В книге "Откровение"-великой книге прообразов и иносказаний-читаем:
"...и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет."(Откр.4:6-8)
Итак,что же это за животные?
Нетрадиционная точка зрения: животные символизируют собой искупленный тварный мир (вкратце: 24 старца-представители искупленного человечества; вместе старцы и животные символизируют искупленных людей и буквальных живностей).
Традиционная христианская точка зрения такова: животные символизируют собой четырех евагелистов (каких именно-предмет споров),
"указывающих" на сооветствующие качеста Христа,в Его земном воплощении:
-лев символизирует царскую власть Христа,
-бык - Его жертвенность,
-человек - явление во плоти Спасителя,
-орел - нисходящая сила Святого Духа.
Лично я согласен с данным толкованием этих четырех символов.
Вся сложность в идентификации этих животных.Выражу свою точку зрения.
Прочитаем параллельное место-видение тех же животных Иезекиилем:
"И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,
а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека;
и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;
а ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь.
И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;
и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.
Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их."(Иез.1:4-11)
И в 10-й главе:
"И у каждого из животных четыре лица: первое лице - лице херувимово, второе лице - лице человеческое, третье лице львиное и четвертое лице орлиное.
Херувимы поднялись. Это были те же животные, которых видел я при реке Ховаре."(Иез.10:14,15)
Обратим внимание на различия в описании внешнего вида херувимов:
1.В видении Иезекиил одно из лиц животного странное:то человеческое(в 1-й главе),то херувимово(в 10-й)(по-моемому это подтверждает мысль,что ангелы имеют схожесть с людьми(Мф.22:30))
2.Иезекииль видел,что каждое животное имело четыре лица,Иоанн-одно
(объяснить можно так:Иоанн видел "в плоскости",Иезекииль-"в пространстве")
Откроем еще одно место из Откровения(оно - один из "ключей" для понимания,кто же такие херувимы):
"И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.
И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее."(Откр.5:1-5)
Прочитайте приведенный выше отрывок внимательно и ответьте на вопрос:Кто,по уверению старца,может раскрыть книгу?
Ответ очевиден: ЛЕВ!
Читаем текст дальше:
"И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.
И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых."
Вас не удивляет,что вместо ЛЬВА мы видим АГНЦА ???
Какой вывод мы можем сделать?-Лев и Агнец не являются физическим воплощением Христа,но СИМВОЛИЧЕСКИ отображают Его сущность,характер.
Т.е. Иисус с ОДНОЙ СТОРОНЫ является грозным Царем, с ДРУГОЙ-кроткой жертвой за наши грехи.
Перенесем такое трактование на предыдущую,этому месту Писания,главу.
"Животные"-это не евангелисты (Мф.,Мк.,Лк.,Ин.) и не твари,а ... херувимы( "сложно"-не правда ли? :),характер или сущность которых мы видим из символов: с ОДНОЙ стороны они СХОЖИ с людьми, с ДРУГОЙ - они властны, с ТРЕТЬЕЙ - покорны,жертвенны, с ЧЕТВЕРТОЙ - небесны,духовны
(вы можете расширить и углубить эти характеристики)
Следовательно, четырехликость-это не изображение внешности херувимов,а отображение их внутренних качеств.
Скажу больше: каждый человек тоже должен быть РАЗНОСТОРОННИМ! Вот доказательства:
"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией."
(1-е Петра 4:10)
"...дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия..."
(К Ефесянам 3:10)
Многоразличный(в переводе с греч.) :
1) пестрый, разноцветный;
2) (много)различный, многообразный.
Много образов, "лиц" в одном!
Да,мы должны быть жертвенными,кроткими. Но,с ДРУГОЙ СТОРОНЫ, мы должны быть твердыми,мужественными!
Пример: Иисус учил подставлять щеку бьющему(Лк.6:29); но НЕ ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ: Сам Иисус, ударившего Его по щеке, пристыдил резким обличением(Ин.18:22)
Вывод: не должно быть перекосов в крайности; должен быть баланс:
-между милостью и судом(Иуд.22,23),
-кротостью и твердостью(1-е Кор.4:21),
-радостью и печалью(Рим.12:15) и т.д.
PS: Особенно не должно быть крайностей в трактовании книги "Откровение"...
Комментарий автора: Советую изучить,по этому вопросу, труды Иеронима,Августина и т.д.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
"Вас не удивляет, что вместо ЛЬВА мы видим АГНЦА?" Обратите внимание на Египетскую символику - скульптуры львов с мордой (лицо , как-то не выговаривается) агнца. Или, сфинкс -лев с лицом человека. Может быть это поможет Вам в более глубоком проникновениив эту тайну - тайну Преображения. Помогай Бог.
Виктор Долгалев
2013-05-02 11:04:48
Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев. и лев станет человеком (Евангелие от Фомы) Комментарий автора: Я скептически отношусь к апокрифам.И мысль,в приведенном вами тексте,мне не вполне ясна.Вот такой я "недалекий" :)
Всеволод
2013-05-11 21:46:09
Интересно какие источники послужили к утверждению, что четыре животных - четыре Евангелиста.
Может дадите ссылку ?
Поискал интернете, но не нашёл. Комментарий автора: См."Тетраморф" в википедии,там же и источники.Благословений вам.
Михаил Пушкарский
2013-06-15 09:47:02
Когда я едва пришел к вере, удивительно, но мне было откровение по этим стихам, где старцев я понимал, как достигших совершенства людей, а "животных" как в общем "сотворённое существо" прошедшее преобразование до небесного существа, где "лица" - это добродетели Христа: лев - сила, жизнь, царствование, победа; орел - духовная жизнь и небесное видение; телец - труд, смирение; человек - мудрость, общение...
Но я в этом был убежден до конца, так как думал, что могу иметь домысл, несмотря на данное святое переживание. Да и Иезекиль и Иоанн имели мощное и конкретное видение этого - кто знает, что это означает при их видении?!
Но в чем я не сомневаюсь и что меня наполняет реально Духом - это живое откровение, что в данных стихах очень четко видны и переживаются ипостаси Божества: Святой Дух, исходящий от Творца приводит творение к познанию Истины - поклонение Богу Вседержителю, Который всё сотворил и Своим промыслом и силою преобразил и усовершенствовал.
Также, тот момент, где 24 старца и тварной небесный мир поклонялись "день и ночь" и взывали "свят, свят, свят, свят, свят..." - это молитва в нас неутомляющегося Святого Духа.
Я думаю, что эта статья и такой взгляд на толкование правомерно направлен на духовное понимание. И если мы здесь не видим той полноты, которую познали Иезекиль и Иоанн, то мы всеравно на правильном пути. Аминь. Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.
Дневник по посланию к Евреям - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Послание к Евреям написано в первую очередь для евреев-христиан, как увещевание стоять в вере в Иисуса Христа. Кроме этого, Апостол Павел пытается объяснить всему своему народу, что Мессия, которого они ожидают, должен быть не просто сыном Давидовым, а Сыном Божьим, ибо только такой Мессия способен ввести народ в истинный покой Божий.