Последнее время всё больше говорят о внедрении религии в образовательный процесс. Мне кажется, что во все времена, основной задачей христианства была задача воспитания нового, духовного человека, способного жить в социуме. Я думаю, что сегодня, в большинстве, люди не понимают значение религии в жизни общества, как главного воспитателя человека социального.
Иисус из Назарета никогда не говорил о пользе формального образования, не связанного с нравственным воспитанием. И его афоризм: «Знание сделает вас свободными», говорит о знании и умении жить в человеческом сообществе нового типа, но никак не связан с изучением специальных научных дисциплин, таких как физика, математика или даже история.
Он говорил, а точнее предметом его Заветов является нравственное воспитание человека. Поэтому, надо различать необходимость уроков именно нравственности, то есть воспитание и обучению принципам совместного, коллективного сосуществования.
Религия, как общение с высшими силами и связь с Богом, во всех разнообразных смыслах этого слова, появилась тогда, когда появилась необходимость выделить какие-то принципы совместного жития, в первобытном ещё стаде.
Животными правит инстинкт и потому, никаких дополнительных законов для стаи или стада не нужно. Законы биологической эволюции, в виде инстинктов и рефлексов, совсем неплохо руководят животными, даже высокоразвитыми.
Другое дело человек, который является животным социальным и обладает инструментальным мозгом, которым и отличается от других известных нам биологических видов.
Как и когда это отделение человека о животного произошло, тема интересная, но в данной статье речь о другом. Тема наших сегодняшних рассуждений - что помогло человеку, стать властителем природы и возвысится до божественных истин?! Ведь цель любой религии — это «обожение»человека, превращение земного существа в ипостась Бога. Бог и является той «ролевой моделью», которой стремиться подражать и на которую хочет походить истинно верующий.
На мой взгляд, главным помощником, сопровождающим человечество на пути к совершенству, главной отличительной чертой его, было присутствие религиозных корней в человеческой культуре с самых ранних этапов развития человечества.
Бог или божества — это некое идеальное создание, служащее одновременно и примером для подражания, и коллективным родителем, и всезнающим и справедливым судьёй, от имени которого писались законы и именем которого, нарушителей этих законов жестоко наказывали.
Сегодня, религиозные представления о «физике» и «химии» вселенной, окружающей нас, конечно неприемлемы, для совершенствования жизни и для продвижения в наше материальное будущее. Однако, вопросы мировоззренческие, вопросы целеполагания человеческой истории, воспитательное значение религий, возрастает с каждым столетием и потому, именно сфера воспитания и является главным полигоном применения религиозных воспитательных принципов и передача сущностных нравственных максим, из поколения в поколение.
Об этом, сегодня, многие забывают, настаивая на включении уроков богословия, в разных видах в школьные программы. Но при этом, очень важно знать, какую программу могут предложить религиозные учителя, новым поколениям учеников.
Да, как уроки истории религий, это может и должно иметь место. Да, как уроки знакомства с нравственными максимами христианства, ислама, буддизма и другие религий это может иметь место. Но и только.
Любые попытки внедрить в детское сознание богословскую «физику», «химию» или «зоологию», будут тормозить развитие человеческого сообщества и станут помехой в развитии науки и культуры!
Как процесс знакомство детей и взрослых с нравственными установлениями, новый «Закон Божий», может и должен иметь место в школьной и институтской программе. И этот «Закон», рано или поздно, поможет нам соединить Новый Завет Иисуса Христа и политику, как внутреннюю, так и международную.
Квинтэссенцией Нового Завета Иисуса Христа является Нагорная проповедь, в которой он говорил о воспитательной «программе» христианина, выраженной в Десяти Заповедях: «Не убий; Не укради; Не лжесвидетельствуй; Не клянись; Заповеди любви и заповеди блаженства... Именно в воспитании нового любовного и сострадательного отношения к людям и заключена основная мысль Нового Завета, который могут и должны проповедовать о разъяснять священники Церкви Христовой и в детском саду, и в школе и в институте!
Тогда меньше будет преступлений человека против человека; Тогда люди смогут с молодых лет осознать своё предназначение — служить другим и жертвовать всем ради достойной жизни на земле. И такое действенное христианство поможет не только в отношениях между людьми, но м в отношениях между государствами!
Сегодня, в Латинской Америке становится популярна теория соединения христианства и политики. Новый Завет Иисуса Христа, становится действенным оружием в борьбе с колониализмом, эксплуатацией и угнетение сильными и богатыми, бедных и слабых, которых пока во всех странах, большинство.
Нечто подобное давно назрело и в других странах и особенно в России, где прочные религиозные корни ещё могут возродится молодыми, сильными побегами и превратиться в мощные социальные движения, за справедливость, равенство и свободу для всех!
Бывая в русском православном храме, я вижу там несколько многодетных семей, в которых дети с ранних лет ходят вместе с родителями в церковь и вырастают на глазах в добродетельных юношей и девушек. Такие примеры, показывают нам, что родители приводящие своих наследников в церковь, воспитывают их в лучших традициях современного христианства.
Определение роли церкви, как воспитательного начала, снимают все возражения о противоречии науки и религии. Ведь в этом случае, религии и не претендуют на роль объяснителей и открывателей новых законов и описаний вселенной. Они, и в частности Русская Православная Церковь, просто будут воспитывать людей нравственно, что и приведёт к синергии усилий науки и религии, в желании построить вокруг нас новый, более гармоничный, современный, но и справедливый мир!
И строить этот мир, будут «новые христиане», вооружённые не только научными знаниями, но и пониманием нравственного закона любви, управляющего сосуществованием людей!
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности