Послание Сардису
Откр.3,1-6:
3,1- И ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божьих и семь звёзд:
знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв. 3,2- Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. 3,3- Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. 3,4- Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. 3,5- Побеждающий облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред ангелами Его.
3,6- Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Связь между посланием Сардису и предыдущим посланием Фиатире внешне нелегко заметить. В предшествующих посланиях мы могли распознавать выявление некоего развития, в котором каждое послание указывало на новую стадию, явно связанную с предыдущим периодом. По-видимому, здесь мы не находим ничего подобного. Очевидно то, что существует разрыв между четырьмя предыдущими посланиями и данным. Мы не слышим ничего о Николаитах, об учении Валаама или пророчице Иезавели. И то, что сказано Сардису, едва ли можно назвать продолжением или развитием вещей в Фиатире. Тем не менее, на самом деле есть связь с посланием Фиатире, – связь, которая особенно выявляется, если мы учитываем, что здесь есть уже разрыв, тогда как в Фиатире была всего лишь трещина. Там Господь отметил остаток в словах: «Вам же и прочим [«оставшимся»], находящимся в Фиатире,… сказываю». С тех пор Господь обращался не к большинству, – Фиатире как таковой, – а к остатку, отмеченному из всей церкви. Словам «Кто побеждает...», встречающимся в каждом послании, только в данном случае предшествует «а» (Откр.2,26: – в рус. переводе отсутствует – прим. пер.), наталкивая на мысль, что они имеют в виду исключительно тот остаток, к которому в заключение обращался Господь; для системы Фиатиры у Господа не было слов; Он не ожидал от нее ничего хорошего и отвернулся от нее.
Итак, то, что в Фиатире было трещиной, превратилось в полный разрыв. Исходя из этого, церковь Сардиса является не продолжением Фиатиры, а превращением в разрыв того, что в Фиатире более или менее держалось в стороне. И то, когда этот разрыв стал фактом, все мы знаем очень хорошо; великим проломом в развитии христианства явилась реформация, явно могущественная работа Духа Бога. И тот факт, что некоторые реформаторы отдельно получили свет от Бога, делает еще более очевидным то, что это было действие Духа. Так что в Сардисе мы имеем картину церкви реформации, которая не может рассматриваться как развитие того, что было характерно для Рима. Однако в христианстве реформации должно было происходить развитие того, что не являлось добром, так как послание Сардису является отнюдь не рекомендацией, и Господь не мог хвалить эту церковь. Но давайте посмотрим, что сказал Господь.
«Так говорит Имеющий семь духов Божьих и семь звёзд». Этими словами Господь указал церкви Сардиса на полноту Духа. И это было необходимо, поскольку они начали Духом, но между тем обратились к плотской помощи. Сардис носил имя, будто жив, и не без причины. Было время, когда жизнь в Сардисе была очевидной для каждого. Или это не жизнь от Бога, что твердо держалась истины, полученной из слова Бога и через Его Дух вплоть до самой смерти на костре? Только одно исповедание устами не могло бы дать им силы не сдаваться даже перед лицом смерти. Сардис жил, и в дни жизни реформации жизнь была очевидна. Но как долго? Они, начавшие в силе Духа и с помощью Духа и не уступившие открытой вражде, попались на удочку привлекательному соблазну защиты мирских властей, восприняв в этом движении возможность избавиться от жестокого ярма Рима. Вновь стерлись границы между Церковью и государством, и в представлении многих оба имели общую границу. И множество людей, возбужденных мирскими интересами, присоединилось к церкви без покаяния и веры, готовые охотно исповедовать христианскую веру устами. А вместо веры и полного доверия Духу Бога они приняли церковные правила и условия, чтобы получить гарантию от священников. Хотя они осуждали разницу между духовенством и мирянами в Риме, они внесли тот же самый принцип через черный ход, пусть даже в других именах и других формах. Они также не сумели очиститься от последствий мнения церкви, которое было продуктом иудейского мышления. Таким образом, церковь реформации в свою очередь наполнилась членами, которые посредством крещения в первые дни жизни были причислены к народу Бога. Многие знали, что большая часть исповедующего большинства не имела жизни от Бога. Поэтому существовало убеждение, что истинная Церковь всегда будет невидимой. Не был ли Израиль смешением верующих и неверующих? Они предполагали, что это является доказательством того, что церковь с обращенными и необращенными членами была вполне нормальным явлением. Соблюдение законного учения в проповеди приобрело отличительную особенность, и это в так называемых государственных церквах. В результате эти церкви (множественное число – невозможная вещь для Господа) большей частью были церквами мертвой ортодоксальности. Из-за учреждения различных правил и провозглашения обязательными догматических стандартов авторитет и работа Слова и Духа были ограничены, а могущественному продвижению работы Духа ставились препятствия. То, что вполне предназначалось как препятствие против заблуждения, оказалось парализующим и смертоносным, исключающим Духа. Не был ли Дух достаточно могучим для того, чтобы руководить далее, и должен ли был Он, начав работу, отказаться от трудов собственных рук? Нужно ли было людям совершать работу Духа Бога? Разве они забыли слова Господа, что Дух Бога наставит нас во всякой истине? Мог ли мирской авторитет и защита мировых властей занимать место, на которое имел право только Господь, Глава Собрания (Церкви)? Не имеет ли Он семи Духов Бога, – Духа Господа, Духа премудрости и разума, Духа совета и крепости, Духа ведения и благочестия Господа? (Ис.11,2). Разве не находим мы всё в Нём во всех обстоятельствах?
Но Он также имел в своей руке семь звёзд. Никогда, ни на один миг Господь не бросает Церковь на произвол судьбы. Не заняты ли мы вещами, которые находятся у нас в руках? Так и Господь, имеющий семь звёзд в своей руке. Образ, в котором Господь представлен здесь, указывает на то, что церковь ищет другую руку, которая бы держала и направляла её. Люди из других конфессий, отвергшие связь между церковью и государством, – как, например, меннониты, – преследовались даже до смерти. Де Лабади, убежденный в том, что Церковь Бога состоит из возрожденных верующих, был отвержен.
«Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим», – должен сказать Господь. Там, где нет живой связи с Господом, и не дается духовного питания, церковь умрёт. Они должны помнить, как они приняли и услышали. И это действительно должен сделать самодовольный протестант. Как приняли наши отцы? – Как драгоценное сокровище, благосклонность свыше, за которую многие даже отдали свою кровь и жизнь. И как они слышали? – Как слова Бога. И что осталось от этого убеждения? Богословы сейчас поднимаются над словом Бога и громогласно заявляют, что Библия содержит слово Бога вместо того, чтобы быть им, и требует объяснения (читайте: переделки) высшей научной интуиции. То, что должно было являться защитой истины, давно покинуло её и стало солью, утратившей свой вкус, которая годится только для того, чтобы её выбросить. Тем не менее, здесь есть призыв к покаянию. Слово действительно было сделано бессильным для многих так называемой наукой, но они не претендуют на то, чтобы говорить с божественным авторитетом, как пророчица Иезавель в Фиатире, и здесь не провозглашается божественным другое слово рядом с Библией. Всё ещё возможно, что совесть ответит на призыв Господа: «Покайся». «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя».
Какие серьезные слова! Господь говорил о своем пришествии в словах, звучавших не как обещание, а скорее как угроза. Он придет как тать и придет на верующих! Для тех, кто не верил, Его пришествие будет как тать: «Но вы, братья, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать», – писал Павел (1Фес.5,4). Но для Сардиса, если они не будут бодрствовать, – то есть, если не будут рассчитывать на приход Господа, – тот день будет таким же, как и для мира: тогда внезапно постигнет их пагуба (1Фес.5,3). Их участь будет такой, как участь раба в Матф.24,45-51. Господь придет в тот день, когда он не ожидает Его; и в час, о котором не думает; и разрубит его в куски, назначив ему участь с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов. К счастью, в Сардисе есть верный остаток: «У тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны». И мы знаем, что это истинно. Рядом с широким потоком упадка в церкви реформации есть те, кто крепко держится Бога и Его слова. Там всё ещё есть те, кто слышит и не согласен принимать волю людей или дух мира, но хочет поступать по слову Бога. Они «будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны». Это – особое обещание общения, которое предшествует обещанию победителям. Мы находим подобное в посланиях Смирне, Филадельфии и Лаодикии. Не указывает ли это на особую ценность для Господа всех, верных Ему в трудные времена или времена упадка? Обещание для побеждающих находится в полной гармонии с драгоценной истиной оправдания посредством веры, просветившей многих подобно свету, пробившемуся в дни реформации. И несомненный факт того, что Он не изгладит имён верующих из книги жизни, и что Господь признает их имена перед своим Отцом и ангелами, является великим и драгоценным для тех, кто прежде мог только надеяться не остаться надолго в чистилище благодаря многим страданиям и денежным пожертвованиям даже через родственников.
|