Действительно возникает вопрос: так кто вы? Нищие или дающие. «Наилучшее положение то, которое не характеризуется нищетой, но и не далеко от неё» - /Сенека/. «Величайшая нищета - это нищета сердца» - /мать Тереза/. Из этого и рассуждение: от нищеты телесной к нищете духовной и наоборот, - чтобы понять, что есть дающие: и в телесном и в духовном смысле. «Только чтобы мы помнили нищих, что и старался я (Павел) исполнять в точности» - /Гал. 2.10/. «в их духовном, то должны и им послужить в телесном» - /Рим.15.27/.
«У врат обители святой стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой от глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил, и взор являл живую муку,
И кто-то что-то положил в его протянутую руку….
Так я молил твоей любви слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои обмануты навек тобою!» - /М.Лермонтов/.
«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой; ибо ты владеешь в изобилии – и ты беден и нищ. Ты владеешь в изобилии вещами бренными; и ты нищ в том, что касается вечного. Нищий стучится у твоих ворот, а ты сам стучишься, подобно нищему, во врата Господни. Как ты поступишь с тем, кто просит тебя, так и с тобой поступит Господь. Ты одновременно и пуст и полон. Наполни пустоту из своей полноты подобно тому, как из полноты Господа может быть наполнена твоя пустота» - /Блаженный Августин (354 – 430)/. Нищий духом - лишенный внутренних интересов, духовно опустошенный.
Разберём эту тему. Затрагиваю не очень популярную в церквях тему о нищих. Как-то привычно стало говорить в первую очередь о любви Божьей, о спасении, о пробуждении церквей по всему миру, о необходимости служения при своей поместной церкви. Ну, а нищие... В церквях баптистов тема «нищета» не говорят, хотят быть фарисеями, а на самом деле находятся в состоянии нищеты в самом прямом смысле.
«Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отвергай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить»- /Вт.15.11;Мр.14.7/. «Никакие слова писания не перетолковывались с такими дьявольскими цепями, как именно эти слова. Если, несмотря на все наши успехи, мы до сего времени ещё имеем у себя нищих людей, которые не по своей вине не могут встать в здоровые и нормальные жизненные условия, то совершается это по нашей вине и к нашему стыду. Всякий, кто посмотрит вокруг себя, увидит, что только неправда, отнимающая естественные удобства у трудящихся и лишающая их трудов-плодов, что только она мешает нам всем быть богатыми» - /Генри Джордж/.
«Разве только не будет у тебя нищего» - /Вт.15.4/. «Нищета и посрамление отвергающему учение» - /Прит.13.18/. «Кто отвергает предложенное учение, словно оно навлечёт тень на его репутацию и ограничит свободу, того ждёт нищета и посрамление. Он станет нищим» - /Мэтью Генри/.
Для полноты изложения здесь следует добавить следующее замечание. Не исключено, что термин «нищие», о которых здесь идет речь, есть не что иное, как самоназвание членов христианской общины. Дело в том, что первыми термин «нищие» (по арамейски «эвионим») стали использовать еще в Кумранской общине см. например, книгу И.Д.Амусина «Кумранская община» или собственно Кумранские тексты - Эбионитами («нищими») называли себя первые христиане.
Кто нищий? Нищие — категория людей, находящихся за крайней чертой бедности и вынужденных жить за счёт подаяний или помощи со стороны родственников, благотворительных организаций или государства. Нищие были известны ещё с самых древних времен. Также главная особенность нищего - неустанно просить. Нищий – это социальное положение, исключающее гордость. Его прогоняют, презирают – а он просит. С одной стороны это недостаток, который приводит к огрублению чувств и полной потере стыдливости, приводящее к распущенности и грязи, аморальности, с другой, приучает человека исцелять гордыню, если будет в приемлемых количествах. Недаром популярны сюжеты типа: «Принц и нищий».
«В среде нищих есть такие, которые впали в нищету чрез легкомыслие и беспорядочную жизнь, и такие, которые, получив милостыню, пропивают ее, или собирают по корыстолюбию, для накопления денег. Следует ли таким подавать милостыню? На это можно ответить так: легкомыслие и беспорядочная жизнь, в большей или меньшей степени, присущи и всем почти нам, или большей части из нас; следовательно, отказывая в помощи таким, мы осуждаем их, а в них и самих себя. Но если бы и не были мы причастны к этому злу. То, во-первых, как отличить или узнать в толпе: кто истинно бедный и нищий?» - /А.Карелин/.
На русской почве к нищенству в тесном смысле слова примыкает странничество, паломничество, бродяжничество. В основе этих явлений видна религиозная подкладка, но осложненная славянской непоседливостью, страстью к переходу с места на место и т. п. Таким образом, в России вырабатывается особый тип нищенства. В ряды нищих поступало и поступает множество тунеядцев так называемых нищих-промышленников — зрячие слепые, хромые, способные бегать, бабы с завёрнутыми поленьями вместо грудных детей на руках и т. д. «Нищие занимаются лицедейством и актерствуют, успешно играя на чувствах жалости и сострадания горожан» - /Кудрявцева/ «…а кто подражает праздным, тот насытиться нищетою» - /Прит.28.19/.
Кто дающий? А чем лучше те, кто просит у самой жизни деньгу, не важно миллион, сто и или доллар. Они все просящие, нищие по жизни. Нищие под церковью, находятся в более выгодном положении, они хотя бы понимают, что они просят и живут за счет других. И не важно, сколько у вас денег в кармане и как одеты, если вы просите: - вы нищий для дающего.
«Что же касается бедности, то у нас не признание, в ней позорно для человека, а позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из неё» - /Перикл/.
Таким образом, возникает определённая разница между теми, кто попал в беду – бедные, и нищими – для кого это состояние духа – это его стиль жизни. Мы видим, что к нищете приводит не внешняя ситуация – крах экономики, или банкротство предприятия, они могут вызвать лишь временную бедность, тогда как скудость мышления, или уродливость восприятия мира приведут к нищете.
Нищий – тот, кто не имеет ничего, но привязан к собственности и отношениям, внутри полон агрессивности и жажде мести своим гонителям, либо опустился на самое дно, и стал безвольным существом, гонимым всеми.
Человек может быть бедным, из-за ситуации, в которой он оказался, но если он не убог мышлением (не путать со знаниями), то он сможет выбраться из бедноты. Если же человек ментально нищий – то даже дай ему миллионы, он окажется на улице, и будет попрошайничать. Так кому мы должны помогать? А главное, как? И вот здесь, внимание.
В первом случае, имеются в виду «нищие» в собственном смысле слова, как имущественно нищие, как небогатые. Во втором смысле, под «нищими» разумеется некоторый переносный, фигуральный смысл – «как те, кто чем-то обделен или чего-то не имеет». Исходя из перевода этого выражения, можно выделить два существенно, различных - пониманию того, что здесь обозначено как «нищие духом».
Вот о чём сегодня размышляю – бедным надо помогать, и мы – церковь, верующие призваны к этому. Но значит ли это, что мы призваны разбазаривать доверенные нам Богом средства на подачки, которые лишь плодят у людей нищенское мышление?
Дословно, это выражение «нищие духом» можно перевести с греческого двумя способами: как «нищие при помощи (благодаря) духу» и как «духовно нищие» (т.е. как нищие (чем?) духом). «Блаженны нищие духом» - /Мт.5.3/. Это фигуральное выражение, обозначающую тех людей, которые чувствуют в себе духовный недостаток или неполноту, т.е. «духовную нищету». Такие нищие не обязательно имущественно нищие. Здесь существует несколько смыслов, в котором можно трактовать «духовную нищету» а не, например, имуществом или разумением.
Иначе говоря, под «нищими духом» разумеются те, которые предпочли стезю Бога и достижения «Царствия Небесного» всем другим поприщам в жизни. Такие люди, становятся нищими добровольно, не потому, что у них нет способностей, физических возможностей или они, скажем, ленивы или неудачливы, а потому, что в служении Богу не удается быть богатым. «Нищие духом» - это нищие, выбравшие этот путь добровольно, благодаря велению духа, по духовным мотивам.
Притча: «Один богатый человек повез своего сына в деревню, чтобы он своими глазами мог увидеть, какими бедными бывают люди. Они прожили в бедной деревне несколько дней, а позже, когда вернулись в свой богатый дом, отец спросил: «Сын, понимаешь ли ты теперь, что, значит, жить в нищете?». «Да, отец!» — отвечал мальчик. «Научила ли тебя чему-нибудь наша поездка?» — продолжил отец. — «Очень многому научила!» — ответил сын.— «Чему же?» - «Я понял, что никогда не встречал таких хороших людей! — отвечал мальчик. — И как же они богаты, папа!» — Богаты?! — удивился отец. — «Конечно, богаты! — отвечал сын. — Смотри, у нас в доме живет одна собака, у них — целых четыре! У нас во дворе есть бассейн, а у них — морская бухта. У нас — сад, у них — бескрайние леса. У нас — фонари, а им светят звезды». — Но ведь у нашей семьи есть практически все! — изумился отец. — Это так, — отвечал сын, — и нам все время чего-то не хватает, а они благодарны Богу за то, что имеют. Мы нищие по сравнению с теми людьми…» - /Landysh/. «Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия» - /2Кр.8.2/.
«Бедность научает нас мудрости и терпению. И Иаков желал иметь только хлеб, и Иосиф находился в крайней бедности и был не только рабом, но и узником, и, однако ж, поэтому мы ещё более удивляемся ему. Мы не столько восхваляем его в том случае, когда он раздавал пшеницу, сколько в том, когда находился в темнице, - не столько тогда, когда имел на себе царский венец, сколько тогда, когда был в оковах, - не тогда, когда восседал на троне, а когда подвергался козням и был продан. Ведь и Лазарь жил в бедности и, однако, был увенчан. Итак, представляя себе всё это и помышляя о венцах, сплетаемых этими подвигами, будем удивляться не богатству и почестям, не удовольствиям и владычеству, а бедности, оковам, узам и терпению ради добродетели» - /Дион Хрисостом/.
С.Романов «Нищие» Социальный мошеннический роман «Нищие» рассказывает о жизни бомжей, попрошаек и профессиональных нищих в столице. С опустившейся братией, которая далеко не бедно живет на подаяния, не могут справиться ни общественные организации, ни милиция, ни органы социальной защиты. Огромные прибыли, которые получают организаторы нищенского бизнеса, оседают в зарубежных банках, не облагаются никакими налогами, но регулярно вкладываются опять же в расширение мошеннического производства.
К людям, жившим подаянием и занимавшимся бродяжничеством, в разных странах и в разные эпохи относились по-разному. Скажем, если в античной Европе нищих практически не было, а бродяги быстро попадали в рабство, то в Средние века европейское нищенство расцвело пышным цветом, а бродяги приобрели такой статус, что у них чуть ли не выпрашивали благословения. Расцвет средневекового попрошайничества был неразрывно связан с господствовавшим в ту эпоху церковным учением. Еще Иоанн Златоуст, живший в IV веке н. э., учил, что бедным нужно подавать милостыню вне зависимости от того, заслуживают они ее или нет: «Ты не должен разузнавать бедных, что они за люди. Одна защита у бедного - недостаток и нужда. Не требуй от него ничего более, но, хотя бы он был самый порочный человек, утоли голод его». Нищелюбие сделалось обязательным для любого «христианина», а раздача милостыни стала восприниматься как верный путь к спасению души. Поскольку спасения жаждали все христиане, нищие оказались востребованы обществом, ведь если бы их не было, совершать обязательные для христианина добрые дела было бы значительно труднее. Спрос породил предложение, и вскоре Европу наводнила армия профессиональных нищих, которые переходили из города в город и требовали подаяния, ссылаясь на истинные и мнимые хворы. В том, что многие калеки и убогие на деле являлись хитрыми обманщиками, никто не сомневался. Недаром по средневековой Европе ходили легенды о том, как нищие разбегались при приближении святых чудотворцев, лишь бы те не исцелили их и не лишили тем самым заработка. Но нищих терпели и прикармливали до тех пор, пока они не стали представлять реальную угрозу обществу.
Время от времени попытки покончить с нищенством предпринимались даже в странах, где просящим милостыню традиционно сочувствовали. Такое случалось обычно, когда у власти оказывался сильный правитель с диктаторскими замашками, однако проходило время, и все возвращалось на круги своя. В России, например, нищих, юродивых, странников и прочих калик перехожих считали божьими людьми и без подаяния не оставляли. Власть, конечно, время от времени пыталась что-нибудь предпринять. Царь Федор Иоаннович, например, в 1682 году указывал, «чтобы впредь по улицам бродящих и лежащих нищих, меж которыми многие притворные воры, и, всем здоровы и работать, могут, не было». Однако все оставалось по-старому, пока за дело не взялся Петр I, который загнал тунеядцев в «смирительные дома», а с подающих милостыню начал взимать штраф в размере 10 рублей (а на эти деньги можно было купить дом, корову и лошадь). Желающих подавать стало значительно меньше, но стоило Петру отойти в мир иной, как традиционное нищелюбие вновь вернулось в русские города и села.
То же самое было и во Франции, где попытки справиться с попрошайками быстро сходили на нет. В середине XVIII века французы попытались завести у себя работные дома по английскому образцу, однако домов этих было мало, и загнать туда нищих никак не получалось. Положение изменилось с приходом к власти Наполеона, который открыл десятки работных домов и согнал в них сотни нищих. Но стоило императору французов отбыть на остров Святой Елены, как работные дома начали закрываться, а попрошайки вернулись на улицы.
Согласно исследованию, проведённому в … «бездомные люди больше всего страдают от одиночества. Постоянная нужда и низкий социальный статус вызывает у них ощущение собственной ничтожности. Поэтому некоторые начинают пить. Один из нищих говорит: «Подавленные беспросветной жизнью, многие из нас постепенно смиряются со своим положением». Бездомные стыдятся своего жалкого вида, нищенского существования, беспомощности, да и просто того, что у них нет места, которое они могли бы назвать своим домом. Неважно, о ком идёт речь – об обитателях убогих лачуг, - людях ночующих на улицах разных городов или же уличных детях, - отмечает Франсис Джегиди, специалист в области демографии, трудно представить себе положение более трагическое и отчаянное, чем положение бездомных, не говоря уже о том, что им приходится переносить. Неважно, в чём причина или причины этого явления, у кого-то невольно может возникнуть вопрос: почему мир со всем его богатством, опытом и технологиями не в состоянии решить проблему бездомности?». Очевидно, что бездомным людям нужна помощь – и не только практическая. Им нужно то, что утешило бы их сердца и вселило бы веру в самих себя. Такая поддержка придала бы им сил переносить все тяготы жизни. Но кто окажет им такую поддержку? И есть ли надежда, что с бедственным положением бездомных когда-нибудь будет покончено.
«Если дашь человеку рыбу – у него будет пища на день, а научишь его ловить рыбу – у него будет пища всю жизнь». Эта пословица отражает одну важную истину: сиюминутную удовлетворение физических потребностей не приносит долговременной пользы. Гораздо лучше научить людей решать свои проблемы и помочь им самим заботиться о своих нуждах. Многим из них необходимо приобрести практические навыки и совершенно изменить свои взгляды, образ мыслей и отношение к жизни».
Нищий библейской традиции — это человек активного действия, его вера подобна воинской верности, его нищета сродни аскетизму солдата. Именно в этом контексте ведет речь о бедности христиан апологет II в. Минуций Феликс: «Что мы по большей части слывем бедными (pauperes) — это не позор для нас, а слава. Как роскошь расслабляет душу, так бедность ее укрепляет. И беден ли тот, кто не нуждается, кто не зарится на чужое, кто богатеет в Боге?.. Мы владеем всем, если нас не одолевает жадность».
«Бог знал, потому и говорит о церкви, хотя они этого не знали, что они были несчастны, жалки, нищи, слепы и наги /Откр.3.17/. Их состояние было несчастным само по себе и вызывало жалость и сострадание со стороны других; хотя они гордились собою, но выглядели весьма жалкими в глазах тех, кто знал их состояние. Ибо: они были нищими, настоящими нищими, в то время как думали и говорили, что они богаты» - /Мэтью Генри/
Это так больно, когда не до конца понимаешь, за что отдаешь, за что жертвуешь. А когда понимаешь, что жертвуешь дающему - так легко становится отдавать! Да что ты можешь дать ему, по сравнению с тем, что Он тебе дает...!? А когда понимаешь, что жертвуешь дающему - так легко становится отдавать!
Что, значит, давать и что значит принимать? То, что говорит этот вопрос, очень важно понять. Спрашивается: «Что значит давать?» Спрашивали ли вы когда-нибудь себя, что значит давать? Вы думаете, что уже даёте так много своим детям, жене, подруге, обществу, ... ты уже столько даешь. Но факт в том, что ты не знаешь, что значит давать.
Пока ты не отдаешь себя, ты ничего не даешь. Ты можешь дать деньги, но ты не деньги. Пока ты не отдаешь себя, - а это значит, пока ты не отдаешь любовь, - ты не знаешь, что значит отдавать.
«... И что значит принимать?» Почти каждый думает, что знает, что значит принимать. Но, задавши себе этот вопрос прав в том, что спрашивает себя и признает, что не знает, что значит принимать. И пока ты не даешь любовь, ты не знаешь, что, значит, давать; то же самое верно относительно того, чтобы принимать: пока ты не способен принимать любовь, ты не знаешь, что значит принимать. Ты хочешь быть любимым, но думал ли ты когда-нибудь об этом: способен ли ты принимать любовь? Есть столько препятствий, которые не позволят тебе ее принять.
«Для продуктивного характера «давания» имеет совершенно иное значение: – это высшее проявление силы. В каждом акте «давания» я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет меня радостью.
В сфере материальных вещей давать означает быть богатым. Не тот богат, кто имеет много, а тот, кто много отдает. Скупец, который беспокойно тревожится, как бы чего не лишиться, в психологическом смысле – нищий, бедный человек, несмотря на то, что он много имеет. А всякий, кто в состоянии отдавать себя, – богат. Он ощущает себя человеком, который может дарить себя другим. Только тот, кто лишен самого необходимого для удовлетворения элементарных потребностей, не в состоянии наслаждаться актом давания материальных вещей. Но повседневный опыт показывает, что то, что человек считает минимальными потребностями, во многом зависит как от его характера, так и от его актуальных возможностей. Хорошо известно, что бедняки дают с большей готовностью, чем богачи. Однако бывает такая нищета, при которой уже невозможно давать, и она так унизительна не только потому, что сама по себе причиняет непосредственное страдание, но еще и потому, что она лишает бедняка наслаждения актом давания. Если у вас что-то просят, то всегда нужно давать, но не всегда то, что просят.
Раби Натан пишет в «Ликутей алахот», что когда мы видим, как кто-то голодает, естественно, что наше чувство сострадания пробуждается, и мы ему помогаем. Это конечно мицва (доброе дело), и мы должны так делать, однако существует намного более высокая ступень жертвования цдаки – справедливо в пользу бедных. Даже тот, который по своей природе обладает добрым сердцем, должен пройти этот этап, когда он начинает давать больше чем ему свойственно. Настоящее служение Богу начинается тогда, когда человек поднимается выше своих врожденных качеств. Однако когда мы даём другим, мы получаем обратно намного, намного больше чем мы отдаём. Давать – это значит получать!
«Жизнь наша не такая уж и долгая. Как мы ее ни проживем - в нищете ли, в богатстве - все равно через какое-то время она закончится. И единственный ее результат для всех будет лишь в одном: научились ли мы любить другого человека? Научились ли видеть сквозь все его недостатки образ Божий? Да, нам трудно с любовью отнестись к нищему. А ему трудно с любовью отнестись ко мне. И купюра в кружку не изменит чужой жизни. Но с нашей стороны она может стать делом любви, а нищему поможет смотреть на меня хотя бы без неприязни» - /Александр Ткаченко, журнал «Фома»/.
Недостаточно просто давать деньги; нужно делать это от всего сердца с хорошим выражением лица, а не по неволе, с огорчением.
Подлинные две лепты вдовицы. Бедному, наверное, легче понять беду другого. Не может человек быть целостным, вкладывая часть своих средств в благотворительные акции, но, не замечая рядом сестры или брата, не имеющих доброй обуви, или проходящий мимо нищего с чувством осуждения оного только из-за того, что у него не такой смиренный вид.
«Сначала нужно спасти людей от нищеты материальной, лишь тогда можно будет спасти их от нищеты духовной» - /Джон Фаулз/
Источники: Библия Э. Фромм «Искусство любить». Мэтью Генри – английский толкователь Библии 162-1714/.
|