«Все мы, святые и воры, из алтаря и острога.
Все мы – смешные актёры в театре Господа Бога» - /Н.Гумилёв/.
«Алтарь в христианских церквях. «Алтарь, - говорится в католическом журнале «Чивильта католика», - занимает главное место в церковном здании, но и в так называемой живой Церкви баптистов».
«Так сказать, собираю раковины на берегу необъятного океана познания» -/А.Конан-Дойл - писатель/.
Слово «алтарь» – еврейски мизбеах, происходит от латинского языка alta ara, что означает возвышенное место, возвышение, чем выше от земли; поэтому и искали возвышенных мест, чтобы приблизиться тем ближе к Богу. По-гречески алтарь в древности назывался «бима», что означало возвышенный жертвенник, возвышение, с которого ораторы произносили речи, судилище, с которого цари возвещали народу свои повеления, творили суд, раздавали награды. Эти названия, в общем, соответствуют духовному назначению алтаря в православном храме. Но они также свидетельствуют, что уже в глубокой древности алтари христианских храмов устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это, как правило, соблюдается и до наших дней.
Алтари, которыми покрыта земля, посвящены богу наживы, которому служат владельцы таких алтарей. Истинный алтарь, если человек верующий, должен быть у него в душе, а если не верующий - в мозгу. Принести свою жизнь на алтарь отечества (перен.: пожертвовать своей жизнью во имя родины; высокое). И Христос учил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» - /Ин.15.13/.
Католические и православные ритуалы и религиозные церемонии настолько многочисленны и сложны, что в католической семинариях составляют отдельную дисциплину – литургику. «Очевидно, сети очень сложной интриги плетутся вокруг, - говорит Холмс, - в этой церкви, и наша задача проследить и разобраться в этом деле» -/А.Конан-Дойл/.
Историк Мур говорит: «Когда христианские священнослужители стали рассматриваться как приемники священства из предыдущего завета, эта тенденция, присущая всем ритуалам, стала ещё больше проявляться под влиянием того, что говорится в Ветхом Завете. Роскошные одеяние первосвященника, парадные облачения священников, торжественные процессии, хор певцов-левитов, исполняющих псалмы, клубы фимиама из качающихся кадильниц – всё это, казалось бы, дано Богом в качестве образца, как проводить религиозные службы, и оправдывало стремления церкви не уступать в помощники полезности древним культам».
Возможно, вас удивит то, что обряды, обычаи, одеяния и многое другое, принятое в различных церквях, исходит не из христианского учения Евангелий, а из обычаев и ритуалов евреев или языческих народов. В католической энциклопедии говорится, что католицизм «унаследовал использование алтаря от иудаизма и частично от язычества» - / «Enciclopedia Cattolica»/. Минуций Феликс, апологет III века н.э. писал, что у христиан не было «ни храмов, ни алтарей (жертвенников). В энциклопедическом словаре «Религии и мифы» говорится примерно то же самое: «Ранние христиане отвергали использование алтаря (жертвенника), чтобы отличить себя от иудейских и религиозных языческих культов» - /Religioni e Miti/.
Поскольку христианство основывалось главным образом на принципах, которые должны быть применимы в повседневной жизни и к тому же в любой стране, больше не было необходимости ни в святом земном городе, ни в буквальном храме с жертвенниками, ни в священниках из людей, занимающих особое положение и облачённых в особую одежду. «Наступает час, сказал Иисус, - когда будете поклоняться Отцу и не этой горе, и не в Иерусалиме. Истинные поклонники будит поклоняться Отцу в Духе и истине» - /Ин.4.21.23/. Поэтому, совершая сложные ритуалы и используя алтари, многие церкви игнорируют слова Иисуса о том, как нужно поклоняться истинному Богу» - /«Сторожевая башня»/. Соответствует древности но, это не значит, что оно даёт силу духовности. Но если бы это давало духовности то, тогда зачем Христос? «Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды принесши в жертву Себя Самого» - /Евр.7.27/.
Однако же Иисус Христос не вводил никаких церковных обрядов, совершаемых у алтаря или жертвенника как покаяния перед всем народом, как у баптистов. Свои ученикам Он тоже не заповедал совершать подобные обряды. Его упоминание о жертвеннике: «Оставь там дар твой…и пойди» - Мат. 5.23.24 и в других местах Писания относится к религиозным обычаям, распространённым среди иудеев. Он не говорил, что Его последователи должны поклоняться Богу, используя жертвенник или алтарь. Американский историк Джордж Фут Мур 1851-1931, писал: «Основные особенности христианского богослужения всегда оставались неизменными, но со временем простые ритуалы, описанные Юстином Мучеником в середине второго века, развились в величественные обряды».
Как говорит К.Станиславский: «Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплёванном полу». Выказывать презрительное безразличие ко всем и ставить себя выше всех, как бы плюнуть в них, а потом молится в алтаре. Алтарь – это жертвенник за грешных?! А что делают священники?
Прочитаем Л.Толстого: «И никому из присутствующих, начиная со священника и смотрителя и кончая Масловой, не приходило в голову, что тот самый Иисус, имя которого со свистом такое бесчисленное число, раз повторял священник, всякими странными словами восхваляя его, запретил именно все то, что делалось здесь; запретил не только такое бессмысленное многоглаголание, и кощунственное волхвование священников-учителей над хлебом и вином. Но самым определенным образом запретил одним людям называть учителями других людей, запретил идоло-молитвы в храмах, а велел молиться каждому в уединении, запретил самые храмы, сказав, что пришел разрушить их и что молиться надо не в храмах, а «в духе и истине» - /Ин.4.23/.
Главное же, запретил не только судить людей и держать их в заточении, мучить, позорить, казнить, как это делалось здесь в храме, а запретил всякое насилие над людьми, сказав, что Он пришел выпустить плененных на свободу.
Никому из присутствующих не приходило в голову того, что все, что совершалось здесь, было величайшим кощунством и насмешкой над тем самым Христом, именем которого все это делалось. Никому в голову не приходило того, что золоченый крест с эмалевыми медальончиками на концах, который вынес священник и давал целовать людям, был не что иное, как изображение той виселицы, на которой был казнен Христос именно за то, что он запретил то самое, что теперь его именем совершалось здесь. Никому в голову не приходило! Что те священники, которые воображают себе, что в виде хлеба и вина они едят тело и пьют кровь Христа, действительно едят тело и пьют кровь его. Но не в кусочках и в вине, а тем, что не только соблазняют тех «малых сих», с которыми Христос отожествлял себя, но и лишают их величайшего блага и подвергают жесточайшим мучениям, скрывая от людей то возвещение блага, которое Он принес им.
Священник со спокойной совестью делал все то, что он делал, потому что с детства был воспитан на том, что это единственная истинная вера, в которую верили все прежде жившие святые люди и теперь верят духовное и светское начальство. Он верил не в то, что из хлеба сделалось тело, что полезно для души произносить много слов или что он съел действительно кусочек бога, - в это нельзя верить, - а верил в то, что надо верить в эту веру. Главное же, утверждало его в этой вере то, что за исполнение треб этой веры он восемнадцать лет уже получал доходы, на которые содержал свою семью, сына в гимназии, дочь в духовном училище. Так же верил и дьячок и еще тверже, чем священник, потому что совсем забыл сущность догматов этой веры, а знал только, что за теплоту, за поминание, за часы, за молебен простой и за молебен с акафистом, за все есть определенная цена, которую настоящие христиане охотно платят. И потому выкрикивал свои «ломилось, помилось», и пел, и читал, что положено, с такой же спокойной уверенностью в необходимости этого, с какой люди продают дрова, муку, картофель. Начальник же тюрьмы и надзиратели, хотя никогда и не знали и не вникали в то, в чем состоят, догматы этой веры и что означало, все то, что совершалось в церкви, - верили, что непременно надо верить в эту веру, потому что высшее начальство и сам царь верят в нее. Кроме того, хотя и смутно (они никак не могли бы объяснить, как это делается), они чувствовали, что эта вера оправдывала их жестокую службу. Если бы не было этой веры, им не только труднее, но, пожалуй, и невозможно бы было все свои силы употреблять на то, чтобы мучить людей, как они это теперь делали с совершенно спокойной совестью. Смотритель был такой доброй души человек, что он никак не мог бы жить так, если бы не находил поддержки в этой вере. И потому он стоял неподвижно, прямо, усердно кланялся и крестился, старался умилиться, когда пели «Иже херувимы», а когда стали причащать детей, вышел вперед и собственноручно поднял мальчика, которого причащали, и подержал его.
Большинство же арестантов, за исключением немногих из них, ясно видевших весь обман, который производился над людьми этой веры, и в душе смеявшихся над нею. Большинство верило, что в этих золоченых иконах, свечах, чашах, ризах, крестах, повторениях непонятных слов «Иисусе сладчайший» и «позлилось» заключается таинственная сила, посредством которой можно приобрести большие удобства в этой и в будущей жизни. Хотя большинство из них, проделав несколько опытов приобретения удобств в этой жизни посредством молитв, молебнов, свечей, и не получило их, - молитвы их остались неисполненными. Каждый был твердо уверен, что эта неудача случайная и что это учреждение, одобряемое учеными людьми и митрополитами, есть все-таки учреждение, очень важное и которое, необходимо если не для этой, то для будущей жизни.
Так же верила и Маслова. Она, как и другие, испытывала во время богослужения смешанное чувство благоговения и скуки» - /Л.Толстой «Воскресенье/. Это сказано более ста лет назад, а что изменилось в алтарном служении православии для спасения и что дало в духовности?
«Храм как таковой – что многочисленные злоупотребления священников и нарушения в порядке службы делают невозможным для них участие в храмовом богослужении. Богослужение во многом находится под влиянием идолопоклонства» - /Дэвид Гудинг, - д-р философии, Ирландия/.
«Павел даёт первосвященнику надлежащую характеристику: «Ты стена побеленная» - /Деян.23.3/, т.е. «ты – лицемер, грязная стена, внутри составленная из мусора, глины и отбросов, а снаружи оштукатуренная и подбеленная. В сущности, извалявшиеся в негащённой извести навели на себя глянец, чтобы показаться не только чистыми, но и нарядными» - /Мэтью Генри/. «Неужели лучше молится на навозной куче, чем на этой благословенной горе. Лучше молится на навозной куче, чем в храме попадая под влияния идолопоклонство и влияние» - /Рабби Исмаил Бен Хосе/.
«Мне все более кажется, что наши декоративные, пышные богослужения должны кончиться, уже кончились внутренне. Они искусственны, не нужны, они не питают более жаждущих душ и должны замениться иными, более активными и более теплыми видами религиозного общения» - /Свящ. А. Ельчанинов. Отрывки из дневника/.
Впечатление: Католики видят тарелку с денежным сбором только однажды и жертвуют всерьез. У нас с тарелочным сбором идет по храму целая процессия с рекламами: «На содержание храма»... «На ремонт храма»... «На украшение храма»... «На содержание хора»... Баптисты что? Не делают этого? Ещё как делают, только вывеску меняют, а суть одна и та же. Тарелка или кружка взывают к нам и у Исповеди, и после Причащения, и при целовании креста, и даже на всенощной у благословляющего народ священника. Этим назойливым попрошайничеством мы приучили народ смотреть на него несерьезно: человек положит на первую тарелку пятачок и берет сдачу, чтобы положить что-то и на другие тарелки. Тарелочный сбор составляет у нас совершенно ничтожную часть церковных доходов. Почти все наши пожертвования совершаются в форме купли-продажи, в храме у нас — торговля свечами, просфорами, проскомидией, панихидой, ектениями... К этому все привыкли, и только сравнение с «инославием» заставляет нас призадуматься.
Казалось бы, в наших особых условиях, — какое выгодное у них (баптистов) положение: простота собраний, всем понятный язык... Но эта внешняя как будто свобода проповеди и молитвы загнана у них в начетнические и ханжеские штампы, из которых они не могут, да и не хотят выйти. Церковные традиции они отвергли, а сами оказались в плену у традиций провинциальной «штунды» нашего века. Осуждая почитание икон и креста, видя в этом языческое идолослужение, они сами проникнуты совершенно, идолопоклонническим отношением к ветхозаветной Библии. Проповедь занимает у них место, которого они не в силах заполнить, для этого надо было бы в каждой общине иметь несколько выдающихся ораторов. Таких ораторов у них нет, и даже в Москве их проповедь производит удручающее впечатление. По радио проповедь «баптиста» можно отличить прямо с второй-третьей фразы, так она банально-специфична... Если бы кто-то из них предложил исполнять в собрании какой-либо церковный древне-христианский гимн, например, «Свете тихий» или Великое славословие, — это встретило бы резкий отпор: ведь этого нет в «Гуслях»! Так называется у них свой непреложный устав — сборник иностранных, только иностранных песнопений. Некоторые из них в оригинале, может быть, и хороши, но переводы все крайне плохи, иногда просто неграмотны. А в напевах — какая-то выдающаяся бесцветность, прямо удивительная бездарность. Молитва у «баптистов» бывает либо пресвитерская, скомпонованная из стандартных фраз, либо экзальтированная, импровизированная кем-либо из народа.
«Царь Давид поступил правильно, потому что человеческая нужда важнее обрядовых запретов» - /А.Мень/.
«Если люди не знают Бога как личность, как они могут быть преданы Ему? А если они не особо преданны Ему, то и Он не особо отвечает на их молитвы. Преданность Богу - это не тупой фанатизм. Она не означает с именем Бога на устах нарушать Его законы, как это часто происходит сейчас. Настоящая преданность Богу основана на духовном знании и культуре. Это чувство дает человеку защиту и силу противостоять соблазнам, а также глубокое внутреннее удовлетворение от связи с самой совершенной личностью. Преданность Богу меняет сердце человека: зависть превращается в уважение; вожделение - в любовь; гнев - в терпение; жадность - в бескорыстие; безумие - в здравомыслие; иллюзия - в ясное видение.
От Бога человеку передаются такие божественные качества, как доброта, честность и миролюбие. Вот реальная проживание, которая меняет самого человека, а не просто пытается косметическими мерами улучшить жизнь и навести порядок в мире. Бог уже установил Свой порядок. Ему нужно просто следовать.
Источники: Библия. Эрик Нюстрем «Библейский словарь». Мэтью Генри – английский толкователь Библии (1662-1714).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности