"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их".
Матф.7:13-14
Как относиться к социуму (к группе, в которой ты учишься, или работаешь, к стране, в которой проживаешь, к миру) – приспосабливаться к нему или отстаивать свои принципы? Множество пословиц и поговорок есть на эту тему. Как то: в чужой монастырь со своим уставом не ходят; моя хата – с краю; с кем поведешься, от того и наберешься, один в поле не воин; и один в поле воин и т.д.
Крайние точки зрения на этот вопрос получили название КОНФОРМИЗМ и НОНКОМФОРМИЗМ. Конформизм (от лат. подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства (Из словаря). И НОНКОФОРМИЗМ, соответственно, - его противоположность.
Но верующему в Бога человеку важно, что говорит Библия по этому поводу. А Библия призывает человека к мудрости и гибкости. В чем-то, разумеется, человек должен приспосабливаться, но в чем-то быть принципиальным и непреклонным. А именно в отношении зла и греха. В отношении приспособленчества к злу и греху, Библия категорична: со злом нужно бороться, люби человека, но ненавидеть грех, который разрушает его и саму жизнь. Податливость человека греху – смертельна. Таким образом, очевидно, что конформизм в моральной сфере - это не от Бога. Бог призывает человека бороться с грехом. Дух мира, дух века сего, которого Библия называет дьяволом (мир во зле лежит) наложил свою печать на все: на отношения между людьми, на выбор их ценностей, на политику, экономику, искусство, армию и т.д. Нет сферы жизни, которая бы не была искажена или изуродована грехом. Это, может быть, не столь заметно человеку, привыкшему так жить, но даже и он порой вопиет от тяжести жизни. Если же человек пережил духовное возрождение, он становится чувствительным, в том числе, конечно, и ко греху.
Быть мудрым и гибким – это не значит прогибаться под каждого и подо все. Гибкость – это тактика, но не стратегия. Когда гибкость становиться стратегией, возникает явление конформизма. Большинство людей – конформисты. Так было во все времена. Удобнее плыть по течению, нежели против. Приспособиться к существующим условиям гораздо проще, чем настоять на своей правоте. Люди способны оправдать любое беззаконие, лишь бы это не разрушало их комфорта. Но чтобы выглядеть достойно, для оправдания своего приспособленчества, люди изощряются придумывать различные благовидные и «разумные» причины. Типа, - какой смысл пытаться что-то изменить, если все равно ничего изменить нельзя? Или – зачем что-то менять, у нас еще все не так плохо, не то, что в Африке, где люди умирают от голода. Или - а кто ты (я) такой, чтобы что-то менять, ты что, лучше всех? Или - какое мне дело до остальных, я сам о себе должен заботиться. И так далее.
На каждое подобное оправдание можно найти контраргумент. Сегодня тебе нет никакого дела до других, значит, готовься к тому, что завтра другим до тебя не будет никакого дела….
Ничего изменить нельзя? А ты пробовал?.... У нас не так плохо? А разве ты не хочешь, чтобы было лучше?.... Африка голодает? Но как ты ей поможешь, если и сам будешь голодать?…. Кто ты такой, чтобы что-то менять? Но если не ты, то кто? Каждый сам определяет себе масштаб…. Никто не совершенен, каждый совершил массу ошибок, так что по этой причине уже и стремиться к лучшему нельзя?
Конформизм в духовной сфере фактически – это соглашательство со злом, потакание беззаконию. Какими бы оправданиями он не пользовался. Часто верующие люди говорят: мне нечего заниматься исправлением мира, это Бог будет делать. И уходят от проблем – кто в монастырь, кто – в церковь, кто – в разведение цветочков на даче, лишь бы подальше от этих проблем. Мир во зле лежит – любят повторять верующие и делают вид, будто они не в этом мире живут и ничего общего с ним не имеют. Это есть не что иное, как самообман.
Библия говорит, что ответственность за эту землю Бог возложил на человека. Человеку было сказано управлять на земле. Разумеется, это не касается младенцев, пусть и духовных. Бог во Христе искупает верующего от власти зла над ним, но никак не от жизни на земле и не от ответственности за нее. Идея святости, отделенность для Бога означает отделенность от греха и зла, но никак не отделенность от мира. Святость – это искусство жить в мире, не запятнавшись его пороками.
Кто-то сказал: на Бога нужно надеяться так, как будто Он есть, и самому действовать из всех сил, так, как будто Его нет. Только тогда возникает искомый эффект сотрудничества человека с Богом, когда каждая сторона делает свою часть работы. А конформизм призывает к соглашательству со злом, покрывательству греха. И Библия четко говорит: если не обличил ты грех, то стал его соучастником.
Иногда конформизм оправдывается патриотизмом или верностью своему сообществу или своему движению. Мол, негоже выносить сор из избы (из церкви или из своей страны), чтобы враги радовались. Вообще, по поводу вынесения сора из избы, так это любимая отговорка бюрократов, блюдущих выше всего честь мундира. Хоть загнивайте, но только, чтобы об этом не узнали посторонние.
Так вот, у Бога в Его творении нет посторонних! Помощь человеку может прийти, откуда угодно.
К примеру, когда в СССР устраивали репрессии правозащитникам, то западное общественное мнение и правительства не раз спасали их только тем, что поднимали шум.
Конформизм несовместим с активной гражданской позицией. Говоря о ней и, в частности, об отношении к властям, верующие, как правило, ограничиваются одной лишь молитвой за власти. Но в плане практическом можно придерживаться безошибочного правила - на каждое правительство необходимо оказывать давление всеми возможными легитимными средствами - и изнутри, и извне. И на хорошее, а особенно, на плохое. Власть – большое искушение для людей, обладающих ею, поэтому власть всегда должна помнить, что она существует для народа, а не народ – для нее. Власть в Божьей системе ценностей – это служанка. Власть обязана заботиться о своем народе и облегчать ему жизнь, и если она этого не делает, то нужно прямо сказать, что эта власть преступна. Библия говорит, что именно общество, народ ответственен за ту власть, которую имеют. И если власть из служанки общества становиться ему господином – это становиться большой проблемой для общества: расцветают коррупция и бюрократия и прочие цветы зла.
Конформизм приводит человека к духовной слепоте и подмене ценностей. И он уже не способен увидеть в явлениях зло и грех, деформирующие жизнь. К примеру, в стране, в которой живет ваш покорный слуга, широко распространенно явление безработицы, но и не только оно, но и использования рабочей силы, труда людей не по их квалификации. Безработица рождает нищету, а использование человека не по специальности заставляют его деградировать как личность, фактически поклоняться золотому тельцу.
К примеру, приехал в Израиль учитель или музыкант или врач. А его вынуждают идти работать на уборку, в охрану, на завод. Мало того, что человек дисквалифицируется, как специалист, он еще изменяет любимому делу, если хотите, своему призванию. Будет музыкант работать с удовольствием и творчески на уборке? Вряд ли. А какой будет его мотивация? Он будет работать только ради денег, и проклинать эту страну, лишившую его морального и профессионального стимула труда. В моей стране – это повсеместное явление. И государство, власть вместо того, чтобы бороться с этим постыдным явлением, предпочитает промывать обывателю пропагандой мозги, внушая ему рабскую психологию: работай и не ропщи.
Но тем самым нынешнее правительство, как, впрочем, и предыдущие фактически рубят сук, на котором сидят. Нужно быть слепыми, чтобы не понимать - по тому, как государство относиться к репатриантам, зависит их приезд в эту страну. Все идет к тому, что скоро в Израиль никто не поедет: количество репатриантов вопреки бравурной официальной статистике катастрофически сокращается год от года.
Еще пример из повседневной жизни, с которым нельзя мириться. Размер минимальной заработанной платы в Израиле, которую получает большинство жителей, не соответствует прожиточному минимуму. В результате, чтобы хоть как-то свести концы с концами, люди вынуждены работать на двух, а то и трех работах, и постепенно фактически превращаются в рабов. Им некогда заниматься культурной и духовной программой в ситуации, когда времени не хватает даже на обычный отдых. Народ деградирует. Но когда какой-нибудь совестливый депутат вносит на рассмотрение парламента закон о повышении минимальной заработанной платы, этот закон, как правило, успешно проваливают. И буквально на следующий день депутатский корпус, тоже, как правило, поднимает себе свою и без того огромную заработанную плату. Но чем вам не библейская притча? Необузданная жажда наживы властьимущих приводит к тому, что эти люди даже не видят того, какими неприглядными они выглядят со стороны.
Если не впадать в летаргический сон, в который загоняет человека конформизм, и сохранять трезвый взгляд и ясную голову, то многое может открыться «интересного» в твоей собственной стране.
Ведь дерево определяется по плодам, а человек - по поступкам.
Перед последними выборами в Израиле военный и политический обозреватель Алекс Векслер сказал, что если бы в этих выборах принимали участие Бен Гурион и другие отцы государства, то они бы не попали в праймериз (предварительные выборы в которых выбирается один кандидат от политической партии). Победили бы те, кто собрал бы для партии больше денег. О чем это он? О вырождении сионизма. Сейчас богом и идеологией этого государства являются деньги. Скоро это будут понимать уже все. Все продается и покупается, в том числе места в правительстве. Все измеряется в деньгах. Сионизм остался лишь в качестве упаковочного средства, то есть, внешней мишуры. Именно это является причиной дискриминации, когда к человеку относятся как к товару, к вещи. Но конформизм будет мириться и с дискриминацией и с загниванием и распадом государства.
Конформизм – это капитуляция перед миром, точнее, перед злом, признание своего поражения. Но этим миром управляют, не правительства, не финансовые корпорации, не сильные мира сего, а Бог. Бог же смотрит на людей, сколько из них не согласны жить во зле и неправде, сколько из них протестуют против беззакония и несправедливости (помните библейский спор Авраама с Богом: сколько нужно праведников, чтобы Бог помиловал Содом). И если набирается какая то критическая масса не желающих более мириться со злом, Бог меняет ситуацию.
Конформизм неизбежно приводит человека к потере веры, к состоянию «не холоден, не горяч». Только борьба делает его неравнодушным, «горящим». Да, всегда есть риск потерпеть поражение. Но для человека самое главное не отчаиваться, не разувериться в победе истины, не терять присутствия духа. Что, конечно, очень непросто, когда жизнь тебя бьет ключом по голове. Но даже если ты упал, нужно поскорее вставать. Потом будет вставать сложнее. Как с казал Уинстон Черчиль - "Успех - это способность двигаться от одной неудачи к другой без потери энтузиазма".
Даже если человек не предпринимает никаких активных действий, но просто своим присутствием в духе создает духовную конфронтацию злу, это уже много значит. А если еще и говорит при этом (а вначале, как известно, было слово), это уже активная борьба. А если еще и действия предпринимает на физическом уровне, то это полнота его борьбы.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
В разные периоды считали и ценили всё по разному...
В России есть мигранты, в Израиле — репатрианты, в США — 11 МИЛЛИОНОВ, нелегальных мигрантов.
Среди мигрантов работающих на малоквалифицированной работе, часто встречаются и врачи, и музыканты, даже следователи...
Эти ситуации не одноразовы, а многочисленны.
Люди едут в поисках улучшения жизни, в итоге — что-то приобретают, а что-то теряют. Комментарий автора: Мир вообще не совершенен,но разве это значит, что мы его не обязаны усовершенствовать?
Всеволод
2013-03-10 03:53:39
Вот над этим нужно размышлять - об усовершенствовании.
Так сразу возникает вопрос - может это очередная попытка сделать из камней хлеб ? Т.е просто искушение.
Ведь люди созидающие храмы, кафедральные соборы, базилики и прочее тому подобное искренне уверенны, что это угодно Богу и для пользы людей.
Но как всегда в свои руки всё берут распределители благ и очередное строение становится через какое-то время или сразу - очередным вертепом.
Что пользы усовершенствовать мир, повреждаю свою душу ?
Снова вспоминаю пример М.Сильмана - этот человек хотел изменить, усовершить этот мир - и погубил свою душу. Что пользы в этом ? Комментарий автора: Я думаю, что Бог судит по мотивации людей. Самре распрекрасное действие, например, благовестие, может совершаться как по чистым, так и по нечистым мотивам (например, ради корысти или приобретения личной известности). Равно и те действия, которые кажутся вам "нечистыми", как, например, возведение храмов и базилик или самосожжение могут быть продиктованы самыми высокими целями и бескорыстными мотивами. Любое бескорыстное дело на благо других людей продиктованое любовью, убежден, не может приченить вред душе (в отличии от тела), но, наоборот служит ей во благо.