Имя самого праведного Человека - Иисус Христос. А задумываются ли люди как звали самого отпетого негодяя. Если бы проводился такой опрос, победителем мог бы стать Адольф Гитлер. Нет никого, кто бы принёс столько зла, смертей и несчастий человечеству. Вызывает удивление, что его титул, «фюрер», буквально переводится - «мессия» - «спаситель». Но более поразителен тот факт, что миллионы людей (среди них было немало называвших себя христианами), беспрекословно повиновались этому тирану. В наше время нет таких чудовищных тоталитарных систем потому что, по словам Бонхоффера, «мир стал совершеннолетним». Однако желание переложить тяжесть ответственности за свою жизнь на других осталось в сердцах людей. Такая тенденция видна и в Церкви. Доверчивые «дети» находят себе «отцов», которые используют паству в своих интересах, чтобы удовлетворить жажду власти. Такое «управление» приносит много боли и служит антирекламой для Церкви. Люди боятся идти туда, где они будут под властью амбиций «служителей».
Возникает вопрос: неужели Бог оставил Церковь, раз в ней существует такая проблема? Утвердительный ответ на этот вопрос делает бессмысленными страдания и смерть Христа, показывая их бесцельность. Однако история Церкви- миллиарды людей получавших и получающих дар спасения из Его рук и свидетельствующих о чудесных изменениях, произошедших в их жизни. Можно сделать вывод, что Бог продолжает контролировать ситуацию каким-то невидимым способом. Если принять во внимание, что Он – суверенный и мудрый Царь, Который способен принимать единственно правильные решения, можно утверждать, что Он будет искать тех, через кого сможет направлять и исправлять, «посредством Слова», Невесту Христа.
Бог управляет Церковью только через послушных Ему людей.
Библия уделяет особое внимание подтверждению Божьего управления. Ветхий завет раскрывает тему заботы Бога, приписывая ему некоторые женские качества, но в основном, всё Писание сравнивает Его с Отцом или Мужем. Он говорит: «не оставлю», а если и оставляет то «на время», что бы исправить. «Вечная милость»- вот, что ожидает тех, кто откликнулся на Божье Слово. Этот образ Мужа невозможно полностью ассоциировать с Творцом, который «есть Дух». Но в любом выражении, которое начинается: «Так говорит Господь…», виден неоспоримый авторитет, дающий полную уверенность: ситуация под контролем. Вот так, духовно, посредством слова, Он управляет вселенной.
Буквальный перевод еврейского слова «кадош» - «святой», характеристика Бога от находящихся перед Престолом серафимов, несёт такой оттенок смысла, как манипулирование. Бог влияет на вселенную - вся земля полна Его славы. «Он даёт жизнь и дыхание и всё…», и это позитивно воздействует на всё творение. Бог посылает Своё Слово и Оно не возвращается к Нему напрасно. Он послал Сына, и это изменило- спасло множество людей. Что это, как не благотворное исправление- восстановление? Бог проявляет Свою волю над всеми людьми через смерть и воскресение Христа.
После потери отношений с Творцом, человечество отвергало власть Бога. Люди пытались, это видно на примере строительства вавилонской башни, подчинить вселенную себе. Однако находились те, которые были готовы к повиновению Творцу. Он изменил всё, потопив живущих на Земле и спас послушного Ноя с потомством. Через послушного Авраама, Бог произвёл Себе народ, которым управлял, вдохновляя Своих пророков. Люди (пророки), «которых весь мир не был достоин» были в пренебрежении, но Бог, через них, давал такие повеления, которые изменяли империи, предрекали мировые катастрофы - в наказание за непослушание. Что это как не проявление суверенной власти? Говорить о том, что Бог забыл о земле - это не верить в сверхъестественное появление Церкви и "закрывать глаза" на её сверхъестественное влияние. А говорить о том, что Он забыл о Церкви - пренебрегать Его любовью к творению и желанием его восстановить. Бог управляет Церковью.
Не смотря на это, в общинах существуют учения о лидерстве, которые искажают принцип Божественной власти, основанный на Его Слове. Три из них мы рассмотрим ниже.
Первый- учение о «демократических выборах». Христиане сами выбирают себе пастора, основываясь на решении большинства. Этот принцип используется многими властолюбивыми людьми для достижения главенства. При помощи лести и угодничества, обманывают "электорат", а после голосования устанавливают прямой или косвенный диктат. Со стороны такая структура может выглядеть вполне приемлемо - совет старейшин, отлаженное центральное собрание, множество комитетов - "служений". Но при более пристальном внимании, становится заметно, как невидимые нити манипулирования и власти исходят от одной личности. Получается, что главой такой церкви является не Христос, а человек. От этой проблемы Господь предостерёг, говоря о последних временах, что люди будут «избирать себе учителей, которые льстили бы слуху».
В такой "демократический" способ был приведён ко власти в Германии Гитлер. Это является явным свидетельством того, что большинство может ошибаться. О методах управления в таких общинах можно утверждать, что ничего, кроме страданий и разочарований они не приносят. Люди не имеют тесных отношений с Христом, пока доверяют своё спасение человеку. Здесь же дискредитируется главный принцип духовного лидерства: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою…». А методы принуждения, которые лидер использует при управлении, противоречат принципам добровольного послушания.
Второе заблуждение - анархия. Утверждение: "Церкви вообще не нужны лидеры"- это результат разочарования в авторитетности "авторитетов". Такое учение не соответствует Писанию, где чётко выражена идея о наличии в Церкви апостолов, старейшин и диаконов. Не выясненным остаётся ответ на вопрос: что будет с овцами, если не будет пастыря? Да и в самих таких собраниях кто-то берёт на себя обязанности по организации встреч. Зачастую эти общины «без пастора», ещё более тоталитарны, чем с властолюбивым пастором, т. к. люди в них руководствуются идеями, особо не рассуждая о них. Они думают, что это - свобода, а в реальности способствуют распространению ересей всякого рода. Да и собираются они не «за» (Христа), а «против» (бывшего «авторитета»), что служит не к строительству а к разрушению церкви.
Ну и наиболее распространенной ошибкой является третье утверждение: "Власть в церкви передаётся сверхъестественным образом посредством рукоположения" - апостольская преемственность. Она проявляется в разных формах, но имеет одинаковую подоплёку: люди (старшие братья) принимают решение: кто будет дьяконом, пастором или епископом в церкви. Несмотря на обилие библейских цитат (естественно, вне контекста), которым хотят обосновать это мнение, во внимание не берётся главное: лидер должен быть исполнен Святым Духом, иначе не сможет исполнить волю Господа и быть «примером для стада».
Эта позиция имеет наибольшее влияние на умы в Церкви, и приносит наибольший вред. Об этом свидетельствует история Церкви (например: крестовые походы). Это убеждение не даёт ответы на следующие вопросы: может ли один человек совершенно понять мотивы другого? Есть ли такие люди, которые могли бы эффективно управлять всемирной структурой Церкви? Какую власть может передать один служитель другому? Вообще, кому принадлежит вся власть?
Вопрос о спасении способен решить Один Бог! Люди смотрят на внешнее - поведение, ум, опыт. Бог видит всё и знает, чем всё закончится. Он не просчитывает, Он это видит. Он Дух вечный. Так же Он видит, что происходит сейчас, абсолютно везде. Он Дух вездесущий. Как первое, так и второе утверждения находят обильные аргументы в Писании. Бог есть Дух. Писание непосредственно связывает эту аксиому с определением лидерства. Христос - Глава Церкви. Духовно Он руководит Своим Телом.
Святой Дух устанавливает требования к служителям, выраженные в Писании. Книга Деяний описывает немало случаев, как происходит делегирование власти: «Дух Святой сказал: отделите Мне…» , «Дух Святой поставил…» . В послания Павла упоминается о дарах: «одних Он (о Духе Святом) поставил…» , «Бог поставил…» - перечисляются служения управления. О дарах сказано: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». И внешний критерий избрания дьяконов, описанный в книге Деяний- люди, «исполненные Святого Духа» . Вывод: не люди, а Бог назначает служителей.
Мы живём в последнее время, когда беззаконие умножилось не только в мире. Любовь охладела, также, в христианских общинах. Если сердце не обращено к Богу, сложно заметить власть Христа в Его в Церкви. Как во времена Древнего Израиля, Он и сейчас воздвигает людей, которые с полной уверенностью могут заявить: «Так говорит Господь!». Для них Бог - живой и всемогущий Царь. Не обязательно, чтобы эти люди носили специальные одежды или были отмечены другими людьми. Бог, помазывая (исполняя) людей Святым Духом, даёт им особый авторитет в Церкви, Они полны любви к Господу и могут быть Ему послушны всегда.
Хороший пример - разговор воскресшего Христа с Петром. Единственным условием, при котором Господь доверил ученику Своих "овец», была любовь ко Христу. Навсегда в сердце Петра осталось отношение к Иисусу как к «Пастыреначальнику». Несмотря на некоторые ошибки, которые Пётр, как и все люди, делал, жизнь свою он закончил в полном повиновении Христу (Который предупредил, какой смертью умрёт Апостол). Вывод: не люди, а Бог доверяет власть над Церковью (тому кто любит Христа).
Но интересна мысль, что в своём послании, Пётр обращается к пасторам не как имеющий над ними власть. Слово «сопастырь»- тот, кто делает то же, такой же (а не «первый среди равных»). Церковь называет «Божьим стадом». Пасти стадо он призывает, не используя методы давления и манипулирования, а подавая пример. Светские технологии управления были всегда эффективны при достижении власти. Однако в Церкви, в то время, Христос и апостолы учили абсолютно противоположному: «если хочешь быть первым - будь всем рабом». Раб может передать будущему рабу всего лишь часть своих обязанностей. Полномочия передаются только Небесным Царём, так как Он имеет власть.
Церковное «руководство» всегда требует «эффективности». Поэтому в Церковь проникают честолюбивые лидеры с «чуждым огнём» в холодных сердцах, на место служителей с чистыми, «горящими» любовью сердцами. Властолюбцы говорят, как бы от имени Господа, но в действительности, не имеют с Ним ни каких отношений. Христос сравнивает их с «волками в овечьей шкуре» и учит смотреть на «плоды». Он говорит: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».
Только послушные Богу люди могут быть примером послушания и любви. Христос доверяет власть над паствой тем, кто любит Его. Если ты посещаешь, церковь,обрати внимание, учит ли твой лидер самоотверженной любви к Христу? «Да», - склонись с молитвой благодарности к Тому, Кто даровал тебе такого пастора. Молись, чтобы никакая сила не могла преодолеть эту любовь в его сердце. Если «Нет», иди за тем, в ком заметен этот «жар», не взирая ни на должность, ни на возраст, ни на пол. Заповедь Христа – любить Бога и ближнего. Это то, чему Господь учит Церковь.
Если ты занимаешь в церкви «особое положение служителя", посмотри в своё сердце: горит ли оно любовью к Тому, Кто Сам является Любовью? «Нет» - знай, Он продолжает любить, поэтому готов простить. Он ждёт, чтобы ты пришёл к Нему, и пил «живую воду» - исполнялся Святым Духом даром. Вера в любовь Христа, может помочь тебе стать источником для других. А в этом и есть истинное лидерство – вести к Христу.
Комментарий автора: Пытаясь изменить ситуацию при помощи слов или дел, посмотри, какой источник твоих мотивов? Если любовь ко Христу- действуй, если нет- задумайся!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Максим, в своей статье Вы подняли проблему с нечестивыми пасторами, и что более «прыткие», используя пиар-технологии, быстрее добиваются своей цели – становятся пасторами. Так же Вы написали, что «большинство» может ошибаться (даже скажу больше: большинство почти всегда ошибается). Проблемы выявлены.
Но что же делать? Ведь реальность такова, что выбираются пасторы именно большинством (хотя, на самом деле, мало где они вообще выбираются). И когда мы видим, что пастор учит людей следовать за собой, а не за Христом - то уже ничего не исправишь. Нечестивого пастора нельзя снять; в лучшем случае, если кто уже совсем осквернился, тому предложат (опять же, не паства, а другие служители) переехать в другой город, или на год-два сменить служение. ВО ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ДЕНОМИНАЦИЯХ, ПАСТОРЫ – ЭТО НЕПРИКАСАЕМАЯ ЭЛИТА.
Что делать? Вы предлагаете верующим, самим искать истинного пастора, а если его нет – то, любого, в ком есть дар Божий. Другими словами: спасайся, кто может! Возможно, это и позволит найти выход единицам – тем, кто уже сам духовно зрелый. Но, к сожалению, основная масса членов церквей даже и не догадывается, когда их пасторы ведут их не ко Христу: ведь все пасторы говорят об Иисусе Христе.
Что делать? В Израиле в таких случаях Господь Бог воздвигал на служение пророков. В церквях … не знаю, что сейчас делать; ведь кому и что говорить в церкви – решает пастор. Воистину, приблизились последние времена! Комментарий автора: Ревнуйте о даре, что-бы пророчествовать. Господь- пастырь мой, и я ни в чём не буду нуждаться.