Ветхий Завет написан был нам к наставлению, чтобы нам лучше понимать истины Нового Завета, но не имеем права применять Ветхий Завет на 100% к Новому.
Эта глава представляет нам первую из двух прощальных речей Иисуса Навина до смерти его. Вторая находится в 24-ой главе.(стихи 1-15).
Мы знаем Иисуса Навина Бог поставил его преемником Моисея. Его задача не было – провести народа через пустыню, но ввести его в страну. Находим его в первый раз в книге Исхода 17, где он воевал победоносно с Амаликом. Потом находим его с Моисеем. В главе 33-11ст, он назван» служитель Моисея». Но только в конце жизни его( Иис Н.24-29), когда ему исполнились 110 лет, он был назван служитель или « раб Бога». Это напоминает нам о месте в евангелии от Матфея 25-21, где сказано о рабах: « Хорошо, добрый и верный раб». В конце Господь признал его « Своим рабом». Иисус Н. действительно был человек, который служил Богу, так что Он, рассматривал на всю жизнь Иисуса Навина, смог назвать его « Своего раба».
Конечно Иисус Навин также имеет образное значение, в этом книге Он – прообраз Господа Иисуса действующего здесь на земле в личности Духа Святого. Ясно , что страна ханаанская не говорит о доме Отца, но о духовных благословений в небесах.
Теперь Иисусу Навин достиг конца жизни своей. Положение его различается совсем от положение Моисея который знал, что преемник свой – Иисус Навин, который будет заботится о народе. У Иисуса Навина не было преемника. Поэтому и трогательно увидеть то, что Иисусу Навину надлежало сказать начальникам народа первой прощальной речью. Мы, возможно заметили, при чтении первой речи, сколько, с бьющем сердцем, он переживает за будущее народа; в тот момент он сильно стремится сделать все возможное, что бы они ходили правильном путём. Обнаруживает в Иисусе Н. чудесный образ « отца во Христе» или « подлинного Пастырья, у которого все сердце бьется за стадо».
Замечаем , что сказано, прежде начала речи его, что Господь успокоил Израиля от всех врагов его со всех сторон. Он помог им победить и истребить врагов, так что им была возможность жить в наслаждении стране обетования. Что это значит для нас? Мы уже заметили, что касающее нас, речь не идет о доме Отца, но о духовных благословениях на небесах. Этот покой свидетельствует о том, что Бог дал нам все эти благословения и одновременно способность наслаждаться ими уже теперь.
Потом сказано, что Иисус Н. состарился, вошел в преклонные лета. Замечательно, что Иисус повторяет точно эти же слова(стих 3). В втором стихе Дух Святой констатирует эту ситуацию, которую Иисус Н. принимает точно. Повторяя констатацию Духа Святого, он показывает, что признает этот факт. Иисус Н. не закрывает глаза реальности. Он видел вещи так, как они действительно есть и существует. И на это основания он продолжает строение своей речи, зная, что ему не надолго пребывать здесь. Вот причина, по которой его речь так трогательная.
Не находимся ли мы, более или менее, иногда в опасности лишаться чувства реальности. Видим ситуацию, осознаем серьёзность её, но скрываем самому себе реальность. И так приготавливаем себе образование мыслей которое уже не сходится с реальностью. Тогда не надо удивляться негативным результатам. Иисус Н. знал что он состарился и скоро умрет. Поэтому он и понял, что служение свое подходит к концу. Но – и сколько это приятно – он продолжал свое служение относительно народа до самого последнего момента.
Речь его состоит из пяти частей. Стихи 3 по 5 говорят о прошедшем. Он напоминает им о том, что они видели и о том, что Бог сделал за них. Он показывает им Кем был этот Бог, именно « Их Бог». Несколько раз он повторяет выражение « ваш Бог» и напоминает их об отношении к Богу, в которые они пришли.
Во второй части(ст5) он говорит о будущем, о том, что Бог « будет делать» и напоминает им об обетованиях Его. В стихах 6 по 10( 3-я часть) он говорит о настоящем времени и о последовательной ответственности их. В стихах 12 – 15(4-я часть) он описывает им последствия, в случае если они не носили бы эту ответственность. В последней части (ст16) он выражает пророческий оракул, провозглашая, что будут нарушать завет Господа Бога их.
Он призвал всех сынов Израилевых, чтобы все слышали, но обратился только к этим трём группам начальников ( старейшие, суди, надзиратели). Они носили ответственность передавать речь Иисуса Н. всему народу. Он призывает этих начальников и повелевает им обнародовать эту речь по всей стране. Этот факт показывает нам задачу начальников: именно передавать всем верующим мысли Бога.
Первая часть говорит о прошлом. Что же для нас прошлое? – то, что совершил для нас Господь Иисус на голгфском кресте. Когда ли размышляли мы, сознательным образом и лично, последней раз об этом прошлом? Господь Иисус был готов пойти на крест, готов там быть замучен, готов выдержать три часа тьмы. Он был готов быть сделан грехом, готов нести мой грех и твой грех. Он был готов становиться умилостивлением за грехи наши и удовлетворить правильным требованиям Бога, в том, что пошел в смерть. Какие ли чувствования призывает в нас размышление над этим прошлым? Первое, что Иисус Н. говорит народу это: « Смотрите назад», вы видели. Тщательно обдумайте всё, что Бог сделал за вас! По какой ли причине так говорил Иисус Н.? Он приготовил сердца их, чтобы они приняли сообщение о настоящем времени и о будущем. Образ и манера, по которым он строит свою речь, способны нам быть примером, как исполнить хорошо пастырское служение. Если начинаем беседу, представляя личность Христа и основательно дело совершенное Им для нас, тогда и сердца становится готовым, принимать то, что нам надлежит сказать.
В пятом стихе он говорит им о том, что Бог сделает за них. Ещё не все враги истреблены, но Бог сделает и это, и они вступят во владение страной, ибо Бог – верный всегда своим обещаниям.
Когда думаем о будущем, -- какими ли вещами занимаются мысли наши? Думаем ли мы обо всём уготовленном нам Христом и обо всём, что Отец дает нам во Христе! Какое будущее пред нами! Мы знаем, что Господь Иисус придёт, -- придет и похитит нас. ( буквально оторвёт нас от этой земли ). Мы встретим Его на воздухе. Тогда, в первый раз увидим Его очами своими. Близок момент, когда мы (и ты и я ) увидим Христа; -- самый первый раз, Того, Который нас так сильно возлюбил. Перед судилищем, Он приведет нас к полному согласие наших мыслей со Своими мыслями. Там, в первый раз увидим свою жизнь так, как Он её увидел! И знаешь ли ты, что тогда скажем? –« Образ, которым Ты действовал и которым Ты рассмотрел на вещи – был совсем правилен». Все вопроси, на которые мы ещё не нашли ответа, там будут решенными, -- сколько тогда восклицаний! На 100% будем согласными с Ним! Как великолепно! Тогда мы будем в доме Отца, где Он теперь пребывает – единственный Человек, но тогда и мы будем непрестанно и навсегда там. Какое блаженное будущее!
Думая о прошлом, находимся под глубоким влиянием того, что сделал для нас Христос. Думая о будущем, находимся под глубоким влиянием того, что сделает за нас Христос. С этими сильными впечатлениями, приступаем теперь к рассмотрению 3-ей части речи: именно относительно настоящего времени.
Было ли бы возможно, после того, как Иисус Н. описывал прошлое и будущее, что сердце осталось бы холодным, равнодушным относительно настоящего? Это не возможно! В 6-ой стихе Иисус Н. представляет 3 пункта. 1) – будьте очень тверды. 2)—храните всё. 3)—исполните всё. Первый пункт говорит о духовной энергии. Закон Моисея – прообраз всего Слова Божьего. Чтобы твердо сохранять Слово Божье, нужна духовная энергия. Она необходимая чтобы в самом деле, исполнять Слово. У Павла была эта энергия. Он говорит о своего твердого, неизменного намерении ( или стремлении) –( 2Тим3-10, в русском « расположение»), которого Тимофей полностью понял. У Павла это было добровольное поступление на служение, решение из чистого сердца. Сегодня все мы нуждаемся в этой духовной энергии, в этом добровольном поступлением, чтобы лучше сохранить Слово Бога. Это конечно предполагает, что мы знали Слово, ибо нам не возможно сохранять то, что мы не знаем. Нам надо много заниматься, Словом Божьим.
Хранить всё Слово( всё написанное), значить сохранять его в сердце как драгоценнее сокровище. Это конечно предлагает, что я сам убежден, что оно « Живое Слово Бога».
Третий пункт просто – напросто, послушание. Нам необходимо в самом деле, быть готовыми исполнять, с послушанием то, что мы нашли в Слове Бога. Это конечно не значит, что я всё понял. Понимание я приобретаю, будучи послушным. Понимание является результатом послушания, а противоположность – ошибочна. Это ясно выражено в евангелии от Иоанна 17-17: « Освяти их истинною Твоей: слово Твое есть истина». Нам возможно, приходится учиться снова тому, что послушание не последствие предварительного понимания, но как раз обратное. Образ действия Бога: сперва послушание, и если оно существует, Он даст понимание.
Если бы эти три пункта существовали у народа Бога, они были бы сохранены от опасности отклоняться направо или налево. Применяя к нам, это означало бы, что мы ничего не прибавляли бы и ничего не убавляли бы к Слову и от Слова. Мы все в опасности слишком много настаивать на вещи, которые нам нравятся в Слове, и оставить в стороне вещи, которые нам меньше нравится. Тем более укрепляемся в своем решении хранить и исполнять написанное, тем менее подвергаем себя этим опасностям.
Потом Иисус Н. говорит о пяти негативных вещах от которых избавились бы, если бы жили, обращая внимание на увещевания 6-ой стихе. Итак находимся в итоге семь опасностей. Вывод этого? Слово Бога единственный способ сохранять нас от зла.
Эти пять негативных вещей можно резюмировать словом « отделение». Они должны были отделиться от всего, что не в согласии с Богом. Возрастание в познании Слова Бога доводит автоматически до отделения к Господу. Для нас, слово « отделение» часто производит негативное ощущение, потому – что думаем, что оно нам запретит то или другое. Но это не значение « отделения». Оно всегда имеет позитивную цель и эта цель – Личность, именно Христос. Отделяемся от чего-то или кого-то, чтобы пойти к Христу, чтобы более наслаждаться общением Его. Не можем наслаждаться общением с Ним, пока мы связанны с чем-то, которое Ему не угодно.
Однако, в 8-ой стихе находим позитивный результат, если они прилепятся к Господу. Тем более они ходили бы в согласии с 6-ой стихе, тем более они также прилепились бы к Господу. Чем более живем по Слову Бога, чем более занимаемся им, тем более, также будем привлеченными к Богу и к Христу. И следовательно более прилепимся к Нему. Привязанность выражает тесную связь. Всё больше будем жить в наслаждении Его общением. Здесь учимся, относительно настоящего времени, что занятие со словом Бога, с одной стороны, сохраняет нас от зла, потому что узнаем всё лучше мысли Бога, и с другой стороны, оно приближает нас к Отцу и к Сыну, потому что словом возрастаем в познании божественных Личностей.
В стихе 8-10, замечаем позитивные вещи о народе. Они действительно прилепились к Господу, и находились по этому, в подлинном духовном состоянии. Никто не смог устоять пред ними. Они победили всех врагов с кем воевали. В 10-ой стихе нам показывается величие силы их. Один из них смог прогонять тысячу. Что же был источник этой силы? Посреди них Иисус Н. был начальником. Пока он водил народа, у них эта сила была в распоряжении. Что ли значит это для нас? Иисус Н. прообраз Господа Иисуса, действующего силою Духа Святого. Если в нашей жизни, Дух Святой свободен, если действительно Он может действовать, как Он хочет, тогда враг у всегда не везёт. Почему ли сегодня посреди нас так много духовной слабости? Потому что, Дух огорчён, оскорблен, так что действие Его ограниченное. Есть ли у нас желание получать учение через пример народа? Нет ли у нас желания, владеть этой силою? Нет ли желания у нас, чтобы зло не продвигалось и что наслаждение Христом возрастало? Да будем начинать сегодня, исследовать, я и ты где в нашей жизни бывают ситуации, где Дух огорчён, препятствуя таким образом возможности воспользоваться духовной силою.
11-ой стих – кульминационный пункт речи. Здесь речь не идет о сердце, но о душе. В Писании слово «душа» имеет некоторые значения. Сперва она очаг чувств и привязанностей человека. Это тоже прав касающееся Господа: « Душа Моя возмутилось» (Иоанн 12-27). Иисус Н. увещевает людей заботиться о своих привязанностях: они должны исключительно привязываться к Богу, тем более возрастались бы, чем более они осознали бы любовь Бога оказанною им в прошлом и любовь, которая им обеспечивает чудесное будущее.
Все мы хотим любить Господа. Но Его любовь к нам предшествует нашу любовь. Чем более мы осознаем этот факт, тем более возрастает наша любовь к Нему.
Да будем осторожными относительно своих привязанностей. Давайте рассмотрим серьёзно, кому они принадлежат. Если замечаем- и все мы замечаем, если мы честны – что ещё бывают у нас так много вещей, которым мы очень привязаны, то да возвратимся к прошлому, к кресту и к будущему, чтобы созерцать на то что Он сделал и на то, что Он ещё сделает, и на, каким образом Он доказывал Свою любовь: тогда наши привязанности к Нему будут возрастать и увеличиваться.
К сожалению, Иисус Навин не смог закончить свою речь с 10-ой стихе. Это было бы чудесное окончание. Но это не было возможно. Ему также надлежало показать им какие для них будут последствие, если бы они не соблюдались закона Моисея, не проявили бдительности относительно привязанностей их и если бы они увлеклись язычниками. Невозможно одновременно привязаться к Богу и к язычникам.
Он упоминает о некоторых последствиях, которые случатся. В 13-ой стихе он упоминает о трех вещах: Враги будут пользоваться петлею и сетью, чтобы сбивать их с ног. Кто попадает в сети врага, находится под господством его. Кто только наталкивается на капкан, сразу падает. Если, в своих жизнях, мы не соблюдаем эти три указания, шестого стиха и не являемся осторожным относительно своих привязанностей, тогда и сеть и петля причинят наше падение.
Результат этих двух вещей будут: бичом и терном. Бич производит боль. Каждое падение и каждое отклонение, приводит с собой мучительные последствие. Терновники в глазах, лишают нас зрения. Каждый упадок вызывает некоторую духовную слепоту. Не будем больше видеть ясно.
В 14-ой стихе, Иисус Н. говорит: « Я ныне отхожу в путь всей земли». Это значит, что он, как каждый человек будет умирать. Он не смог оставаться в земле Ханаанской навсегда. Это нам показывает, что Бог дал нам духовные благословение, чтобы наслаждаться ими пока мы ещё пребываем как человеки на этой земле. В будущем эти благословения уже не будут чем-то особенными. Тогда будем с Христом в доме Отца.
В конце 14-ой стиха он напоминает их о верности Бога. Они знали, что все добрые слова, которые Господь сказал о них, исполнились. Бог – Бог верности. Слово Его неименное и Он осуществляет то, что Он сказал.
Стих 16-ой конец речи его: он объявляет абсолютно ясным образом, что народ будет преступать Завет Господа. Он описывает пред начальниками народа темное будущее, которое упадет на народ, из-за непослушания их. Не знаем, поняли ли это начальники народа фактически, не долго после смерти Иисуса Навина, народ пошел самотёком.
Нам хочется извлекать урок для нас из этой прощальной речи. Господь Иисус утруждается за нас. Его желание – увидеть нас жить в наслаждении любовью Своей для нас, чтобы и мы, последовательно всё больше любили Его, и чтобы все наши привязанности исключительно принадлежали Ему. Да будем больше думать о прошлом и о будущем – это самая большая мотировка чтобы твердо держаться за Слово Бога.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности