В чем чаще всего обвиняют неверующие или нецерковные люди христиан сегодня, так это в лицемерии. “Что мне туда ходить в церковь, если там одни лицемеры? Набожные лица, правильные слова, а сами - такие же, как и все”.
Я уже не помню, когда последний раз встречал христианина, который бы хвалился тем, что он живет безупречной жизнью, не преступает заповеди, не грешит, не ошибается. Обычно, каждый признает свою греховность и, как правило, если и говорит о победе над грехом, то только благодаря Христу, а не своим добродетелям. Сегодня чаще наблюдается другая тенденция - христиане все чаще говорят о том, что они не лучше других. И церковь сравнивают не с клубом святых, а скорее с больницей или реабилитационным центром. А один из пасторов и вовсе сравнил церковь с Ноевым ковчегом, при этом обратив внимание на одну особенность. “Спастись во время потопа, - говорил он, - можно было только внутри ковчега. Но какой запах там стоял!” Так и церковь - в ней всякой твари по паре, и запах стоит еще тот.
Нет, сегодня скорее христиане займутся самобичеванием, чем по-фарисейски будут демонстрировать свою святость. А вот что касается неверующих, то как раз там лицемерия более, чем достаточно.
Александра Меня, зная, что у него исповедуются интеллигентные люди, светские знаменитости, однажды спросили: “А вот у этих людей, у них наверное особенные грехи. Они ведь такие интеллигентные, такие образованные...” На что священник ответил, что нет - все такие же, обыденные, свойственные всем людям прегрешения: зависть, сварливость, семейные дрязги, ложь. Подтверждается старая библейская истина: нет человека, который бы не грешил. Но как только такому “порядочному, достойному, интеллигентному, воспитанному” человеку предложишь покаяться перед Богом, он искренне обидится: “Мне, каяться? В чем? Я - порядочный человек, всегда старался делать добро, никого не обижать...” Иногда кажется, что у них одна и та же заезженная пластинка, изданная многомиллионным тиражом: “Я старалась всем делать добро...”
Обыденная жизнь обыкновенного неверующего человека переполнена лицемерием. Ему постоянно приходится делать вид, что он лучше, чем есть на самом деле, ведь в отличие от христианина, он не верит в Божью милость, покрывающую множество наших грехов. Муж скрывает от жены свои похождения, жена скрывает от мужа свои страсти, лицемерие в одежде (“Смотри, я выше тебя!”), лицемерие на работе перед начальником, вынужденное лицемерие перед теми, кто имеет власть... Хорошо, что хоть не надо, как в советское время, изображать из себя пламенных ленинцев, борцов за светлое будущее коммунизма. Но, впрочем, скептики поговаривают, что времена возвращаются и идеологическому лицемерию уже начинают учить со школьной скамьи. И эти-то люди не хотят идти в церковь, потому что “там лицемеры”?
Довольно часто высказывается и такое мнение: Христос мне нравится, а вот христиане - никак. Вот если бы они были как их Учитель. Знаменитый индиец Махатма Ганди, тоже жаловался: все индийцы давно-де стали бы христианами, если бы те жили, как Христос.
Звучит, на первый взгляд, бесспорно. “О, да, да!” - кивают головами христиане в сокрушении, слушая из уст своего пастора гандийскую цитату. “О да, если бы христиане были другими, то все бы уже покаялись!”
Удивляюсь, как легко верующим людям внушить чувство вины. Причем, чем совестливее душа, тем чаще ею манипулируют всякого рода демагоги. Они что, не помнят, что сделали со Христом люди, среди которых Он жил? Не помнят, что мало того, что не покаялись, не последовали за Христом, так и наоборот - убили Его, надругавшись. Или Христос тоже был недостаточно хорошим христианином? Он наверное тоже был лицемером? Он, наверное, тоже, не жил так, как Христос!
Махатма Ганди не потому не был христианином, что христиане были лицемерами, чтобы там он ни говорил. И подавляющее большинство людей отвергают Христа не из-за скверного характера верующих. Причины могут быть разные, но одна из самых распространенных - собственное двуличие неверующего. Как говорил еще Христос: люди не идут к свету, чтобы не обличились дела их, потому что они злы (Ин.3:20). Обращение к Богу, покаяние перед Ним предполагает такую честность, такую прозрачность, такую открытость, такое выворачивание всего нутра наизнанку, что одну мысль о этом лицемер не в состоянии перенести. Признание своих грехов именно как грехов, а не “ошибок, свойственных всем людям”, своих пороков именно как пороков, а не “человеческого, которое мне не чуждо”, своей тупости, гордыни, духовного невежества и непростительного равнодушия к Богу. Понимание того, что Христос оказался на кресте и умер мучительной смертью именно из-за тебя, а не “чтобы показать пример жертвенной любви и истинной духовности”.
- Нет, это уж слишком! Хотите сказать, что я - безнадежно плохой человек?
- Да, именно это и имеет ввиду Евангелие креста Христова: вы - безнадежно испорчены.
Большинство людей отвергают Евангелие по той самой причине, по которой отвергали Христа фарисеи: они считают себя порядочнее, чем есть на самом деле, и воображают себя духовно здоровыми, а не безнадежно больными грешниками. Обыкновенные лицемеры, отказывающиеся идти в церковь под предлогом: “Там одни лицемеры!”
Есть еще одна скверная особенность в этой грязной возне вокруг так называемого “лицемерия верующих”. Когда христианин слышит это обвинение из уст неверующего, то чаще всего он не думает о том, что это он - лицемер. Да и сам неверующий собеседник при этом добавит: “Я не имею ввиду именно тебя!”
Ага, значит, это другие христиане - лицемеры! Ведя такой, якобы серьезный разговор, мы незаметно сами превращаемся в соучастников клеветы. Мало того, что соглашаемся с ней, так еще и распространяем: “Ах, какие они неискренние, эти верующие... Вот если бы мы все жили, как Христос...”
Вот вот, пора нам именно так и жить, как Христос: свободными от необоснованного чувства вины, не слушая современных фарисеев, которые всех остальных обвиняют во лжи, выставляя себя любимых - образцами кристальной честности.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности