Уважаемые читатели, продолжим получать наставление от Иисуса Христа. Работа является продолжением темы, поднятой в статье: "Три притчи в ответ". Сначала Иисус в Своем ответе фарисеям, роптавшим на Него, продемонстрировал кроткую мудрость и достиг не только неосуждения, а даже некоторого понимания от них. Он явил им, да и всем нам, откровение смирения Божьего. Да, Бог наш кроток и смирен сердцем!
Теперь Господь обращается уже к ученикам: как быть, когда сталкиваешься с непониманием, даже с осуждением твоих слов и дел? И тоже учит через притчу.
Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. (Лк.16:1) Иисус Христос обращается к ученикам: вам есть чему поучиться у людей мира сего, и наглядно показывает это через притчу о неверном управителе. Давайте познаем сие наставление и мы – рассмотрим притчу внимательно, и начнем прямо с первого стиха. Что в нем сказано: во-первых, то, что хозяин узнал из уст доносчика о действиях своего управителя, узнал в таком виде, в каком доносчик преподнес их ему (обратим на это внимание); во-вторых, Иисус уточняет, что хозяину было донесено: управитель расточает его имущество, то есть раздает другим, но не сказано, что управитель его обворовывает.
И, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. (Лк.16:2) Третье, на что нужно нам обратить внимание: хозяин, по доносу, еще даже не получив отчета от управителя, уже провозглашает решение изгнать его, как растратчика.
Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. (Лк.16:3,4) Управляющий, по сути, уже изгнанный, как расточитель хозяйского имущества, имеет на руках долговые расписки – документы, доказывающие его невиновность (ибо дающий излишки в долг под расписку не является расточителем). Как мог бы поступить в данной ситуации управляющий?
1. Принести расписки хозяину и доказать свою невиновность. Согласитесь, так поступил бы почти каждый из нас (особенно, когда дело касается доказательства своей невиновности). Но управитель не спешит действовать таким образом, ибо тогда он поставит в дурацкое положение своего хозяина: смотрите! этот человек похулил и изгнал верного слугу (хотя, если по справедливости, то слуга имел все основания выставить пред миром хозяина, как неразумного и несправедливого человека).
2. Присвоить расписки и тем обеспечить себе безбедное существование на многие годы. Но тогда его бывший хозяин так и будет думать, что правы те, кто доносил на него. Тогда не будет вскрыта их коварная сущность.
3. Изменить расписки в пользу должников и тем самым в некоторой мере позаботиться о своем будущем. Затем, предъявив расписки хозяину, с одной стороны, доказать, что доносчики были не правы. С другой же стороны, рассказав хозяину о своем поступке, что он уменьшил долги в расписках, управляющий тем объявит о своей вине в расточительстве. Таким образом, возникшая щекотливая ситуация будет разрешена так, что не пострадают гордость и честь, ни хозяина, ни самого управляющего (вспомните: просить стыжусь).
И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. (Лук.16:5-7)
И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. (Лк.16:8) То, что управитель избрал третий вариант, говорят предыдущие стихи Писания, а также тот факт, что хозяин узнал всю историю с расписками. Ибо от кого еще он мог узнать о подмене расписок? От должников? Им не было никакой выгоды рассказывать об этом. От доносчика? Тоже нет, ибо управитель был с должниками один на один. Только от самого управителя, рассказавшего всё и объяснившего, почему он избрал не первый, не второй, а третий вариант. Именно за мудрый выход из создавшейся неудобной ситуации и похвалил хозяин неверного слугу. А может, верного? Ведь слуга позаботился и сохранил честь и достоинство хозяина и своё – сохранил ценой некоторого числа мер масла и пшеницы.
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. (Лк.16:9) Видите, скольких людей сделал своими друзьями тот управитель? Кроме должников своего хозяина, он и с самим хозяином – человеком богатым и явно влиятельным, умудрился сохранить добрые отношения. Ведь хозяин похвалил управляющего, что тот поступил мудро и предусмотрительно с тем, что имел в своем распоряжении (доносчики, конечно же, не хотели, чтобы хозяин и управляющий расстались так по-доброму).
Этой притчей Иисус Христос призывает нас мудро и с пользой не только для благовестия, но и с заботой о чести и достоинстве тех, кому мы благовествуем, пользоваться тем, что мы имеем, пользоваться словом Божьим и дарами Духа Святого. И тогда, в час, когда лишимся всего земного (в час смерти), мы будем радушно приняты в Царствии Божием. Ибо ничьих несправедливых обид, ничьих безвинных слез, ничьей невинной крови не будет на нас.
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. (Лк.16:10) Верный в малом – это верный в любви к человеку, которому Господь поставил тебя в данный момент служить словом или даром Духа. Если будет в тебе уважение, а еще лучше, любовь к тому человеку, то будет почтение и любовь и к Богу, а если нет ни уважения, ни любви к тому конкретному человеку, то и Бога ты не любишь, какие бы грандиозные дела не творил во имя Божие. Ибо любящее сердце подмечает там, где ни глаз, ни разум не могут увидеть. А обида и ненависть, наоборот, застилают и сердце, и глаза.
Тот управитель из притчи руководствовался не обидой, не корыстью, а любовью к своему хозяину; потому что только любовь ставит честь и достоинство выше материальных, тленных мер масла и зерна. Только любовь!
Только любовь пробуждает в сердце истинное смирение. Смирение, которое присуще Богу, Самому Богу.
Притча о неверном управителе – возвратитесь к стихам Священного Писания, чтобы вновь пережить то, что пережил тот человек – управитель богатого хозяина. Чтобы напитался ваш разум словами Иисуса Христа. Чтобы эти стихи стали вашим личным жизненным опытом, через который, капля за каплей, обретается мудрость - духовная мудрость людей Божьих.
Мир вам!
Погребняк Н. 2012 г.
Комментарий автора: Что же делать, чтобы обрести мудрость? Идти путем проб и ошибок, постепенно, через падения и слезы покаяния, научаясь? Не обязательно: есть и другой путь. (продолжение статьи "Три притчи в ответ")
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 5358 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 4.2
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Большое вам спасибо,Николай за эту тему.Никогда ее не понимала и ответы,которые слышала,меня не удовлетворяли.Начала думать,что Лука здесь в чем-то ошибься.Но вы дали хорошое объяснение.Шолом вам от Господа.