Упадок церковного творчества.
Эпиграф: «Древнее правило властителей, гласит: «Что угодно государю, то имеет силу закона»»
Сегодня мы наблюдаем в России не только усиление светской власти, когда от нашего личного мнения и от нашей свободы воли ничего не зависит, но и духовной власти, тоже. И если в первом случае это уместно и необходимо, так как государство это инструмент принуждения и согласования множества свободных воль, то в случае с Русской Православной Церковью – это отступление от заветов Спасителя, который приравнял перед Богом и царя и раба, и нищего и богача. Именно он сказал: «Царствие моё не от мира сего!». А если Церковь, выстраивая отношения чинопочитания, уподобляясь светскому государству, то она тем самым отходит от подлинного христианства. Со времён апостольских, во многом, Церковь была антитезой жестокой государственности и выстраивалась на заветах Иисуса Христа – суть которых – любовь, сострадание, равенство всех перед Богом и конечно же свобода духа. То, что в человеке ранено законностью и жестокостью принуждения государства, «царствия мира сего», лечила Христова Церковь. Но это возможно, только в противостоянии материального и духовного, как неизбежного жизненного противоречия, которое и даёт энергию движения человеческой цивилизации...
Сам Иисус Христос и своей жизнью и проповедью Нового Завета, сделал духовную свободу краеугольным камнем и непременным условием христианства. «Дух дышит - где хочет» - провозглашал Спаситель и собственным примером подтверждал эту истину. Отрицание духовной и религиозной несвободы и привели Его к столкновению с фарисеями, а потом и к осуждению Спасителя на крестную муку...
Чтобы понять, что такое свобода духа, попробуем разобраться, а что же такое несвобода... Несвобода носит различный характер и одна из форм, это гласная или негласная цензура, когда определённый орган поставлен системой для подавления инакомыслия. Но ведь Церковь не государство и борьба идей в ней рождает историческое движение в сторону углублённого понимания Библии и Нового Завета, в том числе...
Мне вспоминается случай из истории Российской Православной Церкви, упоминаемый Георгием Флоровским в одном из своих трудов, о крайней точке подконтрольности Церкви государству, уже в девятнадцатом века после рождения Христова. В пажеских корпусах одно время запрещали воспитанникам самостоятельно читать Евангелия, боясь, что могут не то и не так прочитать и напитаться «свободой духа»...
Сегодня, в России ужесточается церковная цензура в информационном поле, под лозунгом «борьбы с сектантством». Не только в печатной продукции, но и в интернете, устанавливаются разного рода запреты и ограничения, под видом «разрешительности». Сегодня, без «благословения» патриарха или даже областного, иерарха представленного разного рода и уровня комиссиями, вы не сможете напечатать или опубликовать в интернете, на православном сайте, материалы не соответствующие «линии партии», не только по истории церкви, но и своих впечатлений от прочтения Священного Писания.
Вам, конечно, как в давние, прежние времена, за расхождения с установившейся и одобренной Священноначалием точкой зрения, язык не вырежут и руку в назидание не отрубят, как это сделали с Максимом Исповедником, но обвинят в лучшем случае в «не профессионализме» и печататься не позволят. И церкви, в этом ужесточении негласной и гласной цензуры, помогает государство. Ситуация начинает немного напоминать Византию в Средние Века, когда императоры, зачастую и были главными «богословами» и писали законы, которые на их монарший взгляд, соответствовали церковной истине. Вспомните хотя бы Юстиниана Великого, который узаконил теорию «симфонии» властей.
И Церковь, часто с этим мирилась и даже поддерживала «начальство». В результате такого вмешательства, богословие постепенно впало в «одичание», услужая не «Богу, но Кесарю». А для нескольких поколений церковников это стало нормой церковной жизни! Почитайте о «подвигах» некоторых средневековых Пап, и вы поймёте о чём я говорю...
Нечто подобное может произойти и уже происходит, сегодня в России. Священноначалие, становясь на место самого Христа, требует для себя формулы: «Что угодно Священноначалию, то имеет силу закона». Не знаю, как в книжном мире, но в русской церковной блогосфере, печатается всё меньше интересных работ, а основной «тренд», как говорят сегодня просвещённые батюшки, похож на светский «одобрям –с» или кальку с Катехизиса Макария.
И тут вопрос встаёт: «А цензоры кто?» Если бы это были фигуры уровня Иоанна Златоуста , Максима Исповедника, или Антония Сурожского, с этим можно было согласиться. Но ведь, «новые цензоры», представляют из себя часто церковных чиновников, которые свою богословскую «срединность» пытаются сделать основополагающим мерилом богословия...
Конечно, иногда, ещё можно встретить статьи и работы, которые независимы, интересны и не комплиментарны, по отношению к нынешнему положению в Русской Церкви, к нынешнему Священноначалию. Однако таких статей и авторов, становится на мой взгляд все меньше. Большинство же пишущих о современном православии, не хотят или опасаются поднимать острые вопросы, ставить наболевшие проблемы и просто говорить правду.
Ссылки на самое высокое церковное начальство, становятся самой популярной темой российского богословия. Невольно вспоминаются годы застоя, и упоминание кстати и некстати имен генсеков, которые стали тогда чуть ли не образцом партийности и нравственности. Чем эта эпоха соглашательства и чинопочитания закончилась, мы все ещё хорошо помним!
Настораживает, поголовное увлечение иерархов, не только бытовой стороной веры, а точнее материальным обеспечением не только своих епархий и приходов, но и лично быта пастырей. «Лексусы», «Мерсы» и прочие дорогие «безделушки», становятся лицом «владельцев» прихода, престижными вещами, которые батюшки, стараются заводить себе, подчёркивая статусность и вес «профессии» священника.
Сребролюбие в сегодняшней церковной среде не только не осуждается, но негласно приветствуется. Особая «работа» с богатыми прихожанами, с олигархами или их семействами, становится приоритетом для настоятелей храмов. Такое отношение к Заветам Иисуса Христа вызывают естественное возмущение не только у светских атеистов, но и у многих искренне верующих прихожан...
Вообще, почитание богатых людей, властного «начальства» в сегодняшней церкви, обретает какие - то сверх естественные формы, всё чаще напоминающие снимание шапок и поясные поклоны крепостных, во времена дореволюционные. Само устройство церкви, зависимость зарплаты служителей от благоволения иерархов, делают их своеобразными финансовыми “наместниками” Христовой церкви на земле! А то, что это противоречит подлинному христианству, Заветам Спасителя, уже никого не интересует и не волнует.
Иногда, русская церковь, вмешиваясь в политику, становится не только прислужником государства, но и его копией. Тут речь идёт даже не о «симфонии» властей светских и духовных. Церковь, всё чаще копирует позицию государства, как в вопросах веры, так и в вопросах рутинной жизни приходов и епархий. Заметно сближение позиций во взглядах на богатство или чинопочитание. А это опасная тенденция! Ведь ещё и ста лет не прошло после того, как после Октябрьской революции, начались гонения на церковь, которая для многих, тогда, стала синонимом чиновного отношения к людям и к вере...
Забывать об этом нельзя, потому что история может повториться, но уже не в форме общечеловеческой драмы, а банальной человеческой комедии. Превращение христовой веры в лицемерное фарисейство, может подтолкнуть к разрушению церкви через равнодушие и ироничность. Уже сегодня можно это наблюдать, когда иерархи, а вслед за ними и приходские батюшки, становятся дельцами, иногда откровенно хвастаясь своими успехами в «религиозном бизнесе». Естественно,что это вызывает у людей отвращение и насмешку...
Такое положение вещей в церковной среде совершенно неуместно и может привести к разрушению веры, под напором критических, во многом обоснованных замечаний и комментариев...
Октябрь 2011года. Лондон. Владимир Кабаков.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион» http://www.russianalbion.narod.ru/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Прочитано 2888 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 3.33
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Отдаю должное Вашему мастерству... Вы неплохо поднаторели в цеховом профессионализме - и ссылочки по полочкам, и всё так убедительно -молодца. И конечно же Вам с Лондонской стороны видней что и как у нас тут делается - информпространство одним словом - не чета нам совкам. И даже не удивляет наглая
беспеляционность статьи - не раздражает, а просто констатирует: - вот ещё один просвящённый старатель... старается. И всем-то до нас дело есть, и у всех-то наверно сердце болит "за россию матушку"... у болельщиков.
Одним словом пятёрку Вам поставил - старателю, а вот за что - не скажу.
Крылов
2012-04-22 18:43:42
Такие "тенденции" не только в православии...западные церкви давно взяли подобную тактику на вооружение,так что почему бы Вам не поделиться о происходящем в Англии?
Михаилу Бузину.
А в чём автор не прав?
Магомет
2012-04-22 20:28:30
папаша бжезинский был прав: победили коммунизм осталось победить православие...
* * * *
2012-06-06 10:51:49
Это слово ко всем кто учит, меняем только имена(можно не отвечать всё равно удалят, не успеем пообщаться).
Владимир, вы праведны подобно как Христос праведен???
Если да, то вы можете учить и нам есть смысл вас слушать(вы сведущи в слове правды, не согрешаете в слове веры и можете наставлять в слове веры).
Если нет, то эти слова Апостола адресованы вам:
"Вот, ты называешься Иудеем и успокаиваешь себя законом и хвалишься Богом, и знаешь волю Его и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд(раз берётесь поучать)....
как же ты уча другого не учишь себя самого?
стих 22
хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
Ибо ради вас имя Божие хулится у язычников".Римлянам 2:17-24
Господь об этом говорит так:
"Лицемер!( кто говорит и не делает и затворяет Ц.Небесное другим Матфея 23:1-4,13) вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего".Матфея 7:5
Обличение праведного лучший елей, который не повредит голове моей и это милость.Псалом 140:5
ЧЕРЕЗ НАСТАВЛЕНИЕ В ВЕРЕ БОЖИЕЙ, слушающие получают Дух Святой.
Всех благ - всех славословий Господу.