«Выбор пищи, - говорит философ Ф.Ницше, - смотря по тому. В моём случае всякое чтение принадлежит к моему отдыху: следовательно, к тому, что позволяет мне гулять по чужим наукам – чего я принимаю всерьёз, прекрасное исследование в вопросах вкуса».
Надежда — положительно окрашенная эмоция, связанная с ожиданием удовлетворения потребности, а также философский, религиозный и культурный концепт, связанный с осмыслением состояния человека, испытывающего эту эмоцию. «Надежда, - по словарю Синоним, - ожидание чего-либо желаемого, связанное с уверенностью возлагать в его осуществлении».
Древнерусская форма имени - Надежа. Имя Элпис происходит от корня, означающего «воля», а русское слово «надежда» - от глагола «действовать».
Надежда как видение - возможность удачи. Видение возможности удачи. Про талантливого ученика учителя говорят: «подающий надежды», и готовы тратить на него свои силы и время. Когда за надеждой следует деятельность по осуществлению, надежда имеет то же значение, что и слово «шанс».
От слова «надежда» образованы очень важные слова «надежность» и «безнадежность». Надежда – это не обязательно вера в то, что ситуация разрешиться сама. Это вера в то, что ситуация разрешима в принципе. Надежда может выступать отличной причиной и побуждать к действию – только лишь благодаря вере в то, что результат достижим. И наоборот, нет расположения хуже, чем ощущение безнадежности. Тут дело не столько в вере в свои силы, сколько в оценке вероятности того, что цель достижима при условии приложения всех сил. Иначе – сопоставление своих возможностей с возможностями, которые предоставляет окружающий мир. Часто задача, которая считается не решаемой, решается людьми, не знающими, что ее невозможно решить. Секрет не в каких-то выдающихся способностях этих людей, просто мало кто сознательно выберет поставить на низко вероятностный исход. Вера в себя не поможет, скажем, чаще выигрывать в рулетку. Зато ощущение безнадежности убережет умного человека от азартных игр.
«Кто живёт надеждой, рискует умереть голодной смертью», - говорит Бенджамин Франклин. Что же такое надежда? Пустые фантазии, которыми человек пытается утешить себя? Или нечто большее, имеющее основание и необходимые всем нам для здоровья и счастья?
Надежда как переживание - сказочная вера в хороший исход в трудных обстоятельствах. Ожидание удачи, не опирающееся на реальные факты или основания. Надежда как переживание.
Надежда - это понятие из словаря Романтика. Надежда - это сказочное обоснование того, что хочется, но для чего нет разумных оснований. Надежда живет в сказке и очень похожа на Фею, которая выручает, когда всем совсем плохо.
По всему миру люди сталкиваются с постоянными вызовами – от опустошительной погоды до терроризма и ужасных предсказаний о состоянии экономики. Кандидаты на кресло предлагают изменения в политике, смену приоритетов и поправки в экономике, которые, по их мнению, восстановят финансовые благосостояние и надежду. Поэтому позвольте спросить каждого из вас: «А где ваша надежда?»
Надеетесь ли вы на политиков или на политические партии? Надеетесь ли вы на мужчину или женщину, которые говорят, что смогут сделать человеческую систему лучше?
Видите ли! Даже когда мир находится в самом худшем, - по вашем мнению, - состоянию, вы можете, строить свои мечты на реальной библейской надежде, основанных на обетованиях Божиих. Это полностью отличается от того упования или той надежды, о которой говорит мир. Подумайте, что подразумевает этот мир, когда использует слово «надежда». Они говорят так: «Ну, надеюсь, получить новую работу. Надеюсь, что состояние экономике улучшится. Не очень-то надейтесь, не воспаляйтесь в своей надежде слишком высоко». Это не надежда. Это просто пожелание.
Настоящая надежда начинается только тогда, когда мы укореняем каждую свою мысль в реальности неизменного Божьего Слова.
«Некоторые люди от природы оптимистичны, а другие, напротив, робки и склонны к унынию. Один может видеть надежду там, где её нет, и продолжает надеяться, не имея на то, казалось бы, никаких оснований. Другой же не видит никакого выхода, тогда как есть все основания надеяться. Конечно, необоснованная надежда нежелательна и даже вредна, т.к. приносит нам много разочарований, но, тем не менее, недостаток надежды крадёт у нас радость ожидания будущих богатств и блаженств, являющейся особой собственностью сердца. Тем, кто видит лишь мрачную сторону жизни, надо конечно, сочувствовать. В это благоприятное время исполнения многих обетований, в чудесный день благодати, когда сияет светлая, радостная надежда спасения, душа, не имеющая надежды, нуждается в словах воодушевления, чтобы направить её взор вверх. Для христианина, полного надежды, нет такого опыта, пусть даже самого мрачного и угрюмого, который не имел бы светлую сторону. Причиной того, почему большинство людей не имеют полноты надежды, является то, что они смотрят вниз, а не вверх. Если ты не видишь вокруг себя никакого просвета, никакой надежды, то подними свою голову и направь свой взор ввысь; продолжай продвигаться вперёд и вверх до тех пор, пока не увидишь, что Ангел надежды приветствует твой взор. Если ты не видишь надежды вблизи себя, то взгляни ввысь, по ту сторону арены естественной деятельности и событий, и ты увидишь её. Испытание жизни редко настолько мрачно скапливаются вокруг христианского странника, что он не может видеть никаких признаков надежды в этой жизни. «Надежда получить урожай заставляет земледельца сеять семена, надежда победить заставляет солдата сражаться, а истинная надежда получить славу побуждает христианина энергично стремиться к ней. Надежда видит невидимое, чувствует неосязаемое и совершает невозможное. Цветение детства надеется дать ростки юности: росток юности надеется превратиться в цветок совершеннолетие, и цветок совершеннолетие надеется обновить свои силы как орёл» - /Т.Ватсон/.
Так неужели христианство, надежда только в этом: «Почто ж мы здесь мечтами так богаты, Когда мечтам не сбыться суждено? Внимая глас надежды, нам поющей. Не слышим мы шагов беды грядущей» - /Жуковский/. «Часы надежд и наслаждений, тоской внезапной осеняя» - /А.Пушкин/. «Когда бы мог весь свет узнать, Что жизнь с надеждами, мечтами. Не что иное – как тетрадь. С давно известными стихами. Но ты обманом наградила. Мои надежды и мечты. И я всегда скажу, что ты несправедливо поступила: и ты коварна церковь как змея - готова пустить свой яд тому, кто раскрывает твой обман надежды» - /Лермонтов/.
Если так пораскинуть мозгами и подумать, что же такое – надежда? Это такой скользкий уход от ответственности за происходящее. Ближе всего к этому слову стоит слово вера, но если вера – она более явная, более открытая, хоть чем-то, но обоснованная, то надежда – это просто наше желание того, чтобы ситуация разрешилась наилучшим образом. Только вот на деле одного желания мало для успешного разрешения ситуации в нашу пользу.
Фактически, надежда – чувство практически бесполезное, чувство, за которым прячутся обычные человеческие слабости и неуверенность в себе. Потому что, если человек уверен в себе и своих силах, то он уже не надеется, не верит – а знает. А если он вдобавок к этому еще и готов самостоятельно отвечать за свои решения, поступки и их последствия, то ему надеяться вообще без надобности. Он знает – что все будет так, как он сделает, как постарается и какие приложит усилия. Как просчитает ситуацию и как учтет влияние сторонних факторов.
Еще надежда связана с наивностью и уходом от реальности. Скажем, человек может осознавать, что он не сдаст экзамен, потому что не знает, ничего и даже не пытался учить, но все равно надеется: на-авось и на то, что каким-то чудом у него это получится. Не исключено, что у него действительно получится, но на деле, можно считать, это снова уход от ответственности и нежелание отвечать за свои поступки. Жизнь не будет всю жизнь гладить по головке и прощать все твои косяки. Она, скорее, будет раз за разом бить тебя по голове, чтобы ты уже научился отвечать за свои слова и действия.
Не стоит рассчитывать и глупо надеяться на подарки от жизни. Хочешь чего-то получить – пойди и возьми это. Сделай так, чтобы это стало твоим, чтобы это не было. Или, пока ты сидишь и надеешься на лучшее, кто-то пойдет и возьмет это за тебя.
Надежда – это ожидание желаемого результата, в этом и заключается вся её прелесть. Ожидание – тоже несколько другое. Точнее – ожидание бывает разным. И одно дело – когда ты приложил все усилия и ждешь, а другое – когда тупо сидишь и надеешься, не делая ничего.
Человеку всегда надо на что-то надеяться и ожидать впереди. Но, прежде всего надо на себя надеяться. Надежда появляется не всегда, как оправдание своего бездействия, иногда можно только надеяться на что-то так, как от тебя ничего уже не зависит. Например, ты готовился к экзаменам, сдал их и теперь сидишь и надеешься, что там будет хороший бал и т.д. и т.п.
Глупо жить так, как не хочешь, и при этом надеяться на лучшее. Поэтому, делая взгляд, надежда допустима только тогда, когда человек сделал всё от него зависящее, и принялся надеяться. В противном случае, это не надежда, а фантастические мечтания. Но, бывает в жизни и так, что остаётся только надеяться, ибо нормальному человеку сложно отключить эмоции и, скажем, забыть о близком человеке, который находится на грани жизни и смерти. Любящий будет надеяться на выздоровление, ненавидящий будет надеяться, что враг умрёт. Для обоих в данной ситуации «надежда мой компас земной» как поёт Анна Герман.
А по поводу практической пользы можно порассуждать. Что лучше, сойти с ума от неопределённости или надеяться? Надежды никогда не будет там, где нет эмоциональной вовлечённости, привязанности и заинтересованности. И, если говорить образно, и друг и враг твой живут надеждой. Вот и всё. Надежда не плоха и не хороша, ибо присуща в равной степени мерзавцу и святому. Главное, не путать её с неоправданными мечтами.
Многие дети Божьи не знают, в чем состоит сущность надежды истинного христианства. Если новообращенный не имеет света относительно этой надежды, не удивительно, но даже некоторые работники на ниве Божьей не могут дать ясного ответа на этот вопрос, тогда как надежда истинного христианства есть помощь трех благ, упомянутых ап. Павлом в 1Кор. 13.13, где надежда стоит только после веры.
В Евр. 6.19.20 ап. Павел дает нам ясное представление, что такое надежда истинного христианина. Это не что-то шатающееся, но «крепкий и безопасный якорь», который дан нам во Христе. Чем отличается надежда от веры? Вера – это одно из трех благ; посредством ее мы по-детски доверяем Господу во всем, что Он предлагает нам. Вера – это то благо, благодаря которому мы в настоящее время можем получить от Господа все потребное для нашей жизни. Надежда же имеет дело с будущностью, с тем, что лежит перед нами. Там, в конце, лежат наши богатства, там хранится наше чистое, неувядаемое, нетленное наследство /1Петр.1.4/. Но почему мы все-таки так счастливы? Потому что якорь нашей надежды там, за завесой; надежда наша простирается вперед. Таким образом, надежда – это вторая рука, которой мы берем все блага будущности. Христианин, не имеющий надежды, похож на птицу с одним крылом.
Надежда христианина относится к пришествию Господа Иисуса Христа и нашего прославления в Нем. Христос грядущий – это предмет нашей надежды и надежды всей твари, которая пребывает в состоянии ожидания «откровения сынов Божиих» - /Рим.8.18-25/.
Надежда истинного христианина – Христос грядущий и с Ним та слава, которую Он принесет. Все дети Божьи должны иметь эту надежду, «ожидая блаженного упования и явления славы Бога и Спасителя Иисуса Христа /Тит. 2.13/.
Церковь первых веков имела эту надежду. Дети Божии постоянно находились в ожидании грядущего Господа, и «всякий, имеющий сию надежду, очищает себя, так как Он чист». Итак, надежда чада Божия состоит в явлении Господа и в нашем уподоблении Ему, потому что «увидим Его так, как Он есть» /1Иоан.3.2-3/.
Надежда имеет в себе нечто драгоценное, она несет только радость. Никто, никогда не может чувствовать себя в надежде печальным или пребывать в страхе. Надежда может быть настолько драгоценною для нас, что наше сердце может быть занято ею день и ночь, и, наконец, если она долгое время не исполняется, это может привести нас в беспокойство, вызвать слезы.
Имеем ли мы такую надежду в отношении нашего грядущего Господа? Все признаки Его пришествия налицо; Он близко, перед дверями; Он стучит... Но радует ли это нас? Бьется ли наше сердце сильнее, или мы остаемся равнодушными к этому? Тысячи тысяч чад Господних живут без этого страстного ожидания грядущего Господа, в котором должны были бы быть дети Божии. Но как часто они, находясь на одре болезни, с глубочайшей грустью говорят, что готовы покориться воле Божией, если Он намерен прекратить их жизнь на этой земле. Они не радуются, что встретятся со своим Господом, но, наоборот, им так хорошо здесь, что они совсем не стремятся к Господу и лишь готовы покориться Его воле. Ах, какое жалкое положение, и какое жалкое смирение! Если бы пленник, находясь в плену, вдали от родины, долгие годы, будучи освобожден, готовясь к отправке домой, на поздравления товарищей со слезами отвечал: «Я покоряюсь воле начальства», не правда ли, это было бы странно? Но так бывает со многими детьми Божьими.
Слово Божие говорит, что Господь грядет, как жених за невестой. Как же невеста ждет жениха? Она живет в радостном ожидании его приезда, ей не нужно говорить: «Ожидай!» Ее сердце переполнено надеждой на встречу, она день и ночь не может забыть о нем; все ее дни проходят в приготовлении к этой встрече. В жизни же ее подруги мы не видим ничего особенного, ее жизнь однообразна и спокойна.
Вот такая же разница между детьми Божьими, которые ожидают Его, и теми, которые живут однообразно, равнодушно, не ожидая Его скорого пришествия. Ожидаем ли мы Его, как невеста? Является ли Он для нас Женихом?
Как действует надежда? «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя». Надежда христианина не мертвая надежда; она поощряет к деятельной жизни; она идет глубоко внутрь человека. Если мы живем в такой надежде, то и земля не будет приковывать нас к себе, она будет под ногами.
Даже земная надежда действует удивительным образом. Пример о двух девицах. У одной жизнь протекает, как обычно. А у другой? - С тех пор, как она стала невестой, произошла дивная перемена. Она еще живет у отца своего, а сердце ее уже за океаном, там, где ее «сокровище». Часто она бывает, молчалива, но начните говорить с ней о ее женихе, как язык ее тотчас «развязывается». Все, что она начинает делать, она согласует со вкусом жениха. Вот каково сердце той, которая живет в надежде.
Проверим себя: каково сердце у нас, произошла ли в нас эта дивная перемена, является ли наша жизнь жизнью освящения, стремимся ли мы вырваться из тенет равнодушия, теплоты, порываем ли мы с каждым грехом? Кто не очищается, тот не имеет этой надежды. В нас должно происходить непрерывное очищение. Все греховное должно исчезнуть из нашего характера, мы должны добровольно положить на жертвенник все наши недостатки. «Надежда видит невидимое, чувствует неосязаемое и совершает невозможное». /Автор?/
«Надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно разгорается, то закипает другое. /Ф. Петрарка/
«Надежда подобна ночному небу: нет такого уголка, где бы глаз, упорно ищущий, не открыл, в конце концов, какую-нибудь звезду» /О. Фелье/.
«Выражая надежду, что не далёк тот час, когда у нас образуется общество, просвещение разольётся широким потоком и создастся великая литература в которой выразится мощная сила духовной надежды в Иисусе Христе» - /Белинский/.
«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» - /Рим.15.13/. «Бог есть Бог надежды. Он есть основание, на котором строится наша надежда, и Он же есть Строитель, Который воздвигает её. Он цель, и источник нашей надежды. Надежда не связанная с Богом, - это всего лиши мечта, плод воображения» - /Мэтью Генри – английский комментарий на Библию/.
«Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, надейся на Господа»- /Пс.26.14/. В этом знаменитом стихе повелительный глагол «надейся» - это древнееврейское слово каввех, - говорит Джон Парсон, иврит для христиан, - которое, наверное, лучше будет перевести, как «жди», «ожидай с предвосхищением», или «надейся!». Примечательно, что корень этого слова появляется в слове тиква – «надежда». Надейся на Господа и «чазак!» - будь силён! – поступай, как мужчина! Таким образом, надейся на Господа, будь твёрд в своём сердце, будь решителен в своих убеждениях, и тогда Бог даст мужество в сердце твоё».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности