяжело определить происхождение этого словосочетания. Разные учёные приписывают к нему различные моменты Библейской истории как-то: седьмой день творения, день утверждения царя на престоле и прочее. Исходя из обилия описания пророками в контексте военных событий, можно предположить, что происхождение связано с битвами Господа в истории Израиля. Новый Завет особо подчёркивает духовную грань этого события: «… бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя».(Откр.16:14). В любом случае это выражение описывает Бога не трансцендентным, но имманентным: «Как будто Бог не просто выходит на сцену, но заполняет собой всё поле зрения». Это событие относится не только к будущему, но и к уже произошедшим фактам- (Пл. И. 2:21). Так же нельзя утверждать, что слово «день» подразумевает 24 часа, т. к. «…у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».(2Пет.3:8). Эти выводы можно сделать на основании исследования упоминаний библейскими писателями данного события.
Общее представление, которое складывается при изучении отрывков Библии, посвящённых этому событию – «День Яхве»- судный день. Бог, через пророка Амоса, прямо подчёркивает это утверждение: « Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет». (Ам.5:18). Исая предупреждает: «Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено»(Ис.2:12), « Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего». (Ис.13:6). Софония сравнивает его с жертвоприношением: «…близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание». (Соф.1:7) и предрекает полное уничтожение противников Всевышнего: «Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля». (Соф.3:8). «В некоторых пророческих текстах «день Господень» соотносится с событием настолько катастрофического характера, что он знаменует собой конец определённой эпохи в мировой истории». Но, наряду с ужасом, который возникает при изучении этой темы, появляется определённая надежда на сверхъестественное восстановление. Певцом этой надежды смело можно назвать и пророка Иоиля.
Книга Иоиля удобна для детального изучения, т. к. сравнительно невелика. Она затрагивает основные темы, присущие любому произведению пророческого жанра: указание на грех- обещание неизменного наказания- призыв к покаянию и пророчество о спасении. Описание Иоилем данных событий характеризуется историческим контекстом – временем, в которое жил пророк и духовным состоянием народа. Несмотря на то, что «некоторые Иудейские толкователи (напр. Иархи) утверждали, что пророк Иоиль был сыном Самуила (1 Цар. 8, 2);- …но качества детей Самуиловых, указанные в Писании ( 1 Цар. 8, 3, 4), и содержание книги не оправдывают такого заключения».4 Скорее всего служение пророка проходило во время или после восстановления Второго храма (516 г. До Р. Х.). На это указывает обращение к старцам (отсутствие царя) во 2-м стихе 1-й главы. Также «…Книгу можно датировать послепленным периодом…Это далее подтверждается в3:3, где о рассеянии говорится в прошедшем времени». В книге не упоминается о Вавилоне и Ассирии (вероятно, уже утратившими своё величие). Так же Греция упоминается наравне с Тиром и Филистией (Иоиль 3.6), т. е. Великой империи Александра ещё не существовало. Следовательно, народ находился в так называемом состоянии «эйфории»: Бог благословил «остаток» вернуться из плена и отстроить храм, но это не только не сплотило людей единодушно отстраивать взаимоотношения с Творцом (о пьяницах в стихе 5-м ,1-й главы), но духовно «расслабило» даже священников, которых пророк учит, как им предстоять и ходатайствовать за всех (Иоиль 1. 13,14). Таким образом, несмотря на то, что о явных отступлениях от Всевышнего Его народа (идолослужении и т. п.) не упоминается, всё же отчётливой темой книги является не просто неудовлетворение, но и осуждение состояния нечестивого народа. В то же время в пророчестве воспевается милость Всемогущего Бога к Своим рабам.
Сама книга по смыслу и делится на две части: 1- наказание Божьего народа ( 1:1 по 2:17) 2.- прощение Своих и наказание противников.(2:18-3:21).
В первой части пророк описывает уничтожение сельского хозяйства страны саранчой и засухой. Причём рой насекомых назван «народом сильным» (Иоиль 1:6) и воинством Божьим ( 2:2-11). Действительно существуют исторические подтверждения:
«римляне высылали против саранчи свои легионы. Восточные жители объявляли против нее поголовное вооружение или народную войну, и тот считался изменником отечества, кто не выступал против саранчи».
Такое наказание символично. Человек ничтожен перед своим Творцом, но, забывая о Его величии, позволяет себе превозноситься и жить независимо от своего Господа. Настолько ничтожны насекомые перед человеком, но несут смертельную угрозу целому народу. Иоиль учит, народ смирению (пост) и обращению за помощь единственно к Тому, Кто может спасти и восстановить. В 15-м стихе 1-й главы пророк сравнивает наступающий день Господень с опустошением - в древнееврейском языке это слово имеет такие значения: 1 . насилие, угнетение, грабительство; 2 . разрушение, опустошение, истребление7. И иллюстрацией, «наглядным пособием» этого «разгрома» служат последующие стихи с описанием засухи.
Второй раз, во 2-й главе это событие названо днём «тьмы и мрака»(2-й стих) Пророк призывает народ «трубить трубой и бить тревогу». Таким действиям предшествовало только нашествие врага. Это давало возможность собрать и сплотить народ для эффективного отражения атаки. Но армия захватчика, описанная ниже как непобедимая, названа воинством Божьим (11 стих). Таким образом автор подчёркивает, что посредством предстоящего нашествия Сам Господь выходит на войну со Своим народом! Неважно кого имел в виду Иоиль, когда описывал воинство: людей, саранчу, или духовные создания. Важна истина, которую он пытается донести народу: соберитесь, назначьте пост, смирённо обратитесь к Творцу и молите о пощаде. Причём отличительной мыслью пророков является призыв: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши». Вот ключевой тезис любого пророчества- Бога не интересует внешняя набожность- лицемерное служение. Он ждёт осознания насколько ничтожны усилия людей жить праведно, насколько глубоко в сердце каждого человека вошёл грех, насколько падшее творение нуждается в сверхъестественном вмешательстве Творца для исправления. Восстановление должно произойти прежде всего внутри- в сердце каждого, кто относится к Его народу. Только такое смирение способно остановить ярость Всевышнего и даёт Ему проникнуться милостью к творению. Это даёт Богу возможность влиять на восстановление падшего творения «изнутри». Господь обещает полностью возобновить материальное благословение народа после того, как священники возревнуют о славе Господней: да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?"- 17-й стих 2-й главы. Бог Возревнует о народе, если народ возревнует о прославлении Господа!
Условно, вторая часть книги предвозвещает грядущее восстановление. Но ключевой мыслью книги, и в какой-то мере Ветхозаветного послания является обещание рождения Церкви: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоиль 2:28). Чтобы понять смысл этого обетования, следует внимательно изучить 23-й стих- обещание дождя:
«Ибо Он даст вам дождь (moreh) в меру (lizedakah). Евр. moreh … имеет два различных значения- дождь и учитель… В Вульгате приведённое выражение читается: … потому что дал вам учителя справедливости. В таком смысле принимают moreh новейшие экзегеты (Кйль, Меркс, Гоонакер)…Евр. Zedakah только в смысле нравственном (праведность, справедливость) и в рассматриваемом выражении оно может относиться только к Иегове».
Я не берусь толковать это место, но в данном контексте оно только подчёркивает значение 28-го и последующих четырёх стихов. Если связать обещание Христа послать Святого Духа, как наставника на всякую истину и изучить параллельные места у других пророков, то можно прийти к выводу, что излияние приводит к следующему результату:
« И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять». (Иез. 36:26-27)
Еврейская религиозная традиция характеризовала символ помазания, как избрания на исполнение назначенной Богом миссии: «…и часто связывалось с наделением Духом, поэтому о помазании Святым Духом говорили как об «излитии» Святым Духом. В Месопотамии считалось, что царь наделён melammu (видимым присутствием славы божьей)». В то время служение пророка приравнивалось к миссии царя, а, порой, и превозносилось над ней. Пример: (3Цар.19:19). Учитывая особое отношение к небесным светилам в то время и ассоциациями их в умах мудрецов того времени с властителями, эти стихи (с 28-го по 31-й) могут иметь аллегорическое предопределение роли Церкви в мировой истории. Не зря христиане названы царственным священством. Но то, что дар пророчества (провозглашения истины о Боге) упоминается перед способностью видеть видения и вразумляться снами, то есть получать откровения, выделяет особую миссию Церкви открывать миру Божий план спасения и учить призывать Имя Господне: (Деян. 2:2-21). «Такое излияние духа приведёт к тому, что исполнится желание Моисея в Числ. 11,29». Это пророчество приводит к следующему выводу: того, кто возревнует о славе Господа среди народов, признает свою неспособность жить праведно и будет горевать о своём грехе, исполнит Святой Дух и даст пророчествовать (говорить, как глашатай) о Его делах силой Его Духа. Таких людей Всевышний ценит больше тех, кому Он доверил управление царствами, т.к. через Своих рабов Он может призвать к спасению народы. Таким образом Творец планирует непосредственно влиять на ход восстановления. Но такое влияние не может быть воспринято теми, кто называется царями и князьями. Весь мир, увлечённый властями, начальствами и мироправителями века сего восстанет против власти Творца. Народы соберутся на войну с Господом и Его народом. И Бог явит Себя мстителем за все беззакония, которые были допущены по отношению к Его наследию. Он так же проявит особую заботу «в тот день»: «горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим». (Иоиль 3:18) Ситтим (акация) произрастает в сухой почве. Эта долина – реальная земля с эрозированной почвой. Господь лично будет заботится и о такой земле. Последний стих: «Я смою кровь их, которую не смыл еще» «имеет значение – объявлять кого либо невинным, оставлять без наказания». Это обещание, наряду с обещанием вечной жизни в присутствии Господа вдохновляет и утешает Его народ в тех скорбях, которые выпадают на долю всех, избравших поприще правды. Это и даёт возможность ожидать явления Господа не со страхом, а в предвосхищении радости.
Это особое послание, которое выделяет книгу Иоиля из ряда пророков, описывающих День Яхве- Бог непосредственно участвует не просто в осуждении и наказании Своих противников, но и Своим Духом восстанавливает, исправляет духовное состояние жаждущих Его славы! Оно даёт несокрушимую надежду на то, что начавший наше спасение, будет лично участвовать в его завершении. Оно наполняет особой радостью всех, кто призвал Имя Господа.
Комментарий автора: Описание Дня Господня пророком Иоилем.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
конечно же! особой радость сердца тех, кто призвал, наполняет то, что Господь будет судить тех, кто не призвал.
до вашего "труда" думал что "День Господень" это суббота.
а теперь открылось! правильно вас там учат, студент. Комментарий автора: Иоиль подчеркнул, что День Господень- не столько день суда , сколько День Восстановления!
Последняя седьмина Пророка Даниила во свете Откровения - Владимир Сургай Где тот шаблон, по которому твердо определяем: “Я готов!” ? Готов ли кто ответить: ”Я имею достаточно масла в светильнике своем! Я знаю, что это за масло! Я знаю, где и как оно приобретается! Я знаю, кому оно дается!”?
Еще вопрос: мы готовимся быть в числе восхищенных или в числе пожатой пшеницы при кончине века? В чем разница этих событий?
Не ответив на эти вопросы, мы не сможем рассчитывать на восхищение! Ведь на брачный пир вошли готовые, имеющие достаточно масла! (Мф.25:1-13). И если Христос еще не взял Церковь, то лишь по одной причине: она не готова! Так неужели не будем участвовать в Божьем домостроительстве?!? Неужели будем говорить: ”Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”?!? Давайте попытаемся вместе получить ответы на эти важнейшие вопросы при свете Откровения – Божьего Слова! Мне стало вдруг ясно: без книги Откровения ответить на них невозможно! Надеюсь, и читатели с этим согласятся.
Благодаря книге Откровения мне больше открывается Славное Лицо Бога, Его Слово засветилось множеством дивных красок, особенно пророчества, -как Нового, так и Ветхого Завета. Не желаю сегодня быть на стороне дьявола; он хочет украсть славу у Бога, которая открывается исполнением Его заповеди: «Не запечатывай слов пророчества книги сей: ибо время близко». (От.22:10) Большое желание, чтобы изложенное ниже не числилось моим исследованием. Не хочу отрывать себя в этом процессе от Тела Христа. «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил; но как само сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно…»(1Ин.2:27). Как известно из Писания, Бог дает сильнейшее помазание, когда в Его Теле имеется единодушие детей Божиих(Пс.132, 2Пар.5:13,14; Деян.2:1-4; 4:31,32; 5:12-15). Порознь, вне Тела Христа, нет сильного помазания. И эта работа обречена остаться незавершенной, если я не найду ключ к сотрудничеству с Церковью, в единстве с искупленными Кровью Иисуса.
Божий пламенный призыв сегодня: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне”(Ин.5:39)!
Краткий обзор схемы событий
inchrist.webs.com/Sxema02.bmp