Послание Ефесу
Откр.2,1-7:
2,1- Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звёзд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
2,2- знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы; 2,3- ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. 2,4- Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. 2,5- Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. 2,6- Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
2,7- Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божья.
Первое послание адресовано ангелу церкви в Ефесе, церкви, которая была так обильно благословлена и приведена на такую высоту, что Павел мог объявить им всю волю Бога без всякой сдержанности, как было в Коринфе. В послании Ефесянам он изложил драгоценные истины в отношении Христа и Собрания, небесного положения и небесного назначения Церкви, которые в некотором отношении он не был свободен написать в любом другом послании. Ефес вполне соответствовал примеру положения и состояния, назначенного Господом церкви. И значение «Ефес», – желанный, вожделенный – вполне подходяще для того, чтобы указать на ценность, которую имеет для Господа Собрание (Церковь). Кроме того, Ефес очень подходил для того, чтобы начать серию посланий, предназначенных описать постепенность упадка в церкви, поскольку Ефес был одной из церквей Азии, о которых апостол вынужден был писать Тимофею во 2Тим.1,15: «Ты знаешь, что все Асийские оставили меня», – (то есть, учение, преподанное для них Павлом).
Таким образом, это послание Ефесу должно рассматриваться не только как вдохновленное преобладающими тогда обстоятельствами в Ефесе, – хотя они имели место, – но как послание от Господа о церкви и для церкви как целого во все времена. Здесь мы имеем дело с началом упадка. Отклонение от правильного пути имело различные последствия, но начало отклонения было одинаковым для всей церкви. В этом отношении Господь не имел нужды обращаться к каждой церкви индивидуально; с этим посланием Ефесу Он обратился ко всем, для чего церковь в Ефесе, как пример, была наиболее подходящей.
Первое слово Господа – «Знаю». Могло ли быть иначе? Мог ли Он, находящийся посреди светильников, не знать: сиял ли свет ярко, или фитиль всего лишь тлел? «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё». Добро не скрыто от него и Он не забывает его, хотя могут быть и неправильные вещи. Мы часто склонны не видеть ничего хорошего, как только обнаружили нечто неправильное, и нашим первым и последним словом является упрек. Господь не поступает так. Он не переломит надломленной трости и льна курящегося не угасит (Ис.42,3). Но если мы посмотрим на слова в 1Фес.1,3, то увидим, что нечто отсутствует в сказанном здесь Господом. Там мы имеем «дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа». Здесь Господь мог упомянуть дело, труд и терпение, но где же вера, любовь и надежда? Не напоминает ли это наличие внешнего, тогда как источник был высохшим? Это напоминает нам 1Кор.13,3: «И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».
Но Господь видел больше: они не могли выносить злых, испытали тех, кто называет себя апостолами, а они не таковы, и нашли, что они – лжецы; они много перенесли, имели терпение, трудились ради Его имени и не ослабели.
Действительно хорошие вещи! Не является ли святость первой необходимостью для дома Бога, церкви? – Несомненно! Злых людей в среде церкви они не могли выносить, и они праздновали не со старой закваской или с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1Кор.5,8). И дьявол не достиг никакого успеха в своих попытках совратить верующих с пути с помощью псевдоапостолов (2Кор.11,4.13-15). Но у сатаны было больше стрел в колчане. Беззаконие они не приняли, лжеучение было отвергнуто; теперь преследование могло стать средством их расхолаживания. Но и это также не удалось, так как они перенесли его, имели терпение и не ослабели. Какой эскиз! Не является ли он ревностным? Кто мог бы найти недостаток в церкви Ефеса? – Никто! Кроме Того, Кто знает сердце и не судит по взгляду своих очей (см. Ис.11,3).
«Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою».
Это невозможно было увидеть снаружи. Они, возможно, были более усердны, чем раньше. Возможно, люди были изумлены и говорили о замечательном возрастании в Ефесе. Но Господь сказал совершенно другое: «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела».
Ниспал! Мы, вероятно, сказали бы об ослаблении, охлаждении; но Господь сказал: «откуда ты ниспал». В Еф.1,4 Павел написал, что Бог избрал нас во Христе, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви. Уберите оттуда любовь, что останется? Святость и непорочность – все это очень хорошо; но ответ на любовь Бога все же отсутствует! Именно то, чего ищет Бог, – любовь как ответ на Его любовь, – отсутствовало в Ефесе. Апостол молился, чтобы они могли быть укоренены и утверждены в любви (Еф.3,18), но там было нечто неправильное. Там был труд, но он не основывался на любви и не мог быть назван бескорыстным трудом. «Покайся и твори прежние дела», – сказал Господь. Он убеждал их взглянуть на свою позицию и пути в Его свете, чтобы они узнали, что свежесть и аромат любви отсутствовал, и вернулись обратно к горячности, привязанности, преданности первой любви. Остановите источник – и поток исчезнет; или уничтожьте корни, и растение завянет и, в конце концов, умрёт. Что заставляет растение вянуть? Не потеря ветви или нескольких листьев! Нет, уязвимой частью является корень! И упадок в христианстве начался сразу же, как только первая любовь перестала быть корнем. Увы, в начале кажется, что религиозное рвение, фанатизм, честолюбие и тому подобное приносят тот же самый плод; но скоро станет ясно, что силы и проницательности недостает, так и этот путь был открыт для лжеучения, и беззаконие смогло угнездиться.
«Покайся... а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его».
Из истории видно, что так и случилось. Бог позволил, чтобы христианство в Ефесе было выметено. Пророчески это также случилось. Церковь в своем первоначальном характере больше не существует. (Здесь мы думаем не о том, что созидает Господь, – Собрание [Церковь], поскольку то, конечно, пребывает, – а о способе, в котором церковь проявляет себя в мире). Вместо единства в общении с Главой Собрания, возникла человеческая иерархия с человеческой властью; учение о Христе и Церкви было оставлено, а различные заблуждения изменили характер проявления церкви на земле. Между тем разложение пока еще не распространилось настолько, чтобы Николаиты могли приобрести положение и авторитет. Их дела, которые ненавидел Господь, были также ненавидимы в Ефесе. Но кто же были эти Николаиты?
Данное слово происходит от «nikao» – покорять, побеждать, и «laos» – люди, народ, от чего произошло слово «миряне». В Николаитах мы распознаем начало разницы между духовенством и мирянами, разницы, которой мы не находим в священном писании. Позднее это привело к предосудительной системе, в которой миряне подчинены духовенству. Неверно и неправильно, когда верующие представляют себя такими духовными, что противопоставляют себя другим, которых считают менее духовными или вообще недуховными. Несомненно, те, кто называет себя духовным, являются наименее духовными, поскольку Дух Бога никогда не приведет нас к такому самовозвышению. Давайте посмотрим, что написал Павел в 1Кор.12,24.25: «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге».
А в Матф.20,26.27 Господь сказал: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». Тот, кто претендует на первенство среди людей, не находится в положении, которое имел в виду Господь, – положении раба, – но возвышает себя, что Господь ненавидит. И мы должны учитывать, что когда Господь указывает на это как на угрозу тех ранних дней, то это, очевидно, является злом, которое легко найдет контакт внутри нас, и в нас также!
Поэтому мы должны спросить себя: «Как обстоит дело с моей первой любовью, и ненавижу ли я всякое самовозвышение»?
Господь закончил послание словами: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам [множественное число!]: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божья».
В двух следующих посланиях Господь вновь сначала сказал: «Имеющий ухо…», а затем «побеждающему». В четырех остальных посланиях последовательность изменена. Со словами «имеющий ухо…» Господь обращался не к определенной группе в церкви, а ко всем. Все несут ответственность за слушание, и каждый вынужден лично поступать согласно словам Господа. Никто не может скрыться позади лидеров, церкви или церковного совета, позиции большинства или традиции. Во время упадка мы полностью ответственны за то, чтобы обратить внимание на слова Господа, даже если можно услышать множество других голосов, какими бы дружескими, соблазнительными или авторитетными они ни были.
Побеждающий будет вкушать от древа жизни не на земле, а в раю Бога. Мы, верующие, знаем эту жизнь и вкушаем это дерево. Но плоды – как же мало их, – находятся в нас. Вскоре, однако, мы вкусим те плоды, когда будем с Господом, который является нашей жизнью и в котором таким славным, благочестивым образом находился и находится плод. Многие убеждены, что последовательность в первых трех посланиях указывает на мысль, что в этих церквах все души еще могут слышать; в четырех же остальных посланиях, – как предполагают, – не все, а только побеждающие имеют ухо слышать. У меня нет лучшего объяснения, поэтому я передаю только то, чему меня учили другие.
www.christ-pages.narod.ru
|