«Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха…» (Евр.12:4)
«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Пет.4:1,2).
Гефсимания. Тяжелейший момент в жизни Иисуса Христа. Его земная жизнь подходит к завершению. Впереди Его ждут арест, суд, насмешки, бичевание, распятие и разделение с Отцом. То, что когда-то представлялось еще отдаленным будущим, неумолимо приближалось. И с каждой минутой возрастала тревога о предстоящих событиях. Он знал, что Ему предстоит.
Мы можем понять Иисуса. Каждому из нас в какой-то мере знакомо это чувство. Вспомните, как когда-то вы ходили к зубному и знали, что вам предстоит удаление зуба. Когда до этого момента было еще далеко, вам было не так тревожно. Когда вы уже едете к стоматологу, вы пытаетесь шутить, придать себе смелости, но ваша тревога и беспокойство возрастают. Их даже становится видно на лице. И вот вы перед кабинетом. Человек становится серьезный, лицо его сосредоточено. Шутить уже никто не пытается. Страх сковывает человека, охватывая его все больше и больше. В этот момент многие возносят молитвы Богу, прося, чтобы Он помог им перенести эту процедуру.
Возможно, кто-то испытывал такое чувство перед какой-то сложной операцией или другим тревожным событием в своей жизни. Но, я думаю, что все-таки такая ситуация знакома каждому из нас – осуществление чего-то для нас неприятного, но неизбежного, когда тревога и страх усиливаются с каждой секундой приближения к этому событию.
Итак, Гефсимания. До ареста остаются считанные часы. Что же здесь происходило?
«И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лук.22:39-44).
Лука пишет, что в Гефсимании происходило борение. Борение – греческое «агония», борение жизни со смертью.
Чтобы лучше понять это, я предлагаю обратиться к другому отрывку.
«Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр.5:7-10).
В этом отрывке Павел размышляет о том, что произошло в Гефсимании. «Он употребляет при этом очень примечательное слово крауге, переведенное как сильный вопль; это не сознательно произнесенный крик, а вырвавшийся от страшного напряжения или от жгучей боли» (У. Баркли, Комментарии на Евр.5гл.).
И здесь, в этом отрывке, Павел пишет, что с Иисусом в Гефсимании произошло нечто. Он совершился («став совершенным», в современном переводе РБО «Радостная весть»).
В чем же было несовершенство Иисуса?
- «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» (Ис.53:4).
Что это значит? Какие немощи, и какие болезни взял на Себя Иисус? Ни в одном Евангелии мы не видим Его больным гриппом или другой болезнью. Родившись от Духа Святого, но, будучи рожден грешной, пусть даже и благочестивой, женщиной, Иисус взял на Себя нашу человеческую плоть, ослабленную грехом, с ее желанием первенствовать и удовлетворять свои запросы.
В любом человеке, как творении Божьем, есть два начала – плотское и духовное (Быт. 2:7). В момент творения и до грехопадения, в нас преобладало духовное начало. Но, с того момента, когда Адам и Ева поставили желание плоти выше желания Духа, плоть взяла верх. Именно она стала контролировать нашу жизнь. Мы подчинились плоти и стали ее рабами. Люди стали жить, чтобы удовлетворять свою плоть. Желания плоти в жизни человека стали решающими (Еф.2:1-3).
И, несмотря на то, что в какой-то мере духовное начало тоже осталось в нас, но оно постоянно подавляется плотью (Рим.7:18,19).
Иисус, взяв на Себя нашу плоть с ее желанием первенствовать, должен был победить ее, полностью подчинившись Духу и Его желаниям. Это борьба началась с рождения Иисуса, усилилась в момент начала официального служения Иисуса, и достигла своего апогея в Гефсимании.
О детстве Иисуса в Библии написано совсем немного. Лука пишет: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лук.2:40). Мы все читаем эти слова, но очень редко наверно задумываемся, что они значат для Иисуса.
«Укреплялся духом»! Это значит, что когда большинство его сверстников играли на улице и веселились, Иисус чаще всего посвящал это время чтению и исследованию Писаний, размышлению о пророчествах, общению с Богом. Если бы этого не было, в Библии не было бы и слов: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лук.2:46,47).
Как вы думаете, в это время возбуждал ли сатана Его плоть противостать Духу? Не нашептывал ли он Ему через его друзей, а возможно и родителей: «Ну что ты сидишь? Вот, все Твои друзья играют на улице, а Ты все за книгами и за книгами, все думаешь и думаешь? Ты ведь еще ребенок, пойди поиграй, не будь таким серьезным».
Иисус устоял. Приходит время начать служение, которое предназначил Ему Отец. Он идет на Иордан и крестится.
Марк пишет: «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Мар.1:12,13).
Итак, Дух ведет Иисуса в пустыню. Там Он еще раз должен был осмыслить все, что до этого читал в свитках, что открывал Ему Святой Дух о Его миссии. Его разум должен был быть чист. Иисус постился. Таково было желание Духа. Плоть покорилась, на какое-то время. Проходит день, второй, третий. Такое развитие событий уже не для плоти. Пора бы и подкрепиться. Медленно, но каждый день усиливая свое желание, плоть стала требовать пищи. Дошло до того, что, как говорит Матфей, Иисус напоследок ВЗАЛКАЛ (Мф.4:2).
Вряд ли я смогу передать вам, насколько сильно требовала плоть Иисуса пищи, что Матфей употребляет такое слово. Для этого надо не есть сорок дней. Моя плоть вопиет уже к концу первого дня, и я благодарен Богу, что Он пока не требует от меня поститься сорок дней.
Смотрите, что происходит дальше. Как только требование плоти усилилось, появляется сатана и предлагает выход. Вот камень, Ты – Сын Божий! Возьми камень и сделай Себе хлеб.
Желание Бога – чтобы Иисус постился; желание плоти – поесть; цель сатаны – подтолкнуть нас к тому, что противно Богу.
Иисус выиграл эту битву. Плоть покорилась Ему, чтобы приготовиться к более сильному и последнему сражению. Впереди Иисуса ждал крест. Это было желание Бога, желание Духа, желание Самого Иисуса Христа. Смерть за грешников – это была цель и желание Святой Троицы, но не желание плоти, в которой родился Иисус Христос.
С момента искушения в пустыне, кажется, что плоть покорилась Иисусу. Вроде мы не находим в Библии ничего тревожного. Но не забывайте, что Библия пишет и рассказывает только об основных (кульминационных) событиях в жизни Иисуса. Не забывайте, о том, о чем мы говорили в начале: что когда неприятности грозят нам еще где-то в далеком будущем, мы еще не так реагируем на них, как в тот момент, когда они подступают к нам. Все христиане знают, что впереди будет такое время, когда их будут предавать смерти. Возможно, кто-то из нас пострадает от этого. Но пока этого не видно, мы хоть и испытываем легкую тревогу, но иногда можем даже и пошутить на эту тему. А когда это время придет, будет ли кто-нибудь шутить?
Так же и здесь. Иисус никогда не шутил над этим вопросом, но мы видим Его в Евангелиях внешне спокойным. И лишь некоторые комментаторы Библии, отмечают то, что с каждым последующим разом, когда Иисус говорит ученикам о Своей смерти, в Его голосе ощущается все большая тревога и беспокойство. Они нарастают с каждым днем, и приближается развязка. Впереди последняя схватка, которую Лука называет борением, греческое агония, борение жизни со смертью.
Действительно, для Иисуса это было все. Или побеждает Он и продолжается Его жизнь, его взаимоотношения с Богом, Его общение со Своим творением. Или побеждает плоть, Он не идет на крест, остается жить дальше. Вроде жизнь продолжается. Продолжается, только Библия называет такую жизнь – смертью. Вновь обратимся к Еф.2:1-3: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие…». Когда Библия называет нас «мертвыми по преступлениям»? Когда мы живем по нашим плотским похотям. Да мы вроде живем, но получаемся «мертвыми душами». Мы мертвы для Царства Божьего.
В Гефсимании разворачивалась самая решающая битва в жизни Иисуса. Он должен был одержать победу, там где проиграли Адам и Ева. Он должен был вернуть человечество в первоначальное состояние, когда плоть была покорна Духу. Даже Ему, рожденному от Святого Духа, эта победа далась нелегко. Мы видим, какая агония охватила Его, страшная агония, так, что пот Его стал каплями крови. Трижды Он припадал к земле, с сильным воплем и со слезами. Трижды Он обращался к «Могущему спасти Его от смерти». И развязка наступила. Павел пишет, что «Он был услышан».
Неужели, Бог освободил Его от смерти? Неужели Отец решил изменить план, «уготованный от создания мира»? Нет! Иисус не требовал освобождения. Он с воплем и со слезами принес эту борьбу плоти и Духа к Отцу. «Отец!, - говорил Он. – Моя плоть, которую я принял на Себя, не желает умирать. Но Дух, Твой Дух, Который живет во Мне, готов к смерти. Это необходимо для искупления человека. Мне, находясь в этой плоти, трудно принять решение, которое Ты ждешь от Меня. Поэтому пусть будет не Моя, но Твоя воля». Трижды Он обращался с этими словами. Отец дал Ему возможность изменить Свое решение. Но Иисус остался непреклонным: «Не Моя воля, но Твоя». И тогда, как пишет Лука: «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лук.22:43). Теперь плоть была побеждена окончательна. Теперь Иисус мог стать виновником (совр. пер. «причиной») спасения вечного. Пока в Его плоти было проявление этих страстей и похотей, Он не мог идти на крест, ведь агнец должен был быть без порока. Но теперь, когда плоть покорилась, Он совершился. И мы видим, как Он уже спокойно идет на суд, переносит бичевание и распятие.
Еще и еще раз апостол Павел обращает наше внимание на то, как Иисус достиг этого совершенства:
1. «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти…» (Евр.5:7).
2. «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию…» (Евр.5:8)
Для чего Библия описывает эту борьбу, для чего Павел пишет в последующем за этими стихами, что об этом нам следовало бы много размышлять (Евр.5:11)? Потому что нам всем, если мы хотим встретиться с Иисусом и оказаться в Царствие Божием, предстоить пережить свою Гефсиманию. Мы не окажемся в том же саду, где в агонии молился Иисус. Гефсимания, переводится как «давильня для масла». Там плотская природа, при поддержкой сатаны, пыталась выдавить из Иисуса желания Духа, но была покорена Богом. Для нас Гефсимания будем там, где мы дадим решительный бой плоти, и скажем слова: «Не моя воля, но Твоя, Боже, да будет совершена во мне». Нам придется сказать эти слова не раз и не два. Бог даст нам возможность осмыслить их. Нам придется сказать их вопреки желанию нашей плоти, когда сатана будет представлять нам убедительные доводы сделать так, как желать наша плоть. Возможно, кому-то тоже придется вести ее до того, что его пот будет превращаться в капли крови. Но если этой борьбы в нашей жизни не будет, мы никогда не поймем слов апостолов Павла и Петра:
«Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха…» (Евр.12:4)
«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Пет.4:1,2).
Итак, по примеру Иисуса, давайте, и мы будем все желания плоти приносить к Богу. Вы можете сколь угодно бороться с ними сами, вы можете какое-то время одерживать даже победу, но вы никогда не победите ее. Полную и окончательную победу над плотью может дать только Бог. Да, ваша плоть, ваше «я», пострадает от этого, но это будет лишь временное страдание, которое произведет в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор.4:17).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
"Пока в Его плоти было проявление этих страстей и похотей, Он не мог идти на крест, ведь агнец должен был быть без порока" - пример того, как правильные в целом мысли исказить неаккуратным их изложением. Не было в Иисусе ни страстей, ни похотей. Он был "искушен во всем, кроме греха". (Евр.4:15)Хорошая проповедь пострадала... Комментарий автора: Речь идет не о греховных страстях и похотях, а о вполне естественных, которые при определенных обстоятельствах сделали бы Иисуса грешником.
Так, например, в пустыне Он взалкал. Это было такое сильное желание. Но если бы Он удовлетворил эту страсть, то согрешил бы, потому что Дух привел Его поститься.
Роман
2009-01-09 10:24:59
Ого оказывается голод это уже страсть :)
Нечистый призывал Его не просто поесть ( ибо это уже полный бред считать обычный человеческий голод страстью), а сделать камни ХЛЕБАМИ, а не одним хлебом. Т.е. согрешить многостяжанием и чревоугодиеми.
По теме: "...и был пот Его, как капли крови..." - здесь сказано о человеческой сущности Христа. И недаром это сказано: Христос в своем первом пришествии был человеком, в полном смысле этого слова, не призрачно, не фальшиво. И как трудно было даже такому Человеку пойти на подвиг, принести себя в жертву за людей... Здесь сказано именно о подвиге.
.антивина нина
2013-02-25 08:35:22
Я не согласна с автором,что в Гефсиманском саду была борьба за плоть,там была жесточайшая битва за душу Иисуса Христа,а истезание плоти это избиения,унижения,дорога на Голгофу и мучительная смерть на кресте,как бессилие сатаны перед смертью Господа. Мое мнение,что сатана препятствовал смерти Христа,ибо знал,что для него это конец.Мир вам.
людмила радзих
2015-10-05 04:27:51
Я искала и нашла нужную мне проповедь. Спасибо. Да благословит вас Господь!