Я уже пятый раз подряд перечитывал первую главу Послания к Ефесянам и не мог понять, о чем говорит Апостол. Смысл слов был непостижим, как будто запечатан.
Господи! Дух Святой! Открой мне, о чем говорит здесь Павел?
И Господь ответил на мою молитву: "Начни славить и благодарить Бога за то, что Он сделал для тебя".
Таков был ответ Божий.
Я решил послушаться Святого Духа и начал благодарить Бога.
И в благодарственной молитве я как бы слился в едином благодарении с Павлом. Слова благодарности, записанные Павлом в 1 главе Послания, стали исходить и из моего сердца.
Боже! Какой восторг!
Какой благолепный восторг изливается из сердца Апостола Павла, когда он вспоминает о Боге нашем: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас!". [1]
Нельзя читать стихи первой главы послания к Ефесянам, обращенные к Богу, ни в какой другой интонации, кроме восхищения и благодарения. Нельзя читать с сердцем, не наполненным радостным восхищением пред Богом и делами Его. Иначе просто не поймешь Апостола.
Да, Павел любил Бога!
Искренне любил!
Восхищенно любил!
Любил и благодарил Бога и Отца за всех верующих в Иисуса Христа.
Посему и я, услышав о вашей вере в Иисуса Христа и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих. (Еф.1:15,16) Апостол благодарил, и просил Отца Небесного о благодати: чтобы познали верующие из Ефесской церкви, а затем, и мы - в чем состоит надежда призвания Божьего (Еф.1:18).
Так как Он (Бог Отец) избрал нас в Нем (Иисусе Христе), чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви. (Еф.1:4) Вот в чем цель призвания Божьего. Творец, создавая человечество, изначально задумал, чтобы избрать тех, кто будет вечно пребывать пред Ним, в Его любви; кто будет вечно пребывать святым, избранным и непорочным.
Конечно, Творец желает, чтобы все люди пребывали как бы в пространстве и времени любви, пребывали в любви, пребывающей в людях, а сами люди пребывали в Боге. Но, к сожалению, не все – а мало кто отвечает на Его любовь.
Послание Апостола Павла к Ефесской церкви - это послание о любви. Послание о том, как обрести любовь и как познать Божью любовь, послание о том, чтобы мы стали святы и непорочны в любви.
Вот благодать Божья и дар Святого Духа; хотя Павел написал послание еще в первом веке и написал к Ефесянам, но Святой Дух и поныне говорит. Говорит и назидает теперь уже нас, через те строки, о любви. Чтобы мы были святы и непорочны в любви!
Прежде чем Вы продолжите чтение статьи, прошу Вас остановиться, чтобы вспомнить свои переживания любви. Ведь, согласитесь, недопустимо, даже кощунственно к теме любви подходить наспех: сейчас быстренько почитаю, и … быстренько займусь другими, более важными на этот час, делами.
Любовь!
Любовь?
Любовь, какая она?
Любовь - она радостная!
Читаю книги некоторых богословов, а они пишут: "Помни о смерти, и тогда не будешь грешить". Да, страх наказания может удержать нас от согрешений. Но в страхе ведь нет любви! В памяти о смерти и суде нет любви, ни к человекам, ни к Богу. Нет любви ко Христу в памяти о смерти!
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1Иоан.4:18) Выйдите на улицу, в парк: туда, где родители гуляют со своими детьми, и посмотрите на маму, гуляющую с ребенком. Она счастлива. Она счастлива просто от того, что её ребенок радуется ей, она счастлива от того, что купает, кормит – заботится о своем малыше. И, обратите внимание на то что, при её заботе, при её недосыпании и волнении, этой маме ведь даже и в голову не приходят мысли, что она совершает "подвиг любви". Та мама, просто, счастлива: ведь она любит своего малыша.
Любовь, какая она?
Разве она в наших благоразумных поступках?
Нет, если я буду трезво обдумывать и планировать каждое свое слово, каждый свой поступок - это будет лишь трезвый расчет. Это будет беспорочно, даже может быть даже безгрешно, но никак не любовь.
А любовь - она эмоциональная! Любовь – это порыв сердца, а не трезвый расчет ума.
Стоп! Но если мы по любви можем поступать несовершенным образом, почему любовь приятна Богу? Почему любовь лучше трезвого рассудка и точного соблюдения Закона (например, как у святых Ангелов)?
Наверно потому что, по любви, мы никогда не ищем своего, а всегда (даже если и ошибаемся) ищем блага тому, кого любим.
Я сейчас вспомнил место из Священного Писания, где рассказывается, что Иисус Христос заплакал, видя, как плакали по умершему Лазарю его сестры и друзья.
Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. (Иоан.11:33-36) Иисус заплакал. Иисус плакал - но Он ведь знал, что Лазарь будет сейчас же воскрешен? Да, Иисус, конечно же, знал и о воскресении Лазаря, и о том, что это воскресение будет одним из важнейших эпизодов в Его земном служении. Но Он заплакал по порыву Своего сердца, заплакал, просто потому что любил Лазаря.
Да, любовь, она больше чем безгрешные поступки, она больше чем соблюдение Заповедей.
Любовь больше, потому что она живая, потому что она животворит. А соблюдение Закона лишь предотвращает от умирания. Максимум, что может дать Закон, это сохранить уже данную жизнь; но дать новую – никогда.
Вот такая, она, любовь!
Теперь, снова вернемся к Посланию к Ефесянам.
Чтобы мы были святы и непорочны в любви
Святость означает не что иное, как уподобление Богу, вечное уподобление Богу. Непорочность же означает совершенство и неукоризненность.
Но как же нам стать совершенными и святыми в любви? Как же мы посмеем предстать пред Богом, если не обретем такой любви?
"Суетный мир продолжает жить своей жизнью, а многогрешное мое тело лежит в холодной могиле, тело взято из земли и возвратится в землю, а дух возвратится к Богу, который дал его, говорит Екклесиаст. А ты что пробрел для будущего века? А! Мученики покажут язвы за Христа, преподобные - подвиги, а ты что? Напялил схимну на себя, обещался пред Евангелием и перед братией нести подвиги, а как живешь? Продолжаю плакать, … продолжаю писать; написал я тебе безумно, по безумию моему, но не буду безумен, ибо написал свое переживание, а если ты посмеешься – я не посетую на твой смех" - это слова и переживания не мои, а старца Валаамского монастыря, Иоанна. [2]
Да, не мои это слезы.
К сожалению его, а не мои это слезы.
Не достиг еще мой дух такой чистоты и силы. А в нем, в старце Иоанне была та сила смирения пред Господом, была та сила любви к Богу, что еще не ведома мне.
Посмотрите на Серафима Саровского, на Сергия Радонежского, посмотрите на Василия Великого, посмотрите на Апостола Павла, на Апостола Иоанна. Потрудитесь найти и прочесть рассказы об их жизни, прочтите их учение. Всех этих людей гнали и обижали, но даже гонители не могли не признать величия духа их и любви, исходящей из сердец их: как бы сияния света изливающегося изнутри их. Не могли не признать даже враги их, что такой любви не дано обрести ни от кого, кроме самого Бога. И этот свет, изливающийся из их сердец так величественен и дивен, что он даже более велик, чем свет, исходивший от лица Моисея, созерцавщего Бога.
Как сказал Апостол: "Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? (2Кор.3:7,8)".
…славно служение духа.
Что за внутренняя сила пребывала в тех мужах?
В них пребывала любовь святая и совершенная, любовь, обретенная ими от Бога; и скрыть её сияние не могло уже даже их смертное тело.
Смотрите! В тех мужах Божиих, не в ангелах, а в обычных людях, уже здесь на грешной земле, пребывала та любовь, которой суждено пребывать вовек и которая есть святая и совершенная любовь.
Господи! Как же и нам обрести святую и совершенную любовь?
Священное Писание приоткрывает путь:
Всё соединить под главою Христом. (Еф.1:10) Значит, и мы сможем достичь любви святой и совершенной, сможем, когда пребудем в единении с Богом. Достигнем любви в единении с Богом, достигаемом через искупление во Иисусе Христе (см. Еф.1:14), и открываемом нам Святым Духом.
Значит, мы приблизимся к достижению любви, подобной той, что пребывает в Боге, через духовное единение с Богом и через водительство Божие. И, более того, таким образом, произойдет в нас еще и познание Самого Бога. Познание, осуществляющееся через изменение наших желаний, в подобие желаний Божьих, через уподобление нашего разума Божьему уму, нашего сердца сердцу Божьему.
Ведь истинное познание Бога – это такое познание, когда Господь лично открывает Себя тебе.
Такого познания Бога невозможно достичь никакими рассуждениями нашего ума, ни через слышание какого угодно учения, даже и очень верного учения, но просто услышанного от другого человека. Ибо невозможно ни принять Божьего, ни познать Божьего нашим ветхим, греховным разумом. Сначала должно что-то измениться в нас, в нашем сердце, в нашем духе.
Единение с Богом произойдет в нас через просвещение сердца откровением Божьим.
А первый шаг к сему единению с Богом и просвещению нашего сердца откровением Божьим сможем мы положить тем, что осознаем свою полную немощность. И не просто немощность сил или воли, а полную свою немощность по греховности своей, по полной греховности всей своей сущности. И до тех пор, пока мы пытаемся сами, своими силами, своей самодисциплиной достичь хоть какого-то роста в любви, Господь будет только стоять рядом и ждать.
Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. (Мф.11:25,26)
К сожалению, а может и, наоборот, к благу нашему, истина в том, что только обремененные, и в тоже время, полностью обнищавшие в своих возможностях, человеки, приходят за помощью к Иисусу Христу. Только такие; ибо Он кроток и смирен сердцем (см. Мф.11:29), в отличие от нас: всеми силами и средствами добивающихся своего. И мы не пойдем, просто не захотим прийти ко Христу за помощью, пока сами не станем кротки и смиренны сердцем. Станем кротки и смиренны хотя бы на миг, на тот миг, когда восплачем от своей греховности и от своей немощи - восплачем в покаянии пред Господом. И в этот миг, в искреннем своем покаянии, мы станем ближе к Богу.
Нет, все же, в этом Божье благоволение к нам, что не гордые и сильные, а только смиренные сердцем и обнищавшие духовно приходят к познанию Его.
Вспомните слепого Вартимея, который сидел у дороги и просил милостыню.
Услышав, что идет Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! Помилуй меня.
Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! Чтобы мне прозреть.
Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. (Мк.10:47-52) Посмотрите, как Вартимей заволновался, как забоялся, что Иисус уйдет, и он не успеет попросить Его. Слепой не рассуждал: может мне попробовать еще какой-нибудь травный настой или мазь, чтобы прозреть. Нет, Вартимей не о своих возможностях думал в тот момент, он думал только об Иисусе Христе. Он кричал и боялся, что Иисус уходит от него все дальше и дальше.
Господи!
Иисус!
Не уйди от меня, идя Своим путем. Этот миг, пока Ты рядом, этот миг – единственная моя надежда.
Господи!
Постой! Господи!
Будь милостив, Боже!
Помилуй меня!
Боже!
А многие люди вокруг него не только слышали, что рядом проходит Иисус Христос. Они видели Его, видели, что Он рядом с ними. И многие даже шли по одной дороге с Иисусом Христом и даже шли в одном с Ним направлении.
Но только Вартимей пошел за Иисусом Христом. Только Вартимей оказался тем труждающимся и обремененным, который звал к себе Иисуса. И к таким обращается Иисус Христос, когда взывает: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. (Матф.11:28,29)".
- Ответьте на вопрос: Вартимей, любил Иисуса Христа?
- Нет. Он не мог Его любить; ведь он даже не знал Его.
- А теперь еще вопрос: полюбил ли Вартимей Иисуса Христа?
- Да! А вот те, которые просто шли по одной дороге с Иисусом, они ведь, как не любили, так и остались не любящими.
- И еще один вопрос: обрел ли Вартимей ту святую и совершенную любовь, о которой пишет Павел?
- Нет, не обрел. Но он сможет её обрести, ибо он идет по пути той любви. Он пошел по дороге за той Любовью.
Для этого Павел и молит Бога, для этого и просит у Бога откровения для нас, чтобы мы могли постигнуть и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову. (Еф.3:18,19) Уразуметь сокровенную любовь Христову, чтобы самим стать святыми и совершенными в любви.
Хотя мы почти ничего не узнали о любви святой и совершенной, но начало уже положено: мы увидели, что без Бога, без Его откровения мы никогда не можем достичь такой любви. И, более того, мы даже не сможем уразуметь её.
Когда мы приходим к Господу, очень часто бывает так, что мы стараемся любить Бога от плотского своего мудрствования. Мы возбуждаем в себе чувства ко Христу, горячимся в молитве и посте. Мы восхищаемся какой-либо Его чертой, открывшейся нам, и готовы на любой подвиг ради Господа. И, что удивительно, в это время нам легко даются и молитва, и пост, и соблюдение заповедей Божиих; хотя мы не приобрели еще никакого навыка в сем. Но вскоре проходит этот порыв, и наступает период, когда мы остаемся один на один со своими естественными способностями и возможностями. И вот тут-то сил, ни на какие подвиги уже не хватает.
Нет сил! Нет, ибо нет еще в нас Божественной любви.
Как бы ни была горяча и искренняя наша земная, людская любовь, она - лишь крохотное подобие истинной, совершенной любви. Лишь подобие, такое же, как земной Православный храм – прообраз истинного, Небесного Царства - слабый, земной прообраз.
Хотя все мы, с самого рождения носим в себе прообразы духовного общения с Богом (это наша совесть), и прообразы истинной любви (это наша, человеческая любовь, жертвенность, терпение, кротость, милосердие).
Но не вознесясь сердцем и духом от природного, земного к Небесному, мы не сможем перейти от земных прообразов любви к истинной любви. А ведь только истинная любовь, и есть та любовь, святая и совершенная, пребывать в которой избрал нас Отец.
Именно в откровении и обретении Божьей любви, нами, грешными и смертными людьми, и есть домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге. Тайны, об открытии которой всему миру сказал Апостол Павел.
Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово. И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом. (Еф.3:8,9) Хотя, некоторые богословы и толкуют это место Писания так: "Здесь говорится о том, что Бог и для язычников, а не только для Израиля, приготовил благодать: быть народом Божиим" - это неверное толкование.
Конечно, распространение благодати Божьей на весь мир - это истина, но не та великая тайна, что была сокрыта от вечности в Боге.
Именно возможность обретения людьми той святой, совершенной и, что самое главное, вечной любви, которая пребывает в Боге – вот великая цель Божья и великая тайна Божья. О которой не знал и не мог знать враг рода человеческого, сатана: видя грехопадение человека и, вместе с приходом греха, приход смерти.
Но давайте от тайн снова вернемся к написанным Апостолом Павлом словам: "чтобы мы были … святы в любви (Еф.1:4)". Как же нам, если не стать святыми и совершенными в любви, то хотя бы сделать первые шажки к этому?
Обратимся к опыту тех, кто уже прошел на этом поприще некоторую дистанцию.
Филон Александрийский, мыслитель первого века, так сказал о святости в любви: "Достигший степени Божественного созерцания, делается постоянным в добродетели; ибо прилепившись любовью к Богу, забывает о всем остальном и полученному им блаженству не предпочтет земных благ". [3]
Хорошо сказал Филон, что достигший степени Божественного созерцания, не грешит. Но как достичь степени Божественного созерцания, и как уразуметь превосходящую разумение любовь Христову? Как сего достичь, если ни уразуметь, ни созерцать Бога своими силами мы не можем, и никаким образом не сможем, как бы ни старались?
Да, своими силами Бога созерцать мы не можем. Но если Господь Бог даровал нам Спасение во Христе и общение Духа Святого, то нам и не нужно достигать этого общения и этого созерцания. Бог уже дал нам и то и другое – от нас требуется лишь возрастать в способности вместить дар Божий. Вместить, через навык послушания Духу Святому, через навык обновления ума по образу Христову. И для этого доступны нам, рожденным Свыше, молитва и чтение Слова Божьего.
Митрополит Иоанн, такое постоянство и старательность назвал верностью: "Для того чтобы сердце наше постоянно пребывало в любви, необходимо изучать в Евангелии ту волю Божию, которую открывает нам Спаситель мира, познавать, чего хочет от нас Господь, познавать Его святую и совершенную волю и стараться исполнять её до конца своей жизни. Только при постоянной верности Богу, в нас сохраняется настоящая Божественная любовь". [4]
Хорошо подметил митрополит Иоанн, что только при постоянной верности Богу, в нас пребудет постоянно Его любовь. Любовь и верность - неразрывны. А ведь именно о верности говорил Христос, когда, призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их, и врачевать всякую болезнь и всякую немощь, и послал их проповедовать, что приблизилось Царство Небесное.
Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (Матф.10:38,39) Итак, запомним для себя: любовь и верность - неразрывны.
Максим Исповедник, как бы дополняя Филона Александрийского, пишет: "Невозможно любить оскорбляющего тебя, даже тому, кто отрекся от мира и от всего, что в мире, если он истинно не познает цель Господню. Когда же даст ему Господь познать всё, и он возревнует ходить по указанию её (цели Господней), тогда возможет он от сердца любить ненавидящего и оскорбляющего, как любили и Апостолы, возлюбившие её (цель Господню)". [5]
Значит, мало нам получить от Бога откровение знания, нужно нам принять от Бога еще что-то. Нужно нам, чтобы Божьи цели и Божьи дела стали нашими целями и нашими делами.
Я сейчас вспомнил, как Бог открыл великое откровение Апостолу Петру - откровение об Иисусе Христе. Но ведь не отвратило это Петра от спора с Господом; и причиной было то, что Петр не познал и не принял для себя цели Божьей.
Давайте еще раз перечитаем это место Писания.
Дорогою Он (Иисус Христос) спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?… Петр сказал Ему в ответ: Ты – Христос… (Иисус) начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть … Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Мк.8:27-33) И, что очень важно для нас, на этом беседа Иисуса с учениками не окончилась, потому что далее, Иисус Христос указывает на один очень важный духовный закон.
И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. (Мк.8:34,35) Как видите, мы опять вернулись к словам: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто не бережет, отдает её ради Бога, тот сбережет душу свою". Верно, здесь сокрыто что-то очень важное в постижении и обретении любви святой и совершенной. Только ни в коем случае не нужно, соблазнившись кажущейся простотой фразы, делать скоропалительные заключения – они будут неверны (ибо, какая может быть тайна, сокрытая от века, в умозаключениях нашего разума), и приведут не к познанию любви, а лишь к фанатизму или к отчаянию.
Но чтобы немного понять, как действует этот закон, обратимся к наставлению Блаженного Августина, жившего в четвертом веке: "Кто сбережет душу свою, тот потеряет её. А кто потеряет, тот сбережет её… никто не может потерять души своей ради Христа, если сначала не сбережет её. И никто не может сберечь души своей во Христе, если сначала не погубит её. Итак, береги, чтобы потерять. Теряй, чтобы сберечь. Сберегаешь ты душу свою, когда содержишь её в вере; если веруешь, сбережешь её. Ты был погибшим прежде, нежели стал веровать. Губи её, но пусть душа твоя будет семенем для тебя. Потому что и земледелец молотьбою и веянием находит пшеницу и опять при посеве теряет её. Погибает при посеве то, что находится в жатве. … Но не следует легкомысленно терять того, что так тщательно должно сберегаться. Не сказал Господь: "Кто потеряет её, тот сбережет", но: "Кто потеряет её ради Меня". [6]
Итак, Августин понимает слова Иисуса Христа примерно так: не о себе думайте, а об Иисусе Христе!
Если Господни цели, Его слова станут для Вас дороже своих; станут так дороги, что даже дороже самой души, то тогда истинно Вы полюбили Господа Иисуса Христа, и истинно любовь Его пребывает в Вас.
Господи!
О, Господи, как приятно осознавать, что мы служим Тебе, что Ты, Боже, открыл нам цель Твою и явил дар Твой!
Но как тяжело и горько реально пережить в своей жизни откровение цели Господней, и как тяжело, как невозможно для сил человеческих, практически исполнить эту цель Божию! Ибо здесь, как правило, цена – душа человеческая, и тому, кому открыл Господь цель Свою, ему придется истинно жертвовать своей душой, своим именем; не говоря о жертвовании своим покоем и материальным благополучием. Ибо враг души человеческой, сатана, все силы тьмы обрушит на тебя, чтобы не дать исполнить цель Господню.
Боже! Дай нам истинно познать цель Господа нашего, Иисуса Христа!
Боже! Дай нам силы и мужества, исполнить её в своей жизни, исполнить её своей жизнью!
Что ж, Господь явил Свое откровение, открыл Свой замысел, и кажется все понятно - иди и делай. Но на самом деле для истинного постижения цели Господней в нас должно произойти великое изменение. И очень часто на это внутреннее изменение для постижения цели Божией уходят годы и годы. Годы, проведенные в печали; ибо всякое изменение происходит в борьбе между плотским и духовным, во внутренней, но смертельной борьбе, когда одно должно умереть.
Посмотрите на пророков Божиих. Каждый из них многократно умирал душой, а некоторые и телом, чтобы постичь цель Господню.
Посмотрите на пророка Осию, который, чтобы хоть в малой степени пережить и познать то, что чувствовал Господь, чтобы познать цель Господню, должен был жениться на Гомери, на блуднице и взять себе детей блуда. Более того, он и после, неоднократно должен был возвращать жену-блудницу из блудилищ и даже выкупать ее из рабства.
Посмотрите на пророка Иону, который смог дойти до постижения цели Господней только пройдя через позор (он стал виновником бед обрушившихся на корабль, на котором он плыл), и пройдя через саму смерть во чреве рыбы.
Посмотрите на жизнь, на страдания пророков Иеремии и Иезекииля.
Посмотрите на жизнь пророка Илии, жизнь полную гонений и отчаяния, такого отчаяния, когда пророк уже просил у Бога о смерти.
Посмотрите на жизнь Давида, на жизнь Иоанна Крестителя или Апостолов, и вы увидите, какой великой ценой и какой болью души они доходили до постижения цели Господней.
Иногда мне кажется: ну вот я уже понимаю Господа, я уже чувствую как Он, думаю как Он – кажется, что я уже постигаю цель Господню, и уже, наверно, могу приступить к исполнению её. Но проходит малое время, и моя греховная природа восстает во мне, а, кроме того, еще и атакует враг души моей, сатана, и … ускользает как дымка откровение Божие, и вот, оно уже только в памяти моей. И снова духовная борьба, снова позор, снова отчаяние, снова покаяние и сораспятие Христу. И вновь возрождается познание цели Господней, истинное, внутреннее, сокровенное для мира сего, познание цели Господней.
И так всю жизнь, ибо так было у пророков Божьих, так было у Апостолов, так бывает у каждого, желающего жить по духу.
Как видите, не просто так дается нам познание цели Господней, не просто так дается нам обретение степени Божественного созерцания и не просто так дается нам постижение и обретение любви Божьей. Действительно должны мы, как сказал Иисус Христос, отвергнуться себя и потерять душу свою, а затем взять крест свой и следовать за Ним.
И здесь дело даже не в том, что всё имеет свою цену. Просто, невозможно обрести в сердце то, что - Божье, не освободив для Него там место. Нельзя служить одновременно двум господам. И мы должны решить для себя, что нам нужнее, что нам дороже.
Вот закон любви: любовь, даже любовь земная, временная (ибо не вечен её источник и её объект), если она приходит, то становится самым главным, что заполняет наше сердце. И, тем более, мы никогда не только не достигнем, но даже и не познаем святой, совершенной и вечной любви, если она не станет главной в нашей жизни.
Теперь мне стали более понятны слова, сказанные Иисусом Христом, когда Он отправлял учеников на служение благовестия (отвлечемся немного от темы, хотя, впрочем, это тоже относится к нашей теме).
Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. (Мф.10:35) О каком разделении здесь говорит Иисус Христос?
Явно, здесь речь идет не об уходе христианина в монастырь, и тем более не об отречении христианина от своих родных (вспомните, что Иисус, даже вися на кресте, помнил и заботился о Матери своей (см. Ин.19:26,27)).
Здесь Господь говорит о гораздо большем разделении. Дело в том, что после смерти душа человека пребывает вместе с душами его близких, его родных; в месте, где души ожидают телесного воскресения при Конце Света, для Суда Божьего. Душа же Христианина, сразу после смерти человека возносятся к престолу Божьему, где ждет не конца Света, а Второго Пришествия Иисуса Христа, когда Церковь воскреснет в прославленных телах и вечно пребудут со Христом (см. Отк.6:9,11). И воскресение Христиан, Церкви, будет на 1000 лет раньше, чем воскресение всех остальных людей (см. Отк.20:4-6). Вот о каком разделении говорит здесь Иисус Христос!
И теперь, помня что речь идет о том, навстречу кому будет рваться душа твоя после смерти твоей: быть в вечности со Христом, или быть в вечности со своими родными, становится нам понятным и логичным то, о чем Иисус говорит дальше.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. (Матф.10:37) А здесь, на земле, вообще-то, грех разделяет семьи, а не Бог. Потому что не все люди хотят оставить грехи и покаяться; но Вы будьте тверды в выборе.
Вот такое дело получается; и блаженны те родные, которые вместе будут вечно со Христом!
Поэтому, прежде чем устремляться к постижению любви, такой как у Бога – остановитесь!
Остановитесь, и еще раз хорошо подумайте: а на самом ли деле Вы желаете обрести любовь? Готовы ли Вы всё отдать ради этой "жемчужины драгоценной и вечной"?
Подумайте!
Чтобы потом никто из вас не сказал: я не знал, что любовь Божья имеет такую великую цену. Великую цену для нас, потому что и для Бога эта любовь - наибольшая драгоценность. Для Него эта любовь – смысл и цель творения, эта любовь – сущность Его Самого. Ведь именно ради этой любви Господь наш, Иисус Христос, принял уничижение и смерть. И еще: именно об этой любви, о святой и совершенной любви, о вечной любви воспевал Апостол Павел в послании к Коринфянам.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. (1Кор.13:8-10) Итак, мы узнали о том, что Божью любовь мы постигнуть и принять сможем только лишь лично от Самого Господа, и другого способа нет. Только через личное откровение Божие. И еще мы узнали о том, что принять Божье, мы сможем только тогда, когда оно станет для нас самым желанным и самым дорогим в жизни. Только лишь оставив всё свое, и даже саму душу свою ради Бога, мы постигнем и обретем в себе самих Божью любовь, святую и совершенную.
Это истинно так, ибо невозможно принять Божью любовь для того, чтобы "положить её на полочку", а самому жить по старому - так не бывает.
Любовь, как и вера - без дел мертва.
Вот мы и еще что-то узнали о любви. Хотя она, впрочем, так и осталась для нас непостижимой для ума тайной. Так и не стала, к сожалению, понятнее нам любовь святая и совершенная.
Господи!
Открой нам цели Твои, открой нам созерцание Твое, открой нам любовь Твою!
В "Добротолюбии", в назидание нам, приведены слова Калликста и Игнатия: "Слово о любви знакомо Ангелам, но сказано: Бог – есть любовь. И это: "Бог – есть любовь" сказано о любви по её действию и по её сиянию славы, и кто хочет изречь каков предел её, тот, будучи слеп, покушается исчесть песок в бездне морской. И еще они сказали, что любовь, по качеству своему, есть уподобление Богу, сколько оно доступно для смертных. Любовь, по действу своему - опьянение души. Любовь, по свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения. Любовь, истинно есть отложение всякого противного мышления, ибо любовь не мыслит зла (1Кор.13:5). Любовь, бесстрастие ко греху и сыноположение по отношению к Отцу, одними именами различаются". [7]
Таким образом, от Каллиста и Игнатия нам дано еще одно правило для достижения святой и совершенной любви: для того, чтобы любить, нужно подражать Богу в поступках и в мышлении настолько, насколько это доступно для нас смертных. И, более того, подражать Богу нужно не просто внешне, а подражать Божьей любви по её действию и по её сиянию славы, по её качеству.
И этого мало!
Мы должны истинно стать детьми Божьими, а Бог – стать Отцом нашим.
Теперь становится понятным и логичным, почему Павел, продолжая Послание к Ефесянам, после слов о познании любви Божией, пишет: "Итак, я узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны… снисходя друг ко другу любовью (Еф.4:1,2)". Нам нужно стараться поступать так, как поступал бы Христос в нашей ситуации. Поступать так, чтобы сердце наше не осуждало нас. И начало сему подражанию Богу, Апостол полагает, в заботе о добром духовном климате в церкви: "Стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф.4:3)".
Ибо у нас один Бог, одно крещение, одно призвание. А если одно призвание - то и завидовать чьему-либо успеху не стоит: ибо все в одном звании будем.
Посему я (Павел) говорю и заклинаю Господом, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу. (Еф.4:17, 22-24) Старец Валаамский Иоанн одной инокине писал: "А чтобы она (молитва) шла успешнее, постарайся, насколько сможешь, исполнять три условия: иметь чистую совесть к Богу, к людям и вещам. К Богу: старайся исполнять Евангельские заповеди, к людям: чтобы не осуждать и не враждовать, к вещам: пользоваться не пристрастно. Это приготовительные условия". [8]
Хотя старец и писал это о молитве, но его совет очень хорошо подходит и к тому, как нам жить в любви.
Ну а Апостол Павел?
Продолжая наставление, он подает Ефесской церкви совсем, кажется, земные советы. Он пишет о том, что выглядит слишком обыденным по сравнению с той великой целью Божьей: обретеним нами святой и совершенной любви, превосходящей разумение любви Христовой.
Он пишет, чтобы мы говорили истину, не крали, а трудились и уделяли нуждающимся, чтобы не говорили гнилых слов, не злословили, не раздражались. И все это Апостол называет подражанием Богу в жизни и в любви.
Получается, что если кто раньше сквернословил, но покаялся и исправился – тот сделал маленький шажок на пути к совершенной любви. Если кто лгал, но остановился – тот тоже сделал шаг к совершенной любви. И так, шаг за шагом, шаг за шагом. С Божьей помощью.
А ведь прав Апостол!
Нельзя даже на гору взойти одним скачком, а вот шаг за шагом - любая вершина достижима.
Иоанн, Валаамский старец, так учил: "Сперва помолись Богу, чтобы Он открыл твой ум, уразуметь Писание: что понятно – старайся исполнять, а непонятное пропускай. Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу". [9] И мы, давайте будем читать для того, чтобы исполнять то, чему учит Писание, а не для того, чтобы хвалиться знанием Слова. Чтобы не осудил нас Господь такими словами: "Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? (Рим.2:23)".
Но в то же время мы должны понимать, что к достижению Божьей любви в себе нельзя относиться как к простому исполнению заповеди или закона. Да, впрочем, и невозможно нам, грешным потомкам Адама, исполнить ни одной заповеди, сколько бы мы ни прилагали усилий к своему самосовершенствованию. И, более того, чем лучше мы пытаемся выглядеть в своих и в чужих глазах, чем более совершенным образом пытаемся поступать - тем чаще падаем в грех.
И если бы было иначе, то мы возгордились бы. Непременно возгордились бы!
Хулитель Бога и человеков, дьявол, хотя искушает всех, но гордые больше страдают греховными помыслами, ибо Господь за гордость попускает дьяволу искушать человека.
И что же тогда получается? А вот что получается: чем большего успеха мы пытаемся достичь, тем более зависимыми от благодати Божьей мы должны стать.
Да, так и есть!
Конечно, мы должны искоренять свои грехи; и кто сквернословил, впредь не делай этого, кто крал – не кради, лгал – не лги, кто завидовал – не завидуй. Но если что хорошее у нас будет получаться, то мы не должны относиться к этому как к тому, что мы стали лучше, стали "святее". Чтобы мы не стали говорить ничего подобного таким словам: "Я был раньше пьяницей и сквернословом, а теперь, благодатью Божьей, стал свободен от грехов этих". Не должны мы так говорить! Потому что не стали мы свободны от грехов этих: убери от нас благодать Божью и опять упадем. Это Господь, благодатью Своей не допускает нам опять упасть в грех. И не допускает, до тех пор, пока видит в сердцах наших страх Божий и нужду в благодати и защите Божьей.
Всомните слова Иисуса Христа: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Мф.11:28)". Вот и будем стараться не грешить, и будем молить Бога словами: "Не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого!". И еще будем просить Бога: "Господи, Иисус Христос, Сын Божий, будь милостив к нам, грешным!".
А Господь поможет труждающемуся.
Далее Павел учит церковь: "Испытывайте, что благоугодно Богу … познавайте, что есть воля Божия. (Еф.5:10,17)".
Познавать волю Божию и следовать ей – это делать бывает очень трудно. Ибо люди чаще хотят получить от нас то, что не является угодным Богу, а то и просто – греховным.
Например, ваш друг ждет от вас одобрения того, что он делает по тщеславию или из жадности. И при этом он даже не просит вас соучаствовать в грехе, а просто ждет, что вы не станете осуждать его поступок. И всё! И вы сохранили с другом добрые отношения.
Как быть? К своему стыду и огорчению, должен признать, что я, иногда даже не просто чувствуя, а и осознавая волю Божию, иду на "компромисс". Иду, из желания угодить человеку. И знаете, чем всегда это завершается? Тем, что я горько раскаиваюсь и прошу у Бога прощения. Прощения за свое тщеславие и малодушие.
В тех же случаях, когда я, познав волю Божию, твердо пребываю в ней – мир пребывает в сердце моем. Божий мир, тот, который позволяет устоять при любых внешних обстоятельствах.
Такой мир чувствовал в сердце своем Давид, когда воспел: "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. (Пс.22:4)".
Итак, чтобы пребывать в любви Божьей и возрастать в ней, мы должны иметь в сердце своем мир от Бога.
Поэтому давайте будем бдительны и внимательны к мотивам, толкающим нас на тот или иной поступок. И если согрешим, будем с молитвой идти к Господу нашему.
Я приметил, что дьявол, когда готовит ловушку, то перед этим, очень часто "подогревает" во мне гордыню, играет на тщеславии или, наоборот, начинает обвинять в гордыне "напоминая" даже то, чего и не было. И еще, дьявол нападает только тогда, когда Господь допускает это.
Иногда случалось и так: дьявол атаковал, искушал меня тем искушением, которым ранее никогда не атаковал, или тем искушением, в котором я уже давно покаялся. С чего бы это? Почему Господь допускал такую атаку искусителя? И потом, позже, я узнавал, что ближний мой в это же время находился в борьбе, а может, даже и впадал в этот грех. Оказывается, Господь желал, чтобы я, даже не зная истинной причины, подвизался в молитве и ходатайстве против этого греха. И горе мне, и горе моему ближнему, если я в этот момент оказался ленивым и глухим. Горе; ибо ближний мой оставался один-на-один с искусителем, а я не исполнял воли Божьей.
Воистину, всё в нашей жизни происходит, как сказано в Писании: "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. (Матф.10:29-31)".
Давайте, прислушаемся тому, что советует Апостол: "Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. (Еф.5:10,11)".
Значит, чтобы поступать по любви истинной и совершенной, иногда приходится не только не участвовать в делах тьмы, но и обличать. Только, конечно же, нужно помнить, что обличение по любви ничего общего не имеет ни со сплетничаньем, ни с критиканством, ни с насмешками; ибо последнее – это грех, а не исполнение заповеди Божьей.
Далее, для познания того, что благоугодно Богу и познания воли Божией, Апостол Павел, заговорил о семье. Он стал учить церковь тому, что любовь между мужем и женой – великий прообраз любви истинной и совершенной (см. Еф.5:32). Любить жену как себя, и более чем себя. Если научишься так любить жену и детей, научишься так любить и других людей. И жена, если научится доверяться мужу, которого видит - научится доверяться и Богу, которого не видит. Также и дети - если научатся смирению и послушанию родителям, научатся послушанию и Богу.
И, наконец, родители: Апостол им напоминает, что истинное послушание там лишь возможно, где есть истинное доверие. Сначала дети доверяют родителям по своей природе, доверяют искренне и без критического анализа, но затем мы, родители, должны достичь доверия уже "человеков разумных", анализирующих и сравнивающих наши слова и наши дела. Это уже ближе к той любви, святой и совершенной, к познанию и достижению которой мы призваны Богом. Ибо Бог ищет не слепого послушания и фанатичного обожания. Он желает, чтобы мы осознанно и по своей воле избрали послушание Ему и полюбили Его.
Воистину, не случайно Павел так много внимания уделил семье именно в послании к Ефесянам - в послании о любви.
Согласитесь, такое внимание семье уделено в этом Послании, не из-за того, что семьи Ефесян были хуже, чем у Колоссян или у Фессалоникийцев, или у верующих из других городов. А потому писал Апостол о семье, что хотел, чтобы познали Ефесяне любовь святую и совершенную.
Блаженный Августин, как бы размышляя над словами Апостола, наставляет нас: "Любите детей ваших, любите жен ваших … но следует любить по Христу, иметь попечение о них по Богу и не иначе, как чтобы любить в них Христа и ненавидеть в них то состояние, когда они не захотели бы иметь Христа. Это именно есть любовь Божеская. Пусть будет в тебе прежде страх (что близкие твои погибнут в геенне) и затем любовь. Страх пусть будет путеводителем для тебя; пусть не останется он в тебе, но ведет тебя к любви, как бы к некоему учителю". [10]
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. (Еф.5:17) И познавать волю Божью мы должны для послушания ей, а не для непослушания. А от послушания Богу, идем уже и к повиновению друг другу в страхе Божьем. (см. Еф.5:21)
Далее, в 5 и 6 главах послания к Ефесянам, Павел несколько раз повторяет слово "повинуйтесь".
Повиновение неотрывно связано с любовью. Но, конечно же, не слепое повиновение и не слепое потакание прихотям, а повиновение в страхе Божьем.
Иисус Христос, входя в Иерусалим, сказал: "Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца, так и творю (по воле Его). (Ин.14:31)".
Видите, Иисус Христос даже на смерть готов пойти, но не ослушаться воли Отца!
И Сам (Иисус) отошел от них (Апостолов) на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет … И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. (Лук.22:41-44) Если даже Иисусу Христу приходилось иногда во внутреннем борении достигать послушания Богу, так насколько же более непослушна Богу наша греховная воля?
"Вообще очень нам вожделенна своя волюшка. А если вдруг надо оставить свою волю и исполнять волю другого, очень трудно уступить другому, - это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем" - писал Иоанн, старец Валаамский. [11]
Конечно же, нам удобнее и привычнее проявить послушание тогда, когда непослушание наказуемо, но это будет уже послушание не по любви.
А вот когда мы являем послушание и жертвенность, зная, что ни награды в этой жизни, ни наказания - не увидим, то это будет послушание по любви. Последнее - есть истинное послушание и истинное смирение.
Апостол Павел учит верующих:
будьте послушны друг другу,
повинуйтесь друг другу в страхе Божьем,
и еще раз: повинуйтесь истинно.
А дальше?
О чем дальше пишет Апостол в Послании к Ефесянам?
Дальше он вдруг от вполне понятных и применимых в нашей земной жизни правил и наставлений переходит к облачению во всеоружие Божие.
И наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. (Еф.6:10-13). Что значит: укрепляться Господом? Может, это укрепляться дарами Духа Святого? А может, это что-то другое?
Что такое: "всеоружие Божие"? И вообще, чем мы можем противостоять сатане в день злой?
Всем нам понятно, что противостоять сатане мы не сможем ни бронями, ни мечами и ни произнесением заученных слов-заклинаний, даже слов из Священного Писания.
О так называемом "всеоружии Божием" написано много книг. Там очень досконально разбирается каждый из "доспехов" упомянутых Апостолом.
Хотя, мне и не совсем понятно, почему авторы в тех книгах так много внимания уделяют этим "доспехам"? Согласитесь, ведь дело совсем не в том, что Павел отметил, а что не отметил, перечисляя "доспехи всеоружия Божия". Ведь доспехи упомянуты Апостолом лишь для наглядности; как делал Иисус Христос, когда учил притчей о семенах, упавших в разную почву (Мк.4:1-9).
Но ведь в изучении притчи никому не приходит на ум досконально исследовать различие между каменистой почвой и черноземом, или различие между землей на дороге и землей с сорняками.
Как в притче Иисуса Христа истина была глубже, так и здесь - слова Павла о «всеоружии Божием» нельзя рассматривать отдельно от темы всего послания к Ефесянам. А послание это говорит церкви о любви, о любви святой и совершенной. И "всеоружие Божие" - это продолжение - развитие Апостолом изначальной мысли.
И наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его, облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. (Еф.6:11) Еще раз повторяю, что против козней дьявольских мы не сможем устоять ни словами, ни знанием наизусть Слова Божия, ни чудесами и никакими своими праведными поступками.
Только познав и укрепившись в любви Божией, мы сможем противостать диаволу. Только противопоставив диаволу Божию любовь, проявленную Богом лично к каждому из нас и открывшуюся лично каждому из нас, мы сможем устоять в день злой, в день атаки сатанинской. Так, и только так, а не как-то иначе!
И любовь Божия открывается нам! Ведь открывается?!
Когда приходят испытания, и мы с надеждой взываем к Богу, то мы знаем, что Он любит нас и что Он поможет нам. Это знает каждый, кто обрел от Бога благодать искупления и спасения во Христе Иисусе.
Как бы дополняя Павла, Апостол Иоанн, пишет: "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В Том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. (Ин.4:9,10)".
Любовь открылась в том, что Бог возлюбил тех, кто не любил Его, и более того, Он возлюбил ненавидящих Его.
Еще, любовь Божия, хотя и пребывает внутри Бога, открылась делом любви: жертвой за тех, кого Бог любит.
И третье, любовь Божия принесла нам жизнь.
Любовь, истинная любовь, несет другим жизнь, а не смерть. Любовь несет жизнь, даже ценой собственной жизни.
Но при этом мы должны знать и то, что не всегда и не всякая жертва – это дело любви.
Павел в другом послании пишет: "Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (1Кор.13:3)".
Кроме того, в Библии есть еще один очень наглядный пример такой жертвы Богу, без любви к Богу. Судья Израиля, Иеффай, заключил обет с Господом: если Господь даст ему победу над Аммонитянами, то он, по возвращении, вознесет во всесожжение Богу первое, что выйдет из ворот дома навстречу ему. И принес во всесожжение … свою дочь (см. Суд.11:29-40).
Но из любви ли к Богу была сия жертва?
Нет, конечно же, не из любви. Иеффай не любил Бога; просто он решил предложить сделку Ему. Предложил, и честно исполнил свои обязательства этой, предложенной им же сделки.
Но в Библии есть и другой, я бы сказал, совсем противоположный пример. В последнюю ночь перед распятием Иисуса Христа, Апостол Петр трижды отрекся от своего Господа (см. Лк.22:56-62).
Ответьте, любил ли Петр Иисуса Христа?
Любил. И не просто любил, а любил жертвенной любовью, любил так, что не жалел своей жизни ради Господа. Ведь за несколько часов до того, как произнес слова отречения, Петр, тот самый Петр, бросился с мечом на защиту Иисуса Христа, бросился против целой вооруженной толпы (см. Ин.18:10,11). И в тот момент Петр не заботился о том, что он сам обречен на смерть в неравном бою. И это был Петр! Тот самый Петр, который хотя и отрекался от Иисуса Христа, но никогда не переставал любить Его.
Один приносит в жертву свою единственную дочь, но в нем нет любви; другой – отрекается, но в нем есть любовь. Значит, дела сами по себе не свидетельствуют о том: есть любовь в человеке или нет её в нем. Так в чем же любовь? В чем секрет её?
Боже, дай уразуметь то, что превыше нашего ума, уразуметь то, что сокровенно в Тебе!
Может, любовь святая и совершенная в добровольном, и более того, в доброхотном принятии в сердце свое и в ум свой Святого Духа, принятии Его воли, Его сущности?
Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: "вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом". (2Кор.6:16) Учитывая, что мы задуманы Богом и сотворены Им как сосуды для Святого Духа, любовь святая и совершенная может в нас пребывать в той степени, в какой живет и свободно пребывает в нас Дух Божий. И тогда любим мы святой и совершенной любовью настолько, насколько мы доверяем Богу и насколько послушны Богу (послушание - как внешнее проявление доверия Богу).
Но ведь не может человек, сам по себе, своим умом и своей волей, довериться и стать послушным Богу: сокрытому и святому Богу, абсолютно противоположному грешной нашей природе! Не может, ибо по грешной природе своей, Божие, почитает безумием. Ведь человек рассуждает своим ослепленным умом и опирается на свою мирскую мудрость.
Не может человек довериться и стать послушным Богу без откровения Свыше, без откровения от Бога, без откровения тайны любви Божией, откровения любви Христовой.
Таким образом, мы опять вернулись к тому, с чего начал свое послание к Ефесянам Апостол Павел. Вернулись, так и не постигнув, даже в малой степени, тайны любви святой и совершенной, той любви, для которой и избрал нас Бог и сотворил нас Бог.
Может, станет понятнее, если прочитать определение любви, данное Павлом в послании к Коринфской церкви? Обратите внимание, Павел писал о любви в послании к той церкви, которая в тот момент не только любви не явила по отношению к самому Апостолу, а более того - отвергла его.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (1Кор.13:4-8) Еще сказано о любви: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх … боящийся несовершен в любви (1Ин.5:3)".
Это всё сказано именно о совершенной, о Божьей любви, обозначаемой в Новом Завете греческим словом "Агапэ". О той любви, которую зажигает в наших сердцах Святой Дух по отношению к Богу и по отношению к людям.
И нашей задачей уже является не сотворение в себе этой совершенной и святой любви, а познание и сохранение любви, дарованной нам Богом.
Об этом пишет Церкви и Апостол Иуда: "А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. (Иуд.1:20,21)".
Мы не можем познать любовь святую и совершенную от людей, не испытавших её и не уверовавших в неё, и не явивших её своей личной жизнью и своей смертью. Не можем мы так же познать любви такой и от людей, которые хотя и познали её, но не сберегли - отвергли её, возлюбив век нынешний.
Так обратимся же к таким Божиим людям, которые познали любовь Божью и сберегли её, и стали для многих и многих поколений христиан примером в жизни и смерти!
Климент, епископ Римский (88-97г.); кстати, это именно о нем упоминал Апостол Павел (см. Флп.4:3) - так вот, Климент так писал Коринфской церкви о любви Божией: "Кто имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать заповеди Христовы. Кто может изъяснить союз любви Божией? Кто способен, как должно, высказать величие благости Его?
Несказанная высота, на которую возводит любовь. Любовь соединяет нас с Богом; любовь покрывает множество грехов, любовь все принимает, все терпит великодушно. В любви нет ничего низкого, ничего надменного, любовь не допускает разделения, любовь не заводит возмущения, любовь все делает в согласии, любовию все избранные Божии достигли совершенства, без любви нет ничего благоугодного Богу. По любви воспринял нас Господь; по любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал кровь Свою за нас, и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши. Видите ли, возлюбленные, как велика и дивна любовь, и невыразимо её совершенство. Кто может иметь её, если кого Сам Бог не удостоит?
Итак, будем просить и умолять Его милосердие, чтобы жить нам в любви непорочно, без человеческого разделения.
Блаженны мы, возлюбленные, если исполняем заповеди Божии в единомыслии любви, дабы через любовь были прощены нам грехи наши. Ибо написано: "Блаженны те, коих беззакония отпущены и которых покрылись грехи". Это обещание блаженства относится к тем, которые избраны Богом чрез Иисуса Христа, Господа нашего". [12]
Григорий Богослов, так писал о любви человеческой и любви Божией: "Ибо любовь плотская и привязана к скоропреходящему, и сама скоро проходит, и подобна весенним цветам. Как пламень, по истреблении им вещества, не сохраняется, но угасает вместе с тем, что горело, так и страсть сия не продолжается после того, как увянет воспламенившее её.
Но любовь по Богу и целомудренная, и предметом имеет постоянное и сама продолжительна. Чем большая представляется красота имеющим такую любовь, тем крепче привязывает к себе и друг к другу любящих одно и то же. Таков закон любви, которая превыше нас!". [13]
И в завершение, гимн любви Блаженного Августина. Августина, который, подобно Апостолу Павлу, воспел любовь Божью, пребывающую в человеках: "Итак, братия, последуйте любви, этому сладкому и спасительному союзу душ ... Она в несчастиях терпелива, в счастье воздержна, в тяжких страданиях мужественна, в добродетели щедра, в искушениях тверда, в гостеприимстве радушна; между истинными братьями она радостна, между лживыми терпелива. В Авеле во время жертвоприношения угодна, в Ное во время потопа безопасна, в переселениях Авраама тверда, в Моисее во время огорчений кротка, в Давиде, во время гонений его, незлобива. В трех отроках она безбоязненно взирает на охватывающий их огонь, в Маккавеях мужественно выносит жестокие мучения от огня. Чиста она в Сусанне в отношении к мужу, в Анне по смерти мужа, в Марии, не имеющей мужа. Дерзновенна в Павле к обличению, смиренна в Петре к послушанию, возвышенна в христианах для исповедания, божественна во Христе к прощению.
Но что о любви большего могу сказать я в сравнении с теми похвалами, какие Господь влагает в уста апостола, показывающего превосходнейший путь любви и говорящего: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я - ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает" (1Кор 13:1-8).
Вот какова любовь - душа писаний, сила пророчеств, ограждение тайн, основание знаний, плод веры, богатство бедных, жизнь для умирающих… Истинно, она никогда не перестает. Итак, достигайте любви и, свято мысля о ней, приносите плод правды". [14] Воистину, возвышенные и прекрасные слова Августина.
Воистину, он, как Апостол Павел в послании к Ефесянам, как Давид в своих Псалмах - воспевает, восклицает Богу своему: Слава! Слава! Слава!
Разве я смогу лучше сказать?!
Я могу, только лишь, начать славить Бога, вновь перечитывая послание Апостола Павла к Ефесянам.
Ибо, Сам Господь, на мой вопрос: как мне понять слова Послания к Ефесянам, ответил: "Начни славить и благодарить Бога за то, что Он сделал для тебя".
Господи! Даруй непостижимую любовь Твою! Любовь, в которой, сейчас, мы нуждаемся как никогда!
Мир вам, и благость и любовь Божия!
Погребняк Н. 2007-2008 гг.
Сноски в тексте [1] Все Библейские цитаты приведены в Синодальном переводе и выделены курсивом.
[2] Письма Валаамского старца (схиигумена Иоанна).
[3] Филон Александрийский. Против Флакка.
[4] Митрополит Иоанн. Голос вечности. с.235.
[5] Основы духовной жизни по славянскому "Добротолюбию".
[6] Августин Аврелий. Избранные проповеди. О любви к Богу и о любви к миру, п.6.
[7] Основы духовной жизни по славянскому "Добротолюбию".
[8] Иоанн. Письма Валаамского старца. п.78.
[9] Иоанн. Письма Валаамского старца. п.108.
[10] Августин Аврелий. Избранные проповеди. О любви и о слепце прозревшем. п.7.
[11] Иоанн. Письма Валаамского старца. п.79.
[12] Климент Римский. К Коринфянам послание первое. п.49,50.
[13] Григорий Богослов. Слово 43, Надгробное Василию, Архиепископу Кесарии. с.6.
[14] Августин Аврелий. Избранные проповеди. О любви. п.3.
Библиография 1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244с.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Августин Аврелий, Избранные проповеди/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон.опт.диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
3. Письма Валаамского старца (схиигумена Иоанна) [Электронный ресурс] - Электронные текстовые данные. – М.: Интернет-издание Вэб-Центра "Омега", 2002. – Режим доступа http://www.wco.ru/biblio/books/valaamst/Main.htm свободный.
4. Филон Александрийский. Против Флакка [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные. – Режим доступа http://www.oper.rsl.ru/nettext/foreign/aleksandriski/philon.html свободный.
5. Митрополит Иоанн (Снычев). Посох духовный: Выбранные места из трудов Архипастыря/ ред. Е.И. Душенова. – СПб.: Царское Дело, 2000. – 462 с.
6. Основы духовной жизни по славянскому "Добротолюбию" [Электронный ресурс]/ архим. Митрофан (Волкодав К. Г.) – Электронные текстовые данные. – Режим доступа http://dobrot.pisem.net свободный.
7. Климент Римский. Первое послание Коринфянам [Электронный ресурс]/ Библиотека Якова Кротова; по изданию: Ранние отцы Церкви, Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа http://www.krotov.info/acts/01/nz/91klim1.html свободный.
8. Григорий Богослов (Назианзин). Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесари Каппадокийской [Электронный ресурс]/ Источник текста http://orthlib.narod.ru : 2000. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://christianity.shu.ru/Texts/gregnaz/basil.html свободный.
Комментарий автора: Учение Апостола о том, как обрести от Бога святую и совершенную любовь. Послание само стало гимном любви.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 7020 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Я скопировала статью, чтобы еще раз поразмыслить и почувствовать... Я тоже люблю слова ап.Павла о Любви, но так исследовать и прочувствовать.... не получалось. СпасиБог вас за ваш труд! Меня тронуло, зацепило, понравилось... Как точно все подмечено и пережито.