Книга, именуемая «Посланием к Евреям», в оригинале не носит никакого названия, поэтому аудитория определяется по смыслу (частые ссылки на Ветхий Завет и служение, понятное Евреям). Автор- мужчина на это указывает местоимение мужского рода перед причастием «написав» в греческом тексте (11:32). Разные комментарии приписывают книгу разным людям, автор работы склоняется к мнению, что это человек, имеющий близкие отношения с иудо-христианской общиной (по крайней мере, переживающий за христиан- иудеев.) Может быть, Павел, который нетрадиционно не подписал послания своим именем, мог не сделать этого из-за нежелания "раздражать братьев", придерживающихся исполнения закона.
Время написания – до 70-го года, так как для подтверждения общей темы не упоминается в качестве весомого аргумента факт разрушения храма. Но, однозначно, после гонений на Церковь (10: 32-34).
Тема: Наставление в вере в избранного Творцом Иисуса Христа, как Первосвященника Нового Завета с Богом.
Цель: Утвердить в перемене закона и обратить внимание верующих на небесное служение воскресшего Мессии
Ключевое слово (слова)- Первосвященник, Новый Завет, вера
Ключевые стихи 2:8-9; 3:3, 4:7; 8:1,2;11:1
Ключевая глава- 8-я: 8:1-2-автор выделяет, как главное (1 . главное, основное, сущность; 2 . итог, общая сумма.). Наиболее аргументивная глава в плане защиты верховенства нового служения Христа.
Христос в послании представлен как: Первородный Сын (1:2-8), Наследник всего (1:2), «сияние славы и образ ипостаси» Бога (1:3), Бог (1:8), Вождь спасения (2:10), Семя Авраамово (2:16), Первосвященник исповедания нашего (3:3), Первосвященник великий, прошедший небеса (4:14), «Священник вовек по чину Мелхиседека» (5:6), «Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей» (7:15,16), «лучшего завета Поручитель» (7:22), Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес (7:26), Ходатай лучшего Завета (8:6), Первосвященник будущих благ (9:11), Завещатель (сделавший завещание) (9:16), Жерва за грехи (10:12), Священник над домом Божиим (10:21), Начальника и Совершитель веры (12:2), Пастырь овец, Господь (13:20).
Книга открывает особый смысл в нынешнем священстве Христа, описывая духовные истины Небесного Богослужения со ссылками на Ветхий Завет. Упоминается уже воссевший Первосященник, что может обозначать завершённость Божьего плана искупления человечества. Особый акцент стоит на вере Божьему слову и возможности войти в Его покой в день: «ныне». Своеобразно описано действие Божьего Слова в (4: 12,13).
Метод написания довольно интересен. Первая часть убеждает в превосходстве Иисуса над всеми, кто был авторитетен в Еврейском обществе (ангелы, Моисей), 1:1- 3:7. Во 2-й главе, 17-м стихе Христос назван первосвященником. Затем идёт наставление в вере в эту истину и опасности неверия 3:8- 4:13, где причиной ропота названо лукавое(1 . плохой, дурной, скверный, негодный; 2 . злой, лукавый;как сущ. зло, худо;) и неверное (1 . неверие, недоверие, неуверенность; 2 . неверность, вероломство (склонность к измене, нарушение слова) сердце. И в 4-й главе 14-м стихе говориться о Нём как о Первосвященнике великом, прошедшим небеса, Сыне Божьем. Дальнейшее развитие мысли в превосходстве священства «по чину Мельхиседека» как бы усилено этой вставкой о народе, который не вошёл Божий покой за неверие.
Упрёк в неспособности слушать (5:11) может быть вызван стремлением общины христиан вернуться к системе ветхозаветных Богослужений. Описанные в 6-й главе «начатки учения» и дела, которые ведут к распятию в себе Сына Божьего снова усиливают основную мысль: надежда вводит нас во Святое Святых, за завесу, вослед Первосвященника вовек по чину Мельхиседека.
Наряду с чётко выстроенным развитием описания превосходства священства, отрывок 7-й главы 12-стих указывает на перемену (обращение) закона и развивается тема способности доводить до совершенства (к Богу) новой заповеди (7:18,19). Эта заповедь произнесена с клятвой (7:21).
Вот главная мысль послания: Первосвященник воссел на небесах, в скинии, которую сотворил Бог! (8:1,2)Это заявление даёт предпосылку для глубокого обоснования идеи превосходства нового завета над старым. Дальнейшее описание разницы между земным и Небесным святилищем, а точнее превосходстве жертвы Христа над жертвами Ветхого Завета (9-я глава), даёт удостовериться в возможности принимать участие в служении за завесой посредством Крови Иисуса Христа. Обетование вложить Дух в наши сердца, приводит к истинному Богопочитанию в Его Церкви: 10-я глава. Тут же говорится о невозможности оставлять это служение, так как такой: « попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» (10:29). Призыв к терпению и напоминание об уже пережитых страданиях даёт возможность вспомнить тех, кто засвидетельствовал о своей вере: 11-я глава. Автор утверждает, что эти герои веры не без нас достигают совершенства.
Упоминание о поприще (борьба, сражение, борение; в другой греч. литературе - о состязании борцов) в12-й главе ставит читателя в зависимость от Начальника и Совершителя веры. А воспитание Небесного Отца, которое в данный момент может принести печаль, впоследствии принесёт мирный плод праведности. Дальнейшее сравнение превосходства Небесного Богоявления над земным, заставляет читателя по новому оценить важность «хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом». Начало 13-й главы описывает как это фактически происходит в Его Церкви.
В очередной раз автор призывает читателей «выйти за стан», как Христос, нося Его поругания. Такой призыв понятен только тем, кто мог находиться в этом стане- иудеям.
Комментарий автора: Краткое резюме по посланию к Евреям.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Проза : Чужой. гл.5. - Владими́р Божий Заражённость той или иной сферы грехом не может служить поводом для её отвержения, напротив, борьба за утверждение Царства Божия должна вестись в средоточии жизни. (А.Мень)