Бог - Личность есть Абсолют как субъект-объектное ЕДИНСТВО (Любовь).
Личность автономна, тождественна самой себе, нравственному закону в себе и не требует никакого "другого".
Личность - это САМОсознание и воля.
Бог - Троица - Триипостасная Личность, отождествляющая себя Своей Волей с Истиной = Бог есть Любовь. Эта Любовь, эта Воля простёрта в вечность и неизменна.
Григорий Богослов:
Отец является Отцом и безначальным, ибо не произошел от кого-либо.
Сын является Сыном и не безначальным, ибо Он от Отца. Но если говоришь о временном начале, то и Он безначален, ибо Творец веков неподвластен времени.
Дух Святой - поистине Дух, происходящий от Отца, но не как Сын, ибо происходит не рожденно, но исходно ...
Ни Отец не лишился нерожденности, потому что родил, ни Сын - рождения, потому что Он от Нерожденного.., ни Дух не изменяется в Отца или в Сына, потому что исходит и потому что Он - Бог... Ибо личное свойство непреложно...
Итак, один Бог в трех, и три суть едино…
Симеон Новый Богослов:
Как ум человеческий познается чрез посредство слова: а душа опять познается чрез посредство ума и слова, так и Бог Отец познался и познается нам верным чрез Единородного Сына Своего, и Дух Святый - чрез соприсносущных Ему Отца и Сына.
На основании этих всем известных высказываний Святых Отцов по аналогии можно сказать:
В предвечности своей Разум (Бог Отец) Родил Слово (Бог Сын) и относится к нему с Любовью (Бог Дух Святой).
Свою Любовь Бог Личность проявляет триипостасно:
В Творении - как Бог Отец;
Воплощении - как Бог Сын, Слово Божие - Истина = Бог есть Любовь;
Действии в мире - как Дух Святой.
Нравственный закон и САМУ ЖИЗНЬ - как ЛЮБОВЬ - Бог осуществляет Вочеловечением, Крестом и Воскресением, что позволяет и нам понять Волю Божию.
Обретая свободу во Христе личность свидетельствует о Нём, отражая Любовь Бога в мир.
Такой человек со временем становится личностью, образом и подобием Троицы.
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
25 Сие сказал Я вам, находясь с вами.
26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Иоан.14:23-26).
В промысле Божием свобода человека обеспечивается способностью личности жить Истиной = Бог есть Любовь, поддерживая в самом себе Свет Истины Христовой.
Из таких людей и сложена Церковь Христова, где КАЖДЫЙ обретает предназначенное ему (лично) место, становится христом - вочеловеченным словом Божиим - сыном Его.
Но САМИМ Богом - Иисусом Христом человек стать НЕ может, ибо место на Кресте занято ... но в бесконечном приближении к Богу по подобию в любви и состоит жизнь человеческая в вечности, совершенство которой человек выстраивает САМ.
Человек, потерявший душу свою, ради Воплощённой Истины, подчинивший себя Воле Божией, становится причастником Божественного естества - ДУХОМ ВЕЧНОСТИ и в общении с Богом в Духе Святом переходит на уровень субъект - субъектных ОТНОШЕНИЙ - Любви не только с Богом как Личностью, но и с каждым членом Церкви Его образуя сообщество - СЕТЬ, улавливающию в житейском океане проявленности души, способные понять, принять и ЖИТЬ Словом Божиим - Истиной = Бог есть Любовь ...
Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Иоан.14:9).
Современному человеку достаточно легко понять то, что Иисус Христос пытался объяснить Филиппу. Мы погружены в мир аудиовизуальных представлений и нам достаточно легко отличить персонаж кино от актёра, играющего его. Интернет позволяет нам самим принять участие в любом действии, происходящем на просторах сети или стать главным героем компьютерной игры. При этом мы НЕ отождествляем сами себя с тем героем, которым мы управляем, а подчиняясь правилам игры, НЕ приписываем авторство правил себе самому. Т.е. мы с лёгкостью принимаем правила игры и ролевые функции, совсем не отождествляя себя с ними. И если Филипп совершенно справедливо считал себя «плоть от плоти и кровь от крови» еврейского народа и его Закона, напрямую зависел от социума и культуры, то мы способны играть роль в любой игре с тем лишь условиям, что ни игра, ни персонаж НЕ противоречат нашим внутренним установкам. Мы более свободны, … но и более подвержены следованию инстинктам.
Для нас принятие каких-то правил и поведенческих линий есть явление временное и не обязательное. Мы можем быть РАЗНЫМИ, исходя лишь из внутренних своих интересов. И если Филипп не мог принять Иисуса Христа за Бога Воплотившегося, поскольку даже изображении того, что на Небе было табуировано, то мы не примем СЕЙЧАС Бога как раз в силу того, что НЕТ у нас того «органа», которым опознают Бога. Там был запрет, а у нас просто НЕТ необходимости такого запрета в силу его ненужности.
Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. (Иоан.14:10,11).
И тут вот, в понимании ЭТИХ слов Иисуса, современный человек даст сто очков вперёд самим Апостолам, поскольку для них Крест и Воскресение не были тогда фактами земного бытия Бога, как и не было на них ещё Духа Святого. Мы же, в силу указанных выше причин, вполне можем отличить геймера от персонажа, и ЗНАЕМ из Евангелий и исторических источников о Боговоплощении. Но ЧТО? мы можем сказать о Боге, кроме того, что рассказывают нам о Нём другие? Как мы готовим сами себя к встрече с Ним?
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему - Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: - Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан. 1:1-18).
На склоне лет любимый ученик Христа оставил нам эти строки, которые в силу их вневременности актуальны всегда, но осмысление и понимание их в полном объёме становится доступным лишь в наше время в силу большего объёма знаний как об окружающем нас мире, так и о себе самих. Логос как Идея, Мысль, Слово и Воплощение Слова, вполне укладываются в наши представления о творческом пути человеческого разума. От абстрактного – к конкретному, от замысла – к воплощению, от плана - к действию, от единичного – к всеобщему, - другого пути НЕТ.
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матф. 22:35-40).
Какого же Бога мы любим? Не здесь ли находится тот водораздел, который и определяет, куда потечёт жизнь наша – к Богу, или в противоположную сторону … Может ли требовать любви человеческой персонаж Ветхозаветных Писаний, грозящий смертью за ослушание? Очевидно МОЖЕТ, но вот любить его или нет – это уже НАШЕ, личное дело. Можно сказать, что мы САМИ, в своём сознании, создаём Образ Того, Кого мы сможем понять разумением своим и полюбить всей душой своей и сердцем, кто близок нашим понятиям о Божественном не как о крутости, а как о милости. Иисус Христос целиком и полностью соответствует представлениям о Боге настолько могущественном, что Он может проявлять Себя как ТОЛЬКО Любовь, который «доказывая» Свою Любовь, Воспринял душу и плоть нашу, страдал на Кресте и Воскрес … который обещал нам обитель в Царствии Своём по вере в Него и Истину Им явленную:
БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ.
После Словие:
1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:
2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы.
7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море.
8 А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою.
9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, [которых было] сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
(Иоан.21:1-11).
|