Первый документ, который получает человек в своей жизни это свидетельство о рождении. В нем записывают фамилию, имя и отчество новорожденного гражданина. Так и в моем свидетельстве о рождении под № и серией указано, что я Ефимова Валентина Яковлевна. Прошли годы, и я вышла замуж и законно изменила фамилию на « Васильева», но отчество мое не изменится никогда. Часто думая о судьбе своего отца, очень хочу рассказать о нем.
В 1910 году в молодой семье Ефимовых Федора и Евдокии родился первенец. При крещении мальчику дали имя Яков. Родители любили его и наставляли добру и труду. Когда мальчику исполнилось 4 годика, у него родился братик - Николай, а еще через четыре года братик - Кирилл. Родители вели натуральное хозяйство, работы было много, как по дому, так и в поле. И Яша, как старший, помогал по мере сил. Он учился в церковно-приходской школе, проявляя послушание и старание.
Батюшка сельской церкви выбрал смышленого мальчика себе в помощники. В обязанности маленького послушника входило: вовремя открыть пред священником церковные врата в алтарь, подать кадильницу и другие ритуальные предметы, смотря на то, какую службу совершал поп. Особенно, маленький Яша любил Пасхальное служение. Все село готовилось к встрече этого праздника. Хозяйки белили дома, заборы и стволы деревьев. Село преображалось: после зимних холодов и весенней грязи становилось светлым и нарядным. Почти все жители села приходили святить пасху и крашенки, а потом люди радостно приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес!» и отвечали: «Воистину воскрес!». Яков всегда очень старательно и четко исполнял свои обязанности. Он был одет в особую одежду и был похож на маленького Ангела, и многие с уважением относились к нему. Люди в селе жили в Страхе Божьем и соблюдали Божьи заповеди, а также и наставления церковнослужителей. Однако, иногда, маленький Яша замечал, что в большой пост в его семье ели суп, зажаренный на подсолнечном масле, а у батюшки на обед была вареная курица и еще-то, что священник мог во время службы зайти в алтарь и выпить вина. Дедушка Якова также был служителем в церкви и потому мальчик знал каждый уголок в ней. Он часто рассматривал лица святых на иконах, поднимал голову к куполу и любовался солнечными лучами, падающими через узкие оконца, представляя, что это дорожки, по которым с неба спускаются Ангелы…
В это время в стране произошли глобальные перемены и эта местность, называемая Бессарабией по Брест - Литовскому договору перешла под управление Королевской Румынии. Вводятся новые законы: в школе обучение только на румынском языке, юноши должны служить в румынской армии, присягая на верность королю, усиливаются, и до того непомерные, налоги. За неповиновение властям - штрафы и физические наказания. Люди тяжело привыкали к новым порядкам.
Когда Якову исполнилось десять лет, в семью пришло непоправимое горе – внезапно заболела и умерла мама, предположительно от аппендицита. Отец Яши остался вдовцом с тремя малолетними детьми - это было в 1920 году. Семье жилось очень трудно без женской заботы и отец вскоре женился на молодой вдове из другого села, у которой была маленькая дочурка Домникия. К этому времени Яков успешно окончил 4 класса, но о дальнейшей учебе пришлось забыть, так как семье жилось тяжело.
Для облегчения материального положения семьи, отец с новой мамой Дарьей наняли его в работники к богатому немцу - колонисту. Это поселение находилось за несколько десятков километров от родного дома. Маленькому Яше доверили работу конюха. Как-то хозяин собирался в дальнюю поездку и приказал хорошо покормить лошадей. Для этого хозяин разделил корм на две неравные части, объяснив, какую часть дать вечером, а какую в три часа ночи. Но маленький конюх, уставший за день, высыпал весь корм, расположился рядом на сене и уснул. Однако хозяин проверил, послушался ли его работник и, обнаружив, что корм съеден еще ночью и лошади голодны, не кричал, а мудро пожурил мальчика: «Не так, Якоб, надо правильно кормить лошадей, чтобы в дороге не ослабели. Я, надеюсь, ты, в следующий раз, не поленишься встать и покормить лошадей вовремя». Этот урок маленький конюх запомнил на всю жизнь и старался больше не огорчать своего доброго хозяина. Яков любил лошадей, особенно их большие умные глаза, которые, как казалось, все понимают и сочувствуют ему. Обнимая их гривастые шеи, мальчику хотелось сесть на одну из них и поскакать домой, туда, где он был так счастлив. К маленькому работнику относились хорошо, но по ночам он иногда плакал, вспоминая добрую, ласковую маму, скучая от разлуки с родными и друзьями. Так пролетело несколько лет…
Яков возмужал и мог уже крепко удерживать плуг, прокладывая ровные борозды. И отец возвратил его домой, так как нуждался в сильном помощнике по хозяйству. К этому времени в семье родился еще один мальчик, братик Якова по отцу - Максим.
Когда Якову исполнилось восемнадцать лет, родители решили, что ему пора жениться. Сосватали ему невесту с приданым, которое составляло небольшой участок земли. Сыграли свадьбу, молодых благословили и обвенчали в церкви. Молодожены жили в доме невесты. И все бы хорошо, но пришло время Якову служить в армии. И опять разлука с родными, и тяжелая служба в румынской армии. А дома жена родила сына, который, не прожив и года, умер от неизвестной болезни. После недолговременного армейского отпуска, в семье родился второй сын, который умер через несколько месяцев. Вернувшись из армии, Якову недолго пришлось радоваться своей жене Наденьке – она простыла, и за несколько дней, «сгорела» от воспаления легких. Так совсем молодым он стал вдовцом.
Но жизнь побеждает горе, да и Бог говорит: «…не хорошо быть человеку одному». Якову приглянулась кареглазая певунья Настя, которая была родственницей его Нади. Семьи были большие и иногда тети и дяди были младше племянников, так как мать и дочь, свекровь и невестка случалось, что рожали в один год. Вот и у Якова родилась сестренка по отцу - Катя. Яков с молодой женой вернулся в родительский дом, где, кроме него, подрастало пятеро детей. Срочно необходимо было строить собственный дом. Яков избрал место для постройки дома на краю улицы у карьера, из которого выбрали камень - известняк на постройку местной церкви «Успения Божьей Матери». Место пустовало, так как земля была не пригодна для земледелия и все обходили ее стороной. У молодой семьи было несколько гектаров плодородной земли за селом, где они выращивали все необходимые для жизни продукты. В 1935 году у Якова и Насти родился мальчик Ваня. Через год семья перешла в свой дом, постепенно стали приобретать, так необходимое в хозяйстве: от миски и ложки, стола и стула, до домашней птицы и коровы. Чтобы заработать приходилось батрачить, наниматься на любую работу, подчас, самую грязную и тяжелую. Уходить в поисках работы в румынские города Тульча, Констанца и другие селения. В дороге вынужденно стучаться, как странник, в ближайшую хату и просить ночлега в обмен на выполнение работ в этом доме. Как благодарен Богу был Яков, когда хозяин дома не только пускал его под свой кров, но и предлагал ужин!
Наступил 1940 год. Советское правительство принимает решение освободить Бессарабию и возвратить, некогда утраченные, территории. Без боевых действий, в назначенный по договору час, румынская власть уходит, освобождая захваченные земли. Несколько дней жители села ожидают прихода Советских войск. Настрадавшийся от румынского гнета Яков, с радостью и надеждой ожидает восстановления самой народной и справедливой Советской власти. В связи с этими событиями он покрасил в алый цвет белую ткань, так как румынские власти запретили продавать красный материал и, соорудив из нее красный флаг, смело вышел с односельчанами встречать Советскую Армию. Эта инициатива не остались незамеченной представителями новой власти и Якова назначают первым председателем сельского совета. Вместе с избранным председателем колхоза и другими жителями села, с радостью, принявшими Советскую власть, Яков участвует в создании коллективного хозяйства. Разъясняя преимущество объединения разрозненных земельных участков в одно поле, и вспашки его общими усилиями, им удается убедить некоторых людей в выгоде совместного хозяйствования. Так, из небольшого числа семей, был организован первый колхоз.
Приближался май 1941 года. Новая власть поставила перед председателем сельсовета задачу – провести к 1 Мая в селе показательное раскулачивание одного из Бессарабских помещиков - Александра Велева, прозванного в селе « Саша Камратский». Яков, прежде, обрадовавшийся освобождению от румынских захватчиков и доверившийся Советской власти, попал, как говорят: «Из огня да в пламя». Об отказе, отнять у человека законное имущество, не могло быть и речи. Именем Советской власти отобрали лошадей, хозяйственный инвентарь и многие личные вещи. Другие крепкие хозяева стояли и смотрели на этот произвол, как колхозники грузят на подводы чужое имущество, в предчувствии, что не сегодня - завтра ворвутся и в их дом. Отчаянье, злоба и ненависть разделили людей на два лагеря. А новая, страшная беда была не за горами…
22 июня 1941 года грянула Великая Отечественная война. Был дан приказ всем колхозникам срочно эвакуироваться. Яков Федорович, наспех собрал семью, посадил жену и сына на телегу, попросил старших мужчин заботиться о беженцах и проводил обоз в дорогу. Затем, закрыв на замок двери дома, и сам пошел в военный комиссариат, где получил приказ отправиться в район города Сталино (ныне Донецк). В сентябре месяце, будучи на сооружении оборонительных окопов, Яков узнает, что поблизости находится один из обозов из его села, и там его семья. Он отпрашивается у начальника и получает разрешение на трехдневный отпуск. Воистину неисследимы пути Господни! Это было чудо! В такой круговерти войны встретиться и повидаться с семьей! ( От этого свидания в 1942 году родится девочка Анюта.) Через три дня он возвращается в расположение своего подразделения и выясняет, что ситуация резко изменилась, немцы прорвали оборону и он находится уже в тылу врага. Остановившись в ближайшем селе, Яков Федорович вскоре был обнаружен, как не местный житель. Пояснив коменданту, что он простой бессарабский крестьянин, которого мобилизовали как обозника, он получил пропуск и предписание следовать домой, а там его уже встретят и с ним разберутся. Прекрасно понимая, что дома его ждет смерть, Яков, как можно медленнее, возвращается в село. Через несколько месяцев, после начала войны, румынские власти вернулись назад в Бессарабию и восстановили свои порядки. Пробравшись ночью к родственникам, Яков узнал, что жена с сыном и тещей тоже возвратились домой, а также, что у него, в конце июля, родился брат по отцу - Петр. Утром за ним пришли и повели во двор управляющего того хозяина, которого он раскулачивал. Там его уже ждали разъяренные люди, не принявшие Советскую власть, которые стали избивать его и хотели тут же расстрелять. Но жена управляющего не разрешила, чтобы в ее дворе пролилась кровь и потребовала вывести его на пустырь и там убить. В это время подоспел румынский полицейский и запретил самосуд, арестовал и приставил к нему охрану. Арестованного судили и приговорили к тюремному заключению. Но, раскулаченный хозяин, выкупил Якова себе в рабы, чтобы отработал нанесенный ему материальный ущерб. Этим поступком помещик показал пример другим, да видят, что будет с теми, кто поднимет руку на чужое и возмечтает о свободе. Через много лет, из свидетельства моей учительницы Надежды Ивановны, мне стал известен один эпизод жизни моего отца. Вот ее воспоминание.
« Как-то летним днем я с родителями, переезжала в телеге с одного участка нашего поля на другой в противоположной стороне села. Приближался полдень и было очень жарко. Вдруг, я увидела только один дом посреди поля, во дворе которого ходила огромная стая индюшек. В селе некоторые держали этих домашних птиц, но так много индюшек в одном месте мне не приходилось видеть. Однако мое внимание более всего привлек обнаженный до пояса и почерневший от загара стройный молодой мужчина, который на току один молотил снопы пшеницы. Я не раз наблюдала как взрослые выполняли эту тяжелую работу, требующую затраты сил нескольких человек одновременно. А здесь, под палящими лучами солнца, без головного убора, человек один, с какой-то неистовой самоотдачей, гонял по кругу лощадей, тянущих «молотило» по пшеничным снопам. Меня это сильно удивило, и я спросила у родителей: «Кто этот человек и почему он трудится один?». И в ответ услышала: «Это Яшка Ефимов, он раб Саши Камратского.»
Но маленькая девочка подумала, что ослышалась, ведь рабами называли всех батраков, нанимавшихся на сезонные работы. Где ей было знать, что этот Яшка, в буквальном смысле этого слова, отдан во власть и на милость своему врагу. И если б он в тот день отказался молотить пшеницу, то неизвестно дали бы ему вечером кусок хлеба или отстегали батогом за неповиновение. Подневольный… Что может быть унизительней такого положения, когда не знаешь, останешься жив до завтра или, от тяжелой работы и голода, не доживешь до утра? Но этот помещик, возможно, верил в Бога и имел Страх Божий, что и удержало его от искушения уничтожить моего отца. Знаю, что дедушка Федор, ходил к тому хозяину и падал к его ногам и умолял о жизни своего сына…
После окончания Великой Отечественной войны пришло печальное известие о гибели брата Максима. В 1946 году Яков вступил в ряды Коммунистической партии. Став коммунистом, Яков Федорович отрицает существование Бога, выносит из своего дома иконы, запрещает жене посещать церковь, крестить детей. ( Мы, дети, росли уже в атмосфере непримиримости с религией.) В этом же году умерла четырехлетняя дочурка Анечка. А впереди была страшная голодовка 1947 года и рождение второго сына Виктора. В 1949 году Яков Федорович получает важное партийное задание - организовать в селе Озерное колхоз. Это село было одним из беднейших, так как очень много мужчин погибли во время ВОВ и семьи остались без кормильцев. Основной контингент жителей этого молдавского села были старики, женщины и дети. Приведу одно свидетельство, услышанное мной через много лет в селе Озерное.
« Я тогда был юношей, когда образовался колхоз и твой отец стал председателем. И вот посевная. Чтобы закончить посевную к сроку, работать приходится даже ночью. Я стою на сеялке и наблюдаю за зерном, чтобы оно равномерно заполняло сеялку. Мне холодно, но еще больше мучает голод, а до утра еще не скоро и, кажется, не хватит сил - я упаду от усталости. Когда трактор развернулся на краю поля, я увидел бричку, а на ней твоего отца. Он приехал ночью к нам в это дальнее поле и привез нам хлеб и немного вина, чтобы мы согрелись и ободрились. Это было как чудо! Мы были очень благодарны ему за эту заботу. И на его просьбу: «Хлопцы, постарайтесь, не подведите!», работали прилежно, понимая, что делаем одну работу и от нашего труда зависит - будет ли село с хлебом или опять придется голодать».
Село Озерное находится на берегу живописного озера Ялпуг – это моя родина. Когда я родилась, отцу уже было сорок лет. Кто-то сказал, что жизнь прожить не поле перейти. Ко всему пережитому моим отцом пришло еще одно испытание, а может личная трагедия. Почти как в кинофильме «Любовь земная», Яков влюбился, как и герой Матвеева в молодую и красивую женщину. Когда она забеременела, стала настаивать, чтобы он развелся и женился на ней, а когда поняла, что это не случится, решилась на аборт, который и убил ее. Семья не распалась, но доверие и взаимопонимание между родителями были нарушены. И я уже помню отца, как мужчину часто раздражающегося, усталого, сурового и выпивающего. Это уже был человек, прошедший большой жизненный путь со многими потерями и испытаниями. В 1953 году родился сын Володя. А в 1954 году семья возвратилась в родное село Кирнички в свой дом.
Мне запомнилась такая картина. Отец работает в огороде: при помощи тяжелого лома долбит глубокие воронки и опускает в них толстые лозы, а затем насыпает сверху небольшой холмик земли и втыкает в него метку – сухую камышинку. Через несколько часов небольшой участок огорода четко размечен на ровные ряды с многочисленными камышинками. Я, маленькая девочка, подношу отцу эти метки и вдруг, споткнулась о горку земли и острая камышинка воткнулась мне в коленку. На моей левой ноге остался небольшой шрам - знак в память, что и я принимала участие в посадке винограда.
Отец любил нас, детей, свою гордость - троих сыновей и дочь. Часто уделял нам внимание, это от папы я впервые услышала, а затем и выучила наизусть, стихотворение Ивана Сурикова «Детство». Как сейчас слышу голос отца, рассказывающего:
« Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках по горе крутой. Вот свернули санки, и я на бок-хлоп! Кубарем качуся под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки, стоя надо мной, Весело хохочут над моей бедой. Все лицо и руки залепил мне снег… Мне в сугробе горе, а ребятам смех! И начну у бабки сказки я просить; и начнет мне бабка сказки говорить: Как Иван-царевич птицу-жар поймал; Как ему невесту серый волк достал. Слушаю я сказку – сердце так и мрет; А в трубе сердито ветер злой поет.
И во сне мне снятся чудные края. И Иван-царевич – это будто я. Золотая клетка на суке висит; В этой клетке птица точно жар горит. Вот я к ней подкрался и за клетку - хвать! И хотел из сада с птицею бежать. Но не тут-то было! Поднялся шум, звон; Набежала стража в сад со всех сторон! Руки мне скрутили и ведут меня… И, дрожа от страха, просыпаюсь я. Уж в избу, в окошко, солнышко глядит; Пред иконой бабка молится, стоит. Весело текли вы, детские года! Вас не омрачали горе и беда.»
И наши детские года также весело текли… Только мне девочке было очень тревожно и грустно, когда родители ругались. Мама требовала от отца помощи по хозяйству, а он приходил пьяным, и тогда происходила ссора. Я была всегда на стороне мамы и осуждала отца. Он это чувствовал и поэтому задушевного общения у нас с ним не получалось. Отец становился для меня все более строгим и устрашающим. Как-то мама налила в тазик воды, позвала меня и сказала: « Пойди, помой папе ноги!» Эта простая просьба для меня была как удар кнутом. Во мне что-то кричало и противилось: « Как, помыть ноги? Он что барин, а я служанка? Не буду, не хочу!» Но вслух я не посмела это сказать. Пересилив себя, наклонившись, коснулась отца, которого столько времени избегала. Потом я часто мыла ему ноги, не считая это унижением. О, эта вечная проблема отцов и детей!
Отец был новатором. Это он подхватил идею семейного подряда в колхозе «Знамя коммунизма». Вначале наша семья совместно с первым председателем колхоза Дубинчуком Степаном Андреевичем и его женой обрабатывали участок кукурузы. Первое, что мы делали, как только показались ростки и стали видны пропуски во всходах кукурузы, посаженной квадратно-гнездовым способом, прошли по всему участку и досеяли вручную семена кукурузы. Затем первая просапка и окучивание стеблей. Но мне запомнилась следующая работа. Папа и дедушка Степа удерживают легкие плуги, а я и мой младший брат сидим верхом на лошадях и управляем, чтобы они шли строго между рядами. Вечером мама поругала отца за то, что лодыжки у детей стерты от трения о потные спины лошадей, продезинфицировала наши ранки и смазала гусиным жиром. На следующий год отец с семьей Чифликлий Федора взял подряд вырастить картофель. У нас в огороде бывали урожайные года картофеля, но тот урожай был особенным, клубни были все крупные, возможно это был какой-то новый сорт или нам попалась хорошо удобренная земля. Но знаю, что того урожая хватило на целый год для детского сада, школьной и сельской столовых.
Хочется отметить, что отец был очень интересным рассказчиком, знал много историй и народных притч. В пример расскажу одну. « Жили два кума. И вот один решил продать корову. В базарный день отвел ее на торг и очень удачно продал. Но когда он возвращался домой, то увидел кума, который пахал поле. Радость от удачной сделки переполняла его и он захотел поделиться ею с кумом. Подошел к нему и рассказал, как продал корову и показал деньги. Но с кумом что-то произошло, он набросился на него и стал душить. И тогда человек взмолился и стал просить не делать этого греха, не лишать его жизни, потому что рано или поздно все станет известно. На что убийца нагло заявил, мол кто видит, что я делаю, мы здесь одни и нет свидетелей. Погибающий прохрипел, что вон перекати-поле и оно будет свидетелем. Но это не остановило душегуба и он сделал свое черное дело. Прошло несколько лет, и он со своей женой опять пахал в поле. И тут, вдруг, увидел большой куст перекати-поля, вспомнил свое преступление и, посмотрев вслед уносящемуся «свидетелю», улыбнулся напрасной надежде своего кума. Но его жена заметила эту улыбку и пристала к нему с расспросами, почему он улыбнулся. Муж признался в содеянном , но только настрого запретил ей кому- либо говорить об этом. Жена не смогла сохранить тайну и рассказала сестре, та подруге и, к вечеру, все село уже знало - куда исчез их односельчанин. Убийца понес справедливое наказание».
Особенно хочу рассказать о гостеприимстве отца! Мы никогда не жили в достатке, но и не бедствовали, это уже то, что помню я. Отец любил выйти к калитке и зазвать в дом первого прохожего. Мне следовало указание накрыть на стол, спуститься в подвал и наточить вина. Гость удобно располагался за столом, ел, пил и слушал задушевные истории из жизни отца или его знакомых. Мы жили в болгарском селе, не в обиду будет сказано, но в каждой национальности есть отличительные черты. Так вот, одной из таких характеристик некоторых болгар является бережливость, переходящая в скупость. А гостями отца и были, в основном, такие мужчины, которые поев и выпив с ним, выходили за калитку со словами «Прост чуляк», что звучало как насмешка, дескать простачок, не ищущий своей выгоды. Поэтому, оторванная от интереснейшего романа, я с негодованием и злостью, зыркала на очередного хитрого гостя и вся изводилась, прислуживая ему. Я не понимала духовной жажды отца общаться, этой пустоты в сердце, которую может заполнить по настоящему, только Иисус Христос, только Бог!
Когда стали известны события на острове Даманском, о столкновении наших пограничников с китайцами, у меня с отцом вышел спор. Потрясенная смертью молодых сверстников в мирное время, я смело заявила, что жизнь человека превыше всего. Отец пытался меня переубедить в том, что есть интересы страны и патриотизм, и о приказах не спорят. Но материнский инстинкт и интуиция заповеди «Не убей» были настолько несокрушимы во мне, что отец ощутил эту силу и, не имея больше аргументов, вдруг стукнул кулаком по столу и крикнул: «Не сметь так думать! Чужой земли мы не хотим и пяди, но и своей вершка не отдадим!» От неожиданности, я вздрогнула, но своего убеждения не поменяла и до сего дня. Отец иногда был вспыльчив, но ни разу не поднял на меня, такую независимую и любимую девочку, свою руку.
Шли годы. Мы, дети, нашли свои « половинки» и родительский дом опустел. Как шутил отец: «Остались дед да баба, да собачка ряба».
Я с мужем и мой младший брат с женой жили тогда в городе Николаеве. Приближались майские праздники. И мы послали родителям открытки и письма, в которых сообщали, что не приедем в этом году на праздник, как обычно. Но, накануне праздника, получили от мамы срочные телеграммы, что отец в тяжелом состоянии. Быстро собравшись, в переполненном автобусе, мы поспешили домой, гадая, что там случилось? У калитки… нас встретил радостный и здоровый отец. На небольшое возмущение старшего брата Вани, которого телеграмма застала в порту, где его команда сдавала, выловленную в Черном море рыбу, и которому пришлось отпрашиваться у начальства, отец заявил: « Простите мне эту телеграмму! Но я очень соскучился за всеми и подумал, когда я умру, вы, без сомнения, соберетесь вокруг меня, только я уже не увижу вас всех. А сегодня позвольте мне старику порадоваться моей большой семье!» Конечно, мы простили папу, но в этом поступке еще раз проявился неугомонный на выдумки характер отца.
В 1984 году у родителей была золотая свадьба. Было много гостей и все оказывали почести отцу и матери, поздравляли и желали здоровья, и еще - многие лета. Юбиляры дуэтом спели украинскую песню « Стоiть гора високая» …
До тебе люба рiченька, ще вернеться весна, весна, а молодiсть не вернеться, не вернуться лiта, лiта…
Гости сидели притихшие и не смели нарушить тишины, и только мой трехлетний сынишка восхищенно произнес: «Ха-а-рошая песня!», на что все весело рассмеялись! В этот вечер отец был не отразим, он сначала до конца спел свою коронную песню, которую много раз начинал петь на многочисленных гуляниях, но так до конца и не успевал допеть, так как она очень длинная и его все время перебивали, а здесь с уважением дослушали всю песню.
Як служив я в пана на первое лето, заслужив я в пана курочку за лето… и так до десятого лета… и припев…а баран по горам, а iндик так и звик, а та гуся га, га,га, а та утя воду мутя, а курочка по двору ходить тай ходить, курчаточок водить тай водить, щей кричить куда, куда, куда...
Был октябрь 1985 года. Мы с мужем помогали родителям убирать кукурузу с огорода, эта работа заканчивала сбор урожая. Отец, по мере сил, трудился с нами, но к вечеру устал и прилег. Перед тем как уехать, я зашла к нему проститься, обняла его, поцеловала и прижалась к небритой щеке. Это прикосновение было последним - через две недели отца не стало…
Отца хоронили с почестями, гроб с его телом несколько часов находился в Доме культуры, где коммунисты сельской партийной организации стояли в почетном карауле…
И когда сегодня, некоторые люди, помнящие моего отца, узнавая, что я искренне поверила в Бога и, желая меня уязвить, не сговариваясь, качают головой: «Ах, если бы твой отец узнал, что ты стала верующей, он точно бы перевернулся в гробу!» подразумевая, что став христианкой, я опозорила отца. При этом сами эти люди утверждают, что верят в Бога. Но не понимают, что этой насмешкой обличают себя в неверии. Ведь если нет Бога, тогда никто и никогда не узнает, что после него делают его дети. А если Бог есть, то радоваться надо, что еще одна грешница спасена.
Жизнь каждого человека уникальна и рассказать о ней несколькими словами невозможно. Но я уверена, что отец не исчез навсегда и вся его жизнь, как и он сам сохранены у Бога. И не случайно он назван Библейским именем Яков, так как это имя носил первый Иаков, живший в далекие времена в древней Палестине. И как капелька росы, будучи освещена солнцем, отражает его свет, так и сердце отца, будучи сотворенным по образу и подобию Божьему, отражало любовь. Вот почему он выходил к калитке и искал, кому оказать милость и гость чувствовал непритворную любовь к себе. Так отец, не зная Бога и отрицая Его существование, сам не осознавая, исполнял заповедь Божью «Возлюби ближнего как самого себя!»
Ибо жил на земле самый простой из всех людей Человек - Иисус Христос, Который отдал людям не только свою одежду, но и свою Кровь до последней капли, и свою Жизнь во имя жизни всех людей!
«Обитавший в славе, в свете неприступном, И превыше самых отдаленных звезд, Он сошел на землю, людям стал доступным, в простоте – Великий, а в величьи - прост! Стал Он Человеком на земной планете, для того родился, изгнан был за стан, чтоб сроднились с небом мы, земные дети, чтобы наступила эра христиан!» (Песнь возрожд.№1076)
И я прошу тебя, хитрый человек, какой бы ты национальности не был, но если не умалишься и не станешь простым, любящим непритворно человеком, как Иисус Христос, то вряд ли войдешь в Царство Небесное. Поэтому прямо сейчас попроси у Бога прощение за свое неведение и многочисленные грехи и прими в дар вечную Жизнь. Да благословит тебя Господь! Аминь, что означает – да будет так!
Прочитано 3371 раз. Голосов 7. Средняя оценка: 2.71
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Большое спасибо,очень интересный рассказ,как будто погрузился в то время.Интересно работа над понятием"Простой человек"(Простофиля)и сопоставление его с Христом.Хотя не соглашусь,Христос безумный простофиля лишь сточки зрения недуховного"как в 1 послании Коринфянам написано:"Душевный человек не понимает того,что от Духа Божьего,потому что он почтиает это безумием;и не может разуметь,потому что об этом нужно судить духовно.Но духовный судит о всем,а о нем судить никто не может").С точки же зрения духовного,Христос максимально разумен и эффективен и идет к цели по правильному пути. Комментарий автора: К сожалению, человек рождается душевным. И только принимая Слово Божье и расстворяя его верой, можно стать духовным. А так как многие люди еще не знают Библию, то и не могут следовать истине. " Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным , пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной."(От Матф.гл.19ст.21) Плотской разум противится этим словам. "Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним."(От Луки гл.16ст.14) Да совершает Господь Свою работу в сердцах людей ко спасению еще многих!
Лариса Кирсанова
2012-04-06 21:10:24
Очень интересный рассказ. Есть над чем задуматься.Тяжелая жизнь была у наших бабушек и дедушек, но у них был какой-то внутренний стержень. Они никогда и ни на что не жаловались. А простой человек потому, что помыслы были честными, прямыми и простыми.Что думал, то и говорил. Хорошо, что вы помните так много о своем отце. Комментарий автора: Слово Божье называет этот внутренний стержень:"Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого- разум"(Пр.9:10) Самая малая вера в Бога, как Творца жизни и Судии, помогала людям сохранять нравственность. Чуткая совесть подсказывала - так поступать стыдно. Господь за послушание благословлял людей, сохранял их в жизненных испытаниях. А сегодня отказавшись от Бога, многие пустились в тяжкие грехи, преступления и сами завели себя в наркотики , пьянство, разврат, а это путь в погибель. И только возвращение людей к Богу может спасти семьи, жить в любви и заботе друг о друге. Да поможет нам всем в этом Господь- Иисус Христос!
Лев Нефёдочкин
2013-02-13 21:20:32
Тёплое воспоминание об отце... прочтя, и мы помянем теплом своим, и о своём вспомним...
О "маленьком", простом человеке...
Абстрагируясь от библии:
ПАВЕЛ - от лат. paule - МАЛЕНЬКИЙ, обыкновенный. как все, человек (бывш. Савл)
САВЛ - с др. евр. - ИСПРОШЕННЫЙ - всякий рождающийся человек - будущий Павел - "наименьший из апостолов" ("Я")к душе Комментарий автора: Спасибо за добрые слова. Возможно Савл и был маленьким, но Апостол Павел - гигант в духовном мире. Помните слова бесноватого:"Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?". Благолови и вас Господь, трепетать бесам и при вашем имени.
Saul Rogue
2015-04-07 02:03:57
Враньё, пакость и дешёвка!
Надо же так всех ненавидеть и называть эту пачкотню христианским творчеством! Комментарий автора: Добрый человек, благодарю вас за отзыв. Не допускаю мысли, что вы его написали не прочитав всё свидетельство до конца, а для этого необходимо терпение. Однако у этой правды есть один верный СВИДЕТЕЛЬ - Господь Бог! Было бы удивительно если бы на этот рассказ поступили бы только приятные отзывы. "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня", - наставляет нас Иисус Христос.
Saul Rogue
2015-04-07 22:31:10
Жалки попытки прикрыться именем Христа и даже Бога, ибо тщетны. Не поможет. Врождённый, потомственный ефимовский большевизм никакой псевдолитературной псевдопублицистикой не отмажешь. Не обелить вполне заслуженно отправленные на свалку вонючие воплощения идей человеконенавистничества и деструкции, слишком больно-памятные тем, кто имел несчастие с ними сталкиваться, в том числе в лице описываемого фигуранта. Суда нет, в том-то и дело. Комментарий автора: Христос Воскрес! Перед тем как ответить вам хочу помолиться. Отец Небесный, во имя Иисуса Христа прими хвалу и славу, ибо Ты достоин всей славы и хвалы! Боже, сотворивший небо и землю, прости нас грешных! Ты
Всевидящий и Всезнающий благослови нас, мы так нуждаемся в Твоей мудрости и без Тебя ничего не можем делать. Ты совершенно знаешь имя и жизнь человека, написавшего сей отзыв, коснись его ожесточённого сердца и дай ему радость и Твою победу над злом!
Моего отца нет уже 30 лет, а если вы с ним сталкивались и до сих пор вам больно-памятны эти обиды, то я прошу у вас прощение за отца. Господь учит нас прощать, как и Он нас простил, а вы послушный христианин, ревнующий о деле Божьем. Такой вывод я сделала из того, что вы знаете, что тщетно перед Богом и уверенны, что суда нет! А вся Библия предупреждает о СУДЕ БОЖЬЕМ. "И как человекам положено однажды умереть, А ПОТОМ СУД, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз ЯВИТСЯ не для очищения греха, а для ожидающих Его во СПАСЕНИЕ". (К Евреям гл.9 ст. 27-28) Не обманываетесь ли вы?!