Для ТЕБЯ - христианская газета

Личность и общество в отечественной традиции
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Личность и общество в отечественной традиции


Сегодня во многом понятие «личность» часто ассоциируется с либеральной идеологией. Права личности, ее достоинство, возможности. Воспринимается она как «эго» – нулевая координата социального общества. Ничего без нее, все только через нее, ей, для неё и ради её. Но самое интересное, что достойно внимания – на поверхности, внутри – дырка. Ведь нулевая координата не зря имеет такое название: как у бублика... Внутренний мир – сугубо интимная сфера, и, как часто бывает, чем она скуднее, тем скрытнее. Важен только статус "по одёжке". Интересно и изначальное понимание личности, ведь в применении к конкретному человеку оно имело для Руской цивилизации иное значение.

Еще в XVIII и в начале XIX столетий, а ведь это целая эпоха, словом «личность» называли человека пристрастностного, самовлюблённого. Вообщем словом этим наносили оскорбление. Для достоверности приведу в пример, А.С. Пушкина, который в эпиграмме «Журналами обиженный жестоко…» писал:

Иная брань, конечно, неприличность,
Нельзя писать: Такой-то де старик,
Козел в очках, плюгавый клеветник,
И зол, и подл: все то будет личность.

Но бывало под «личностью» понимали также отличие. В таком значении слово употреблял Н.М. Карамзин в предисловии к «Истории государства Российского»: «Мы все граждане – писал Карамзин - в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя».

В то время отдельного человека именовали «особой», «персоной», «лицом». В этом был точный юридический смысл. Для личности же, с ее духовным миром особого слова, кроме неопределенного понятия «человек», не было.

Первым, кто придал понятию «личность» – духовное – значение, был выдающийся русский деятель М.М. Сперанский. Тот, которого Наполеон в свое время предлагал Александру I обменять на любое из завоеванных им государств. В своем наставлении для молодых людей «Руководство к познанию законов» (1838), Сперанский, будучи наставником цесаревича, впервые в русской традиции дал определение личности: «Собственность лица есть власть человека над собственными его силами, как душевными, так и телесными. Власть сия основана на первообразной власти духа над душою и души над телом. Сие называется личностью, самостоятельностью (personnalite)». Власть духа имеет тут принципиальную важность. Связывая личность с обществом он писал: «Цель общежития есть утвердить между людьми (взаимоотношения) нравственный порядок и посредством правды общежительной возвести к правде всеобщей. Общежитие есть преддверие вечности. В нем человечество навыкает, приуготовляется, образуется к нравственному единству». Сперанский предполагал опровергнуть противоположное, взятое из западной идеологии "Просвещения", «о начале общества от личных польз и договоров».
Будучи человеков своего времени, Сперанский в течение всей жизни интересовался самыми разными мистическими школами, но духовный опыт семьи, где отец был священником, и время обучения в семинарии дали свои плоды. В Добротолюбии, сильно повлиявшего на Сперанского, были помещены наставления святого Макария Великого, где были и такие слова: «Как муж тщательно собирает в дом свой всякие блага, так и Господь в доме Своем – душе и теле – собирает и полагает небесное богатство Духа… Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия и душа мертва для Царства и без Духа не может делать того, что Божие». «Первообразная власть духа», о которой говорит Сперанский в своем определении личности, означает именно это.


Его труд «Руководство к познанию законов» был опубликован в 1845 году. К этому времени, в русских образованных кругах общества царил Гегель. Понятие «личность» под его влиянием становится популярным. Однако личность по Гегелю – субъект, самосознание, «Я». Да, Философ высоко ценил роль христианства и считал, что именно оно принесло человеку осознание себя как личности, но упор делал именно на интеллектуальную сферу человечека. В таком варианте преотитет отдан логике, рационализму. Христианство и Сам Бог, который возносится над рационализмом, воспринимаются сдесь как бы отдельно, потусторонне - как идея, факт в сознании.


Впервые спор о «личности» разгорелся в России в 1847 году. Молодой профессор Московского университета юридического факультета К.Д. Кавелин опубликовал в журнале «Современник» статью «Взгляд на юридический быт древней России». «Христианство, – писал он, – открыло в человеке и глубоко развило в нем внутренний, невидимый, духовный мир… Когда внутренний духовный мир получил такое господство над внешним материальным миром, тогда и человеческая личность должна была получить великое, святое значение, которого прежде не имела… В древности человек как человек ничего не значил… Человек – живой сосуд духовного мира и его святыни; если не в действительности, то в возможности он представитель Бога на земле, возлюбленный сын Божий, для которого Сам Спаситель мира сошел на землю, пролил святую кровь Свою и умер на Кресте. Такой совершенно новый взгляд на человека должен был вывести его из ничтожества, освободить из- под ига природы и внешнего мира». Кавелин отстаивал идею развития личности как основного начала гражданского общества. Но случился перекос. Вслед за немцем Гегелем уже русский профессор Кавелин пишет о «глубоком чувстве личности» у германских племен...Не мудрено, Кавелин был западником, и его статья была резко раскритикована славянофилом Ю.Ф. Самариным. Он защищал приоритет общины над личностью – причем тоже с гегельянских же позиций. Однако в том же номере «Современника» вышла статья В.Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года». «Неистовый Виссарион» уже давно был разочаровавшимся гегельянцем и страстно критиковал идею личности как самосознания: «Ум без плоти, без физиономии, ум, не действующий на кровь и не принимающий на себя ее действия, есть логическая мечта, мертвый абстракт. Ум – это человек через тело, словом, личность». Так или иначе, но после этого о «личности» заговорили на каждом углу. Ап. Григорьев в критической статье 1847 года писал даже так: «Акакий Акакиевич гоголевской “Шинели” сделался родоначальником многого множества микроскопических личностей».


Гегельянский смысл не был полностью отброшен; даже позднее он пророс и укрепился в оппозиционной – больше социалистической – среде (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский). В 1860-е годы именно тут возникло понятие «интеллигенция»: она рассматривалась как коллективная «личность», общественная сила, основанная на служении высокой идее. Утопическое сознание наконец обрело своих основных идолов.


По предложению оптинского старца Макария (Иванова) И.В. Киреевский принял участие в издании святоотеческого наследия в переводе преподобного Паисия Величковского. Киреевский выступил категорическим противником немецкой философской традиции: «Для одного отвлеченного мышления существенное вообще недоступно. Только существенность может прикасаться существенному… Ибо существенного в мире есть только разумно-свободная личность. Она одна имеет самобытное значение. Все остальное имеет значение только относительное. Но для рационального мышления живая личность разлагается на отвлеченные законы саморазвития или является произведением посторонних начал и в обоих случаях теряет свой настоящий смысл… Рациональному мышлению невместимо сознание о Живой Личности Божества и о Ее живых отношениях к личности человека». Синонимом «личности» у Киреевского было «цельное бытие» человека, вполне схожее с «самостоятельностью» Сперанского. Единомышленник Киреевского А.С. Хомяков в своих поздних работах отождествлял понятия «личности» и «ипостаси» Иисуса Христа (личность или ипостась как то, что принадлежит воплощенному Лицу Бога-Сына). После этого началось активное использование слова «личность» славянофилами.

О любви как единственной силе, способной сохранить человеческую личность, писал Ф.М. Достоевский: «Разве в безличности спасение? Напротив, напротив, говорю я, не только не надо быть безличностью, но именно надо стать личностью, даже гораздо в высочайшей степени, чем та, которая теперь определилась на Западе. Поймите меня: самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли. Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест, на костер – [это] можно только сделать при самом сильном развитии личности».

Достоевский четко противопоставил те два понимания личности, о которых уже было сказано. Писатель, переживая смерть первой жены, в свою записную книжку в Великий четверг 1864 года занес такие слова: «16 апреля. Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей? Возлюбить человека как самого себя, по заповеди Христовой, – невозможно. Закон личности на земле связывает. “Я” препятствует. Один Христос мог, но Христос был вековечный от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек. Между тем после появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно как день, что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтоб человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего “Я”, – отдать его целиком и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье».


«Закон личности на земле», о котором говорит Достоевский, вступает в силу именно тогда, когда эта личность замыкается на своем «Я». Противопоставить этому можно только «первообразную власть духа». Без «Ты», без самопожертвования (то есть любви в духе) личность деградирует, распадается ее внутренняя иерархия.


Так, в XIX веке в России сформировалось два понимания человеческой личности: одно было основано на новозаветном и святоотеческом понимании и предполагало самореализацию человека в духе и любви, конечной задачей личности выступало обожение; второе происходило от идеалистической (гегелевской) философии и было связано с самосознанием и переживанием собственного «Я». Раскрытие личности, иными словами, предполагало два прямо противоположных пути – в Боге и через Бога или в себе самом и через самого себя.

Моя страничка на facebook https://www.facebook.com/vladislav.savelyev.3?ref=tn_tnmn


Милости прошу:)

Об авторе все произведения автора >>>

Владислав Стасюк Владислав Стасюк, Киев, Украина
Владислав Киев, Украина
Родился и живу в Киеве. В 12 лет крещен в храме Владимирского собора. Как и все учился в школе. После службы в армии (1989-1991). В 1992г. проходя мимо одного из православных храмов, меня привлекло внутреннее чувство мира и глубокой радости. После некоторых колебаний, все же в храм зашел. Внутри храма, остановился у иконы Христа....Далее личные переживания (извините сокровенно), ... это была первая пережитая встреча с Тем, в присутствии Которого что то произошло внутри, пришел мир и смысл. В доме, где я проживал, по соседству со мной проживал человек, гораздо старше меня возрастом, который посещал все возможные харизматические конференции с участием целителей и т.д. и т.д. Он меня и привёл на одно из воскресных служений общины "Живое Слово" http://lw.org.ua/ . Так, 1993г. я являлся активным служителем поместной и первой к тому времени харизматической общины "Живое Слово", пройдя путь от рядового члена общины до лидера группы прославления. В 1995 г. на совете общины пастором было совершено рукоположение. Параллельно окончил обучение в христианском центре подготовки лидеров Рика и Бетти Стромбек. Обучался в христианском институте теологии CLST http://www.clst.org.ua/wellcome.html. Одновременно собирал все журналы и другие издания ББИ Библейского Богословского Института им. апостола Андрея Первозванного, а так же Свято-Тихоновского Православного Университета http://pstgu.ru/
Часто посещал православные храмы, участвовал в литургии и таинствах, от чего более чем когда либо переживал силу покаяния, глубокую радость и мир во Христе. Покупал православную литературу, свидетельствовал в защиту православия, когда это было необходимо, (а это правда было не редкой необходимостью)... с юности ощущал (особенно с армейской службы), таинство причастности человека к церкви... И вот, летом в 1998г., после очередной воскресной службы (моего "заноса" не в ту степь), пастор отправил меня в отпуск. Так по ряду причин возврата в общину не последовало. То было время переосмыслений...хотя признаюсь и были неоднократные инерционные попытки вернуться в служение, но по ряду понятных причин (учения, богословие, таинства,...), шло внутреннее и непреодолимое отторжение. Даже вот, что было после: в 2003 г., в связи с некоторым личным осознанием и переживаниями, во мне появилось намерение о публичном покаянии перед всей общиной "о уходе из общины без пояснений". Такое решение встретило поддержку со стороны пастыря Гаврилюа А. П. http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%93%...B2%D0%B8%D1%87, который так же имел намерение говорить со мной на эту тему. При не случайной встрече с ним мы согласились в необходимости этого действия. Так и произошло, (на сцене каялся за выход из общины без всяких тогда на то пояснений, а главное за гордыню, которая поразила тогда меня, поскольку служение прославления на тот период было необыкновенно "заряженным", вспоминают до сих пор)..., но все же остаться в общине и служении Альфа http://sevastopolcc.org.ua/?p=2915, где мне предложено было послужить, так и не было суждено. То и естественно из-за множеств накопившихся противоречий.
...Внутренний зов в родной дом, молитвы и размышления направили меня туда, где я в 12 лет был крещён, в православное христианство....
P.S.Благодатная эволюция христианской души, для самой души есть приключение очень и очень странное, но сам этот путь полон пережитых внутренних драм, явственных драм падений, а с другой стороны захватывающих дух побед Христа в личной немощи....
Мир тебе и спасение во Христе.

e-mail автора: klaus_1971@mail.ru
сайт автора: Стасюк В.Ю.

 
Прочитано 2924 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Теплый - гоменюк михаил

Кот Бегемот поднимает тост... - Владислав Стасюк

Благотворительность - Буравец Валерий

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
І поцілунку не дам Тобі,як Юда - Мария Круль

Поэзия :
Ми безсилі без Бога - Ольга Назарова

Публицистика :
Филадельфия – не суть - Буравец Валерий

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100