«И наполнилась земля его идолами: они поклоняются
делу рук своих, тому, что сделали персты их.
И преклонился человек, и унизился муж» - /Исаия 2:8-9/.
Читаем в Библии: «Блюститель же порядка, сказал: Мужи,…какой человек не знает» - /Деян.19.35/.
Жизнь полна идолов; на каждом шагу встречаем теперь идолов, и идолопоклонников. Правда, в том, что увидите идолов каменных, золотых и серебряных их много. Грубого идолопоклонства в наш просвещенный век и странно было бы искать. Но идолопоклонство тонкое, часто бессознательное, прикрывающееся именем служения истинному Богу, — такое даже более опасное идолопоклонство снова грязной волной разлилось по лицу земли. Проявления этого идолопоклонства весьма, различны, но все они равно печальны и горестны для мира христианского. Идолы все больше и больше вытесняют Христа из жизни людской.
Сегодня в мире не меньше идолов, чем было тогда, а гораздо больше, потому что время последнее. Враг увлекает людей идолопоклонством и придумывает всё новых и новых идолов, чтобы отвлечь от Господа и от узкого чистого пути.
Рассмотрим для начала, что такое идол, что ему придают такое большое значение. Знаете ли вы, что такое идол? Конечно, знаете. Идол – это деревянная или каменная фигурка. Это также может быть картинка с изображением мужчины или женщины (икона) и даже крест. Сегодня многие люди поклоняются таким идолам. Они покупают себе либо статуэтки, либо иконы, ставят их в своих домах и вешают на стенах. Приобретают ангелочков и надевают на шею крестики. Люди верят в то, что эти идолы охраняют их. Они молятся им, целуют их, становятся перед ними на колени и крестятся, говоря при этом: «Эта икона (фигурка) – мой святой бог, она принесёт мне счастье. Я ей молюсь, она должна меня спасать от бед и помогать, когда мне плохо. Как вы, видите такие люди, верят, что изображения и статуэтки – это «боги» и просят у них помощи, и надеются её получить. Эти люди верят, в ложь и обман не замечая этого. На самом деле, всё это не боги, а идолы. Ни иконы, ни различные фигурки, ни крестики, ни ангелочки – не есть боги, а это всего лишь рисунки и поделки, которые сделал такой же человек, как ты или я.
«Собрав их…сказал: «друзья! Вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше» - /Деян.19.25/. Мы богатеем и собираем впрок. Мы живём на широкую ногу и имеем необходимые средства, для того чтобы доставлять себе удовольствие; поэтому, чтобы ни случилось, мы не допустим того, чтобы наше ремесло оказалось в пренебрежении.
Идол - прежде возникает в уме, а уже позднее воплощается в той или иной материальной болванке. Бог говорит: «да будет воля Моя!», а человек отвечает: «нет, да будет воля моя!», выдумывает себе «хорошего, доброго бога», который позволяет грешить, ничего не «вменяет», мало требует и обязан всех подряд спасти и поместить в рай. А материальный истукан поставляется как знак, знамение умственного идола: «да будет воля моя, человеческая!». Чаще всего истукан именуется «богом». Вот как пекутся идолопоклонники о служении рукотворным богам.
Жаркий августовский день. Лучи солнца опаляют бетонные ступеньки, ведущие к монастырю Пресвятой Богородицы. Но палящее солнце не мешает более большое количество людей, ревностных православных паломников, которые направляются к богато украшенной иконе «матери Христа». Вот хромая девочка, превозмогая, боль с выражением отчаяния на лице ползёт на разбитых в кровь коленях. Невдалеке от неё измученная старушка, пришедшая с другого конца страны, еле передвигает усталые ноги. Энергичный мужчина средних лет, мокрый от пота, с трудом пробирается сквозь теснящую его толпу. У всех этих людей одна цель – поцеловать икону Марии и повергнуться перед ней ниц. Это глубоко верующие люди, несомненно, искренне в своём желании почитать Бога. Возникает такой вопрос: Неужели любящий Бог, допускает больных людей на такие мучения, зачем Он тогда страдал, чтобы люди также страдали? Значит, людей вводят в заблуждение. Зачем?
Потому сам человек делает все от начала и до конца. Он делает это потому, что ему нравится делать это. Он идет на-поводу своей греховной плоти, получая от этого удовольствие. Вначале человек сам создает себе идола, которому желает служить, подобно тому, как древний человек изготовлял истукана из дерева, золота и камня. Но затем, подобно тому же древнему человеку, человек современный не может избавиться от созданного им самим же идола. Идол (от греч. eidolon — образ, лат. idolum) — в обычном словоупотреблении — кумир, фантом. В переносном смысле идол — предмет особенного, слепого, безрассудного поклонения, буквально — подобие.
Но много ли людей знают о том, что почитание икон возникло ещё в древние времена за много веков до христианства? Повсеместная традиция. В православии иконопочитание стало повсеместной традицией. В храмах иконы с изображением Иисуса Христа, Марии и многих «святых» занимают самое почётное место.
Верующие часто выражают своё благоговение перед иконами, целуя их, а также зажигая перед ними лампады и свечи. Кроме того, почти во всех православных домах есть «красный угол» с иконами, перед которыми верующие молятся. Часто православные христиане говорят, что молитвы с помощью икон помогают им приблизиться к Богу. Многие считают, что от икон исходит благодать и они чудотворны.
Идолопоклонство по существу обозначает поклонение сотворенным вещам. Включает обожествление людей или их идей, наделение предметов божественными чертами или свойствами. Через идолопоклонство человек пытается найти замену Бога или путь для достижения связи с Богом через предмет. Объект-идол имеет некоторую или полную власть над этим человеком. Человек может приносить свои просьбы и благодарность этому предмету, или через него также поклоняться некоему
Возможно, такие верующие удивятся, узнав, что христиане первого века не приветствовали почитание икон. В книге «Византия» говорится: «Первые христиане, унаследовавшие от иудаизма отвращение к идолопоклонству, с не одобрением смотрели на любое почитание изображений святых. Начиная с V века, иконы или образы стали обычной принадлежностью храма и домашнего культа верующих» - «Byzantium». Если традиция почитания икон зародилась не в христианстве первого века, то где? Где корни этой традиции? Исследователь В.Петренко писал: «Традиция почитания икон возникла задолго до христианской эры и берёт своё начало в язычестве».
Многие историки согласятся, что иконопочитание уходит своими корнями в религии древнего Вавилона, Египта и Греции. В древней Греции, например, религиозные изображение имели вид статуй, которым приписывали божественную силу. Люди думали, что некоторые из этих изображений были не произведениями человеческих рук, а ниспали с неба. На таких празднествах устраивались процессии, во время которых подобные образа носили вокруг города и приносили им жертвы.
Петренко историк пишет: «Культовые изображения верующие почитали как самое божество, несмотря на попытки провести различие между божеством и его образом». Как же подобные идеи и традиции проникли в христианство? По словам того же исследователя, в разных странах, особенно в Египте, на протяжении веков после смерти апостолов Христа «идеи христианства сталкивались с целой амальгамой египетских, греческих, еврейских, восточных и римских идей и представлений, существовавших в то время». В результате этого «христианские мастера освоили метод (слияния религиозных понятий) и стали использовать языческие символы в новом контексте, не очистив их полностью от языческого влияния». Вскоре иконы стали главной принадлежностью храмов и домашнего культа. В своей книге «Эпоха веры» историк Вил Дюрант описывает, как это произошло: «Чем больше людей причислялось к лику святых, тем труднее становилось запомнить их имена и подвиги веры; появилось больше образов, как их, так и Марии. А что касается Христа, не только Его вымышленное изображение но, и Его поклонение.
Заявление о том, что с помощью икон можно чтить Бога, чрезвычайно сомнительны. Почему? Разве не считаются отдельные иконы с изображением Марии и «святых» более ценными и обладающими большой силой, чем другие иконы с изображением тех же давно умерших людей? Например, у иконы изображающей Марию Иверскую, есть свои ревностные почитатели, но не менее ревностные почитатели есть и у подобной иконы. И те, и другие считают, что их икона лучше, более чудотворна, чем другая, хотя обе они изображают одного и того же человека, которого уже нет в живых. Получается, что люди наделяют отдельные иконы реальной силой и почитают их как Бога. Можно ли молиться «святым» или Марии? А правильно ли направлять молитвы людям, например Марии или святым? В ответ на искушение сатаны Иисус Христос процитировал слова из Вт.6.13: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» - /Мт.4.10/. Позже Он велел Своим истинным последователям «поклоняться Отцу» и никому более /Ин.4.23/. Осознавая это, ангел осудил апостола Иоанна за то, что тот хотел поклониться ему. Ангел сказал: «Смотри, не делай сего…Богу поклонись». Правильно ли молиться Марии, земной матери Христа, или каким-либо «святым», прося их ходатайствовать за нас перед Богом. Может ли мёртвый ходатайствовать за живых? Может, чтобы живой стал мёртвым.
Ответ Библии однозначен: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» - /1Тим.2.5/. Почитание икон противоречит ясным библейским учениям и не может помочь людям обрести Божье благоволение и спасение. Напротив, Иисус Христос сказал, что вечная жизнь зависит от того, насколько хорошо мы знаем несравненную личность – единственного истинного Бога, а также Его намерения, и то, как человек обращается с людьми. /Ин.17.3/.
Иконы, которые не могут ни видеть, ни чувствовать, ни говорить, не помогают людям познавать Бога и правильно верить в Него /Пс.113.12.16/. Знание о Боге можно обрести, лишь изучая Слово Бога, Библию. Почитание икон не только бесполезно, но и несёт в себе духовную опасность. Почему? Прежде всего, потому, что препятствует нашим взаимоотношениям с Богом. Об израильтянах, раздражавших, Бога своими идолами Бог сказал: «Сокрою лицо Моё от них» - /Вт.32.16.20/. Чтобы восстановить отношение с Богом, им было необходимо отвергнуть идолов, которых их руки сделали «на грех» себе /Ис.31.6.7/. Как же уместны, поэтому совет Библии «Дети храните себя от идолов» - /1Ин.5.21/.
Идол — статуя, предмет, которому поклоняются как божеству. Иногда идолы могут достигать весьма внушительных размеров! Идол увеличительное и бранное изваянье мнимого божества; пагода, кумир. Истукан, изображение божества или духа, материальный предмет служащее объектом которому поклоняются, так же рьяно, как и самому божеству, являющийся объектом религиозного поклонения.
Итак, мы видим, что история повторяется, как у Евы всё началось с глаз, так и здесь. Глаза блудили вслед идолов. Глазам понравились, показались вожделенными эти цветные, украшенные идолы. Не с этого ли начинается грех идолослужения в наши дни, когда всё вокруг ярко освещено в заманчивом виде? Всё оформлено так, чтобы бросалось в глаза. Всё шумит, кричит, хвалится, сверкает и говорит: «обрати на меня внимание!»
Если некоторые могут сегодня сказать: ну что особенного в мёртвой статуе, изображении или каком-то образе? Это просто идол, мёртвая материя из золота, серебра или дерева. Конечно, при поверхностном взгляде, это так и может казаться, но вы дайте объяснение на это положение. Почему тот идол, поставленный возбуждал. Если это только мёртвый материал, то, как он мог возбуждать ревнование? влиять на чувства и приводить народ в возбуждение, эмоции, крики, визги, истерику и потерю чувств? Это является регулярной практикой диких племён на их служениях идолам, где они при помощи барабанов и колдунов приходят в истерику и беснование.
Не является ли это переживание родственным тому, что переживает теперешняя молодёжь на концертах идолов волосатых певцов, когда толпа, как обезумевшая, после крика, визга и пляски в рядах, лезет на платформу в близкое присутствие этих косматых исчадий ада; и там многие впадают в истерику и теряют чувства. Хорошенько подумайте об этом. Какой это идол, который возбуждает такое ревнование? Некоторые могут сказать: ну, ты, брат, далеко заехал. Потянул из старого Завета, о каких-то идолах, о проклятии, наказании и тому подобное. Хорошо! Давайте разберёмся: старый ли это Завет или просто это потому, что мы немного ослепли, и у нас не было времени вникать в Писание и вообще, что делается сегодня.
Давайте посмотрим, что на эту тему говорит апостол Павел в 1Кор. 10.19-20. Он там говорит: «что идол сам по себе ничто», как материя или вещь, и идоложертвенное само по себе ничего не значит. Однако, поясняя далее духовную тайну, он ставит очень серьёзное слово «но». Если бы он остановился на первой части объяснения, ну тогда можно было бы сказать, что идол – это чепуха и не стоит о нём говорить. Однако давайте посмотрим, почему же апостол ставит серьёзное «но». Мы об этом читаем далее так: «но, что язычники или христиане, тоже, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами». Оказывается, что присутствие наше при идолах или их с нами, и приношение им внимания, обожания, денег на их покупку; одним словом, приводят, наконец, к общению с бесами. Это выглядит немного серьёзней, чем когда-то, может, быть думали, а также и многие другие.
Выбирая себе кумира, люди подражают баранам - ибо это постыдное зрелище - когда толпы людей, - которые должны называться Людьми - превращаются в послушное стадо - ведомое под крики – «зиг хайль». Вот стадо, которое пасет, своих баранов и овец!
Вот слова Златоуста; «Ясно, что всякая наша страсть — греховная, всякий грех, обратившийся в привычку, есть идол нашей души, грехолюбивое сердце — вот капище сего идола, грехолюбие — это идолослужение, соизволение же на грех в помысле и греховном пожелании есть отвержение Христа, а выполнение задуманного греха самым делом — это и есть жертвоприношение идолу. Вот как соделавшийся рабом своих греховных страстей, становится идолопоклонником. А если в нас существует и даже все увеличивается такое духовное идолопоклонство, то должны быть и духовные мученики, без пролития крови страдальцы.
Ибо как в те времена, когда нечестивые, не ведавшие Бога люди поклонялись бездушным идолам, было бесчисленное множество святых мучеников, проливавших кровь свою за Христа и умиравших многообразными видами смертей, так и в наше время, когда в наших нравах повсюду господствует идолопоклонство, то есть служение греху, истинные христиане должны из любви к Христу быть мучениками, хотя и без пролития крови, — должны постоянно умерщвлять в себе страсти свои, должны умирать для греха так, чтобы уже быть неспособными к совершению греха, не порабощать себя похотям греховным. И как привычный грех есть наш любимый идол, так и сопротивление греху есть мученический подвиг. Кто сребролюбив, затворяет сердце свое для брата своего и не милует ближнего своего, тот отрекся Иисуса и также служит идолам: он поклоняется твари вместо Творца, ибо сребролюбие, по слову Апостола, есть корень всякого греха, и у него бог — идол языческий Аполлон».
В то время как служение истинному Богу находится у них в небрежении. Идолы в библейском лексиконе - изображения ложных богов. Греховность их в том, что они уводят человека от почитания истинного Бога. Православные иконы (греч. «образ») – изображения воплотившегося Бога, его чувственных теофаний, ангелов и святых. Они не способствуют поклонению истинному Богу. Даже молитва к святому или ангелу перед иконой – это не поклонение истинному Богу, поскольку их просят, а что можно просить у мёртвого? лишь о молитвенном совместном предстоянии, о том, чтобы мёртвый святой своей собственной силой решил какой-то вопрос перед Богом. Подумайте, возможно, ли такое? Написано: «Что вы ищите живого между мёртвыми?»-/Лук.24.5/.
Когда в нашей жизни появляется идол, он становится нашим источником. Он может возникнуть в любой области нашей жизни. Идол занимает место, которое должен занимать только Бог. И тогда идол становится источником нашего счастья, комфорта, обеспечения, мира и т.д. Бог говорит: «Не делайте себе кумиров». Мы сами творим идолов в сердце.
Идол – это все то, что стоит на первом месте перед Богом. Идол – это то, чему мы уделяем внимания больше, чем Богу, из чего мы черпаем силы или чему отдаем свои силы. Идолом может быть человек, деньги, материальные вещи, работа или действия.
Идолопоклонство начинается в сердце. Человек легко впадает в этот грех, не прекращая, однако, посещать собрания в церкви и исповедовать веру в Иисуса Христа. Соломон был такой мудрый царь и то, «склонилось сердце его к иным богам. И разгневался Господь на Соломона» - /3Цар.11.1-11/.
Библия. Вихлянцев В.П.: «Библейский словарь к русской канонической Библии Синодального перевода 1816-76 гг.». Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714. Толковый словарь В. Даль. Церковь Филадельфия Павел Желноваков. А.Опарин. Раввин Мордухай Колман. Журнал «XXI век».
Прочитано 5550 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 4.2
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Статья, в общем, неплохая... для тех, кто в начале Пути, которым необходимо задать направление...согласен с внутренним посылом... когда-то разрабатывал эту тему:
В этом Идола смысл
(в том числе и к вероисповеданиям и любым "...измам")
(Тема из "Откровений Пути"- 5): на Стихи.ру
Вот сутью догм закрыл глаза…
Вот перестал стремиться в выси…
И всё: - прилип, прикован к образам
Цепями Уз пристрастных мыслей…
Все пристрастья твои - суть «Цветные Очки ».
В этом Идола смысл, и его пьедестал:
Узнаёшь только то, что стекло исказит,
И не можешь познать другие Цвета.
Hristianin
2016-08-04 21:08:48
Икона не идол
Священные изображения в христианской Церкви имели место уже во времена апостольские. Известно, что город Помпея в Италии был уничтожен извержением вулкана в 79 году по Р. X., т. е. еще в апостольское время. Тем не менее при раскопках в этом городе были обнаружены молитвенные помещения христиан, где имелись настенные изображения, в том числе и изображение Креста. Правда, нельзя однозначно утверждать, что была практика особого почитания и поклонения этим изображениям. Всем известно обвинение православных протестантами в идолопоклонстве именно по причине иконопочитания. При этом обычно ссылаются на соответствующую заповедь Декало-га. Конечно, первоначально им следовало бы доказать, что христианские иконы действительно суть идолы или кумиры, поскольку в греческом языке слова "икона" ("eikon") и "идол" ("eidolon") — это совершенно разные понятия. Против тех, кто не умеет отличать священное изображение от идолов, можно обратить слова ап. Павла: "...как же ты, ...гнушаясь идолов, святотатствуешь?" (Рим. 2, 21-22).
Действительно, в Ветхом Завете существовал запрет на создание и почитание изображений. Это было исторически обусловлено условиями жизни богоизбранного народа, который находился в языческом окружении, но этот запрет и в Ветхом Завете не был безусловным. Например, Моисей по непосредственному указанию Божию изготовил медного змия, и этот змий много веков хранился во Святая Святых Иерусалимского храма. Над Ковчегом Завета, который тоже находился в Святая Святых храма, также по непосредственному указанию Божию были сделаны изображения двух херувимов: "там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх. 25, 22). Таким образом, херувимы и Ковчег Завета были видимым образом невидимого Бога и отношение к этим видимым образам безусловно предполагало благоговейное почитание. В Ветхом Завете описывается случай поражения Озы, который за неблагоговейное прикосновение к Ковчегу Завета был поражен смертью (2 Цар. 6, 7).
Изначально слово "святой" относилось исключительно к Богу, но затем это наименование стало прилагаться не только к Богу, несоизмеримому с тварью, но и ко всему, что имеет к Богу положительное отношение, что напоминает нам о Боге и нас к Нему приближает, например, храм, закон и т. д. Подобного рода предметы требуют благоговейного к себе отношения и могут быть предметами поклонения и почитания. В противном случае вторая заповедь Моисея — "Не сотвори себе кумира..." (Втор. 5, 8) пришла бы в противоречие с четвертой заповедью — "Наблюдай день субботний..." (Втор. 5, 12) и пятой — "Почитай отца твоего и матерь твою..." (Втор. 5, 16). Такое отношение к священным предметам было естественным уже в Ветхом Завете.
Если бы протестанты были последовательными, то они должны были бы записать в язычники, например, пророка Исаию, который говорит: "...и на закон Его будут уповать ..." (Ис. 42, 4) и таким образом предметом религиозного упования объявляет не Бога, а бездушный закон. И тем более царь Давид, который говорит: "...поклонюсь святому храму Твоему..." (Пс. о, 8), т. е. поклоняется не Самому Богу, а храму, который рассматривался всего лишь как дом Божий. Или "Как люблю я закон Твой!" (Пс. 118, 97), т. е., согласно Давиду, предметом религиозной любви может быть не только Сам Бог, но и все, что связано с Ним и напоминает о Нем.
Несомненно, что предметом почитания и поклонения может быть и человек, высшее творение, созданное по образу и подобию Божию. В Ветхом Завете мы имеем целый ряд примеров поклонения людей друг другу. Например, царь Давид поклонился своим гостям (3 Цар. 1, 47); Авраам кланялся хеттеянам (Быт. 23, 12); "...Братья... поклонились ему (Иосифу. — ОД.) лицем до земли" (Быт. 42, 6), есть и другие примеры.
В каком смысле мы говорим о поклонении иконам, об их почитании, и можно ли это квалифицировать как идолопоклонство? Прежде всего нужно дать определение того, что есть идолопоклонство, или язычество. Наиболее глубокое определение того, что есть язычество, дает ап. Павел: "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца..." (Рим. 1, 25). Исходя из этого определения, никак нельзя иконопочитание приравнять к идолопоклонству. Во-первых, иконопочитание не есть почитание кого-то или чего-то вместо Творца"почитание угодников Божиих и их изображений в Церкви всегда совершается в Боге. Во-вторых, это не есть служение, потому что православное богословие и практика иконопочитания строго различают поклонение как всецелое служение (latreia), которое подобает только одному Богу, и поклонение как воздаяние чести (timetike proskynesis), что буквально можно перевести как "почитательное поклонение", которое допустимо по отношению ко всему, что достойно уважения и почитания, и не только по отношению к иконам, но и к мощам, реликвиям, свв. угодникам. Ангелам и т. д. Поэтому иконопочитание и возможно и полезно.
Но иконопочитание — это не только вопрос церковной практики. Оно имеет и догматической, а именно христологический аспект. В таком контексте проблема иконопочитания была поставлена в эпоху иконоборческих споров. До начала иконоборчества Церковь допускала различное отношение к иконам и иконопочитание в Церкви не было повсеместным и строго обязательным. Но после VII Вселенского Собора оно стало обязательным, т. к. именно с этого времени учение об иконопочитании оказалось теснейшим образом связанным с вопросом о Боговоплощении.
Основной вопрос иконоборческих споров — это вопрос о возможности изображения Бога. В Ветхом Завете это было запрещено. Говоря словами ап. Иоанна Богослова, "Бога не видел никто никогда". Такая возможность открылась только в Новом Завете. Евангелист продолжает: "Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18), т. е. благодаря Боговоплощению невидимый Бог стал доступен нашему чувственному восприятию. Иконоборцы пытались обосновать невозможность изображения Бога даже в воплощенном состоянии. Главный богослов иконоборчества император Константин V Копроним предлагал православным следующую дилемму: "Что вы изображаете и чему вы поклоняетесь? Если вы пытаетесь изобразить Божество, то это невозможно, поскольку оно по определению неизобразимо. Если вы изображаете и поклоняетесь человечеству, то, во-первых, вы язычники, поскольку поклоняетесь твари, во-вторых, несториане, поскольку рассекаете Христа надвое, отделяя Его человечество от Божества".
Православные отвечали, что аргументы иконоборцев бьют мимо цели и свидетельствуют лишь о монофизитских предпосылках иконоборческой христологической доктрины, потому что православные изображают не Божество и не человечество, а единую богочеловеческую Личность и поклоняются не "чему", не природе, а "кому". Лицу. Честь, воздаваемая образу, переходит к Первообразу. Таким образом, икона есть средство общения с Богом и со святыми.
На иконах мы изображаем Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сына Божия в том виде, в каком Он открылся нам в Воплощении. Как известно, все, что видимо, то и описуемо. Если бы Христос был неизобразим, то отсюда следовало бы заключить, что Он во время Своей земной жизни был невидим, тогда и Евангелие было бы невозможно, т. к. оно тоже есть образ Воплощенного Бога, Его словесная икона. Но апостолы учили о том, "...что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни" (1 Ин. 1, 1). Таким образом, иконоборчество ставит под сомнение основной догмат христианства — учение о Боговоплощении, т. е. фактически представляет собой разновидность докетизма (отрицание реальности Боговоплощения). Не случайно один из главных защитников иконопочитания, патриарх Константинопольский Никифор Исповедник, назвал иконоборчество "ересью аграптодокетизма" (от греч. grafo).
VII Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконоиочитании: "Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения Честнаго Животворящаго Креста. Чем чаще при помощи икон они (изображенные на иконах. — 0.Д.) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь , воздаваемая образу, переходит к первообразному".
К этому следует добавить, что это общение посредством икон осуществляется и в обратном направлении; не только мы обращаемся к Богу посредством икон, но и Он нам посредством икон отвечает. Через иконы подаются благодатны”' ."ары, в том числе и явным образом — через мироточения, чудесные обновления икон, чудесные исцеления. То же самое справедливо и по отношению к иконам Божией Матери и святых.
Поэзия : * * * - Еракли Носков Умею жить в богатстве всяческих фантазий,
Умею жить и в скудости ума.
Ах, как пленителен свободный штрих пера!
Но неказист и с виду несуразен...