Соотношение званий в армии и в Православной Церкви
Эта аналогия проявилась как-то сама собой. Я читал Краткий Церковный словарь, и там, к своему удивлению, увидел, что очень большое количество слов связано со званиями церковнослужителей, выполняющих различные служения. Чтобы хотя бы в общих чертах узнать о служителях в структуре Русской Православной Церкви, я их выписал в отдельный список и постарался систематизировать его по старшинству.
И, что самое интересное, все они различаются одеждой (облачением) – совсем, как в армии. И хотя, посторонние люди на эти мелкие детали одежды или их цвет, как правило, не обращают никакого внимания (мол, все в рясах), но сами Церковнослужители сразу же видят, кто есть кто.
Может и Вам, будет интересно увидеть этот краткий должностной список? Правда, для этого Вы должны, как минимум, понимать структуру воинских званий и хотя бы различать сухопутные войска и военно-морской флот, а так же отличать сержантов от младших офицеров, а младших офицеров от старших офицеров.
А я, в свою очередь, заранее извиняюсь, если где допустил неточности при выстраивании иерархии в Церковных званиях (мой взгляд – всего лишь взгляд простого прихожанина, на внутреннюю структуру Русской Православной Церкви).
НАЧНУ С АНАЛОГИИ ЗВАНИЙ В СУХОПУТНЫХ ВОЙСКАХ И СРЕДИ СВЯЩЕНСТВА
1. рядовой - Канонарх (при богослужении провозглашает перед пением строки из молитв)
2. ефрейтор - Пономарь или параэклизиарх, или алтарник (во время служения подает кадило, выходит со свечой, в остальное время – сторож храма)
3. сержант - Староста или ктитор (избирается прихожанами, "завхоз" в храме);
4. старший сержант - Чтец (посвящается из мирян (не рукоположен), во время служения читает богослужебные тексты);
5. прапорщик - Иподьякон (посвящается из чтецов, открывает царские врата, прислуживает священнику при служении);
6. лейтенант - Дьякон (рукоположен, низшая степень духовенства, может помогать при свершении таинств);
7. старший лейтенант - Протодьякон (рукоположен, старший дьякон в храме);
8. капитан - Иерей или священник (рукоположен (вторая степень священства) совершает все таинства, кроме рукоположения);
9. майор - Протоиерей или старший иерей (звание дается иерею, как награда);
10. подполковник - Викарий (рукоположен, помощник епископа или архиепископа);
11. полковник - Епископ или архиерей (рукоположен (третья, высшая степень священства), совершает все таинства);
12. генерал-майор - Архиепископ (старший епископ, управляет крупными епархиями);
13. генерал-лейтенант - Экзарх (руководитель крупной области за пределами страны, руководит епископами и архиепископами);
14. генерал-полковник - Митрополит (руководитель крупной области, звание митрополита дается архиепископу как награда);
15. генерал армии - Патриарх (глава поместной церкви данной страны).
ТЕПЕРЬ ПРОВЕДУ АНАЛОГИЮ ЗВАНИЙ В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ И СРЕДИ МОНАХОВ
1. матрос - Послушник (готовящийся к постригу в монахи);
2. старшина 2 статьи - Рясофор (посвящается через пострижение, подготовительная степень монаха (первая степень посвящения));
3. старшина 1 статьи - Монах или инок (посвящается через пострижение (вторая степень посвящения));
4. главный корабельный старшина - Схимонах (посвящается через пострижение (третья, высшая степень посвящения));
5. лейтенант - Иеродьякон (дьякон - монах);
6. старший лейтенант - Архидьякон (старший дьякон - монах);
7. капитан-лейтенант - Иеромонах (священник – монах);
8. капитан 3 ранга - Игумен (начальник монастыря);
9. капитан 2 ранга - Архимандрит (старший игумен, начальник важного монастыря).
А паства, получается, как зрители на этом параде званий и облачений.
Погребняк Н. 2002
Комментарий автора: Маленькое наблюдение: в Православной Церкви священнослужители различаются чинами и формой, подобно военнослужащим. Еще, я провел аналогию Церковных чинов с армейскими.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 29848 раз. Голосов 9. Средняя оценка: 4.78
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
А как же "духи","шнурки","черпаки","салаги","деды"....упущение,требую присвоить всем очередные звания!!!
Михаил
2011-04-15 08:49:47
как вариант - очень занимательно.
хотя что там православие.
дали бы мне место, я бы привёл аналогию чинов сектантских церквей ... ,ну ,например, со званиями отряда космонавтов
Буравец Валерий
2011-04-16 06:39:19
Мир вам! Сравнение - не плохо. Правильно Михаил пишет: "а аналогия сектанстких церквей". Они то не далеко отстали. Всё это сравнение соответствует ли Библии? Откуда оно берётся, с человеческой головы: народ в церкви - это прихожани, пришли - ушли, десятину положили. А где же братья, сестры во Христе. Ушло в прошлое. Так и Христос как Пастырь уйдёт, потому что есть архипастырь, а у баптистов - старший пастырь. И будет так: что нет необходимости иметь Пастыря Христа. Всё в сравнении решается?
Nikolae
2011-04-18 11:56:28
Ну, сравнение не такое уж и страшное. И те, и другие должны быть на страже. Кстати, забыли протодьяконов и архидьяконов. Интересно, есть ли общество без иерархии. Кстати, она есть и в Царствии Небесном у ангельских чинов.
Удивляет только цель написание такое ерунды, отвлекающей людей от Бога к каким-то не заслуживающим даже чтения идеям – так, скучное ехидство. Как будто чихнули в обществе, и забыли прикрыть платочком рот.
Саныч
2016-01-31 15:59:05
Отличная статья с юмором ))! Никого вроде не обижает. Комментарий автора: Спасибо за отзыв!
Rivers
2016-11-19 13:33:57
Милитаризированность советского или имперского сознания как раз и порождает такие сравнения. Можно ещё провести параллели между карьерным ростом в званиях в советской госбезопасности отдела по делам религий и санами, назначениями в рпц, что, как рассказывают вскрытые в начале 90-х архивы, имело место.
Если Церковь - это корабль, то капитан на ней может быть только один - Христос. А верующие христиане - это матросы, непосредственно участвующие в жизни Церкви, а не посторонние зрители на параде. Комментарий автора: Не могу согласиться с Вами, Rivers, что такое сравнение является порождением милитаризованного советского или имперского сознания. Дело не в том, как я смотрю, а в том, что видят глаза мои и слышат уши мои. А вижу я разные облачения служителей (только служителей, а не паствы), слышу, как к служителям обращаются в зависимости от их сана («отец»; «Ваше Преподобие»; «Ваше Высокоперподобие»; «Владыко» и т.д.), еще вижу построенную на иерархии очередность в принятии причастия, вижу строго установленный порядок шествия во время крестного хода, - хотя при этом номинально все мы братья и сестры во Христе.
Как ни прискорбно признавать, но сейчас земные Церкви всех деноминаций имеют в себе очень много черт, присущих политическим или государственным организациям, причем организациям с очень жесткой внутренней иерархией.
Конечно, хотелось бы, чтобы было как у Апостолов – когда верующие водимы были Духом Святым, а не буквой деноминационных уставов и постановлений…