Павел (греч. Пaulos "малый"), в христианской традиции "апостол язычников", не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг почитаемый как "первопрестольный апостол" и "учитель вселенной" сразу после Петра и вместе с ним. Павел происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе Таре; он - наследственный римский гражданин, с чем связано его римское имя (евр. имя Павел- Саул, в традиционной передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). Павел зарабатывал на жизнь изготовлением палаток. Был воспитан в строгой фарисейской традиции, учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего. Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями, в арестах христиан в Иерусалиме. Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск. Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его "Савл, Савл! Что ты гонишь меня?" и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. "Видение в Дамаске" стало поворотным событием в жизни Павла. Исцелившись от слепоты по молитве христианина Анании, Павел принимает крещение и начинает проповедь христианства в Аравии, затем в Дамаске, откуда ему пришлось бежать, спустившись ночью по городской стене в корзине. Но по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма. Далее он проповедует христианство в Киликии, на Кипре, в Галатии, Македонии, Афинах (он "возмутился духом при виде этого города, полного идолов", Коринфе, Эфесе, Испании. Нередко его встречают враждебно - побивают камнями, избивают палками, бросают в темницу (откуда Павел, воззвав к богу, чудесно освобождён: "вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы". В доказательство правоты нового вероучения Павел, "исполнившись духа святого", творит чудеса: насылает слепоту на "волхва лжепророка", исцеляет хромого (это имело среди язычников неожиданный эффект: они начали кричать: "боги в образе человеческом сошли к нам" и намеревались принести жертвы Павлу и его спутнику, которым пришлось убеждать толпу в том, что они простые люди, желающие обратить их "от богов ложных" к "богу живому", и даже воскрешает умершего. Несмотря на неблагоприятное предсказание, Павел отправляется в Иерусалим, где он схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но как римский гражданин отправлен в Кесарею к римскому наместнику, а оттуда по морю в Рим (Павел предрекает кораблекрушение, что и сбывается, однако Павел и его спутники чудесно спасены); ядовитая змея не причиняет ему вреда. В Риме, проповедуя, он живёт два года. О казни Павла в новозаветных текстах не сообщается; последующее предание относит её ко времени гонений Нерона на христиан; он был казнён в Риме вместе с апостолом Петром. Рассказывается о чудесах, сопровождавших его смерть: его отрубленная голова выговаривает в последний раз имя Иисуса Христа; на том месте, где она упала, начинают бить три родника (откуда название римского монастыря Тре Фонтане), и т.п.
Павлу приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый завет (большинство современных исследователей считает большую часть посланий действительно принадлежащими Павлу, а его - подлинным историческим лицом, история жизни которого подверглась мифологизации). Апокрифический "Апокалипсис Павла" описывает видения Павла во время его вознесения "до третьего неба", посещение им места обитания праведников и ада (его описание близко к картине ада в "Божественной комедии" Данте). На славянском языке апокриф известен под названиями "Слово о видении апостола Павла" или "Хождение апостола Павла по мукам".Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии.За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году.
Согласно Преданию, с первыми лучами солнца солдаты вывели Павла на эшафот. Палач стоял наготове, с обнаженным топором. Павла раздели до пояса, поставили на колени и положили его голову на плаху… Перед смертью он успел сказать: «Думаю, что по нынешним временам страдания ничего не стоят в сравнении с той славою, которая откроется в нас».
Рядом с ним не было никого из единоверцев. Павел простился с жизнью с горестным сознанием, что он покинут всеми. На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.
Комментарий автора: Апостол Павел (Савл, Саул — «апостол язычников» , не входивший в число двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности