Священномученик Николай из мест заключения посылал своим духовным детям и прихожанам стихи, вот одно из них:
Молись в день радужного счастья,
Пред трудным подвигом — молись!
Молись, когда грозит несчастье,
Когда смущаешься — молись!
Молись, когда обиду сносишь,
Когда в опасности — молись!
Молись, когда за милых просишь,
За злого недруга молись!
Молись, когда слабеют силы,
Когда возносишься — молись!
Молись у дорогой могилы,
За жизнь рожденную — молись!
Молись в минуту искушенья,
Коль победил себя — молись!
Молись в печальное мгновенье,
Чтоб Бог простил тебя — молись!
Священномученик Николай родился 10 мая 1893 года в селе Благовещенье Дорогобужского уезда Смоленской губернии в семье диакона Иакова Кобранова. В 1913 году Николай окончил Смоленскую Духовную семинарию и поступил на юридический факультет Варшавского университета, в котором проучился три года. В 1918 году он оказался в Крыму, был сначала певчим в симферопольском соборе, а затем иподиаконом у Таврического архиерея. В 1920 году он был рукоположен во диакона к крестовой церкви в Симферополе, а в 1921 году во священника. Во время отступления армии Врангеля из Крыма отец Николай принял решение остаться в России и служил в храме в одном из сел в Мелитопольском уезде. В 1922 году он в течение полугода служил в Новоспасском монастыре в Москве, а в 1923 году был направлен служить в храм в село Воскресенское Можайского уезда Московской губернии.
В 1925 году священноначалие направило отца Николая настоятелем в храм Святой и Живоначальной Троицы в Кожевниках в Москве, и он был возведен в сан протоиерея. Храм был выстроен в 1689 году и носил на себе следы древнего величия и щедрой благотворительности благочестивых купеческих семейств. Но в начале ХХ столетия прежнее величие храма стало быстро угасать, что было связано со строительством заводов в этом районе, — со всех сторон он оказался окруженным фабричными и заводскими постройками. Резко уменьшилось число прихожан, и в храме стал ощущаться недостаток средств, так что назначавшиеся сюда священники старались как можно быстрее перейти на другой приход, смотря на это место как на беспокойное и ненадежное. Разруха резко увеличилась после безбожной революции, и дело кончилось тем, что в 1925 году храм был закрыт. Две недели храм простоял без богослужений, когда в него был назначен отец Николай. Священник начал с того, что создал вокруг этого храма живой приход.
Понимая, что поддержание благолепия храма — это дело самих прихожан, он обратился к ним с воззванием, в котором писал: «Пусть придет на помощь... общехристианское безгранично-великое милосердие. Помогите на ремонт храма. Гибель святыни — есть гибель чести нашей славной и благочестивой веры».
Отец Николай часто служил и за всеми богослужениями проповедовал; он устраивал богословские беседы, приглашая на них известных и авторитетных профессоров. Беседы проводились в воскресенье вечером и стали подлинным духовным утешением и приобретением для прихожан в оскудевшее духовными сокровищами, проникнутое духом злобы время. В храм по просьбе отца Николая приносились из других храмов для сугубых молений чудотворные иконы Богоматери и святого мученика и чудотворца Трифона. Из числа прихожан было создано общество постоянных жертвователей на ремонт и благоукрашение храма: они жертвовали по двадцать рублей на содержание храма четыре раза в год, и им выдавался билет, в котором значилось, что они имеют нравственное право участвовать во всех церковных делах прихода, и напоминалось, что «храм существует только жертвами прихожан».
Было заведено как добрый порядок, чтобы настоятель храма ежегодно отчитывался перед собранием прихожан о сделанном в приходе и потраченных средствах... Затем, поблагодарив некоторых из прихожан поименно за оказанную помощь, отец Николай сказал: «Не смею вам указывать и предлагать, что нужно сделать... в этом храме. Я глубоко верю, что ваше сердце не изменит и в этом году храму Святой и Животворящей Троицы, дающей попущение бедности, заброшенности, оставленности, но по вере и дивно помогающей во всем».
К престольным праздникам и к памятным дням отец Николай отправлял поздравительные открытки прихожанам, которые иногда сопровождал наиболее созвучными его сердцу стихами русских поэтов; одной из прихожанок, например, он отправил в поздравление стихи Хомякова:
«Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе,
Высший подвиг — в терпеньи,
любви и мольбе.
Если сердце заныло
перед злобой людской
Иль насилье хватило
тебя цепью стальной,
Если скорби земные
жалом в душу впились, —
С верой бодрой и смелой
ты за подвиг берись.
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья
Выше мраков земных,
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
гордой черни людской.
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе,
Высший подвиг — в терпеньи,
любви и мольбе.
Не забудьте храм своею милостью в праздник святой мученицы Параскевы», — закончил свое письмо отец Николай.
Власти пристально следили за ревностным пастырем, и 28 октября 1929 года он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 2 ноября состоялся допрос. Отвечая на вопросы следователя, отец Николай сказал:
«Я являюсь священником Троицкой церкви, которая представляет из себя историческую ценность... и приходится принимать усиленные меры к изысканию средств на его поддержание, к тому же этот район чисто рабочий, где мало верующих людей. Сестричество организовано мной в начале моего назначения в этот храм... на него возложена главная забота о храме, чем оно и занимается... Для этой же цели были введены членские взносы от верующих, которые поступают и вносятся в книги прихода.
В притворе храма при входе висит доска для объявлений, на которой объявляется о богослужениях. Таким путем мной вывешено объявление о взносах на храм... Я, как молодой священник, сознательно цели борьбы с советской властью не ставил, и если обращался к верующим, то только в силу своих религиозных убеждений для поддержания храма».
Сразу же после допроса следователь на основании сказанного только что священником заявил, что отец Николай «организовал группу верующих для ведения антисоветской пропаганды под церковным флагом. И вел пропаганду также и сам лично, и в печати, а потому... привлечь Кобранова Николая Яковлевича в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение по 58 статье УК...»
20 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило заключить протоиерея Николая на три года в концлагерь, и он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. По окончании заключения отец Николай был отправлен на три года в ссылку в Казахстан, откуда он вернулся в 1935 году и поселился в деревне Кукарино Можайского района. Бывая в Москве, отец Николай встречался с монахинями и игумениями, иногда совершал в квартире богослужения, что впоследствии ему и было поставлено в вину.
27 апреля 1936 года отец Николай был арестован и заключен в 48-ю камеру Бутырской тюрьмы в Москве. В тот же день состоялся допрос.
— Признаете ли вы себя виновным в том, что, вернувшись из ссылки в 1935 году, начали организовывать нелегальный монастырь? — спросил следователь Байбус отца Николая.
— Нет, не признаю. Я не организовывал никаких нелегальных монастырей...
Во время допроса Байбус, желая уязвить священника, заявил, что даже жена священника считает его помешанным на религиозной почве и вскоре пришлет ему развод. «Но не беспокойтесь, святым вас не сделаем», — зло сказал он.
16 мая 1936 года отец Николай подал заявление прокурору по надзору за органами НКВД с объявлением, что он начинает бессрочную голодовку до освобождения.
20 мая 1936 года следствие было закончено и следователь, вызвав отца Николая на допрос, спросил, желает ли он чем дополнить следствие, на что тот сказал, что не желает, и подал следователю заявление, в котором писал, что просит считать его голодовку не протестом против советской власти, а средством для обретения внутреннего равновесия в условиях крайнего насилия. Переносить тюрьмы и репрессии в обстановке крайней несправедливости он может, только прибегая к крайним средствам, могущим вернуть ему самообладание, каковым и является для него голодовка-пост. Он писал, что просит вести его дело без задержек, но не настаивать на отказе от голодовки.
«”Мы не терзаем, не казним, но вместе жить мы не хотим”. Насилия не переношу всякого», — писал в своем заявлении отец Николай.
В тот же день администрация тюрьмы, пригласив известных профессоров, освидетельствовала священника на предмет его психического здоровья и дала заключение, что душевным заболеванием отец Николай не страдает, а в его поступках проявляется его личный характер и фанатичная вера. Начальник секретного политического отдела НКВД Тимофеев в свою очередь пообещал священнику, что лагерь ему заменят ссылкой.
21 мая 1936 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Николая к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
29 июня 1936 года он был доставлен в Ухтпечлаг в город Чибью, а затем на лагпункт Шор. 1 декабря 1936 года отец Николай вновь объявил голодовку, требуя заменить лагерь тюремной одиночкой или ссылкой... 17 декабря отец Николай был освидетельствован врачами, состояние его здоровья было найдено крайне тяжелым, и он был помещен в лазарет.
21 января 1937 года священник отправил заявление, адресованное через наркома НКВД Ежова начальнику секретного политического отдела НКВД Тимофееву. В нем он писал:
«Сегодня 260 дней моего третьего заключения (с 27.4.36 г. по 21.1.37 г.). Сегодня 130 дней моей голодовки с 16 мая 1936 года... Причины в Вас и в Байбусе... Байбус так поставил вопрос, что совершение литургии мной на дому есть государственное преступление. Не изменяя клятве священства и Деснице Всевышнего до смерти, не могу согласиться, что литургия в какой бы то ни было обстановке может быть преступлением.
Не соглашусь с Байбусом, что я должен домашнюю молитву регистрировать у гражданской власти после отделения Церкви от государства. Я законный священник, избранный народом, в этой области подчиняюсь только признаваемому мной Епископу. Грубо нарушены принципы веротерпимости и законы отделения Церкви от государства. Здоровьем и жизнью, мукой крайней вынужден в революционной среде защищать неприкосновенность убеждений».
Заявление было «оставлено без удовлетворения», и 4 февраля 1937 года протоиерей Николай направил еще одно письмо на имя Ежова, прося заменить заключение в лагере на тюремную одиночку, но и оно осталось без последствий. Однако отец Николай продолжал требовать если и не освободить его, то по крайней мере, поместить в тюремную одиночку, и прокурор под обещание снять голодовку заявил, что требование священника будет выполнено, и 15 июля 1937 года тот снял голодовку.
Состояние здоровья отца Николая было столь тяжелое после длительного голодания, что врачи оставили его в стационаре... 16 августа отец Николай был выписан из лазарета на общие работы, а 27-го заключен под стражу в следственный изолятор и ему было предъявлено обвинение в проведении антисоветской агитации. Отец Николай заявил, что отказывается подписывать это постановление, а также и давать показания. Поскольку большую часть заключения отец Николай пробыл в лазарете, то с начальника лазарета была спрошена характеристика на священника; он написал, что священник «лазаретному режиму подчинялся. Религиозен. По мере возможности старался соблюдать религиозные обряды (посты, молитвы)».
Так для отца Николая началось новое и последнее следствие. Во множестве были доброшены свидетели, и одни лгали, находясь в том же положении заключенных, что и священник, надеясь ложью облегчить свою участь, а другие говорили правду...
11 сентября 1937 следователь допросил священника.
— Признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении по статье 58, пункт 10, часть 1 УК РСФСР, которое изложено в постановлении, вторично вам объявленном и от подписи которого вы вторично отказались? — спросил его следователь.
— Виновным себя в антисоветской агитации я себя не признаю, но заявляю, что я человек собственного мировоззрения и говорю то, что я думаю. Сказать о своих суждениях — являются они антисоветскими или нет, я не могу, потому что в этом вопросе совершенно не разбираюсь.
— Что можете добавить к следствию?
— Я не переношу современной суматохи жизни, и для меня совершенно безразлично, дадут ли мне бессрочное заключение, смертный приговор, — я готов принять все, но на волю я не хочу, то есть определяю себя оторванным от настоящей жизни. Я с прибытием в Ухтпечлаг все время голодал по той причине, что в Москве начальник секретного политического отдела Тимофеев дал мне слово не направлять меня в лагерь, но, однако, я вопреки этому обещанию был направлен. Я очень признателен администрации Ухтпечлага за внимательность ко мне во время моей голодовки, которая является не протестом, а видом самообладания в чуждой обстановке. Конкретно я прошу для себя тюремного одиночного заключения, обещанного мне прокурором прокуратуры СССР Седовым, и прошу этот процесс ускорить.
От подписи под постановлением в предъявленном ему обвинении отец Николай отказался... В этот же день следствие было закончено, и следователь спросил священника, желает ли тот ознакомиться с материалами следственного дела и что-либо добавить к следствию. Взяв ручку, тот написал: «С материалами следствия ознакомиться желания не имею. Все мое мировоззрение и отношение к Власти изложено начальнику секретного политического отдела Тимофееву и в заявлениях в органы Власти, и комментарии показателей отвожу, как излишне участвующих в ясной договоренности».
В тот же день дело было передано на решение тройки НКВД. 29 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Кобранов был расстрелян 31 декабря 1937 года и погребен в безвестной могиле. Прославлен в 2001 году.
(День памяти – 18/ 31 декабря) («Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии». Т.3.)
К Вам обращается настоятель Храма Живоначальной Троицы в Кожевниках г. Москвы протоиерей Александр Зайцев.
Наш храм постройки конца 17 века (памятник архитектуры Федерального значения) остро нуждается в материальной поддержке. Вроде мы находимся в столице, но в связи с тем, что месторасположение храма не совсем людное, кругом одни офисы и обанкротившийся завод, прихожан очень мало. До революции наш храм по своей красоте и убранству был вторым после храма Христа Спасителя, благодаря Бахрушиным, которые являлись в нём старостами и жертвовали значительные суммы на его содержание. Последний настоятель храма Николай Кабранов был арестован в 1937 году и расстрелян, причислен к лику Святых как священномученик в 2004 году. Храм был полностью разграблен...
С Божьей помощью он восстановлен, но ещё много надо сделать.
Мы несём очень большие затраты по текущим расходам:
по теплу (в среднем 100 000 тысяч в месяц) в отопительный сезон,
по электричеству (в среднем 20000-25000 в месяц), по водоснабжению.
Реставрация храма полностью не закончена. Нужно укреплять уже существующие фрески и писать новые, но это очень дорого. Также каждый год мы осуществляем наружный косметический ремонт по всему периметру нижней части храма.
Мы будем очень благодарны всем, кто сможет оказать нам посильную помощь.
С Любовью о Господе,
протоиерей Александр
Адрес: Москва. 2-й Кожевнический пер. 4/6
Проезд: М. "Павелецкая", "Пролетарская", трамв. 35, 38, авт. 13, ост."Новоспасский мост"
Банковские реквизиты Храма Живоначальной Троицы в Кожевниках.
ИНН 7725035035 КПП 772501001
Банк получателя: ООО КБ «АРЕСБАНК»
г. Москва
БИК- 044583551
КОР.СЧЁТ- 30101810200000000551
Р/СЧЁТ - 40703810400000800040
Наименование получателя: Местная религиозная организация Православный приход храма Живоначальной Троицы в Кожевниках гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Назначение платежа: Благотворительная помощь. Без НДС.
Прочитано 2417 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 3.67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Мир вам! Давайте здраво рассуждать: О чём вы заботитесь в наше время, когда многие находятся в крайней нищите? И пишите: "С Божьей помощью он восстановлен, но ещё много надо сделать". На каком основании вы прикрываетесь Богом? Что Бог вам сказал восстанавливать заброщенные храмы? Нигде в Евангелии нет повеления такого. А сказано: "Но Иисус сказал им вы дайте им есть" - /Мт.14.16/; "чтобы накормить их" - /Мр.8.4/. Вы кормите народ голодный и нищий? или забираете последнее: это нужно для храма! А семья голодает. Вы это не знаете? Бывает что у семьи нет средств, чтобы заплатить за коммунальные услуги - вы помогаете?
И пишите: "Мы несём очень большие затраты по текущим расходам:
по теплу (в среднем 100 000 тысяч в месяц) в отопительный сезон,
по электричеству (в среднем 20000-25000 в месяц), по водоснабжению". Такие средства которые вам нужны, сколько семей могли получить материальную помощь. Вы над этим не задумывались? А зря. Где же ваша любовь к ближнему? "А вы презрели бедного" - /Иак.2.6/. Тогда о каком боге вы говорите и каким прикрываетесь? Вам не стыдно? Совесть и любовь у вас есть в отношении к ближнему-бедному? Нет любви, нет и Бога: не любящий лжец /1Иоанна 4.20/. Комментарий автора: Дорогой о Господе, Валерий!
Не судите, не судимы будете.
Через милостыню люди спасаются. Среди мирской суеты не у всех время есть на молитву и добрые дела. А вера без добрых дел – мертва.
В каждом храме во время службы молятся за тех, кто помогал восстанавливать и украшать храм. (По сей день произносятся с большим уважением имена тех, кто ещё до революции помогал этому храму. У входа можно почитать о них.)
«Рука ваша да будет всегда открыта... Не обижайте никого... Молитва и милость идут вместе...
Пусть не прельщают вас ни богатство, ни слава, но всегда ходите праведно. То, что вы приобрели честно, не расточайте бесцельно. Живите честно и смирно. Сколько можете, простирайте руку вашу на милость... Стучите в двери бедных, болящих сирот. Более же предпочитайте дома скорбящих, нежели дома радующихся. Если делаете добрые дела, будете иметь великую награду от Бога. Удостоитесь видеть чудеса, и в иной жизни будете иметь бесконечное веселие...
Молитва без милости мертва... Творите милостыню вдовам и сиротам. Милостыня и молитва идут рука об руку». (Блаженный старец Георгий (Карслидис))
Да, это очень важно помогать бедным, через милостыню люди спасаются. Но помощь нуждающимся храмом, где молятся за всех, выше. Милостыня может быть любой, если кто-то, найдёт время зайти в этот храм, пожертвует несколько рублей или оставит записочку, поставит свечу, уже хорошо. Нет денег, спросит, чем помочь. И это будет милостыня.
Храм находится среди заброшенных заводских зданий. (В советское время их построили так, чтобы храм был не виден. Если был бы у самой дороги, люди бы заходили, а так мало кто знает.) Священномученик Николай, сам собирал средства на содержание этого храма и пострадал за это. Он будет на небесах молиться за всех, кто жертвует на храм.
Один военный, перед тем как отправиться на войну, пожертвовал Дивеевским сестрам, сколько мог, а потом решил, что слишком много дал. А когда пришёл к прозорливому старцу Серафиму (ныне прославленный прп. Серафим), старцу было открыто, что он на войне должен был лишиться руки (вероятно за грехи) , а за эту великую милостыню вернётся здоровым,Господь помилует его.
Приведу несколько цитат из « Духовного маяка»:
«Принуждай себя к милосердию, к добру к ближним, нужно помогать нуждающимся, развивать в себе жалость и любовь». (Преподобный Алексий (Соловьев))
«Когда творишь милостыню, не смотри на лицо того, кому ее даешь, хороший ли он человек или плохой. Ты, когда можешь, давай без исследования. Милостыня изглаждает множество грехов». (Старец Иероним (Апостолидис))
«Понудь себя делать добро людям, так как Господь сказал, что милостивые будут помилованы, и что суд без милости будет тем, кто не творил сам милости... Надо творить и дела милосердия. Милостыня очищает от многих грехов». (Игумен Никон (Воробьев))
«Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. То, что мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся, то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его — привлекаем благословение Божие к нам. Сказано в слове Божием: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. 19, 17). А Господь воздает всегда щедрым Своим отеческим воздаянием.
Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь... Господь укрепит его на одре болезни.
Вот каковы плоды этой добродетели, этой священной заповеди нашего христианского закона о любви и милосердии, преподанной всем нам к неуклонному исполнению в жизни земной нашим Господом Спасителем...
Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Он, многомилостивый, хочет и от нас милости, милосердия, незлобия и терпения относительно ближних наших. Он же готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и долготерпеливым, и будет оно таково». (Схиархимандрит Феофил Новый (Россоха))
«Что отдал, то приобрёл; Что удержал, то потерял! Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» (Старец Никита (Лехан))
«Ничего у нас нет своего, только грехи, не нужно ничего копить, а спасаться, раздавая. Спасайтесь милостыней. Милостыня покрывает множество грехов - и своих, и тех, за кого просишь. Поэтому когда подаёшь милостыню, обязательно нужно сказать за кого ты просишь. Произнеси про себя краткую молитву: «Господи, прими подаяние за (имя) во славу Твою». (Схимонахиня Нила (Новикова))
Спаси вас Бог, по молитвам
Священномученика Николая.