«Когда взираю я на небеса Твои -
дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты
поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его,
и сын человеческий, что Ты посещаешь его?" (Пс.8:4,5)
Бесконечная
вселенная умещается в маленькой голове человека..
отражается в его разуме, способном охватить
гигантские масштабы макро и микрокосмоса. Что
есть человек? Почему он способен творить, любить,
делиться своим теплом с другими, верить, мыслить,
понимать, мечтать, печалиться, радоваться и
многое другое. То, что перечислено мной, что
делает человека Человеком, принадлежит к области,
которую мы условно назовём «Сердце». Да, человек
устроен весьма уникальным существом, однако, эту
же уникальность имеют многие организмы
населяющие Землю. И всё же человека отличает от
окружающего его мира именно наличие высокого
интеллекта, способного к постоянному развитию.
Одно из проявлений
человеческого интеллекта, является
устремлённость. Постоянное стремление, или даже
влечение к истине. Влечение – слово, которое
часто используют, когда говорят о
взаимоотношении мужчин и женщин, однако влечение
к творчеству, к познанию, к Абсолюту, к
обнаружению смысла, не менее заслуживает
внимания, чем чисто сексуальное влечение.. Поиск.
Постоянный. Поиск подходящего слова, при
сочинении стихов, которое бы подходило и по
смыслу и по рифме; поиск нужного аккорда при
создании музыкального произведения – всё это
творческий процесс, и эти творческие муки можно
сравнить с рождением. Вообще в муках рождается
истина, и мы ищем её, несмотря ни на какие
препятствия. Женщина вынашивает ребёнка, терпит
неудобства, дискомфорт, тяжесть, усталость,
недомогания в организме, однако она радуется. В
итоге она переносит и сами роды, и видя
новорождённого, забывает о всех тех пережитых ею
страданиях, глядя на свой плод.
Без постоянного
процесса рождения в нас чего-то нового, жизнь
превращается в серую, безрадостную, пустую
реальность, когда мы уже ничему не удивляемся,
перестаём чувствовать это стремление, однако оно
в нас есть, хотя и находится в состоянии «спячки».
Это стремление часто заглушается разного рода
внешними препятствиями, связанными, как правило,
с озабоченностью чисто бытового характера, либо (это
чаще касается людей, живущих под чьей-то
постоянной опекой) ограничивается предписаниями,
традициями, укладом и мировоззрениями того
окружения, в котором находится человек. В таком
обществе может не поощряться творчество, а
возможно и запрещается. Однако настоящее
творчество не наносит окружающим вред, скорее
наоборот, оно способно облагородить тех, кто
соприкасается с плодами творческого человека и
также обогатить их внутренний мир, зажечь
потенцию той же творческой силы, возбудить
стремление к прекрасному, истинно-прекрасному.
Ведь творить, значит созидать, а не разрушать.
Но наш вопрос не
касается сейчас творчества как такового. Мы
обратим внимание на то, откуда берёт начало это
самое творчество в человеке. Откуда этот
творческий потенциал, откуда это стремление. Да,
само творчество обусловлено БОГАТСТВОМ,
накапливаемом и способном храниться внутри
человека, в его сердце. Но где причина такой вот
человеческой способности, кто придумал человека
таким, откуда такое бездонное сердце. Ответ
многих мыслителей однозначен - это начало
человеческого разума породил Бог.
Свою статью, я
посвящаю всем тем, кто считает, что человек всего
лишь марионетка в Божьих руках, что человек – чья-то
злая шутка, эксперимент над живыми организмами в
некоем террариуме. Однако давайте сейчас
абстрагируемся от всех наших парадигм/представлений,
которые мы могли носить в своем разуме к данной
минуте, и постараемся взглянуть на мир, описанный
в Священном Писании – описанный пусть и при
помощи аллегорий, - как на отражение духовной
реальности. Чтобы легче было оставить свои
представления о человеке, как о марионетке, как
об эксперименте и прочем лабораторном мусоре,
задайте себе вопрос: ЗАЧЕМ и КОМУ это надо?
Конечно, можно вспомнить фильм «Матрица», можно
вспомнить всякого рода представления о том, что
люди, каким-либо образом вырабатывают некую
энергию, но всё-таки такое представление
внушаемо скорее писателями-фантастами, и ничего
общего с представлениями хоть немного
отражающими саму суть божественного, не имеют.
Этот взгляд не верен хотя бы по той простой
причине, что сама категория Абсолютного, не
предполагает какой-либо нужды в чём-либо, в
создании какого бы то ни было источника питания.
Бог не нуждается ни в чём, и Сам даёт всему жизнь.
Итак, плавно мы
перешли на то представление Бога, которое
открывается на страницах Священного Писания.
Впрочем, не только в Библии мы находим категории
Абсолютного. Представления об Абсолюте были
также и в античной философии, весьма скрупулезно
расписанные начиная от натурфилософов,
заканчивая метафизиками. Однако отличие
представлений Античных философов, и Библейских
пророков заключается в разнице отношений,
которые по их представлениям/откровениям имеют
между собой Бог и Человек.
Восточное богословие
в рассуждениях о Боге всегда придерживалось
апофатики, т.е. говоря о Боге, отцы Церкви
утверждали не то, какой есть Бог, а то, кем Бог НЕ
является.. Проще говоря, Бог не является чем-то, с
чем мы могли бы сравнить Его в чувственно-воспринимаемом
мире. Впрочем, западное богословие, было
катафатичным, т.е. спокойно рассуждало о Боге в
утвердительных предикатах. Однако в Библии мы
видим как тот, так и другой подход, когда читаем
Пророков, Апостолов, Евангелистов. Собственно
говоря, Священное Писание, является откровением
Бога, поэтому конечно, утверждения о том, Кто есть
Бог, может исходить от Самого Бога, а не от
человеческих догадок. Человеческие же догадки и
рассуждения, как раз лучше всего базировать на
методе отрицания того, что Богу не присуще по Его
природе, открытой нам через Его откровение
избранным людям. Т.е. если сказано что Бог есть
любовь, то в нашем рассуждении, логично
утверждать, что Бог не есть НЕ любовь. Если Бог
есть свет, то и не имея особого откровения, можно
утверждать, что Бог не тьма. Основываясь на таком
достаточно простом методе, можно вывести и более
сложные утверждения, о которых не говорится в
Священном Писании, но которые вытекают из
утверждений, отражённых в нём.
Давайте рассмотрим
одно из самых главных качеств, присущих Богу – Любовь. У любви есть
необходимые условия, вернее, для того чтобы
любовь могла иметь место в нашей жизни, ей
необходимы УСЛОВИЯ. Первое необходимое условие
любви – свободная воля. Любовь не терпит
принуждения.
Собака на цепи любит
своего хозяина, любит за то, что он её кормит. Она
предана ему, всем своим собачьим существом.
Возможно, она будет его ждать неделями, а то и
годами, если вдруг хозяин её оставит. Есть ли у
собаки выбор? Умеет ли она выбирать между
хозяевами, или ей необходимо привить сначала эту
любовь через постоянное кормление, почёсывания
за ухом, ласковым обращением. Т.е. является ли
собачья любовь любовью, а не привычкой? И есть ли
хоть какая-нибудь возможность у человека сказать,
что его любовь к своей собаке является тем же, что
и любовь к подобной себе личности, а не просто к
живому существу, которое привязано к своему
хозяину через привычку/инстинкты? Да, человек
может иметь любовь к животным, но человек может
сказать, что он любит, например, есть мясо этих
животных. Если человек любит животных как
таковых, то, как он может в то же время их поедать?
Или человек любит ИЗБИРАТЕЛЬНО? А может быть это
и не любовь вовсе, а эгоистическое чувство,
которое удовлетворяется через некоторую любовь
другого существа к нему, т.е. удовлетворение (хоть
сколько-нибудь) той потребности в любви, которую
он не получает в окружающем его мире людей?
Возможно, любить животных даже легче по этой
самой причине – животные более предсказуемы,
более привязаны, преданны своим хозяевам. Но
обусловлена ли такая любовь со стороны животных
свободным решением, и вообще можно ли говорить о
каком-либо решении? Решают ли они, любить или не
любить человека, который их приручил, который их
дрессирует, используя их животные инстинкты (чаще
их потребность в еде). Домашние животные, как
правило, в полной зависимости от своих хозяев.
Я не случайно затронул
эту тему, поскольку именно проводя аналогии,
можно ответить на многие вопросы и осветить те
представления, которые порой не озвучиваются, но
предполагаются, когда разговор заходит о
взаимоотношениях Бога и Человека. Создавал ли
Бог себе что-то вроде зоопарка? Задумал ли Бог
такое существо, которое было бы полностью
предсказуемо, и зависело только от Его подарков (или
проводя аналогию с животными – подачек)?
Управляет ли Бог людьми, дрессируя их, приручая?
Задумывал ли Бог ТАКОЕ существо, которое было бы
просто высшим животным, но всё-таки животным,
которое способно любить только при определённых
условиях окружающей среды, готовое служить
только за определённые вознаграждения, имеющее
условную свободу, и полностью предсказуемое?
Я уже говорил о том,
что, глядя на животных, можно прийти к выводу, что
они действуют по определённому алгоритму, эдакие
биороботы, с несложным программным обеспечением.
Выйдите на улицу, посыпьте немного зерна –
слетаются птицы. Быстро поднимите руки – птицы
разлетаются. Простейший пример работы этого
программного обеспечения. Птицы поступить ИНАЧЕ
не могут. У нас тоже есть инстинкты. Коснитесь
рукой горячего, рука одёрнется. НО. Вы МОЖЕТЕ НЕ
убирать руку, получив при этом, ожёг. Мало того,
некоторые считают, что преодоление болевого шока,
особое преимущество в этом мире, признак сильной
воли. Т.е. у человека есть способность не
подчиняться тем инстинктам, которые заложены на
уровне нашей нервной системы. И способность эта
находится в нашем разуме.
Зачем он нам, этот
разум? Зачем? Кому он нужен? Для чего нужна
способность отделять одно от другого, и
возможность выбирать между отдельными
предметами или действиями, на основании
представления о том, что лучше? Представление это
основывается на рассуждении. Рассуждение
основывается на интеллектуальной способности.
Интеллектуальная способность имеет много граней,
в которой находят отображение многие из чувств,
которые мы испытываем по отношению ко всему
окружающему нас миру. Я верю, что мы видим мир
именно таким, в тех самых цветах, в тех самых
пропорциях, какие этот внешний, окружающий нас
мир имеет. Практически без искажений. Мы
чувствуем этот физический мир, именно таким,
какой он есть – твёрдое чувствуем твёрдым,
мягкое – мягким, тёплое – тёплым, сыпучее –
сыпучим, мокрое – мокрым, красное видим красным,
звонкое слышим звонким и т.д. Представьте, что
вместо рук у нас были бы клешни, вместо рта – клюв,
глаза как у хамелеона.. Мы бы конечно что-то
чувствовали, но не так. У человека, - я лично вижу
это – самая высокая как чувственно-воспринимаемая
способность (не максимальная в отдельных органах,
а именно максимальная во всей своей целостности,
в гармоничном восприятии/отображении
окружающего нас мира), а также, самая высокая
познавательная способность, для анализа всего
того, что мы чувствуем.
Мы умеем делиться
информацией, самой разнообразной, и самым
разнообразным образом. Практически НИЧЕГО нет в
этом мире, что не получило бы возможности быть
отображённым именно вербально, т.е. через слово.
Мы можем описать этот мир словесно, и понять то,
что описывает другой, представив услышанное в
образах, в своём уме, даже если мы никогда того, о
чём говорит другой, не видели в реальности. Эта
передача образов – УНИКАЛЬНАЯ, присущая только
человеку способность.
Так что же такое
Человек? Можно ли проводить аналогии между
человеком и животными, хотя бы на уровне
взаимоотношений, когда мы говорим о Боге и
Человеке и ищем сравнения для этих
взаимоотношений в мире, лишённом интеллекта?
Похоже, первое, что объединяет нас с Богом (и это
объединяющее начало, отсутствует у животных) –
это Разумное начало. Второе, что с Богом нас
объединяет, это ЯЗЫК, возможность ГОВОРИТЬ,
передавать информацию, на основе того же
разумного начала в нас. Не просто язык инстинктов,
каких-то условных обозначений, через которые мы
управляем в какой-то мере животными, но именно
передачу СМЫСЛОВОЙ информации, посредством
СЛОВА. В каждом слове заложен СМЫСЛ, а не просто
звук. Информация, передаваемая посредством слова
способна вызывать в нас обратную связь через
ПОНИМАНИЕ. И эта способность нас также
объединяет с Богом, потому что Бог слышит, и знает
о чём мы говорим, и судит нас по тем словам,
которые произносятся внутри нас, или вслух. В
такого Бога мы верим, в Бога, который знает
помышления наших сердец.
Вопрос часто
упирается в ту огромную разницу между
ограниченным человеком, и безграничным Богом.
Как можно говорить о том, что человек может
претендовать хоть на какое-либо равенство с
Богом? Разве человек не марионетка в Божьих руках,
разве Бог не может сделать с человеком всё, что
Ему захочется? Ну, для начала, с человеком может
сделать всё, что захочется не только Бог, но и сам
человек (хотя Бог и не хочет делать с человеком
многого из того, что с человеком происходит, и
скорее Он источник сдерживания того
разрушительного процесса, которое порождается
самим человечеством). То, что способны сделать
одни люди с другими, похоже, порой на некоторую
божественную власть первых, тех, кто имеет в
своих руках оружие, деньги, проще говоря, то, что
даёт человеку дополнительную силу. Да, они также
остаются людьми, но при сосредоточении в руках
определённых рычагов давления на массы, человек
приобретает порой самые, что ни на есть
божественные амбиции. Не удивительно, почему в
древности, верховным правителям поклонялись как
богам, в прямом смысле этого слова – приносили
жертвы, молились, возводили храмы в их честь. В
умелых руках таких правителей, люди превращались
как раз таки в марионеток. Для такого управления
народом, не надо становится богом, достаточно
нагнать страх, поощрять тех, кто послушен, кому-то
дать зрелищ, а кого-то сделать зрелищем.
Механизмов управления толпой, масса.
В чём отличие Бога от
земных правителей? Во-первых, Бог имеет
непосредственное общение С КАЖДЫМ человеком. Во-вторых
– Божьи законы написаны в совести каждого
человека, и эти законы основаны на здравом смысле,
они естественны для человека, и заключаются в
естественном стремлении каждого человека любить
и быть любимым, они основаны на идее БЛАГА как
отдельного человека, так и всего общества в целом.
Также, в отличие от мировых правителей, Бог не
имеет нужды ни в чём, у Него нет корыстных целей,
Он желает дарить Свою любовь тем, кого Он
сотворил. Правители мира сего ограничивают
свободу людей, им выгодно держать народ в
неведении, во лжи. У Бога нет тайн относительно
Своей воли, Своего желания для человека, и в
отличие от земных господ, Бог даёт возможность
отвергнуть Его волю, предупредив однако о тех
последствиях, которые ждут отвергающих Его
СПАСЕНИЕ (собственно сейчас, ни к чему другому
Бог человечество и не призывает). Т.е. отвергая
спасение, человек автоматически остаётся НЕ
спасённым от вечных проблем в вечности. У любого
процесса есть своя противоположность.
Противоположность святости, любви, добра – это
грех, ненависть, зло. Потеря здоровья – это
болезнь. Потеря рая – это ад.
Кем же является
человек для Бога? На сколько человек важен для
Него?
Во-первых, Бог
сотворил человека таким, какой он есть – ВЫСШИМ
существом на земле, наделённым разумом и духом,
который вдохнул Бог. Частичка Божьего Духа, стала
частью человеческого естества. Для чего это
нужно было Богу? Размышляя над этим, я пришёл к
выводу, что Бог желал сотворить тех, кто будет
способен воспринимать всё Божье творение, и
проявлять все те эмоции, которых мы постоянно
ищем, а ищем мы в конечном итоге то, что можно было
бы назвать СЧАСТЬЕМ. Но это лишь часть того
замысла, который Бог имеет для человека. Одним из
главных способностей дарованных человеку, это
способность к познанию Абсолютного, высокого,
чистого, светлого, благого, т.е. познанию
Божественного. Но человек не только способен к
познанию, но и к любви уже познанного, мало того,
именно любовь к этим высшим качествам и влечёт
человека познавать их, т.к. представления о благе
уже изначально было вложено в человека, как
основа самой разумности, самой интеллектуальной
способности о которой мы говорили выше.
Познавать то, что никаким образом не является УЖЕ
предузнанным нами, того, о чём нет совершенно
никакого представления, того, что не является уже
частью нашего сознания, невозможно. Искать то,
что не терял, никто не стал бы, если бы не было
самого чувства потерянного. Это говорит о том,
что наша внутренняя природа сопричастна природе
Божьей, которая и была излита в нас через Божий
Дух. Каждый приходящий в этот мир, УЖЕ просвещён
Божественным светом, и всегда ищет этот свет в
долине смертной тени, отдалившись от Бога.
Бог сотворил не просто
высших животных, получивших превосходство на
планете Земля. Мало того, едва ли можно говорить о
сотворении человека в том же ключе, в каком
говорится о сотворении всех живых существ. Если
тело человека Бог и сотворил из праха, то жизнь в
него Бог именно вдохнул, Свою жизнь, Божественную.
Это совершенно отличает человека от всего
остального одушевлённого мира, т.к. Бог сотворил
Себе подобную личность. Это означало и то, что
человек обладает свободой, как неотъемлемой
частью своей личности, как и Бог обладает
свободой творить то, что хорошо весьма.
Сотворив человека, Бог
должен был сотворить запретный плод, плод выбора
между добром (нахождением в Божественной
гармонии), и злом (выходом из Божьего порядка), без
этого плода не было бы и свободного выбора. Без
свободы выбирать, не бывает настоящей личности.
Этот плод в итоге и был САМ человек, ведь выбор
был внутри человека, а не где-то вне его. Любовь
присуща только свободным личностям, и только
человеку Бог дал возможность сказать «нет» даже
Ему. В этом и высота той ценности, которую имеет
человек для Бога, и глубина той трагедии, которая
привела свободного человека к падению. Нарушив
впервые Божью заповедь, они (первые люди) познали
зло, и не смогли вернуться в кристальную святость
Бога. Проявив неверность однажды, они навсегда
образовали пропасть между собой и Богом, а жизнь
в разделении с источником Жизни – это проклятие.
Насколько же ценен
человек для Бога, если в конечном итоге, Он Сам
приходит к отпавшему человечеству в
человеческом теле, приняв на Себя всю
человеческую природу, в том числе и свободу
ошибаться, которую так никто и не смог преодолеть,
выбирая между добром и злом только добро.
Спасение человечества от того проклятия, под
которое оно подпало, великая тайна, в которую, как
написано в Священном Писании, желают проникнуть
Ангелы, но даже они не могут. Но, как через
неверность одного человека, всё человечество
потеряло рай, так через верность Одного Человека
– Иисуса Христа, всё человечество, получило
возможность быть восстановленным в этой
божественной гармонии, и обрести потерянный рай.
Иисус Христос Истинный Человек, явленный
человечеству как пример силы духа и власти,
которую потеряло человечество ещё в раю.
Проклятием
человечества стала смерть, т.е. конечность
свободы больных индивидуумов. Болезнь лишила
человеческую волю силы выбирать добро, святость,
чистоту. Совершенство в гармонии с Богом,
заменилось совершенством в греховных страстях,
разрушающих личность. Каким образом Бог мог
допустить то, что созданные Им творения, смогут
изощряться в совершении зла вечно? Конечно, Бог
ограничил нашу свободу смертью. Однако, Бог
пожелал восстановить отпавшую и деградировавшую
без Него природу человека, через воссоединение с
Собой. Это произошло благодаря тому, что Бог Сам
пришёл к человечеству, Сам принял человеческую
сущность, и через совершенную жизнь Одного
Человека, распространил её на всех живущих людей
на Земле, на всех, кто пожелает принять её, в обмен
на ветхую, старую, испорченную грехом природу,
чья участь – вечное отделение от Божественной
святости во внешней тьме. Этот обмен произошёл на
кресте, когда Совершенный Человек, Который по
всем законам не должен был нести наказания, взял
на Себя вину того Ветхозаветного Адама, чей грех
распространился на всех его потомков, а Свою
святость, отдал человечеству, которое через веру,
получает эту восстановленную волю и стремление к
святости. Бог совершает в сердце каждого
человека переворот, обновление, замену ветхого,
мёртвого во грехах сердца, на новое, живое,
способное знать Бога и быть в единстве с Ним.
Человек вечен, и
получает возможность единения с Богом при своей
земной жизни, говоря Богу ДА, вместо того, однажды
сказанного НЕТ в далёком прошлом, которое
послужило началом всей той разрухе, в которой
живёт человеческий род до сих пор. Бог выводит
своих сынов из этого греховного Египетского
плена.
Бог дал человеку право
совершить ошибку. Но исправить совершённую
ошибку смог только Бог. Его любовь к человеку не
уменьшилась после грехопадения, да и что есть
грехопадение, как не попытка человека быть
полностью свободным, свободным абсолютно, даже
от Бога. Разве грехопадение не есть желание
человека стать таким же, как и Бог? Но знал ли
человек то, что Бог сотворил его подобным Себе
как раз таки для того, чтобы человек не
чувствовал себя ущербным рядом с Богом и был бы
способен подниматься на ту бесконечную высоту,
на которой находится Сам Бог? Нет, человек не
нашёл в себе возможности пойти Божьим путём, он
выбрал путь полной самостоятельности и
автономности от Бога, что и получил, со всеми
вытекающими из этого разделения последствиями.
Но Бог, как было
сказано, не перестал любить человека, хоть бывало
и жалел о том, что позволил человечеству
продолжать существование. Даже такая, отделённая
от Бога, жизнь человека была ценной по причине
того творческого потенциала и стремления к
познанию, которое в человеке не исчезло.
Человеческий дух всё ещё хранил искру Божьего
Духа, и искал то отечество, из которого вышел. При
всём страдании, которое человек преодолевал в
процессе своей земной жизни, всё-таки страдание
это в итоге превращалось в исцеляющий и
отрезвляющий процесс, который обращал взор
человека на вечные ценности, а в конечном итоге
на Того, к Кому подсознательно стремился, к
Началу всего сотворённого мира.
Вопросы из разряда «Кто
я?», «В чём смысл жизни?» и прочие, желают
проникнуть в тайну бытия, которая нам не открыта
в полноте. Мы отрезаны от непосредственного
общения с Началом всего, отрезаны от
непосредственного общения с Богом. Лишь
гадательно, как сквозь тусклое стекло, мы
всматриваемся в вечность, и получаем некоторые
ответы, достоверность истинности которых мы
проверить не в состоянии. Однако на некоторые
ответы наш разум реагирует с доверием, т.е.
начинает принимать верой истинность того или
иного утверждения. Вера – это выбор. Поверить в
Бога – это выбор. Не поверить в Бога – это тоже
выбор. Ни у того, ни у другого утверждения (о
существовании или не существовании Бога) нет
научных обоснований, каких-то преимуществ в
доказательствах, аргументы примерно равносильны.
Конечно, есть сверхъестественные чудеса,
убеждающие в том, что Бог есть. Но есть аргументы
и прямо-противоположные, когда чуда, которого
очень ждали, не случается. В таких случаях порой
происходит обратная реакция, а именно потеря
веры (вернее на смену вере в чудо, приходит вера в
невозможность чуда). И в том и в другом случае мы
либо соглашаемся, либо не соглашаемся с доводами,
которые подсказывает нам наш разум, и мы выбираем,
во что верить.
Я не касаюсь здесь
темы духовной вражды, поле битвы которой –
человеческий разум (об этом я делюсь в своей
книге «Сердце»). Ведь так или иначе, человеческая
воля суверенна, и решение того, чью сторону
принять, зависит исключительно от выбора самого
человека. Бог не нарушает нашу свободу, как не
способен её нарушить и сатана. Однако сатана
прибегает к хитрости, желая склонить человека на
свою сторону, называя благом то, что благом на
самом деле не является. За примерами далеко
ходить не надо, мы знаем массу разрушенных судеб,
в которых ошибка выбора дала о себе знать очень
быстро – алкоголь, наркотики, беспорядочные
сексуальные связи, криминал, стремление к лёгким
деньгам. Столкнувшись с явными проблемами
неправильного выбора, человек имеет возможность
одуматься. Но есть масса таких ошибок, которые
человек не замечает, и не может судить о том,
насколько опасен путь, на который эти не
замеченные ошибки его выводят. Это похоже на
здоровье нашего физического тела. Мы можем жить и
совершенно не обращать внимания на работу нашего
организма, в то время как внутри него может
развиваться патология, от неправильного ли
питания, малоподвижного образа жизни или
длительных стрессов. Могут пройти годы, прежде
чем организм даст о себе знать, но бывает слишком
поздно что-то изменить и вернуться к прежнему
состоянию здоровья. Однако выбор был всегда, и
если бы мы знали заранее, что при определённом
образе жизни, мы бы избежали проблем, мы бы
выбрали именно такой, обеспечивающий здоровье
нашему телу образ жизни, или же избегали того, что
могло в будущем привести к проблемам. Кто знает,
возможно, мы бы пожертвовали карьерой, большими
деньгами, положением в обществе, лишь бы
сохранить здоровье и значительно продлить свою
жизнь. Думаю, большинство людей об этом просто не
думают, считая что «пронесёт».
Конечно, мы все
смертны, и этот факт ставит нас лицом к лицу с
реальностью бессмысленности всех тех трудов,
которым мы посвящаем большую часть своей жизни,
посвящаем львиную долю своих мыслей,
способностей, сил. Если бы мы вполне осознали что
МЫ ограниченны временными рамками, причём это
временное окно не такое
значительное, как порой нам кажется в детские
годы, когда время кажется бесконечно долгим, то
мы бы относились ко времени менее легкомысленно,
а жизнь взвешивали с точки зрения ценности тех
дел, устремлений, желаний, которые наполняют нас
в процессе этой временной жизни. Уверен, мы бы
больше уделяли времени познанию и
сосредотачивались на том поиске, который
периодически будоражит наш ум. Этот поиск смысла
СЕБЯ в этой жизни, своего значения в этом мире.
Это поиск ответа на вопрос вечно ли наше сознание,
сохранится ли наша личность после смерти.
Объяснение нашего существования с точки зрения
эволюции не оставляет никакой надежды на то, что
есть какая-то другая реальность, кроме той,
которую мы можем воспринимать чувствами. Однако
любой мыслящий человек задастся вопросом о том,
что послужило толчком к ТАКОЙ многообразной и
гармоничной/логичной природе, и ЗАЧЕМ ей вообще
понадобилось появляться из случайности. Каким
образом случайно зародившаяся жизнь не была
разрушена тем же случаем? Как бы ни парадоксально
звучала эта дилемма, но все эти рассуждения
сводятся лишь к двум объяснениям бытия – оно
сотворённое (искусственное или
сверхъестественное, если угодно), или не
сотворённое (самопроизвольное, естественное), а
следовательно, выбрав приемлемый для себя ответ,
мы автоматически выбираем, верить в Бога или не
верить.
Мы отделены от Бога, от
духовного мира, этой физической временной
оболочкой собственного тела. Так это или нет,
предстоит выяснить каждому в отдельности и никто
не избежит этого процесса под названием смерть,
когда наш дом, к которому мы уже успели
привыкнуть, т.е. наше тело, разрушится. Имеем ли мы
вечный дом в невидимом для нашего физического
глаза мире? Ждём ли мы встречи с этим
нерукотворённым, вечным домом? Тем домом, который
уже никогда не будет разрушен. Тем домом, который
будет сиять в лучах Божьего света, в месте, где
живёт любовь, мир, радость. Будет ли для нас там
место, если мы считаем что жить можно только по
волчьим законам, воздавая злом за зло, наказывая
простодушных за их доверчивость, думая, что этот
видимый мир ещё будет долго существовать? Но этот
мир может прекратить своё существование для
любого из живущих в самый неожиданный момент. Что
тогда? Где то время, которое хотелось бы
посвятить наконец своей душе, размышлениям о том,
куда всё это в итоге ведёт, в чём смысл этого пути?
Бог не сотворил
марионеток, и Он не решает за нас то, что должны
решать МЫ. Мы сами делаем свой выбор и никто не
скажет в день суда что приговор не справедлив.
Каждому в этой жизни даётся шанс восстановить то,
что было потеряно Адамом, воссоединиться с Богом.
Эта жизнь всего лишь временная перевалочная база
и не стоит пытаться из неё строить рай, искать
своё место под солнцем, и думать, что так будет
вечно. Эта жизнь – болезнь и труды во имя
исцеления. Бог дал людям лекарство – Своего Сына,
выбор Которого равносилен исцелению, т.е.
спасению. Иисус Христос – это мост, лестница в
небо, дверь которой можно войти в рай, узкая тропа,
ведущая в жизнь вечную, это путь к Отцу. И если
первый Адам вкусил плод, который положил
разделение между человечеством и Богом, то выбор
Иисуса Христа это исправление ошибки Адама и
примирение с Богом, это проявление подлинной
свободы выбора для которой и был сотворён
человек, свободы выбирать добро.
|