«Дисциплина – это его конёк» - /А.Игонин – футболист/. Мастерство начинается с дисциплины» - /Инаят Хан Хидаят/. Дисциплина — душа армии. Она превращает немногочисленное войско в могучую силу, приносит успех слабым и уважение всем» - /Дж.Вашингтон/
Дисциплина (лат. disciplina) — учёба, воспитание, школа — поведение, направленное на следование определенному порядку или установленным правилам. «Так было с этого времени и после; - и поставил он (Давид) это в закон и в правило для Израиля до сего дня» - /1Цар.30.25/. Общественный, определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации. Она является необходимым условием нормального существования общества; благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных организаций.
В обществе всегда существует общеобязательная и специальная дисциплина — обязательная только для членов определённой организации (трудовая, партийная, воинская христианская религиозная и т.д.). Она всегда определяется господствующими общественными отношениями и служит для их поддержания. Различают внутреннюю дисциплину, или самодисциплину. Дисциплину из соображений выгоды и дисциплину по принуждению. Внутренняя дисциплина предполагает глубокое усвоение формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения членами общества норм, регулирующих поведение людей. Такая дисциплина поддерживается без внешних санкций и принудительных мер.
«Сотник же отвечая, сказал: «Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов» - /Мт.8.9/. «Подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера»-/В.Ленин/. Дисциплинированный человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения и в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины и т.д. В отличие от внутренней дисциплины, дисциплина из соображений выгоды и дисциплина по принуждению опираются на внешние санкции — положительные или отрицательные.
Член общества или организации может следовать нормам и распоряжениям только в расчёте на материальное или какое-либо иное поощрение или, стремясь избежать наказания. В конечном счете, дисциплина определяется степенью сочетания личных интересов членов общества, их потребностей и выполняемых ими социально обусловленных норм поведения. Если эти нормы не становятся внутренними пружинами действий индивидов, возникают разного рода отклонения в поведении, которые либо регулируются с помощью механизмов социального контроля, либо могут привести к изменениям и ломке существующих норм и институтов. Однако общественно вредной может оказаться и чрезмерно жёсткая дисциплина, т.к. в этих условиях члены общества лишаются творческой инициативы, а общественная система утрачивает необходимую гибкость.
Мы должны помнить, что дисциплина – не муштра. Слово «дисциплина» связано со словом discipulus, ученик. Дисциплина это состояние ученика, его положение по отношению к Учителю и к тому, что он изучает. Если попытаться понять, что значит ученичество на деле, когда оно приводит к дисциплине, мы обнаруживаем следующее. Прежде всего, ученичество означает искреннее желание учиться, решимость научиться любой ценой. Ясно, что слова «любой ценой» могут означать для одного человека гораздо больше, чем для другого. Все зависит от рвения, убежденности или от устремлённости к научению. И, однако, для каждого конкретного человека это происходит «любой ценой». Не так часто находишь в своём сердце искреннее желание учиться. Как правило, мы готовы учиться сколько-то, при условии, что от нас не потребуется слишком уж больших усилий, а конечный результат оправдает их. Мы не уходим в учение всецело, неразделённым сердцем, и в результате часто не достигаем того, чего могли бы достичь. Поэтому, если мы хотим с пользой стать учениками и научиться дисциплине, которая принесёт плоды, первое условие – цельность устремлений: «обратит человек взор свой к Творцу своему» - /Ис.17.7/.
Духовные дисциплины - это дисциплины личного и общего характера, способствующие духовному росту. Они являются неотъемлемой частью посвящения и практического христианства. Им следовали многие люди Божьи еще с библейских времен. Духовные дисциплины следует рассматривать как духовные упражнения. Пойти в ваше любимое место, чтобы молиться или вести дневник, это все равно, что пойти в спортзал и заниматься на тренажере. И как физические упражнения такого рода дают силу, так и духовные упражнения производят благочестие.
Христианская дисциплина — это ответственность перед Богом ради Христа и способ исключить праздность и лень из своей жизни. Быть полезным в планах Творца и угодным в Его воле. Настает момент, когда мы принимаем ответственность за все, о чем мы думаем, что делаем, и что должны сделать. Бог любит всех людей, но в общении Он скорее с теми, кто говорит Ему: «Вот я, пошли меня»-/Ис.6.8/. Это так! Но сначала соблюдение порядка. Исаия признаёт себя: «ибо я с нечистыми устами» - /Ис.6.5/. И происходит очищение «и грех твой очищен» - /Ис.6.7/. «Дисциплина начинается с уважения других и лишь потом – себя» - /А.В. Иванов/. И тогда только признание в себе греха в смирение, избирается назначение.
Дисциплина без определенной цели — это тяжелая и нудная работа. Практически всегда, когда теряется цель, ценность цели, все становится не столь важным и даже полностью теряет смысл.
В пренебрежении духовными упражнениями существует опасность. Уильям Баркли написал хорошо известный сборник работ, где он иллюстрирует эту опасность. Комментируя разницу между дисциплинированностью и недисциплинированностью, он пишет: «Без дисциплины не достигалось ничто и никогда; многие атлеты теряли форму, потому что отвергали дисциплину». Никто никогда не достигал какой-нибудь высоты без дисциплины, а если и достигал, то удержаться на ней не мог».
Пренебрегая духовными упражнениями, мы сталкиваемся с опасностью принести мало духовного плода. Немногие из нас могут иметь поэтические и интеллектуальные дары, но всем христианам были даны духовные дары /1Кор.12.4-7/. Однако простое наличие духовных даров не гарантирует обильное приношение плода, так же как и умственные дары не гарантировали хорошую проповедь. Как и природные, духовные дары также должны развиваться через упражнения, чтобы принести духовный плод.
Дисциплина, в сущности, есть организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (например случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели. Что такое церковная дисциплина? Дисциплина, это, прежде всего, Божье установление, предназначенное для поддержания в Его церкви порядка, который необходим для обучения и роста ее членов. Дисциплина - это наставление в истине, которое воспитывает благочестие, поддерживает истинную веру и должный порядок. Это официальная обязанность руководства: для каждого своё назначение /Еф.4.11-12/ и всех членов церкви «Будем внимательны друг ко другу, поощряя в любви и добрым делам» - /Евр.10.24/.
Нет ни одного аспекта нашей духовной жизни, который не совершенствовался бы под воздействием каждодневной самодисциплины. Она необходима при чтении и изучении Библии, молитве, практической жизни христианина. Установить для своего духовного становления определенное время и строго придерживаться его - вовсе не значит быть формалистом, напротив, это мудрый и серьезный подход к делу Божьему. Как легко тратить время на пустяки, а потом жаловаться, что у нас не осталось времени, чтобы насытить наши души! Именно об этом предостерегает Павел в Еф.5.17-18: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». Пренебрежение вопросами дисциплины приводит к возникновению нечистоты в церкви, и поскольку мы не можем выйти из мира, мы должны мир удалить из церкви. Вот почему апостол Павел призывает: «Итак, извергните развращённого из среды вас» -/1 Кор. 5.13/.
В.И.Ленин характеризовал дисциплину как «...дисциплину товарищескую, дисциплину всяческого уважения, дисциплину самостоятельности и инициативы в борьбе», братскую дициплину.
«Дисциплина заключается в том, чтобы вызывать на свет Божий все великое и святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» - М. И. Драгомиров/
Духовная дисциплина формирует надлежащие духовные характеры. Так говорит Св.Писание: «а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» /1 Тим. 4.7-8/. Духовная дисциплина помогает нам проводить жизнь, сосредоточив внимание на ее цели. Так говорит Св.Писание: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить»-/1Кор.9.24/ Духовная дисциплина отбрасывает несущественное. Так говорит Св.Писание: «Посему и мы, … свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением, будем проходить предлежащее нам поприще»- /Евр. 12.1/
«Духовная дисциплина, под которой подразумевается дисциплина мысли, является первым и совершенно необходимым инструментом для духовного роста. Некоторые думают, что духовное пробуждение, или просветление, наступает спонтанно и не требует никаких действий с нашей стороны. Кое-кто даже считает любое усилие препятствием к просветлению, но это не составляет всей правды. Верно, что все великие мудрецы свидетельствовали, что просветление — врожденное состояние, но они всегда подчеркивали также необходимость должной подготовки. Если некоторые достигли просветления без видимых усилий, мы должны допустить, что они готовились к этому благому моменту в течение многих жизней. Приняв такую точку зрения, придется допустить, что любое духовное усилие — пустая трата времени. В этом случае мы можем жить, как хотим, и надеяться на лучшее. Именно так и поступает большинство людей, и их личные судьбы не являются для нас тайной: вместо свободы они страдают от множества несчастий» - /Георг Фойерштейн/.
«Жизнь дисциплины может быть результатом только одного — устремления, внутреннего зова. Когда мы молим о вещах внешних, мы порой получаем их, порой — нет. Но если наш зов искренний, исполненность неизбежно расцветает. Если кто-то хочет дисциплинировать себя, если он недоволен своей неорганизованной жизнью и чувствует, что может получить от жизни дисциплины подлинную исполненность, совершенство и удовлетворение, тогда Бог непременно поможет такому искреннему искателю. Ни в чем не может быть отказано имеющему внутренний зов» - /Шри Чинмой/
Духовная дисциплина включает в себя моменты жизни, когда время посвящается исключительно молитве, размышлению над богодухновенными книгами, посещение мест, где поклоняются Богу. Духовная дисциплина закладывает хороший фундамент Любви. Порядок в духовной дисциплине - не самоцель, но полезные привычки, которые необходимо соблюдать всегда, а не от случая к случаю.
Мы сейчас живем в веке, когда старые дисциплины рушатся, а новых не появляется... Прежде всего, высмеивается дисциплина божественной благодати, на которую смотрят как на законничество и которая абсолютно неизвестна нынешнему поколению, совершенно несведущему в Писаниях. Нашему христианскому характеру необходима большая сила, которую могут дать только дисциплина и упражнения.
Если эти правила насаждаются извне, то дисциплина ничем не отличается от закона, который человек никогда не мог исполнить. Неудачные попытки поставить себя под закон неизбежно приводят к осуждению, потому что в этом и состоит суть закона — проявить и осудить, нашу христианскую неспособность к подчинению.
Более того, если мы воспринимаем дисциплину как плату за духовность и особую приближенность к Богу, она становится причиной самоправедности. Дисциплина, ставшая для нас источником ощущения безопасности, уверенности в себе и своих силах является ничем иным как идолом. Этот идол был хорошо известен римлянам. Дисциплина — богиня в римской мифологии, персонифицирующая воинскую дисциплину. Культ получил распространение при императоре Адриане.
Но есть то, что можно назвать естественной дисциплиной, которая является плодом духа. Божий Дух — это не дух хаоса, но Дух порядка. В Его сфере все идеально, гармонично, упорядочено и подчинено конкретным правилам. И весь секрет в том, что все это уже содержится внутри нас «И окроплю вас чистою водою» - /Иез.36.25-27/. Через взаимоотношения с Духом, через доверие Ему, мы естественным образом постепенно вырастаем в Его порядок, проявляем его, перенося из своего духа в практику жизни. Воспринимая правила Духа, мы вместе с ними принимаем желание и благодать для подчинения. Эти правила не переламывают нас, но идеально подходят нашему типу личности, менталитету, нашему призванию и идеально вписываются в наши жизненные обстоятельства. Вот почему такую дисциплину можно назвать естественной. Дисциплинированный человек — это тот, который может сделать то, что нужно сделать и тогда, когда это нужно сделать.
Дисциплина без определенной цели - это тяжелая и нудная работа. Представьте себе шестилетнего мальчика, которого родители записали на музыкальные занятия. Каждый день после школы он сидит в гостиной и неохотно бренчит на гитаре «Дом на горе», наблюдая за своими приятелями, которые играют в баскетбол в парке напротив. Вот это как раз и есть дисциплинирование без определенной цели или направления. Это тяжелая и нудная работа».
Христианский рост тесно связан с дисциплиной. Скорость, с которой человек растет духовно, и степень, до которой он растет, зависят от дисциплины. Это есть упражнение в методах достижения духовного роста. Аристотель говорил: «Совершенство – это искусство, которое достигается тренировкой и выработкой привычек. Мы действует правильно не потому, что у нас есть добродетель совершенства. Наоборот, у нас есть совершенство, потому что мы действуем правильно. Мы то, что мы делаем систематически. Совершенство – не поступок, а привычка». Неизвестный автор появившегося много веков назад трактата «О возвышенном» писал, «что ко всякой научной дисциплине предъявляются два требования: «Во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом».
Дисциплина, по определению, не самое приятное слово. Оно немного напоминает брюссельскую капусту: мы знаем, что должны любить её, но к её вкусу необходимо привыкнуть. Вне зависимости от того, относится дисциплина к исправлению других или к контролю над собой, она всегда кажется нам чересчур строгой — слишком старой в мире, пропитанном духом свободы. Однако Писание не только описывает примеры, но и заповедует нам применять методы церковной дисциплины — наказания. И если мы хотим построить здоровую церковь, то должны быть готовы использовать её. Исправляющая дисциплина подобна хирургическому вмешательству: она исправляет то, что в теле функционирует неправильно, чтобы предотвратить развитие более серьёзных болезней. Примерами исправляющей дисциплины — наказания — могут быть обличение, увещание и отлучение.
«Совершено, правильно сказано: кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетелей. Ты посеял в их сердце своеволие и хочешь собрать плоды дисциплины? Но так как весьма многие пренебрегают дисциплиной, то нет ничего удивительного, что молодежь везде вырастает своевольной, дикой. » - /Я.Коменский/.
Когда люди говорят о церковной дисциплине, чаще всего они подразумевают «отлучение от церкви», т.е. когда людей «выгоняют». Однако отлучение – это последняя ступень процесса, лишь одна его часть, и следует стараться всеми способами ее предотвращать. Факт заключается в том, что, в соответствии со словами Иисуса, церковную дисциплину следует применять постоянно. Это и есть подотчетность. Это и есть искренний диалог. Это и есть честная дружба. Это когда кто-то задает прямые и глубокие вопросы тому, кто оказался у края пропасти. Такое случается в церкви постоянно, поэтому церковную дисциплину следует применять непрерывно. Она должна стать правилом церковной жизни, а не исключением.
Кроме поддержания дисциплины в своей церкви, считается, что воин христианин должен подавать пример всем гражданским лицам и соответствующим образом вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан. То есть быть их защитником не только от внешнего супостата, но и от несознательного внутреннего элемента.
Таким образом, цель церковной дисциплины не в том, чтобы избавляться от людей в церкви или подпитывать фарисейскую гордыню тех, кто осуществляет дисциплину. И не в том, чтобы ставить людей в неудобное положение или властвовать над ними вопреки библейскому учению. Цель дисциплины — вернуть согрешившего верующего к святой жизни и помочь ему восстановить чистые взаимоотношения со всем собранием.
Источники: Библия. В. Раймонд Идман «Упражнения жизни» Ричард Халверсон, Д. Г. Келя «Упражнение в искусстве самотренировки». Ян Коменский – педагог. Д-р. Марк Дэвер, Пол Александер. Большая Советская Энциклопедия.
Прочитано 8261 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 4.67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Статья очень понравилась, оказалась весьма полезной, единственный, на мой взгляд её "недочёт" (уже придираюсь) - излишняя научность. Информация интересная, но местами становилось скучно читать. А в целом, повторюсь, всё понравилось, всё здорово, большое спасибо автору за проделанную работу!