«Начала греха – гордость, и обладаемые ею изрыгают мерзость» - /Сирах 10.15/, «…да уловляются они в гордости своей и ложь которую произносят» - /Пс.58.13/.
«И гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» - /1Ин.2.16/. «Гордость житейская» - суетный ум жаждет величия, роскоши и блеска тщеславной жизни; это честолюбие, жажда почести и одобрений. В частности, эта болезнь уха требующего лести, восхищения и похвал» - /Мэтью Генри/.
В мире гордость считается сильным, правильным и даже необходимым качеством характера. С детства мы слышим наставления: «Будь гордым! Не уступай, покажи себя! Без гордости ты не состоишься как личность!» Так вырастают гордые люди, которые не уступают ни родным, ни чужим. Они считают своё мнение единственно правильным даже тогда, когда это несёт раздор и непонимание. В их основании их лежит гордость, именно она приводит к разделению» - /Мэтью Генри/. «Гордость ненавистна и Господу, и людям, и преступна против обоих» - /Сирах 10.7/.
Гордость – это грех. Она свойственна всем людям на земле. В мировой истории гордость губила целые народы, которые в погоне за желанием быть большими, завоевать мировое господство терпели неудачи. Сегодня из-за своей гордости многие родственники и даже называющие себя христианами 10-летиями не общаются друг с другом.
«Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских людей - собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей» - /Павел Гумеров/. Гордость - завышенное чувство собственного достоинства, высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, осознание своего превосходства.
Гордость - это высший смертный грех, образующийся в душе человека, являющийся самым коварным и опасным грехом во все времена. Есть люди, которые не хотят признавать гордость грехом и пытаются ссылаться на понятие «гордыня». Этим людям следует иметь в виду то, что в Библии гордость и гордыня равнозначно обозначены в качестве повода для сурового наказания Богом. Известный принцип любителей власти над другими людьми - это разделяй и властвуй. Именно они подменили понятие о достоинстве «понятием о гордости». Гордых людей можно «купить» и «продать», «столкнуть лбами» так, что сами люди это могут не сразу понять. Скажите, а что христиане не сталкиваются друг с другом лбами и говоря в гордости: «моя церковь – истина?..».
Гордость, так же как и война, начинается со слова «мое» И имеет отражение своего развития в словах «мое лучше» или «я лучше». Гордость в одном человеке увядает и болеет, когда другой человек чем-то лучше или что-то лучшее - у другого. Гордость конвульсивна, злобна и безумна, когда в одночасье человек теряет все, чем гордился.
«Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других»- /М.Монтень/.
В исламе кибр (высокомерие) считается большим грехом и причиной других грехов. Высокомерие – это отрицание истины и надменное отношение к людям. Высокомерие – это неприступная стена на пути в Рай. Это качество преграждает человеку дорогу к достижению истинной нравственности, подобающей верующим людям. Дело в том, что надменность не разрешает своему хозяину пожелать другим верующим того же, чего он желает самому себе. Высокомерный человек не в состоянии быть простым, доступным, легким, он не может избавиться от своей сердечной злобы, зависти и амбиций. Ему невыносимо трудно сдерживать своё самолюбие и принимать добрые советы и наставления. Упиваясь своим самодовольством, он презирает других людей и ищет их недостатки. И, наверное, трудно найти что-либо скверное и злое, к чему не побуждало бы такое качество как высокомерие. А самым страшным его проявлением является отказ от принятия истины и верного руководства. - /(хадис Муслим) шейх Салих ибн Фаузан/. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств: «я – себялюбием».
«Но гордый человек, довольный собственной мудростью, берётся исправлять даже божественную премудрость и предпочитает свои поверхностные рассуждения откровениям непогрешимой истины и мудрости» - /Мэтью Генри/.
«Гордость делает нас неестественными, а смирение – подлинными» - /Томас Мертон, религиозный американский писатель/.
Гордый. Общеславянского происхождение неясно. Большинством ученых считается родственным лат. gurdus «глупый», греч. bradys «ленивый». Требует дальнейших разысканий достойное внимания сближение некоторыми этимологами прилагая гордый с горб и гора. Высокомерие - это порок, при котором человек имеет высокое мнение о себе из-за воображаемых или действительных заслуг и возвышает себя над другими. Высокомерный погрязает в себялюбии, превозносит себя, хочет везде попасть на первый план и привлечь внимание других к себе. «Себялюбие есть начинающая гордость. Гордость – это не задержанное распустившееся себялюбие» - /Л.Толстой/. «Кто не питает отвращение к своему самолюбию, к тому свойству. Которое заставляет его ставить себя выше всего в мире, тот вполне ослеплён, потому что это противоречит и справедливости и истине. Противоречит справедливости, потому что все желают того же, т.е. быть выше других, и противоречит истине потому, что нельзя быть выше всего в мире» - /Паскаль/.
Гордость (superbia) есть беспорядочное пожелание собственного превосходства или возвышения Superbia происходит от superbeo, superbire — идти, поступать выше себя, выше своей меры или состояния, или выше других, хотеть казаться выше, нежели каков есть на самом деле. Начало гордости - корень тщеславия.
Эта страсть хоть и ставится последней по времени борьбы с пороками и по порядку исчисления, но по важности и по времени происхождения она первая: этот зверь самый лютый, свирепее всех предыдущих, искушает особенно совершенных и почти уже поставленных на вершине добродетелей губит жестоким угрызением.
«Гордый глупец сам раскрывает себя. Там, где в сердце царствует гордость, а в голове нет мудрости, чтобы подавить её, она сама демонстрирует себя в словах; в устах глупого – гордость: гордое хвастовство, осуждение, глумление. Она растёт от горького корня, пребывающего в сердце, и является отраслью именно того ствола. Корень должен быть вырван, в противном случае мы не сможем победить эту отрасль. Гордость человек своим языком наносит удары направо и налево просто из удовольствия, но в конце он станет бичом для него самого» - /Мэтью Генри/.
Вот, например, что говорил епископ Александр (Милеант): «Гордыне - этой ужаснейшей духовной болезни - предшествует целая вереница сродных заболеваний, среди них: самолюбие, тщеславие, высокомерие, надменность, чванство, лицемерие, похвальба... Все они являются результатом одного основного духовного отклонения: нездоровой обращенности к себе. «В процессе развития, гордыне всегда предшествует тщеславие. Различие между тщеславием и гордыней такое, как между отроком и зрелым мужчиной. Святые отцы называют гордыню «безумной» потому, что болеющий ею, говорит и делает массу глупостей - при полной уверенности в своей правоте и мудрости».
«И вы возгордились» - 1Кор.5.2/. Возможно, они гордились этим развращённым человеком. Быть может, он был образованным, знающим и поэтому весьма уважаемым, имел много приверженцев, хвалившихся им как лидером. А в тоже время лидер - в высоком мнении о себе: горд.
Вместо того чтобы скорбеть о его падении и испытывать чувство стыда за него, они продолжали восхвалять его и по-прежнему гордились им. Нередко следствием гордости или самодовольства бывает неумеренная привязанность к человеку, делающая нас слепыми к их недостаткам, также как и к своим собственным. Только истинное смирение может заставить человека увидеть и признать свои ошибки. Гордые люди либо не замечают их, либо искусно маскируют, либо преподносят свои пороки как добродетели» - /Мэтью Генри/.
«Гордость – одна из основных страстей, «ненасытимое желание возвышения, или усильное искание предметов, через кои бы можно было стать выше всех других» -/св. Феофан Затворник), «беспорядочное пожелание собственного превосходства или возвышения» - /преп. Иоанн Кассиан Римлянин/
Преподобный Евагрий, в слове о величании, для того, чтобы отвлечь нас от пагубного порока гордости, говорит, между прочим, следующее: «душа гордого всегда держится худых помыслов, а чрез это человек впадает во глубину зол. Как камень, отторгнувшийся от скалы, немедленно падает вниз, так и гордый, отступивши от Бога, еще скорее камня падет... Плод гнилой не приносит пользы земледельцу, и добродетель гордого неугодна Богу».
«Гордость убивает дух благодарности, а смиренная душа - это почва, на которой благодарение вырастает естественно. Гордый человек редко бывают благодарным, ибо он никогда не считает, что получает столько, сколько заслуживает» - /Генри Уорд Бичер, американский проповедник/.
«Оттого-то вы повсеместно и гонимы, что гордыни в вас много! – Гордость у нас есть, это правда. Человеку без гордости никак нельзя. Он венец творения. – Да не гордости в вашем народе много, а именно что гордыни. Всеми, кто не, по-вашему, живёт, брезгуете, всё запачкаться боитесь. Кто же вас, таких брезгливых, любить-то будет, кого это вы любите, кроме своих единоплеменников и, между вами любви то не видно?» – /Б. Акунин/. Хороший вывод сделан о так называемых христианах - гонимых. «Малоросс ленив, упрям, но горд и независим по характеру; у него тотчас слагается протест против всякого нарушения его прав, и хотя протест этот остаётся недеятельным, но всё же он заявляется».
Гордость. «Бог гордым противится, смирённым же даёт благодать» - /1Пет.5.5/. Проявление в людях гордости. Гордость обыкновеннее всего показывает себя в том, что заражённый ею делает себе равными всех или, по крайней мере, многих высших себя по возрасту, по власти, по способностям, и не терпеть быть ниже их. Если гордый человек есть подчинённый, - он не уважает, как должно, начальника, не хочет ему кланяться, не уважает его распоряжений, исполняет их неохотно, по страху: он равняет себя со всеми образованными и не отдаёт пред собою преимущества никому или весьма, весьма не многим; если он учёный или даже неучёный, сын или дочь, - не отдаёт должного почтения родителям и благодетелям, особенно простым и грубым, считая их равными себе и даже ниже. Надо крайне беречься сравнивать себя с другими в каком бы то ни было отношении, а ставить себя ниже всех, хотя бы ты и действительно был в чём-либо лучше многих или равен весьма многим. Всё доброе в нас – от Бога, не наше, «и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никто же похвалится» - /Еф.2.8.9/. Вся сия разделяет, един и тот же Дух. А как же чужим добром гордиться и равняться с теми, которые Самим Богом и общественным доверием поставлены выше меня. Итак, не сиди на переднем месте».
Самолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит малейшей неприятности, причинённой нам другими намеренно, или даже ненамеренно, или препятствия, законно или незаконно. Намеренно или ненамеренно противопоставляемого нам людьми или окружающими нас предметами. Самолюбие и гордость наша хотели бы все поставить на своём, окружить себя всеми почестями, удобствами жизни временной, хотели бы, чтобы нашему мановению повиновались безмолвно и быстро все люди и даже – до чего не простирается гордость! – вся природа; тогда как – о горе! Сами мы весьма косны к вере и ко всякому доброму делу, к угождению единому всех Владыке!
Христианин, ты должен непременно быть смирён, кроток и долготерпелив. Памятуя, что ты – брение, прах, ничтожество, что ты нечист. Что все доброе в тебе – Божие, что Божьи дары – жизнь твоя, дыхание, и всё – что за грех непослушания и невоздержания ты должен теперь искупать своё будущее блаженство в раю долготерпением. Которое необходимо в мире несовершенств и бесчисленных грехопадений падших людей, живущих с нами вместе и составляющих многочисленные члены единого, обремененного грехами человечества.
«Носите бремена друг друга, и так образом исполните закон Христов» - /Гал.6.2/. Кто нетерпелив и раздражителен, тот не познал себя и человечества и не достоин, называться христианином.
Теперь никто и никому не хочет подчиняться, уступать, кого-то послушаться. Это касается и детей по отношению к родителям, и подчинённых по отношению к начальству. Везде мы показываем свою строптивость и намеренную гордыню.
«А если кто, даже с добрым намерением, для пользы дела, скажет о твоей неспособности или незнании, да если ещё отстранят по непригодности от какой-то работы, тогда все наше ложное смирение мгновенно испаряется из душ, и мы начинаем обижаться, роптать, негодовать, браниться: «Чем я хуже других? Меня не понимают, меня напрасно уничижают, я этого не заслужил!» Вот наша гордыня и заговорила. Мы любим, учить, указывать, любим, вмешиваться в чужие дела, по гордости своей, воображая себя много умнее и рассудительнее других. А некоторые даже без стыда хвалят себя: «Я и то сделал, и другое, я лучше других сделал». По гордости своей мы никому не хотим подчиняться, даже тем, кому обязаны: не покоряемся родителям, которые воспитывают нас, не выполняем приказаний начальства, с трудом подчиняемся даже общему правилу гражданского общежития. Что нам все авторитеты, мы только своё мнение считаем верным, всегда хотим настоять на своём. А если кто зацепил нашу гордыню каким-либо словом, где уж тут смолчать, хотя бы ради наружного смирения, - мы будем говорить до тех пор, пока наше слово не останется последним! Мало того, мы ещё и потом не сразу успокоимся, а всё будем жалеть, что мало наговорили, нужно было бы ещё и то, и другое побольнее сказать обидчику. Вот наша гордыня, наш истукан». Мы ещё страдаем тщеславием, т.е. тщетной славой. Тщеславный, сам того не замечая, в душе постоянно «трубит перед собой».
Послушайте, что говорит об этом грехе св. Иоанн Лествичник называет тщеславного христианина идолопоклонником. Тщеславие столь тонкий и отвратительный вид духовной гордыни, что оно старается быть при всяком добром деле, узнавая себя, своё тщеславие в этих образах. Когда, например, храню пост, тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу – опять тщеславлюсь благоразумием. Одевшись в светлую (красивую) одежду, - опять тщеславлюсь благоразумием, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, опять тщеславлюсь. Говорить ли стану? Попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу? Опять предаюсь ему. Куда ни поверни эту колючку, она всегда иголками сверху. Что же питает тщеславие? Человеческая похвала. А как мы любим, чтобы нас хвалили люди. Уж если немного совестно бывает, что хвалят в глаза, то, как хочется нашему тщеславию, чтобы хвалили нас заочно и думали о нас хорошо. На почве тщеславия вырастает ещё одна страсть – лицемерие, т.е. стремление разыгрывать из себя благочестивого человека, не будучи на самом деле. Может, с какой корыстной целью делали добрые дела напоказ; такие дела не только не приносят никакой пользы, но и навлекают на себя гнев Божий: «Горе вам, книжники и лицемеры» - /Мт.23.13/, вот что говорит Господь о таких. Можно надеть на себя чёрную одежду, моно «монах» - жить для себя - до седьмого пота класть поклоны, можно раздать всё своё имение, но если всё это будет делаться напоказ, для людской похвалы или даже для самоуслаждения, - ни малейшей пользы для души не будет. Пусть небольшая жертва, но поданная во исполнение заповеди «просящему у тебя дай» - и в тайне, пусть краткие молитвы, но только не напоказ, пусть одна слезинка покаяния, но только не напоказ, только для Бога видная, чем лицемерная благотворительность и прочие подвиги». Есть ещё идол, которому мы служим вместо Бога Истинного, поклонением которому мы ещё находим себе извинение в грехах, - это раболепство духу времени. Мы погрешаем этим, совершая то или иное нарушение заповедей Божьих, оправдывая себя тем, что «теперь и все так делают». - /И.Крестьянкин/.
Гордыня забирает у человека много жизненной энергии и сил, и не зря это чувство относится к одному из смертных грехов. Гордыня является источником множества пагубных эмоций и мыслей, а негативные мысли и эмоции в свою очередь, приводят к болезням и страданиям.
Гордыне - этому ужаснейшему из грехов - предшествуют такие духовные болезни, как самолюбие, высокомерие, тщеславие, чванство, похвальба, лицемерие, надменность и многие другие. Все эти «болезни» являются результатом одного и того же духовного «отклонения» - нездорового внимания к собственной персоне. В процессе развития гордыни у человека сначала наблюдается тщеславие.
«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным» - /Притч. 16.5/
«…все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог - «…посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас»- /1 Пет. 5.5/ Иак. 4, 6-7/. «Гордый противится Богу: его разум противится истинам Божиим; его воля противится законам Божиим; промыслу Божиему и поэтому неудивительно, что Бог противится гордым» - /Мэтью Генри/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662 – 1714/. Борис Акунин 1956 г.р. Грузия - русский писатель, учёный/. /Иоанн Кронштадтский/. Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин; 11 апреля 1910 Орёл — 5 февраля 2006 Псково-Печерский монастырь) — священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит. Около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности