«Пэри писал, что не так важно знать, какая болезнь у больного, сколько понимать, у какого человека она развивается».
«Болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды, потеря им способности приспосабливаться к внешней среде с тем совершенством, которое свойственно ему в состоянии здоровья. От этого проявляется нарушение равновесия организма с окружающей средой и потеря душевности, духовности» - /ММЭ и БСЭ/.
«Реакция организма на вредно действующие на него влияния внешней среды и составляет сущность больной жизни» - /С.П.Боткин – терапевт/
Ведь данной теме в практике христианской жизни уделяется очень мало внимания. Однако прежде чем говорить о подходе к духовным болезням и принципах их «лечения», нужно рассказать сначала об их «симптомах». В медицинской практике бывают случаи, когда, чувствуя недомогание, люди не осознают того, что они больны. Что-то подобное этому бывает и в духовной жизни. Души страдают и мучаются, не понимая, что с ними происходит, и почему они всё больше и больше ощущают духовное бессилие. Посмотрите, в собрание баптистов внимательно, не происходит ли болезненное духовное сонное состояние?
Однако, будучи больны по плоти, мы не считаем, что такое состояние является чем-то нормальным, и делаем всё возможное, чтобы поправиться и снова быть здоровыми и счастливыми. Многие люди даже видят в здоровье своё главное и наивысшее счастье. А если так, то насколько же больше это относится к духовному здоровью. Ведь жизнь на земле во плоти временна и преходяща, душа же наследует вечность. Поэтому стоит, отложив на время дела, заняться своими духовными болезнями.
Чтобы убедиться в том, к каким серьёзным, а порой даже трагическим последствиям может привести та или иная духовная болезнь, достаточно обратиться к одному хорошо знакомому нам месту Священного Писания, которое при внимательном его рассмотрении способно буквально шокировать. В Послании к Евреям 12.15 сказано: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати, Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие».
«Духовные болезни» бывают разной формы и интенсивности: лень. Простое слово сказать: «ты хорошо сделал, что пришёл» - /Деян.10.33/. Может это простое слово такое трудное, как тяжёлый камень поднимать. Или проведать больного, чтобы самому не стать больным духовно.
Обращаясь к духовному учителю, человек, по крайней мере, получает возможность распознать свою проблему и посетить больницу, чтобы избавиться от нее. Если мы будем принимать духовные лекарства, предписанные нам, то снова сможем обрести естественное здоровое состояние. Что Христос врач не знает наши болезни?
«Подумайте, может ли врач помочь больному, который не признаёт его и не хочет принимать выписанные им лекарства? А что могут сделать пожарные, если люди запрутся в горящем доме и не захотят выходить из него? Ты скажешь, что так безумно никто не поступит. Но, к сожалению, многие поступают именно так, когда Бог зовёт их к спасению. Они отказываются от спасения, которое может дать им Иисус Христос, Спаситель. Людям больше нравится грешная жизнь, и они не хотят слушаться Бога, не хотят принять спасение из рук Спасителя. Это очень опасное состояние болезни!» - / «Вестник истины»/.
«Врачи о таком «откровенном» уже давно информированы. Они сжились ещё в прошлом веке с нерусским словом «плацебо», что по-латыни означает «нравиться». Так называют чистое вещество, похожее внешне на лекарство, но не обладающее с точки зрения химика целебными свойствами. Так и христианство внешне похожее на Христа, но не обладающее целебными свойствами Духа Святого» - /говорит Ю.Холодов, д-р биологических наук/.
Как пишет Агата Кристи – мастер детективов, Эбернети был больным человеком. Он страдал заболеванием, которое должно было привести к летальному исходу, можно сказать, года через два – три возможно, ещё раньше. Смерть сына ослабила его волю к жизни и способность сопротивляться болезни». «И оказалось наиболее деятельным союзником болезни является уныние больного» - как пишет М.Горький.
Признаться, и не ожидаешь такого скорого и внезапного конца, но прецедентов было более чем достаточно. Любой медик, который точно предсказывает, сколько проживёт его пациент, рискует остаться в дураках. Человеческий фактор не поддаётся математическим расчётам. Иногда слабые люди неожиданно обнаруживают способность к сопротивлению, сильные, напротив, сразу пасуют перед недугом».
«Никто в этой области не может быть лучшим свидетелем, чем врачи и медицинские сёстры, которые неоднократно участвуют в переживании человеческой смерти. Невзирая на принадлежность к религиозной общине, наступает агония. Отчаяния у умирающего к окружающему миру вообще не известно. Нет у умирающего ни малейшего следа веры, уверенности и радости. Даже если от всей совести и с наилучшим знанием сделано всё, что требовал Бог, всё равно затем становится очевидным, что здесь делалось не то, что угодно Богу, но что церкви требуют и возлагают на своих членов. Поскольку здесь дело касается жизни и смерти, все должны были бы подвергнуть себя само испытанию. Каждый человек, совершенно безразлично, какой расы или национальности, имеет право узнать истину о Боге и о себе. Каждый, кому не безразлична его вечная участь, даже имеет на себе долг провести сравнение со Священным Писанием всего того, чему учат и что практикуют. Лишь то, что исходит от Бога, также и ведёт к Нему и может устоять перед Ним. Кто говорит: «Мне всё равно! После меня хоть потоп!», - тот не осознаёт того, что он говорит.
Библия действительно единственная книга на земле, которая знакомит нас с Богом и Его намерением. Она от начала и до конца содержит достоверность реальности Бога. Нам нужно серьёзно относится к нашей жизни и к нашей смерти. Дело не в том, чтобы живущим внушить страх перед смертью; совсем, наоборот, здесь нужно показать наш путь и цель. Вера и доверие к Богу и Его слову должны быть восстановлены любой ценой. Бог истинен, Его Слово превознесено выше всякого сомнения. Во всех религиях людям внушают страх перед Богом, одновременно приобретая их доверие к человеческим, религиозным установлениям. Наша задача – поколебать доверие ко всем религиям и восстановить отношение к Богу и Его слову к высшей достоверности. Всемогущий имеет намерения, Он имеет план для человечества.
Но, к сожалению, люди составили свои собственные планы и внутри Царства Божьего воздвигли свои собственные религиозные царства. Человеческое и Божественное стоят в прямой противоположности. Кто желает быть приобщённым к вечному определению Бога, тот должен выйти из всех религий, изобретённых с течением времени. Всемогущий Бог одновременно является и Всеведущим, и Он прежде основания мира составил план для человечества. Перерыв во времени, который наступил из-за неготовности человека, через его непослушание и преступление, не лишит силы вечного намерения Бога. Поскольку Господь знал всё наперёд, Он мог этот перерыв предусмотреть в своём плане. Слово Божье так же истинно и безошибочно, как и Бог сам. Божий путь для человечества ясно описан в Его Слове. К сожалению, он затемнён религиозными преданиями и традициями и стал непригоден для хождения. Если догмы имеют столетнюю или даже тысячелетнюю давность, они всё же остаются тем, что они есть, а именно: догматы, введённые людьми, и ничего более. Они ведь не могут стать правильными автоматически только из-за того, что изданы религиозным учреждением. Поймите те, кто не имеет на то медицинское образования, и занимаются лечением – исход бывает печальный. Потому что делают в гордости, зачем учиться - и итог, духовная болезнь процветает и душевная в упадке.
Человеческое «никогда» не станет Божьим, и Божье – человеческим. Истина и ложь исключают друг друга. Мы имеем дело либо с правдой, либо с заблуждением. Источник всякой истины есть Бог, виновник всякой лжи – сатана. Самая превосходная ложь – это лишь неправильное отображение истины, и ею наполнен религиозный мир. Любая теория или практика, которая не согласовывается со Священным Писанием, никогда не может быть Божественного происхождения. Слово Божие содержит целиком все свидетельство, которое Господь передал человечеству.
Когда мы обращаемся за советом к врачу, разве мы не слушаем его внимательно, чтобы точно понять и запомнить все его предписания? Конечно, ведь от этого зависит наше здоровье! Насколько же более важно, поэтому внимать тому, чему учит нас Бог через своё Слово, Библию, и через «верного и благоразумного раба». Ведь от послушания Богу зависит наша жизнь»-/Мт.4.4; 24, 45-47/. Врач, однако, может ошибаться, а «закон Господа совершен» -/Пс.18.8/. Поэтому, изучая его, нам не нужно заручаться вторым мнением.
«Всякое здоровье в высоком смысле этого слова должно сначала пройти школу глубокого познания болезни» - /утверждал писатель Томас Манн/
«Боль является свидетельством того, что в вашем организме происходят перемены к лучшему» - /Г.Гилмор/.
«Утверждают: что здоровье – это стойкое равновесие между организмом и окружающей средой, или гармоничное сочетание всех».
«Каждый человек болеет и выздоравливает на свой лад» - /Н.Стражеско/
«Боль – это сторожевой пёс здоровья» - /говорили в древней Греции/.
И действительно, боль необходима для сохранения жизнедеятельности организма, это – самая первая реакция организма на раздражение живой ткани, сигнал нашему мозгу о том, что если раздражение – холод, жар, механическое воздействие и т.п. – будет продолжаться или станет интенсивнее, то живая ткань, составляющая организм, превратится в мёртвую. Итак, с точки зрения современной медицины, боль – это реакция нервных центров на возбуждение, вызванное раздражением периферии. Чувство боли вызывает целую цепь рефлекторных реакций, направленных на устранение грозящей организму опасности. Например, ожог руки вызывает боль, и рука отдёргивается от источника тепла. Болевой рефлекс необычайно силён, подавляет все другие возникающие одновременно с ним рефлексы – ведь он призван сохранять не только организм, но и биологический вид.
Но есть и иной смысл. Американский исследователь Бьютендайк писал, что боль – это зло, противостоящее жизни, помеха и постоянная угроза, превращающая человека в жалкое существо, умирающее тысяча раз подряд. Если боль длится долго, она постепенно подавляет сознание и волю человека, заполняет его существование, все его мысли, дезорганизует его жизнь, бывает, даже вызывает смертельный исход. Поэтому от неё необходимо избавляться.
Науке потребовались столетия, чтобы понять сущность болевого синдрома и убедиться: на месте раны, изъявления и т.п. происходит только раздражение нервных окончаний. Чувство же боли, которое заставляет человека страдать, плакать, бояться возникает в коре головного мозга, куда доходят по нервным путям болевые сигналы. Отсюда ощущение боли возвращается по типу «обратной связи» на периферию, в ту точку, где имеется первоначальный очаг поражения. Из вышесказанного следует, что глубокое исследование условно-рефлекторной деятельности мозга имеет первостепенное значение для решения проблемы возникновения, существования и преодоления боли».
«Нет более, ужасной судьбы индивидуума, страдающего от отсутствия ощущения боли» - /Норберт Винер – кибернетик/.
«Всё же это начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучение, и убивать вас и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё. И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга. И многие лжепророки восстанут и прельстят многих. И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасётся. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, в свидетельство всем народам, и тогда придёт конец» - /Мт.24.8/.
Предыдущими пояснительными словами описано первое состояние испорченности Церкви, состоящее в том, что люди начали не знать, что добро и что истина, и ставить их предметом спора, отчего произошли заблуждения; по приведёнными теперь словами описано второе состояние Церкви, состоящее в том, что добро и истина будут презираемы и ненавидимы, и таким образом будет постепенно умирать вера в Господа, по мере прекращения милосердия. Внутренний смысл этих слов таков: «Всё это начало болезней» относится к первому состоянию падения Церкви, когда из распрей по предмету о добре и зле явились ереси. Что это само от множества веков извращало Церковь, ясно видно потому, что Церковь в христианстве разделилась, по мнениям о добре и истине и таким образом падение Церкви началось с давних времён.
Из-за добра и истины; соблазняться многие – это недружелюбие в себе. Человечность Господа есть предмет пререканий. Что эта человечность будет камнем преткновения и соблазном, - предсказано в некоторых местах Слова: «друг друга будут предавать, - это неприязнь из-за неправды против истины; и возненавидят друг друга, - эта нелюбовь между собою из-за зла против добра. И многие лжепророки восстанут и прельстят многих – означает исповедание лжи; лжепророки суть поучающие неправде, следовательно, неправильное учение; и прельстят многих – означает суть последствия учения. «И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» /с.12/ – означает упадок милосердия вместе с верой; по причине умножения беззаконий, это по неправде веры; во многих охладеет любовь, это упадок милосердия. В самом деле, милосердие и вера идут равномерно, где веры нет, там нет и милосердия и где нет милосердия, там нет и веры; но принимает веру милосердием, и милосердие, отвергающее веру, не существует; отсюда причина всякой лжи и всякого зла. Претерпевший до конца спасётся, - означает спасение тех, кто в милосердии; претерпевший до конца есть тот, кто не прельстился, кто не предался искушению. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей обитаемой земле во свидетельство всем народам, - означает что всё это прежде станет известным в христианском мире, будет проповедано, то есть огласится»-/Мэтью Генри/.
Болезнь есть болезнь. Её надо лечить. И как бы долго мы ни оттягивали с визитом к врачу, рано или поздно приходится это сделать.
Именно так бывает и с духовными болезнями. Они тоже чаще всего требуют «раздевания», только теперь уже в духовном смысле, а оно для нашего гордого, надменного «Я» бывает очень болезненным.
В слове «наблюдайте» звучит явное предостережение, указывающее на что-то, что таит в себе большую опасность. Оно словно красный сигнал светофора, который заставляет нас остановиться и быть предельно осторожным и внимательным. Что это значит? Чего мы должны опасаться? Ответ следует незамедлительно: «чтобы кто не лишился благодати Божией». Да, но лишиться благодати Божией равносильно вечной погибели!
Но лечебница может быть также и опасным местом, потому что иногда люди заражаются там другими заболеваниями и инфекциями. Они могут прийти с одной болезнью, а подхватить что-то еще, став жертвой многочисленных бацилл и бактерий, сосредоточенных в этой среде. Подобным же образом, работая над собой, мы должны быть осторожными, чтобы не стать жертвой дурных привычек других людей, окружающих нас. Например, мы очень легко можем привязаться к чувственному наслаждению, если нас окружают люди, которые делают это регулярно, даже в религиозных группах. Или мы можем стать эгоцентричными, заботясь только о себе и ни о ком больше, опять же следуя дурному примеру людей, окружающих нас.
Этот процесс излечения делает принципиально важным наш подход, потому что два человека, оказавшихся в одних и тех же условиях, могут достичь совершенно разных результатов в соответствии с состоянием их сознания. Человек, подверженный депрессии, находящийся в угнетенном состоянии сознания, столкнется с куда большим количеством сложностей, чем человек, сознание которого ясно и конкретно. Хотя изначально оба могут иметь одинаковый диагноз, энергичный человек, обладающий позитивным настроем, будет стараться поддерживать в себе конструктивное умонастроение и наверняка покинет госпиталь намного раньше своего незадачливого соседа по палате.
«Зубной врач может вырвать зуб, но кто заживляет это место? Доктор может вырезать аппендицит, но кто исцеляет это порезанное место? Это делает Бог. Лекарство не выращивает ткань, но только способствует. Бог есть исцелитель. Доктор может вправить вашу руку, но когда он это сделает, вы не уходите вполне здоровым. Доктор делает своё дело, как его учили, по своёму знанию. Он вправляет вашу руку, но исцеление её оставляет Богу, правильно. Всё исцеление – это Божье. И теперь ты только доверься Богу».
«Заметьте, что некоторые врачи не советуют обращаться к хирургу. «Нет, это костолом, пильщик костей». А бывает, хирурги говорят, что врачи тебе ничего не дадут, кроме сладеньких пилюлек. «Всё что тебе надо это операция». Хиропрактик скажет, что не надо ни того, ни другого. Костоправ скажет, что и этот также неправ. А некоторые из них и против проповедника, которые молятся за больных. Давайте будем рассудительны. Мы знаем, что операции могут быть необходимы. Мы знаем, что и лекарства помогают. Знаем также, что хиропрактики и остеопаты делают доброе дело. «Хиро» - рука: манипуляция руками, как метод лечения некоторых болезней, позвоночника: не путать с «хиромантией» - гадание по руке. Мы знаем также, что служитель, молящийся за больных, делает доброе дело.
На мой взгляд, они брыкают друг друга просто из чувства корысти. Бог знает, что если бы наши сердца были в порядке, то мы взялись бы за руки, пытаясь сделать жизнь людей хоть немного приятнее. Если бы делали это не из-за денег, известности или эгоизма, мы больше беспокоились бы о других. Корысть есть проблема многих христианских руководителей».
«Профессия врача – это подвиг, - пишет А.Чехов, - она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов».
Источник: Библия. Людмила Плетт - врач. «Медицинская и Большая Советская энциклопедия».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности