«Слово есть действующая сила речи, глагол творящий» - /П.Чаадаев/.
«Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит,
всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным
народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли,
ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил
требующие, дела производить, как бы возможно было, если бы
они способу не имели сообщить свои мысли друг другу?» -/М. В. Ломоносов. 1748 г./.
Вопрос: - «Что было в начале курица или яйцо?» Ответ: «В начале было слово,…оно было в начале…» - /Ин.1.1.2/.
Логос – по-гречески: Logos – термин в переводе с древнегреческого означающий «слово» или «предложение», «высказывание», «речь». С греческого языка - мысль» или намерение, также — причина, повод.
«Логос — образ огня. Сравнивается с огнем — медленно возгорает и угасает по определенным законам» - /Гераклит/. «Логос - Слово способно сплетать и крепить «ткань» времени, как и «прервать дней связующую нить», и «Слово» же в силах «ввести время в колею». Слово есть не просто «слово». Слово есть тайна. Слово имеет тайну, и кто её знает, тот имеет силу и большую силу. В Евангелии от Иоанна Слово – слово, учение. Это слово – логарифм слово – logos, число - arithmos. Полученные расшифровки, по сути, являются подсказкой: для того, чтобы познать тайную сущность Слова, необходимо прологарифмировать числовой аналог слова. Рема, греч. rhema – слово: изречение сказанное. С другой стороны, рема образована от глагола, означающего «говорить», и означает «сказанное слово» — нечто, что происходит во времени и пространстве. К Римлянам 10:17, когда Павел говорит, что «вера от слышания, а слышание от Слова Божия», он употребляет слово рема, а не логос. Это согласовывается с тем, что он соединяет «слово со слышанием». Логически, чтобы быть услышанным, слово должно быть произнесено. В.Шекспир говорит: «Лишь то слово красиво, что наполнено духовной энергией. Красота речения не в его блеске и звоне, но в силе слова, в его приближении к Предвечному Слову. Сила слова явлена, когда слово рождает радость, любовь дарит, растит и умножает добро. Сила слова - в его устремленности к славе правды святой. Только так достигаются красота единенья логики ума и велений сердца, глубина мудрости, чистота чувств и мысли, совершенство нравственной свободы... И лишь тогда слово может ровняться мужественному деянию высокой гражданственности».
Что такое человеческое слово? Ни один философ не дал на это удовлетворительного ответа, и вряд ли когда-нибудь ответ будет найден, так как слово возникает в глубине души, недоступной нашему наблюдению, и затем переходит в область сознания. Материалистическая психология назвала дар слова второй сигнальной системой, но это беспомощная натяжка, так как сигнал - одномерен, а в слове потенциально содержится целая сумма информации, которая раскрывается в контексте синтаксических построений.
Слово - многомерно и пластично, тогда как сигнал семантически однозначен и указывает только на одно строго определенное явление. Слово представляет собой символ, в котором закодирована информация. Человек, общающийся с другим через слово, влагает в него заданную информацию, которую хочет передать собеседнику, а тот воспринимает словесную информацию через дешифровку слова, при этом, дешифровка становится во многом интерпретацией, то есть она воспринимается индивидуально, преломляясь через человеческий интеллект и принимая условный вид и субъективную окраску.
Первоначально означало рассуждение, как в объективном, так и в субъективном смысле, т.е. как слово о каком-либо предмете, так и способность рассуждения вообще. Наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно логически мыслить. С древности замечено важное свойство познающего мышления человека.
Полное значение слова «логос» шире сказанного или написанного слова. Оно означает те функции, которые являются выражением ума. Логос как «силу ума, которая проявляется в речи, разум». В этом смысле, логос является неизменным, независимым «словом Божьим». Это Божий совет, утвержденный в вечности прежде существования времен и который продолжится в вечности и после того. Именно о таком логосе говорит Давид в Псалме 118:89: «На веки. Господи, слово Твое утверждено на небесах». Ничто, происходящее на земле, не может ни повлиять, ни изменить это вечное слово, которое на веки на небе».
«Слово Твоё - светильник ноге моей и свет стезе моей» - /Пс.118.105/. Говорится о природе слова и о грандиозности замысла дать слово миру. Слово есть свет светильник. Оно помогает нам открыть истину о Боге и о нас самих – то, что без него мы бы не узнали: слово позволяет нам увидеть ошибки и грозящую нам опасность; оно направляет нас в работе и в пути. Поистине, как бы тёмным был мир без слов! Оно – светильник, который мы всегда можем иметь при себе и брать руки, дабы пользоваться в каждом частном случае. Слову Божьему есть, что сказать нам в любой ситуации, если только мы вступим с ним в разговор, спросим, что оно хочет сказать нам, и будем слушать, слово станет темой для наших первых мыслей.
Слово подобно саду, который можно назвать небесным раем, где есть самые разные лакомства и наслаждения. Лакомства – это плоды, а наслаждения – цветы, а среди них – деревья жизни, рядом с которыми – источники живой воды; окружён же сад лесными деревьями. Человек, который по учению пребывает в Божественных истинах, находится в середине сада, где деревья жизни, и действительно пользуется этими лакомствами и наслаждениями.
Всякий кто не знает, что Слово содержит духовный смысл, как тело содержит душу, может составить суждение о Слове только по буквальному смыслу. До сих пор оно подобно закрытой шкатулке с драгоценностями; таковыми являются его духовные истины (духовный смысл). С тем, чтобы люди не были более в сомнении относительно того, что Слово божественно и свято. Открывает Господь его глубокий внутренний смысл, который по своему содержанию является духовным. Он относится к внешнему или природному смыслу, как душа относится к телу. Данный смысл есть душа, которая оживотворяет буквальную форму. И, следовательно, такой смысл свидетельствует о божественности и святости Слова.
«Сколько, например, различных слов в мир, и ни одного из них нет без значения; но если я не разумею, значение слов, то для чего я говорю и для кого» - /1Кр.14.10.11/. В мире существует множество разнообразных слов, говорит апостол Павел, и каждое из них имеет своё значение. Но какое бы значение ни имели слова одного языка для понимающего его, они будут абсолютно непонятны народу, имеющий другой язык. В таком случае говорящий и слушающий будут чужестранцами друг для друга. Не происходит ли так в наше время, на каком языке мы говорим слова? Уличный язык слов, также может быть иностранным, как и харизматический язык слов в церкви, кто может понять?.
«Я считаю, - говорит T.Ewald, - что говорить о конвульсиях, дрожании, падениях, танцах, хлопанье в ладоши, выкриках и подобных действиях, как о «проявлениях» Святого Духа, - ересь. От таких действий ваша речь станет просто набором звуков. Эти чисто человеческие реакции на силу Святого Духа чаше мешают, чем помогают проявиться истинным действиям Духа». Использование слова «тайна» по отношению к языкам указывает на тот факт, что говорение языками – это откровенческий дар слова, а не произнесение непонятных звуков. Слово «mysterion» - /религиозные инсценировки на библейские сюжеты, разыгрываемые во время религиозных празднеств в церквях/. Итак, мы видим, что во всех случаях говорившие языками использовали определённый язык, а не непонятные слова или звуки, произнесённые в экстазе. Следовательно, основная особенность нового харизматического движения – говорения на непонятном языке в экстазе – не соответствует Библейскому стандарту, поэтому она не может быть от Бога. И можно считать такое говорение абракадаброй. Несмотря на всю мифологическую и мистическую таинственность, этому слову, в конце концов, уготована атеистическая судьба: во многих странах оно обозначает теперь крайнюю бессмыслицу, несусветную чушь, непонятный и бес связной набор слов. И таким образом абсолютную недееспособность этого слова, который ничего не даёт.
В Новом Завете имеет особое значение, которому присуща идея о передаче Божественного откровения. Правда, успех зависел от умения правильно этим словом пользоваться – «знать слово».
«Человеческое слово в силе. И нет ничего дороже его. Нет ничего сильнее его. Город возьмёт. Врага остановит. Сердце полонит. Мёртвого воскресит. Живого умертвит. На путь наставит, с пути собьет. Ненавидеть научит. За собой позовёт. Народы из темноты выведет. Солнцем им засветит. Крылья вырастит. Всё подвластно ему. Ежели, конечно, это большое, настоящее слово, а не пустой балабольный звон» - /Е.Пермяк/. Слово родит войну и мир, восторг и радость, лечит горе и печаль. Слова как хамелеоны, - говорит Лирнед Ханд, - меняют окраску в зависимости от окружения».
Хорошо сказанное слово человека, следующего ему, плодоносно, как прекрасный цветок с приятной окраской и благоухающий. Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов.
«Слово в буквальном смысле, не отличается ничем от обыкновенных мирских сказаний. И более того, многие мирские книги кажутся превосходящими его в красоте и изысканности стиля. Но, тем не менее, Слово есть Божественное Истинное, в котором находится Божественная премудрость и Божественная жизнь, и слог о Слова есть самый слог божественный, с которым никакой другой слог, как бы возвышен и, превосходен, он ни сказался, сравниться не может, ибо относится к нему как тьма к свету. Слог Слова таков, что он свят во всяком смысле и во всяком слове, да ещё по местам и в самих буквах, а посему Слово соединяет человека с Господом и отверзает небо.
По причине того, люди, поклоняющиеся природе вместо Бога и предпочитающие таковое Божественному поклонению. Те, которые мыслят только от себя и через своё собственное, а не через небо от Господа, могут очень легко впасть в ошибочное мнение относительно Слова и в полное к нему небрежение и начать говорить про себя при чтении его: «Что бы это всё могло, значит?», «Разве всё это Божественно?», «Подобает ли Богу, Который обладает мудростью бесконечной, разговаривать таким образом?», «Где же здесь приписываемая святость, и не произошла ли она попросту от религиозной человеческой доверчивости?» Человек, так мыслящий, не думает о том, что сам Бог неба и земли, изрёк Слово через Моисея и пророков; и что поэтому Слово не может не быть Божественной истиной, потому что то, что сказано Самим Богом есть сама Божественная Истина. Он и о том не думает, что Господь, будучи одним с Богом, изрёк Слово, писанное Евангелистами – многое из уст Своих, а остальное из духа уст Своих, который есть Святой Дух; отсюда происходит сказанное Им Самим, что в словах Его есть жизнь, что Он есть Свет просвещающий и что Он есть истина.
В Евангелии от Иоанна в первой главе читаем: «В начале было Слово…чтобы всякий верующий не оставлялся во тьме». Из этого следует, ибо говорится: «Слово было у Бога, и Бог был Словом»; потом: «Всё через Него было соделано, и без Него ничто не было соделано», а затем – «Слово стало, плотью и мы видели, славу Его». В Церкви мало понимают, а может, и не хотят понять? почему Господь назван Словом; но Он назван Словом потому, что Слово означает Божественную Истину, или Божественную мудрость. А так как Божественная мудрость и божественная любовь составляют единство, в Господе же они от вечности единство. Они составляют одно, что разумеется под словами: «В начале Слово было у Бога и Бог был Словом», у «Бога» значит «в Боге». «У тебя Самого» значит в «Тебе Самом», поэтому и говорится, что Бог был словом, и в других местах, что Господь в Отце и Отец в Нём, потому, что «Отец и Он – одно». А так как Слово есть Божественная мудрость божественной любви, то следует, что оно есть сам Бог, и поэтому Господь, через Которого всё было соделано, есть слово: «И сказал Бог…» - /Быт.1.3/. И совершилось действие.
«Слово ещё есть дело; всякая истина, как бы ни была она несомненна, но если не существует в делах и поступках, произносящих её, - есть только слово, пустой звук – та же ложь» - /В.Белинский/. «Слово тоже дело, если сказано по делу. Если слова расходятся с делами, значит, им не по пути» - /К. Кушнер/. «Слова могут сделать то, чего ничто другое сделать не способно»- /Валерий Афонченко/.
P/S:
Слово о СЛОВЕ
Все имеет свою номинальную цену на свете –
От любви до тепла угольков в неостывшей золе...
Те большие слова, что мы часто роняем в беседе,
Словно хлеб, что кричит под ногами в пыли на земле.
Мы со словом живем от рожденья до часа кончины,
Память слов о себе оставляем, навек уходя...
И, во имя добра, не роняйте слова без причины
Ни в мирской суете, ни во гневе, ни просто шутя.
На чеченской земле, где и дружба бывала суровой,
И печально гордыня смотрела на мир свысока,
О, как много обид, нанесенных единственным словом,
Оставляя сирот, запекалось на стали клинка.
Слово, в сердце людей ты умело смеяться и плакать,
Обессмертило Пушкина пламенем вечной строки...
Слово «Родина» в битвах солдат поднимало в атаку
В самый огненный час и судьбе огневой вопреки.
Ты творило добро, и обличие зла принимало,
Возносило мечту до созвездий над пиками гор,
Светлой далью надежд песню первой любви окрыляло
И... Джордано с улыбкою мудрой вело на костер...
Мы со словом живем и из жизни уходим со словом,
Лишь ему одному возрождаться, из пепла дано,
Нашей жизни печаль, и радость из дали былого
К озаренным потомкам сквозь время нести суждено.
Берегите слова, берегите и в сердце храните...
Без священного помысла в жизни немыслимо жить.
И на всех языках находите слова, находите,
Чтоб из них для любимой и Родине песни сложить.
/ Умар Яричев/.
Источники: Библия. «Словарь греческого языка» под редакцией Лидделла и Скотта. А.Брагина: «Русское слово». Мэтью Генри – английский толкователь Библии /1662-1714/ «Толкование на книги Нового Завета». К.Харин – пастор Нидерландских церквей «Харизматическое движение в свете священного Писания». «Большой словарь иностранный слов». В.Мокиенко «Загадки и тайны слова». «Фразеологический словарь русского языка».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
очень интересно, не предвзято почти во всем, но автор высказывает свое субъективное мнение по отношению к харизматам, хотя вопрос о языках до сих пор открыт богословами...