« Осквернены и ум и совесть» (Тит 1-15)
Мы можем определить, четыре периодов, возрастающих по своему развитию. От невинности до благодати.
Первый период, - невинности. Когда был создан Адам, он был печать совершенства, не имеющий греха в самом себе. Бог не имел нужду дать десять заповедей, ибо закон обнаруживает грех. Один заповедь получил, « не вкушать плоды, дерево познания добра и зла. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.»( Быт 2-16,17). Но увы! человек не придержался повелением Бога. После его падения, появился совесть, « И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт3- 7) « И услышал голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.» (Быт 3- 8). Они поступили по своей совести.
Период совести, - от Адама до Моисея, человек руководился по совести или отсутствия её.( вера существовала в отдельных лицах, во все времена, как неразрывная красная нить, видно по всей истории человека). « ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.» (Рим2-14,15,16) Но совесть может быть сожженный.[1 Тим 4:1-5]«… сожженных в совести своей,» Но совесть, она присуще все времена в человеке.
Что такое совесть? Понятно, что это не воля, так как часто противостоит ей. Это также не рассудок, поскольку подталкивает нас только к хорошему. Совесть – это присуще человеку моральное ощущение того, что хорошо и что плохо. Ее также можно уподобить внутреннему голосу, который подсказывает, хорошо это или плохо. Но совесть нуждается в « инструкциях», ибо она осквернена и не действует так, как должна была бы действовать.
Люди могут говорить, что поступают по совести, но это низкие стандарты. Совесть христианина, который имеет духовное знание, совсем другая, но и среди истинных христиан наблюдается большое расхождение в восприимчивости и чувствительности. Совесть в значительной мере напоминает окно, которое в зависимости от степени своей чистоты, пропускает много или мало света.
Следует отметить, что не будет искреннего обращения, если проповедь евангелия не оказала на совесть никакого воздействия. Никто не сможет иметь общение с Богом, пока все, что касается совести, не будет приведено пред Ним в порядок. И это относится как к необращенному человеку, так и к христианину.
Поскольку верующие возрастают в благодати и познании Господа, их совесть становится все более чувствительной. Они скорбят по поводу совершенных грехов, не боясь никакого наказания и осознавая, что поступили плохо по отношению к Господу. Они желают, чтобы на стекле их «окна» не осталось никаких пятен.
Период закона, - сверх совести, Бог дал закон, для того, чтобы грех был познан: « Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона.» (Рим7-7).
Период благодати,- независимо от совести и отношение к закону, в каком состоянии, Бог послал собственного Единородного Сына, чтобы спасти мир. Благодать и милость Бога проявилась в Его жертве на Голгофском кресте. Благодатью мы спасены. Но совесть верующего уже не на старом основании, как выше было написано, советь уже проверяется по Слову Божиему, как на нас действует слова Бога. Теперь Бог дал нам Духа Своего, чтобы мы руководствовались не только по своей совести, но были послушны Ему через прибывающий в нас Духа Святого. Апостол Павел пишет так: « Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом…» (Рим9-1). Дух Святой имеет власть над совестью у верующего, если мы возрастаем в благодати, то вера и совесть вместе возрастают. « Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр9- 11,12,13,14)
|