Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вот, дорогие мои, миновали четыре седмицы Святого Поста и настало нам время дать ответ Богу, с чем мы сегодня пришли сюда и каких великих даров сподобились.
Прежде всего нам, со свойственной человекам поспешности в выводах и надежде на свои собственные силы, Всеблагий Господь предлагает духовное врачевство и одну из удивительных историй (Мк 9:17-31), произошедших с человеком, сын которого был одержим духом немым, или попросту он был бесноватым. Едва ли не каждый из учеников Иисуса испробовал все свое умение, все свои силы, все напряжение своей дерзновенной воли на исцеление несчастного, но все было тщетно, книжники глумились над неудачниками учениками, народ выражал недовольство и требовал знамений, которые бедные ученики дать не могли, а в глубине своего родительского горя отец бесноватого, как за спасительный круг, ухватился за возможность быть услышанным Господом и не только быть услышанным, но и получить исцеление любимого страдающего ребенка. "Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым,- где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли".
Представьте себе, какое разочарование, какая скорбь постигла несчастного отца от осознания того, что его мечты об исцелении ребенка так стремительно рушатся. Вот и Иисус сейчас скажет, наверно, так: "Ну если они не смогли изгнать духа из твоего сына, что ты Меня тревожишь, смирись и иди себе!" А Иисус вдруг говорит: "О род неверный! Доколе буду с вами! Доколе буду терпеть вас! Приведите его ко мне".
Вот и блеснул он, лучик надежды в сердце несчастного родителя, вот подводит он своего сына к Иисусу и снова, в который уже раз его ребенка сотрясает очередной приступ беснования, с падением на землю и изрыганием пены, но уже не оттого, что это обычное дело,а , скорее всего, от приближения к Виновнику чего- то великого и спасительного, что может сейчас над ним совершиться. И спросил Иисус отца его: "Как давно это сделалось с ним ?" Он сказал: "С детства…" И дополнил эти слова печальной картиной воспоминаний, сетований, скорби, несбывшихся надежд на земных целителей, которые так же точно, как и Иисус, спрашивали зачем- то: как давно, как часто… "Сжалься над нами и помоги нам",- просит отец и сам вряд ли узнает свой собственный голос в гомоне навалившихся сомнений и борющихся с ними надежд. А Иисус вдруг говорит невозможное, необычное и, казалось бы, несвоевременное: "Если сколько- нибудь можешь веровать, все возможно верующему".
Бедный отец, он понял, какое шаткое и невозможно- выполнимое условие исцеления предлагает ему Господь, Который прозревает все тайники сердца и замечает весь стихийный строй мыслей его. И, вдруг, разъярившись на свои малодушные мысли, осознав, что если не прекратить их глумление, он будет до конца дней своих лицезреть больное чадо свое, отец отрока воскликнул со слезами: "Верую, Господи! Помоги моему неверию".
И тут Иисус заметил, что сбегается народ. Казалось бы, какая разница, ведь и без того все это событие происходит на виду у всех. Но Он поспешил запретить нечистому духу, сказав ему: "Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе: выйди из него и впредь не входи в него". Как вы думаете, какая была причина в такой спешке? Мне кажется, что Иисус пожалел бедного родителя мальчика, у которого и так в голове было противостояние помыслам сомнения, а люди, сбегающиеся к этому месту, могли прибавить к этой брани свои маленькие, но такие обидные и несвоевременные фразы, обрывки фраз, которые так потом были знакомы страдальцу Иисусу и ранили Его на кресте не менее острых гвоздей и шипов. Мы видим, как нехотя покидает тело отрока нечистый дух, что едва не умирает он, а некоторые даже говорят, что умер, но Иисус берет его за руку, поднимает, а потом отвечает на вопросы своих учеников, наедине задаваемые вопросы: почему они не могли изгнать его? Как мы видим, очень было стыдно признать ученикам свою несостоятельность. И сказал им: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста". А в параллельном повествовании от Матфея 17:20 добавляет Господь: "По неверию вашему..." Что же явилось причиной неверия, когда сам Иисус дал своим ученикам власть над нечистыми духами (Мф 10:1), наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит им (Лк 10:19).
Я вспомнил сейчас слова священника Александра Ельчанинова: "Сущность гордости- замкнуться для Бога, сущность смирения- дать Богу жить в себе". Видимо, для того, чтобы настолько довериться Создателю, нужно, по Павлу апостолу, стать храмом Божиим и дать Духу Божию жить в нас, а поэтому нам невозможно обойтись без двух вещей: иметь веру во всеблагий промысел Божий и не пренебрегать смирением, отсутствие которого этому доверию препятствует.... "Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке этом, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего- безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их" (1Кор 3:16-19). "Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1Кор3:11).
Ответ можно найти и в слове 25 преподобного отца нашего Иоанна Лествичника, которое так и называется: "Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве" не мог я слухом познать блаженное чувство смирения; и потому, будучи последним из всех как пес, собрав крупицы, падавшие со стола мудрых и блаженных мужей, т.е. слова их уст, определяя добродетель оную, говорю так: смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство; Божие именование; ибо Господь говорит: научитеся не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Мене, т.е. от Моего в вас вселения и осияния и действия, яко кроток есмь и смирен сердцем и помыслами, и образом мыслей, и обрящете покой душам вашим от браней, и облегчение от искусительных помыслов (Матф. 11, 29)".
"Возлюбленный! Знай, что удолия умножат пшеницу (Пс. 64, 14), и плод духовный в себе. Сие удолие есть душа смиренная, которая посреди гор, трудов и добродетелей, всегда пребывает без возношения и неподвижною. Не постился я, говорит Давид, не бдел, не лежал на голой земле: но смирихся, и спасе мя Господь вскоре (Пс. 114, 5)". А мы думаем, дорогие мои, что пост заключается только в воздержании от пищи и ложа, забывая о том, что "сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". (Пс 50), забывая о необходимости «признаваться друг перед другом в проступках и молиться друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного."(Иак 5:16)
"Господь наш, зная, что добродетель души сообразуется с наружными поступками, взяв лентий, показал нам пример к обретению пути смирения; ибо душа уподобляется действиям телесным, и соображается и соглашается с тем, что делает тело. Начальствование сделалось для некоторого из Ангелов причиною высокомудрия, хотя оно и не для того ему было вверено." А мы все спорим, все пререкаемся, кто из нас первый и как бы не оказаться последним, не правда ли, дорогие мои?
"Смиренномудрие есть покров божественный, который не дает нам видеть наши исправления. Смиренномудрие есть бездна самоохуждения, неприступная для всех невидимых татей. Смиренномудрие есть столп крепости от лица вражия (Пс. 60, 4). Ничтоже успеет враг на него, и сын, т.е. помысл беззакония не преложит озлобити его (Пс. 88, 23). И истечет от лица своего враги своя и ненавидящие его победит (ст.24). Мы же, братья, дерзаем стяжать чрезвычайность откровений, но всегда на Господа ропщем, когда нам пакостник плоти дан, чтобы не превозноситься нам!
А теперь поставим себя мысленно на место учеников, на место отца отрока и испытаем свои мнимые силы. Одни нам будут кричать, Бога, мол, нет, не пытайся даже что- то делать, ибо ты уже обречен на провал, про таких сказал пророк и псалмопевец Давид: "Сказал безумец в сердце своем: нет Бога" (Пс 13:1). Другие станут подсказывать: смелее, мы все оправданны перед Богом, а апостол Павел мягко возразит, "потому что не слушатели закона оправданны пред Богом, но исполнители закона оправданны будут" (Рим 2:13). Свои, родные, единоверные с нами станут льстить нам, что получим мы просимое и возымеем власть над демонами, а мы вспомним лучше совет Учителя: "Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Лк 10:20). Наконец, найдутся и такие, кто станет нас учить о необходимости призывания имени Бога, Иеговы. Этим уже сам Господь Иисус сказал: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф 7:21). А у преподобного Иоанна и прочитаем, и вразумимся, и утешимся: "Некто увидел в сердце своем красоту сей добродетели (смиренномудрия), и, будучи объят удивлением и ужасом, вопрошал ее, да скажет ему имя родителя своего. Она же, радостно и кротко улыбаясь, сказала ему: "Как ты стараешься узнать имя Родившего меня, когда Он неименуем? Итак, я не объявляю тебе оного имени, доколе не стяжешь в себе Бога". Слава Ему во веки веков. Аминь
|