Смотреть на видео - http://youtu.be/vz4eiSMmoe8
Прежде чем мы пойдем дальше, и будем рассматривать этапы духовного развития человечества, нам для лучшего понимания темы нужно остановиться на одном, хоть и прикладном, но важном вопросе о взаимоотношении общества и религии. Проще говоря, разобраться, для чего обществу нужна религия? И может ли общество обойтись без религии?
Есть множество людей, как правило, атеистов, которые отрицательно относятся к религии, и их критика религии, вызванная ее отрицанием во многом справедлива. Но вместе с тем существует и непонимание ими самого феномена религии и ее роли в жизни общества. Критика вообще, как говорится, имеет право быть. Более того, она необходима для очищения любому критикуемому объекту, и религии в том числе. Важно лишь, чтобы критика не стала критиканством, огульным отрицанием, и не произошел эффект выливания вместе с водой и ребенка, то есть, чтобы с негативным не было бы и разрушено позитивное, полезное.
К примеру, я знаком с атеистами, которые никогда не были религиозными, а также знаком с людьми, которые были ранее религиозными, но затем, разочаровавшись в религии, стали атеистами и теперь ведущими с религией борьбу. Попытаемся же восполнить эту нишу в их образовании и понимании. И придать их священной борьбе правильное направление и цель. Итак, что такое религия, и каково ее соотношение с обществом? Какова роль религии в обществе, каковы ее функции?
Само слово «религия» переводится с латинского, как связь с Богом - (лат. religio) religare (связывать). И если мы зададимся вопросом – откуда в человеке вера? То с атеистической точки зрения на этот вопрос нам будет ответить очень сложно. А с религиозной точки зрения – очень легко. В человеке, как творении Бога заложена функция связи с Богом, функция веры, так же, как в него заложена, допустим, и способность рассуждать. Однако функция веры намного глубже. Об этом свидетельствует хотя бы то, что далеко не все люди способны рассуждать. Не у всех развита эта функция. Но на земле нет ни одного человека, который бы хотя бы во что-либо но не верил. Человек сначала верит, потом он уже рассуждает. Не наоборот. Верят все. Правда, кто во что горазд. Рассуждают, тем более хорошо рассуждают, немногие.
Итак, во что же верят? Верующий человек верит в Бога. Неверующий верит в то, что Бога нет. Вы удивлены? Атеизм - это именно вера в определенную идею о том, что Бога нет. Разве не так? Сами подумайте, откуда человек узнал, что Бога нет? Он что, лично исследовал все уголки Вселенной? Он заглянул на другие планеты? Да он даже не обошел всего земного шара, чтобы убедиться в том, что Бога там нигде нет. А вдруг Бог живет на какой-нибудь полянке, в каком-нибудь цветке? Или где-нибудь у пчелки в жалке? Оцените красоту этого образа: Всемогущий, по определению, как знают верующие, Бог, сотворивший всю вселенную и управляющий ей, живет у какой-нибудь пчелки в жалке и управляет оттуда ходом планет. Красиво, не правда ли?
Так вот, разве наш атеист все исследовал? Конечно же, нет. Он просто поверил в эту идею, поверил, либо, разочаровавшись в противоположной идее, либо поверив какому-нибудь авторитету – книгам, учителям, господствующему в обществе мнению. И в итоге, он не знает, есть ли Бог, но просто верит, в то, что Бога нет. И вообще, может быть для вас это будет открытием, но большинство людей живет верой в мифы – в самых различных областях: общественных, политических, религиозных, исторических, космических, медицинских, психологических и так далее. Многие люди верят врачам, учителям, политикам, идеям, концепциям, которые просто ошибочны или не заслуживают доверия. Подчеркиваю не все, но многие. Как раньше люди верили, что земля плоская и стоит на трех слонах, а слоны – на трех китах, так нынче люди верят в этих, образно выражаясь, китов и слонов в самых разных областях, в том числе и в религии. Это подобно тому, как вам, допустим, нужны деньги, но вы знаете, что у вас в доме денег нет. Откуда вы это знаете? Вы знаете, что не клали деньги нигде в доме, вдобавок, вам жена сказала, что денег в доме нет. И вот, на основании этого, вы думаете, что вы знаете, что денег в доме нет. В один прекрасный день, вы, роясь в старых вещах, случайно обнаруживаете, что за подкладку пиджака, который висит в шкафу, Бог знает сколько лет, запала крупная купюра. Вы рады находке, но мало кто подумает в такой ситуации, что он просто ошибался, думая, что знает, что денег в доме нет. Вы верили в ошибочную мысль, которую вы себе сами внушили. Вы думали, что вы знаете, но на самом деле, вы не знали, а верили.
Так же обстоит дело с мифами. Человек некритически воспринимает различные мысли и идеи, которые либо пришли ему в голову самостоятельно, либо которые он усвоил от других людей, и которым он начинает доверять, основательно их не проверив. И он при этом думает, что он знает. А на самом деле, он не знает еще так, как должно знать. Каждое наше знание, каждая наша вера нуждаются в проверке и исследовании, как можно более тщательном. Собственно этим и человек занимается по большому счету всю жизнь, часто даже не подозревая об этом. Ему кажется, что главным в его жизни было какое-нибудь дело: строительство дома, выращивание деревьев, рождение и воспитание сыновей.… А на поверку, в конечном результате, может оказаться так, что главным то было для него – определить, что есть добро, а что зло? Что есть ложь, ошибка, а что есть, правда? И именно для этого, он и был здесь, на земле. Как вы думаете, возможен ли такой вариант с переоценкой жизненных ценностей? Вообще, такая переоценка ценностей случается с каждым человеком и об этом существует множество книг, фильмов, историй и произведений искусства. Помню, такой хороший российский фильм, который называется «Частная жизнь», с Михаилом Ульяновым в главной роли, рассказывающим о том, как один крупный хозяйственный работник выходит на пенсию. И вот, человек смыслом и целью которого было хозяйственная деятельность, внезапно оказывается не у дел, и вначале он совершенно растерян, не знает, чем ему заниматься, и как дальше жить. Жизнь потеряла смысл. И постепенно он открывает для себя новую жизнь и новые ценности: проблемы своих домашних – жены, дочки, внучки, и он находит себя в том, чтобы жить, помогая им и вникая в их трудности. Так часто поступает жизнь с человеком, отнимая у него его любимую игрушку, его самое дорогое занятие, кладя его либо на больничную койку, либо лишая его его дела. Поэтому поиски истины важно вести на всех этапах своей жизни. И вообще, запомните важную формулу, важную, как для верующего, так и для неверующего – нет религии выше истины. А истину человек вначале познает верой.
Вера – основа всего. Человек не может жить, постоянно проверяя себя во всем: а закрыл ли я квартиру, выходя из дома, а выключил ли утюг, а не упадет ли ему на голову кирпич с ближайшей крыши? Конечно, что-то он проверит иногда, вернется с лестницы, чтобы подергать дверь – а закрыл ли?, но все проверить он не сможет. Поэтому человек верит: так удобнее, так проще. Верит всему, и легко попадается на крючок различных мифов, которыми полна наша жизнь, и которые внушают ему окружающие. Он верит, а думает, что знает. И на многие вопросы, которые вы можете задать людям, они так и не смогут дать ответов, почему они поступают, так или иначе? Хотя они считают, что знают. К примеру, вы можете спросить у школьника - почему вы ходите в школу все в одинаковой школьной форме? В ответ вы услышите – так надо, или все так ходят. Почему все – спросите вы у взрослого - отдыхают в воскресенье, а не в среду, может, в среду отдыхать лучше? И в большинстве случаев, вы услышите тот же самый ответ – так надо или, как все, так и я. Итак, человек намного больше верит, чем знает, и чем рассуждает. Многое из того, что человек знает, то есть, думает, что знает, на поверку оказывается мифотворчеством.
Откуда в человеке эта функция веры? Вера – это есть способ связи с объектом веры. Напомню вам, что согласно с религиозной картиной мира, первоначально, человек, еще до того, как начал делать зло, то есть, до грехопадения имел полный контакт с Всевышним, и этот контакт был обоюден, то есть человек мог просто общаться с Богом, мог слышать Его и разговаривать с Ним и это было столь же естественно для человека, как и дышать. Бога Он не видел своими физическими глазами, но, естественно слышал, чувствовал, верил, и в конечном итоге знал, что пребывает в Его присутствии. Примерно так, как мы сейчас верим, что на нас не упадет кирпич. Это для нас естественно, как дышать. И стоит нам задумать, что вот сейчас на нашу голову может свалиться кирпич, так наша жизнь тут же становиться невыносимой. Особенно для тех, кто не знает, как сказал классик, что просто так кирпич на голову еще никому не упал. Человек верит, что этого не произойдет, ибо знать достеменно он этого не может.
Так и для первого человека естественно было жить в присутствии Творца и в полной близости с Ним. Человек знал, что он – не одинок, и рядом с Ним его создатель, который его защищает и заботиться обо всех обстоятельствах его жизни и без воли которого ничего не происходит в жизни человека. Человек знал, откуда он произошел, и для чего живет, потому что Бог сказал ему об этом. После грехопадения, эта связь человека с Богом была в значительной мере нарушена, но потребность общаться с Богом у человека осталась. А раз осталась потребность – она должны быть удовлетворена. Удовлетворение этой потребности и вылилось в различные религиозные культы, поклонения силам природы и разным духам, что мы называем язычеством – поклонение солнцу, воде, земле, ветру и так далее. Свято место пусто не бывает, и, потеряв Бога, человечество стремилось чем-то заполнить эту свою потребность в вере. И роль этих культов в жизни общества была весьма весомой, если не сказать, основной. Жизнь человека и общества была подчинена этим культам и регламентировалась ими точно так же, как жизнь современного общества регламентируется законами. Так возникла эпоха политеизма, многоверия, язычества (от слова – языки, то есть каждый народ, имеющий свой язык, верил в какого-то своего бога). Так продолжалось и во время распространения монотеизма, то есть веры в единого Бога: вера занимала основное место в жизни человека. Так оно и происходит сейчас, когда современный человек либо верит в Бога, либо верит и поклоняется всевозможным божкам – идолам: кумирам, деньгам, различным идеям или даже самому себе.
Итак, верить – есть естественная и фундаментальная потребность человека, и любая религия первоначально была верой, произошла из веры. Первоначально человек лично верил Богу. Но по мере удаления человека от Бога появились посредники между человеком и Богом: священники, каста посвященных. И создали различные религиозные институты, обряды, традиции, которые появились, как функция удовлетворения потребности человека верить. Ну, наподобие столовых, которые появились для удовлетворения потребности человека в еде. Со временем, по мере отхода от Бога, институт религии усложнился и стал подобен бюрократическому учреждению со своим штатом, порядком работы и разветвленною сетью услуг. И в крайней точке своего могущества, развития своего бюрократического аппарата, религия перестала соответствовать своему предназначению – а именно связи с Богом, и выродилась в это самое чиновничье учреждение. Религия забыла о небесном, и полностью сосредоточилась на земном, мирском, сохраняя лишь видимость своей сакральности, то есть, принадлежности к духовному, невидимому миру. Например, самым влиятельным человеком в средневековой Европе был Папа Римский, глава католической церкви. Влиятельным не потому что обладал безукоризненным нравственным авторитетом или был пророком, знал особые тайны, доступные лишь посвященным, а потому что на его стороне была политическая сила и богатство, огромные земельные угодья, большая недвижимость и так далее. Я вам уже говорил ранее, что атеизм, как массовое явление возник сравнительно недавно, несколько веков назад в эпоху просвещения в Европе. И был ответной реакцией на дикое извращение религии, когда вместо того, чтобы приводить людей к Богу, являясь связью с Ним, религия превратилась в страшного деспота, держащего народ в темноте и послушании знати. Было время, когда религия выступала против науки и искусства, против всякого освобождения и духовного развития человека. Религиозный человек был мракобесом, а вот неверующий, свободный от жестких религиозных догматов мог развиваться свободно. Неверующие стали бороться с религией, и во многом их борьба была оправданной. Но они уклонились в другую крайность – они похерили саму функцию веры, упразднили ее, перестали верить в Бога, считая, что Бога нет, а если Он есть, то такой, же мракобес, как и религиозные люди, а значит, верить в Него нельзя. Атеисты решили, что они вообще перестали верить, в то время как они просто уверовали в другую идею. Точнее в другие идеи. Человечество по закону маятника качнулось в другую сторону – от фанатичной веры в фанатичное безверие, от жесточайшего догматизма и насилия над мыслью – в анархию и в разгул самых диких мыслей и страстей. И атеисты правы, говоря, что большинство войн человечества были именно религиозными. Впрочем, забывая при этом добавить, что и атеизм может быть не менее кровавым, чем религия. Ведь именно атеисты большевики, совершившие Октябрьскую революцию, развязали гражданскую братоубийственную войну.
Если Бога нет, то все можно: так появились всевозможные извращения: к примеру, мало того что получили широкое распространение педофилия, гомосексуализм и лесбиянство, человек дошел до того, что начал совокупляться с животными. Самые дикие идеи в различных областях приходили в голову, свободную от Божьих законов и заповедей. К примеру, в политике, Гитлер, создал теорию о превосходстве арийской расы над остальными. А Сталин, мучимый маниакальной идеей борьбы с внутренними врагами, создал ГУЛАГ, где сгноил цвет русской интеллигенции. В спорте появились бои без правил. Общество потребления, где высшей ценностью является достижение материальных благ и комфорта, погрязло в разврате и бездуховности. Оно плодит с одной стороны богатых людей, купающихся в роскоши и тратящих баснословные деньги на своих собак и свои удовольствия, с другой стороны такое общество плодит миллионы нищих.Человечество шарахалось из стороны в сторону от религиозного насилия к национальному и искало дорогу к светлому будущему. И сейчас человечество мучительно ищет идеи, которые помогли бы решить его многочисленные проблемы. И опять возвращается к религиозности. К примеру, в бывшем СССР после атеистической коммунистической эпохи, когда религию запрещали, храмы разрушали, а священников бросали в тюрьмы и лагеря, опять идет возврат к вере: вновь строятся храмы, государство возвращает церкви, отобранные у нее ценности. Но сама религия неизбежно трансформируется под воздействием времени и новых требований. Не может не трансформироваться, потому что старые формы религии уже не соответствуют духовным потребностям человека. И поэтому в той же России, появились новые церкви и духовные направления, пришедшие и с Запада и с Востока. Например, протестантизм, возникший вначале на Западе. И как бы им не противилась традиционная православная церковь, она ничего не может сделать с этим. Человечество познало как страшный вред религиозного фанатизма, так и страшный вред воинствующего безбожия. И откидывает это на своем пути. Разумеется, религия и далее будет существовать в обществе и количество верующих и религиозных людей в мире намного превышает количество атеистов. Но религия будет все более трансформироваться в сторону упразднения бюрократических институтов, мертвых обрядов и догм, и все более религия станет приближаться к личной вере человека до тех пор, пока все не вернется к самому началу, когда между Богом и человеком уже не останется никаких посредников, ни в виде церквей и храмов, ни в виде класса священников. Об этом есть пророчества в Библии, что наступит время, когда не будет учить брат брата, говоря: познай Господа, но все сами будут научены Богом. И как говорит Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе, последней книге Библии: в будущем Царстве Бога на земле не будет уже Храма, ибо Сам Господь будет Храмом для человека, то есть, вся земля будет святой, и зла и не правды более не будет.
|