Несмотря на то, что евреи – это особенный, избранный народ, не похожий ни на кого, они не живут где-то в космосе, в отличных от остальных народов условиях. И все, что они переживают на своем трагическом пути, вполне может быть выражено в общечеловеческих понятиях. Валерий Панчишин высказал интересную мысль о том, что с сионизмом в Израиле произошла именно подмена понятий. Валерий Панчишин сказал: «Сионизм это не строй, а уклад. Мероприятие по сбору разбежавшихся евреев».
Именно так, мероприятие, и надо сказать, мероприятие успешное. Евреи, кто хотел, были собраны в Израиле. Но что дальше? Дальше нужно как-то жить, создавать и развивать государство. Но на какой идеологической основе? И вот сионизм, из мероприятия, фактически из транспортного средства, превратился в государственную идеологию и политику, то есть, в тактику и стратегию управления государством. Но способен ли сионизм вообще быть государственной идеологией? Ведь сионизму все равно, что коммунизм, что социализм, что капитализм, что красные, что белые, лишь бы евреям было хорошо. А при таком национальном приоритете не построишь ни развитой демократии (евреи должны быть над демократией, иначе государство евреев потеряет свой еврейский характер), ни коммунизма (где все равны), ни даже, как показывает практика, нормального капитализма не создашь, не говоря уже о достижении мира в арабском окружении. А что тогда можно создать?
А можно создать только то, что получилось. То есть то, что есть и что представляет собой государство Израиль сегодня. Давайте посмотрим, что оно из себя представляет?
Какая сейчас в Израиле общественно–экономическая формация?
Общеизвестно, что Израиль в начальный период после провозглашения Декларации Независимости, ориентировался на социалистические ценности. Распространялись формы коммунного социализма – кибуцы, где все было общим. Потом произошел поворот к капитализму. Очевидно, что такой поворот был воспринят, как нечто естественное, как историческое поражение социализма. И все решили, что проблема не в евреях, а в самом социализме. Но теперь, когда уже все более становится ясным, что у евреев не получается и с капитализмом, возникает закономерный вопрос: а может быть, дело здесь и не в капитализме? А в самих евреях? Точнее, в их государственной идеологии, то есть, в сионизме? Что-то есть такого в самом сионизме, что не дает возможности Израилю построить нормальное, справедливое общество будь то социалистического или капиталистического типа. Давайте же присмотримся к израильскому обществу пристальнее и попытаемся определить это «что-то».
Думаю, что от туриста, вооруженного лишь одним своим, простите за тавтологию, невооруженным глазом, это что-то мистически ускользает. В Израиле нужно пожить, чтобы начать чувствовать это «что-то» на своей коже. А потом мучительно пытаться его сформулировать и осознать, и дать ему название. Хотя это название уже давно придумано и изучено людьми, но по давности лет хорошо подзабыто и сдано в архивы. Израиль – это страна каст и сословий. Вот так, не больше и не меньше, и ничто другое! Для тех, кто подзабыл, напомню, что сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения. Принадлежность к сословиям, как правило, передается по наследству.
Так вот, самое большое привилегированное сословие в Израиле называется «сабры». Это те, кто родился в этой стране. Для любой другой страны таковых – преобладающее большинство, и нет потребности выделять их в особое и специальное сословие. Тем более, что Западный мир давно уже оставил разделение общества на сословия в своей глубокой истории. Еще в феодализме.
Но Израиль – страна специфическая, созданная из репатриантов. Поэтому следующим сословием, только непривилегированным, а наоборот, угнетаемым, являются репатрианты, которых в Израиле насчитывается огромное количество. Сабры, естественно, находятся по сравнению с репатриантами в привилегированном положении.
Два этих основных сословия – сабры и репатрианты – в свою очередь делятся на касты и под касты. Сабры, к примеру, делятся на финансовую элиту, политическую, военную и так далее. Репатрианты – на группы, отличающиеся от других групп, как правило, по странам, из которых они репатриировались. Тут, как в известном стихотворении Маяковского о советском паспорте, к тем репатриантам больше уважения (а соответственно, и привелегий), чью страну больше уважают старожилы, то есть, сабры. И соответственно, уважение уменьшается и плавно перерастает в презрение по мере того, как страна исхода удаляется от Североамериканских Соединенных Штатов и Западной Европы. К примеру, выходцы из бывшего СССР совсем не пользуются уважением и от уверенного последнего места их спасают, пожалуй, выходцы из Африки. Нужно сказать, что это уважение не совсем бескорыстно. Репатрианты из США и Западной Европы, как правило, привозят в страну деньги, они заселяются в лучших домах, районах и городах. А репатрианты из остальных стран – соответственно там, где похуже.
И еще нужно выделить отдельную касту в Израиле – датишные, то есть иудеи, соблюдающие Законы Торы.
Сословные или кастовые привилегии – это вовсе не условные величины, а выливаются в конкретные блага и дивиденды: доступ во власть, престижная работа, высокая заработанная плата, совсем иное отношение. К примеру, за одну и ту же работу сабр получает больше, чем репатриант, даже если репатриант работает лучше и больше сабра.
И тут даже большие деньги репатрианта (если таковые есть, мало, что могут изменить). К примеру, как ни пытался русский репатриант миллионер Аркадий Гайдамак пробиться к вершинам власти, у него это не получилось. А репатрианты из бывшего СССР – политики, как правило, играют вторые роли, подыгрывая своим хозяевам – протеже (связка Нетаньяху – Либерман). Всем русскоязычным репатриантам знакомое такое явление, как «стеклянный потолок», означающее, что продвигаться вверх в карьере можно только до определенного уровня, а дальше не пустят.
Сразу скажу, что ваш покорный слуга, описывая эту картину, ни в коей мере не испытывает негативных чувств по отношению к сабрам. Лишь констатация факта и понимание того, что люди таковы, как они есть, и другими они в данный момент быть не могут. В той же Европе, и в США, как уже было отмечено, тоже были свои сословия и касты, которые были изжиты через длительную историческую эволюцию.
Эта, существующая сословно-кастовая система и делает Израиль восточной страной, в которой невозможен ни социализм, ни капитализм. Почему? Потому что капитализм, а затем и социализм возможны только лишь тогда, когда в обществе установились равные и одинаковые для всех правила игры (в социализме советского разлива они были нарушены из-за чего, он и рухнул). Когда кастовая система преодолена исторически. Как, к примеру, может функционировать капиталистический рынок, если его законы работают только для одного сословия, а для другого – не работают? Если это соединить, получается дикий симбиоз феодально-капиталистическо-социалистических отношений с элементами крепостничества и даже рабства, который мы и имеем в Израиле.
Итак, что же нам, израильтянам делать в такой ситуации? Как нам обустроить Израиль?
Чтобы понять это, мы должны посмотреть, как было преодолено кастовое общество в Европе. Разумеется, здесь мы видим и научно-технический прогресс, и развитие производительных сил. Но все же победу сознания, победу свободного духа над кастовой ограниченностью обеспечила именно религия (христианство). Постулаты «Люби ближнего, как самого себя» лежали в самой основе и протестантской трудовой этики капитализма, и социальных революций (даже атеистических, но происходивших во имя утверждения равенства и справедливости), и демократизации общества, и антирасистского движения, не говоря уже о многочисленных духовных пробуждениях в различных странах христианской Европы и Америки. Вообще, атеизм в Европе играл очистительную роль для религии, освобождая ее от догматизма и схоластики, умерших догм и отживших культов, от той же кастовости, которой грешило христианство так же, как ею до сих пор грешит иудаизм. И религия благодаря атеизму становилась живой силой общественно-экономического прогресса, чем она в принципе и должна быть.
Слава Богу, научно-технический прогресс не обошел стороной Израиль. Но религия в Израиле безбожно отстала, став хранительницей древних традиций и превратившись в обузу для общества, которую к тому же еще нужно и содержать. Иудаизму необходима глубокая реформация, и ваш покорный слуга убежден, что ничто и никто не сможет произвести эту реформацию кроме Машиаха. Того, Который уже совершил ее в Европе и Америке.
Ну а светское общество в Израиле должно идти своей дорогой: кто – на очередную войну, кто – в науку и на производство, кто – в социальный протест и революцию, а кто и на обслугу привилегированных сословий.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Брат! я не знаю что вы ожидаете от Израиля? чтобы вас взяли поруки что-ли?
Я не понимаю вас почему вы такой несчастный.
Я вам дал адрес верующих в Израиле, и вы мне ни одного слова не сказали, как у вас сложились с ними, не потому-что я ожидаю благодарности, но чтобы вы нашли успокоение в вашей стране.
Воевать и обсуждать их, это бесполезное дело. Пребывайте в Господе Иисусе, Которого ваш народ распял, и вы найдете покой в душе вашем.
Спасибо! Комментарий автора: Да, как вам сказать, брат, чего ожидаю? Царства Божьего, пришедшего в силе. От Израиля ожидаю, чтобы был на высоте своего призвания. Чего у него я пока не вижу. Ну и конечно, не просто ожидаю, но и стараюсь приближать это время, делать, что мне по силам. Как учит Библия: видишь грех, обличи, чтобы не быть тебе соучастником в нем. Что касается общин, то как то у меня не сложилось с ними еще на Украине. И в Израиле был пару раз на служениях. Но я себя в них не вижу. Они, конечно, делают нужное дело - учат человека пребывать в мире Божьем и покое. Но на этом, похоже, останавливаются. А я считаю, что верующие должны влиять на мир. Своей позицией, словом, поведением. Я бы с удовольствием принял участие в каком-либо проекте - издательском, медийном, радио там, телевидение...Но общины в Израиле настолько маломощные, что об этом, похоже, даже не помышляют.
Всеволод
2013-02-27 23:04:22
А что удивительного в Сионизме ?
В своё время Давид сосредоточился на Ковчеге Завета. И как бы не обращал внимание на Скинию Моисея с Медным Жертвенником(прообраз Голгофы).
Крылов
2013-02-28 04:11:21
Почитайте Жаботинского,может тогда поймёте,что такое сионизм в чистом виде. Комментарий автора: Жаботинский пишет про сионизм в чистом виде, я - в "грязном". В чем проблема? Сионизм ведь есть и такой тоже. Так что, о нем замалчивать, что ли? Чтоб красоту не портить?
Габор
2013-02-28 21:13:19
Вы пишете: " А я считаю, что верующие должны влиять на мир." В каком смысле это понимаете? Если Господу не удалось приобрести Израиль, когда был на земле, с чудесами и знамениями, то вы думаете сегодня получится, через вашего влияния?
Я не думаю так. Вы много себе вредите с этим, ибо это мне так кажется, бесплодное дело силой влиять на мир. Если вы поступали бы в мире, как любящий свой народ Израиль, которого и Павел сильно любил, то это было бы больше свидетельством. Но не мне судить, ибо не я живу там а вы, вам виднее.
Но на всяком случае, мы призваны проповедовать Христа, проповедовать к покаянию, и жить по принципу благодати и любви. Комментарий автора: Врежу ли я себе? Наверняка. Свидетельствовать об истине - весьма опасная вещь (для здоровья, репутации, работы. отношений и пр.). Посмотрите на Христа и апостолов. Кто из них себе не навредил? Такой эффект получается от того, что, как вы правильно сказали, истину не принимают.Ей противятся. Но разве из этого следует, что истину не следует говорить? Даже если это неудобно? Даже если это опасно? Как иначе дать возможность истине действовать, если не явить ее, если свет не включить во тьме? Я думаю, у вас. Габор, неверное понимание любви. Любовь - это не всегда по головке гладить, и это не всегда по шерсти, а часто против шерсти. В мире есть очень много христиан, который гладят по головке. и очень мало, кто - против шерсти. Сами рассудите, где путь с узкими вратами, а где с широкими.
Поэзия : Всем, кто несет Еваегелие миру, посвящается. - Анатолий Бляшук
Это стихотворение посвящается всем, кто несет свет Евангелия Иисуса Христа миру, но особенно моему духовному наставнику Петровой Ирине.
Этот человек прошел со мной не легкий путь. Ее молитвы всегда были рядом в самое нужное время. Ее терпение и любовь сделали чудо, а ее вера помогла мне поверить в себя, и смело идти дорогой веры.
Спасибо, моя дорогая, и горячо любимая тетя Ира.