Мы в этой статье рассмотрим, что Господь открыл Апостолам: Петру, Иоанну и Павлу пред их смертью.Это касается одной из самых сложных проблем в современных поместных церквях. Ибо в церкви пришла ложь, которую невозможно изобличить по внешним признакам.
Её может вскрыть только Дух Святой.
Но захотят ли церкви, чтобы Дух Божий вскрыл эту ложь?
И как увидеть внутреннее презрение к нам у того, кто всевозможным искусством обольщения старается убедить нас в том, что он нас любит?
И как верующим не упасть в любостяжание, как не соблазниться этим искушением.
ОНИ УЖЕ ПРИШЛИ ... (ЛЮБОСТЯЖАТЕЛИ)
Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители и многие последуют их примеру, и через них путь истины будет в поношении. (2Пт.2:1,2)
В Новом Завете есть три книги, отличающиеся от остальных книг Священного Писания особым состоянием писавших их - это: "Второе послание Петра", "Второе послание к Тимофею" и "Откровение Иоанна Богослова".
Объединяет эти книги то, что Апостолы писали их, зная, что скоро должны оставить храмину свою, и что время отшествия их настало (см. 2Пт.1:14, 2Тим.4:6).
Зная о скором уходе из жизни, эти мужи Божии устремлялись в будущее: что ждет их, и что ждет Церковь?
И в ответ на волнение и заботу их сердец, в ответ на их молитвы, Святой Дух открывал будущее. Бог открывал не то, что интересно человеческой природе, не для удовлетворения суетного любопытства, типа: кто будет царем или, какие будут войны. Бог открывал Апостолам те внутренние духовные процессы, которые движут всем видимым.
А через заботливые сердца этих служителей Божиих, знающих о скорой своей кончине, Господь донес до нас, как великое завещание, слова истины. Донес до нас через века, чтобы предостеречь нас: дабы мы не упали.
Поэтому постараемся осознать особую важность сказанного в этих посланиях и будем благомысленными, приняв слово со всем усердием, разбирая Писания, точно ли это так. Подойдем особенно трепетно к этим посланиям Апостолов, и мы увидим, что они предостерегали церкви о новой угро-зе: о том, что им грозит не просто, новая ересь, а гораздо более серьезная проблема.
Потому что различные ереси были в церквях уже и при жизни Апостолов (вспомните борьбу с ересью Апостола Павла в Посланиях к Галатам и Колоссянам, вспомните и Первый Иерусалимский Собор).
Теперь же, Святой Дух предупреждал Апостолов, что для Церкви наступят времена тяжкие.
Хотя сатана всегда атаковал Церковь, но, именно в последнее время, он придет в поместные церкви (и уже пришел) с такой ложью, которую нельзя изобличить по внешним признакам: как можно изобличить ереси и неверное толкование Писания.
Новая ложь будет "говорить" всё правильно, но это будет ложь. Ложь, пришедшая под видом "Ангела света", и многие прельстятся её внешностью.
Сама суть лжи будет глубоко сокрыта под показной добропорядочностью и богоугодностью - так спрятана, что отличить ее от истины можно будет только лишь Духом Святым, только лишь Божьим откровением.
О чем же конкретно предупреждали нас Апостолы?
Как были лжепророки в народе Израиля, так и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами. (2Пт.2:1-3)
Апостол Петр предупреждает церкви, что придут к ним и захватят власть любостяжатели. Они станут учителями и пасторами. Но это будут лжеучителя, подобные лжепророкам Израиля, которых все в народе ценили, но они говорили свое, а не Божье.
Вспомните слова Иисуса Христа: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк.6:26)".
Вот черта, характеризовавшая лжепророков: о них все говорили хорошо, они всем нравились (и начальникам и подчиненным), их все любили. То же можно сказать и о пасторах-любостяжателях.
Почему же этих, ложных "слуг Божиих" все любят? Да потому что они говорят лишь то, что от них ждут, желают услышать. Потому что они угождают человекам, а не Богу.
Для сравнения вспомните - можно ли сказать о всеобщей любви, по отношению к Иисусу Христу; например, в Его родном городе, когда Он читал место из Исаии, или в Иерусалиме, когда Его распяли?
А вот лжепророков любили все в Израиле.
Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. (Лук.6:26)
Итак, чтобы понять суть этой сокрытой и очень опасной угрозы последнего времени, давайте разберемся в ней по порядку.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА: "ЛЮБОСТЯЖАТЕЛЬ".
Словари, слово "любостяжание", обычно толкуют как: "любовь к стяжанию - жадность".
Но мы должны вспомнить, что изначально Книги Нового Завета были написаны в первом веке НЭ и не на русском, а на древнегреческом языке.
А вот, когда мы посмотрим в древнегреческом оригинале на те слова, которые переведены как "любостяжание", то увидим, что изначально эти слова несли в себе гораздо более широкий смысл, чем просто жадность.
Так, во Втором послании Петра, видно из контекста, что в слово, переведенное как "любостяжание", Апостол вкладывал гораздо большее значение, чем просто жадность – это, не просто стяжание денег, а "стяжание любови", то есть жажда приобретать, накапливать любовь от окружающих людей, завоёвывать их поклонение - так, чтобы стать их кумиром, их вождем.
Итак, любостяжание - это так же и себялюбие, желание быть центром внимания в обществе.
Теперь, помня, что книги Нового Завета были написаны на древнегреческом языке, обратимся к словарю, и посмотрим, где ещё использовалось данное греческое слово, которое было переведено во (2Пт.2:3,14), как "любостяжание":
• в (Мк.7:22) - это слово переведено: "лихоимство",
• в (Рим.1:29) - это слово переведено: "корыстолюбие",
• в (2Кор.9:5) - это слово переведено: "побор", т.е. взимание платы с кого-либо,
• в (Еф.4:19) - это слово переведено: "ненасытимость" в распутстве, в нечистоте духовной,
• в (1Фес.2:5) - это слово переведено: "корысть".
Таким образом, из самого текста Священного Писания мы видим, что, используя данное древнегреческое слово, Апостол Петр говорил нам о грехе, намного более страшном, более коварном, чем жадность или сребролюбие. Он говорил о грехе себялюбия, эгоизма, стяжательства внимания и любви окружающих, о грехе ненасытимого властолюбия.
ПОЧЕМУ ЛЮБОСТЯЖАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОСОБУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЦЕРКВИ?
Любостяжатели, произнося правильные речи и делая правильные дела (на людях, в церкви), на самом деле, приучают людей в церкви любить, не столько Господа, сколько их.
Они не научают церковь самостоятельному хождению за Господом, а приучают её, идти за Господом, следуя за ними.
Заметили разницу?
Любостяжатели хотят, чтобы в них всегда нуждались, чтобы без них все чувствовали себя плохо - беспомощными и осиротевшими. Хотят, чтобы все любили их.
Я хочу, чтобы вы ясно увидели суть любостяжания: она в том, что ЛЮБОСТЯЖАТЕЛИ НЕ ЛЮБЯТ ОКРУЖАЮЩИХ ИХ ЛЮДЕЙ, НО ОНИ ВСЕМИ СИЛАМИ СТАРАЮТСЯ УБЕДИТЬ ИХ В СВОЕЙ БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ.
Они подобны любовникам-донжуанам, которые многократно влюбляются, но никого не любят, и не собираются ни с кем связать свою жизнь навсегда. Любостяжатели совершают поступки, похожие на проявления любви, но, на самом деле, они стараются лишь о получении и удержании вашей любви к ним. Они подобны ростовщикам, дающим свои богатства в долг под большие проценты.
И горе тому, кто берет у них в долг: ибо раньше он был беден, но свободен, теперь же, попал в зависимость, в кабалу к заимодавцу, а богаче так и не стал.
Добиться вашей любовь к себе - вот их цель.
Любостяжатели много говорят о любви. И все в церкви, начинают верить им и любить их. И тогда, наступает момент, когда все члены церкви уже считают их благом для себя, считают незаменимыми и уже слепо (без критического анализа их поступков) следуют за ними, и при этом думают, что тем самым, идут за Господом.
Любостяжатели тем опасны, что учат Букве, а не Духу. Сначала, они не хотят, а позже, уже и не могут научить людей личному познанию Господа и Его водительству в их жизни и в их служении.
Незаметно, порабощая волю людей Буквой Слова Божьего, они становятся в церкви как бы посредниками между людьми и Богом, становятся, в глазах членов церкви, так называемыми, особыми "помазанниками" (греч. "христос").
При этом, внешне, такие учителя и пастыри делают добрые дела, и других учат делать добрые дела. Более того, они всегда на хорошем счету у своего начальства (ведь они знают, как тем угодить, а угождать они мастера).
Даже скажу еще больше об их положительном имидже - любостяжатели неутомимы в работе, в открытии новых служений и воплощении новых "правильных методов" в управлении церковью.
Достичь успеха – вот их цель. Но, поверьте, всё это – просто внешняя маска любостяжателя.
Только маска!
Ибо каждый из пасторов, который стал любостяжателем, ранее был каким-то образом уловлен сатаной: через тайный грех, или через любовь к чему-либо земному (например, через не совсем законную покупку здания церкви): у сатаны много способов обольстить или запугать человека.
И вот, такой человек проповедует в церкви.
Как вы думаете, сатане нужно, чтобы, уловленный им церковнослужитель, привнес какую-то ересь в слово учения Иисуса Христа?
Нет, конечно же, нет!
Ведь цель сатаны, заставить церковь безоговорочно поверить уловленному им человеку.
Как вы думаете, сатане нужно, чтобы уловленный им церковнослужитель был изобличен церковью, как грешник?
Нет, конечно же, нет!
Ведь цель сатаны, чтобы у него была в церкви безупречная репутация и непререкаемый авторитет.
Теперь понимаете, как опасен враг Божий, который сам заставляет уловленных им людей быть внешне безупречными в служении Богу, и сам принуждает уловленных им людей, поступать праведно, по милости и даже, по любви?
Конечно же, в первую очередь, сатана наиболее опасен для самих пасторов-любостяжателей. Ибо они, однажды попав в его сети, видят, что ничего плохого с ними не происходит. Наоборот, они стали, как будто, даже более успешны в своем служении, и в своем поведении (ведь теперь нет противодействия сатаны, а со всех сторон, только "попутный ветер"). Но, в итоге, пастор-любостяжатель, из пленника сатаны, незаметно, превращается в его соработника, и ему такое его положение даже нравится.
А что же, на самом деле, творится в сердцах у пасторов-любостяжателей?
Апостол Петр писал о них: "Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении (2Пт.2:18)".
"Уловляют в плотские похоти" - здесь Петр говорит не о примитивных и грубых призывах грешить; ибо так никого не введешь в заблуждение, а о тонкой игре на человеческих слабостях. Любостяжатели интуитивно чувствуют, как добиться от вас благорасположения и даже любви. Хотя, если быть точным, им нужна даже не истинная ваша любовь к ним, подобная любви Божьей, а нужно им от вас лишь льстивое обожание и угодничество.
Любостяжателя можно уподобить такому невообразимому врачу, который, приходя к больному, заботится не столько об исцелении от болезни, сколько о том, чтобы, погладив по головке и наложив обезболивающий пластырь, стать приятным и желанным для больного.
Господи!
Как увидеть гнусность души, как увидеть внутреннее презрение к нам у того, кто всевозможным искусством обольщения старается убедить нас, что он любит нас?
Как увидеть гнусность души и внутреннее презрение к нам у того, кто добивается того, чтобы мы любили его, обожали его, поклонялись ему?
Господи! Как увидеть эту подмену?
Иисус Христос - Сам искренне любил и учеников учил любить других, а не искать любви к себе. Он учил любить даже врагов, любить тех, от кого не ждешь взаимной любви, а ожидаешь только ненависть и насмешки.
Любостяжатели цитируют слова Иисуса Христа, но сами они никогда не проникнутся любовью к врагу. Более того, они даже друзей готовы гнать и ненавидеть, если те изобличат их грехи.
Все их слова о любви – это надутое пустословие, и ничего более. А обманутые люди даже и не подозревают, насколько их, на самом деле, презирают эти пастыри-любостяжатели.
Только в очень узком кругу, там, где они чувствуют себя свободно, любостяжатели приподнимают свои маски. И тогда звучат такие слова: "Да они (церковь) овцы, что ты от них ума ожидаешь?", или: "У меня столько-то овец, а у тебя сколько?", или: "Делай, что тебе пастор сказал, а не что Святой Дух говорит" и тому подобное (именно так они говорят, я ни одной фразы не выдумал, все слышал собственными ушами).
На публике же, звучит совсем другое: "Братья и сестры!", "Мы едины и должны любить друг друга", "Следуйте за Господом" и тому подобное (опять, все эти слова я сам слышал от этих же людей).
От любостяжателей, в свою очередь, уже и церковь заражается лицемерием. И при этом, заражение церкви лицемерием происходит незаметно - через взаимные комплименты, через говорение красивых и правильных слов, через слезы умиления и слезы скорби на публике, через видимость сострадания и видимость любви.
Написано: "Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо мною есть изучение заповедей человеческих (Ис.29:13)".
Повторяю, пленить наши сердца, добиться власти над нашими сердцами, добиться нашей любви – вот цель любостяжателей.
Мы хорошо знаем, что, еще на заре Христианства, враг Церкви, сатана, гнал Её. Но гнал Её извне, пытался запугать верующих. И мы знаем, что, хотя сатане удавалось запугать многих верующих, в целом, он не добился успеха: ибо любовь к Богу, ко Христу, что была в Церкви, оказалась сильнее страха смерти.
Теперь сатана действует другими методами. Теперь его цель: пленить сердца верующих, подчинить верующих творению, а не Творцу, не дать им прилепиться всем сердцем к Иисусу Христу. И особое коварство сатаны состоит в том, что добивается он своей цели, используя людей, проповедующих Евангелие Иисуса Христа.
И если раньше: Павел мог написать церкви в Филиппах: "Одни по любопрению (не путайте с любостяжанием) проповедуют Христа, не чисто, а другие из любви. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться (Флп.1:16-18)", то теперь начали проповедовать о Христе так, что этому нельзя радоваться.
Как может быть так, что нельзя радоваться Благовестию в церкви? Да разве такое может быть?
Да! Такое может быть, когда о Христе проповедуют люди, прельщенные или запуганные сатаной. Потому что, при таком "благовестии", сатана уже атакует Церковь изнутри. И при этом, сатана атакует церковь совершенно незаметно (ведь при этом в учении не звучит ереси, и поведение проповедуется самое благочестивое). Ибо, враг рода человеческого - древний змий, теперь, в наше время, действует на церковь через обольщение и создание комфортных условий - чтобы усыпить верующих в неге, чтобы их сердца прилепить к этому миру, чтобы прилепить их к подвластным сатане людям, прилепить сильнее, чем они прилепились ко Христу и к истине.
А кого могут верующие полюбить и пойти за ним и, при этом даже не заметить, что удаляются от Христа? Конечно же, лучше пастора-любостяжателя кандидатуру не найти.
А пастор-любостяжатель воспитает и окружит себя человекоугодниками, а не Богоугодниками.
Человекоугодничество вползает в церкви незаметно, как рак и, часто, когда болезнь становится заметной, уже поздно лечить. Человек, а иногда и целая церковь оказываются уже выжжены изнутри. Они уже более боятся ослушаться своего пастора, чем боятся солгать или оклеветать кого-нибудь.
Они уже не противостанут, если увидят, что пастор лжет или поступает несправедливо. Они уже, постепенно и незаметно сами стали человекоугодниками, стали пастыреугодниками.
Такие люди (или церкви) уже боятся самостоятельно, без пастора, принимать какое бы то ни было решение, потому что скованы страхом сказать или сделать то, что может не понравиться их пастору. Боятся, потому что уже утратили личное водительство Божие, потому что уже не возрастают в личном познании Бога.
И у таких верующих, рано или поздно, но обязательно встанет вопрос, как поступить: по велению сердца, по Духу, или по воле пастора?
И если верующий приучен ходить за пастором (ибо этот пастор, из любостяжания, не научил его самостоятельно ходить за Богом) – он выберет: послушаться пастора и … будет облагодетельствован пастором. В итоге, постепенно, компромисс за компромиссом, этот верующий будет уходить от Бога.
Если же верующий выберет послушаться Святого Духа и противостанет нечестивой воле пастора, не захочет пойти на компромисс с грехом, то, в лучшем случае, пастор-любостяжатель "забудет" его, "забудет" до удобного момента. Хотя, гораздо чаще происходит так, что этот пастор пытается сломить волю члена своей церкви и заставить публично покаяться в том, что посмел ослушаться своего пастора. А, если, кого не удастся "сломать" и заставить во всём слушаться себя и только себя – того, пастор-любостяжатель обвинит в гордыне, в попытке раскола, в чем угодно. Он, в конце концов, оклевещет его, и если не получится уловить в слове или в поступке, то изгонит из церкви по ложному обвинению, или вообще без обвинения: просто «рассыпав» перед церковью бисер эмоций, типа: "Я так любил его, а он оказался таким грешным, что я даже и сказать не могу о его грехе".
Все это обязательно произойдет, потому что пастора-любостяжатели, хотя и любят разглагольствовать о покорности и покаянии, к себе это не приемлют. Ведь они же самые, самые … "помазанники", и поверьте, это не ехидные мои словечки – они на самом деле считают себя особыми Божьими помазанниками, как при Иисусе Христе Иудейские священники считали себя Божьими священниками.
Апостол Петр о таких лжеучителях писал: "Они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами (2Пт.2:13)".
Здесь говорится не столько о житейской роскоши (хотя и её любостяжатели обожают), сколько о том, что они, подобно фарисеям, озабочены более земным и видимым, чем невидимым. Говорится здесь о том, что пастора-любостяжатели озабочены земной славой, земным мнением о себе, как о великих Божиих служителях. Сии, сами ставшие рабами тления, являют себя миру, как духовные люди и, более того, как духовные учителя.
Они любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах (церквях) и предвозлежания на пиршествах (посещать "пасторские" конференции и т.п.), поядают домы вдов (тех, кого можно поглотить, обидеть с безопасностью для себя; так как во времена Иисуса Христа вдова не имела права быть свидетелем в суде, даже не могла обратиться в суд) и лицемерно долго молятся. (Лк.20:46,47)
АПОСТОЛ ПАВЕЛ НАЗЫВАЛ ЛЮБОСТЯЖАНИЕ ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ, А ЛЮБОСТЯЖАТЕЛЕЙ - ИДОЛОСЛУЖИТЕЛЯМИ (см. Кол.3:5, Еф.5:5).
АПОСТОЛ ПЕТР СРАВНИВАЛ ИХ С БЕЗВОДНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ, ОБЛАКАМИ И МГЛОЙ, ГОНИМЫМИ БУРЕЙ: ИМ ПРИГОТОВЛЕН МРАК ВЕЧНОЙ ТЬМЫ (см. 2Пт.2:17).
Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную. (2Пт.2:15)
Все это написано, чтобы вы увидели, насколько коварна эта последняя атака сатаны на церкви, как незаметно, но разрушающе действует она на верующих.
КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ ЛЮБОСТЯЖАТЕЛИ В ЦЕРКВЯХ
Кто из верующих может стать любостяжателем - идолопоклонником, водимым сатаной?
Когда я увидел ответ на этот вопрос, то он привел меня в смятение: ибо Святой Дух говорит, что любостяжателем может стать рожденный свыше христианин; более того, может стать тот, кто ранее был водим Богом, и совершал великие дела Божии. Любостяжателями могут стать люди, имеющие видимый для других успех в служении пастора и учителя.
Вы скажете: "Это невозможно. Как может тот, в ком обитает Святой Дух, стать орудием сатаны?".
Невозможно?
Посмотрите Писание:
Ибо если, избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. (2Пт.2:20,21)
Видите, тут написано: "Избегнув, опять запутываются, … познав, возвращаются назад". Эти люди были частью Тела Христова, но в какой-то момент запутались и были побеждены сквернами мира сего, в какой-то момент возвратились назад, ко лжи, от пути правды и от Божией заповеди.
Каким же образом сатана может победить и заставить служить себе того, кто уже познал Бога и был Им, водим? Ведь Священное Писание говорит, что ничто и никто не может отнять нас у Господа?
И это так - никто и ничто не может нас отнять у Господа, если мы сами, по своей воле, не оставим Его, не уйдем от Его благодати.
И хотя у сатаны много способов для этого, но все они сводятся к двум принципам:
• Обольстить, соблазнить верующего чем-либо привлекательным (и не обязательно греховным), настолько привлекательным, чтобы этот человек его захотел более, чем Божией благодати.
• Запугать верующего человека, что он потеряет то, что имеет в этом мире, если не согласится пойти на компромисс с грехом. А далее – более, компромисс за компромиссом, гордыня за гордыней, отступление за отступлением и … погиб.
Давайте посмотрим два примера из Писания.
1) Пророк Самуил приходит к уже великому в то время царю Израиля, Саулу и говорит ему: "Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Теперь иди, и порази Амалика, и истреби все, что у него".
И поразил Саул Амалика (хорошо сделал, исполнил волю Божию, но …). И Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечем. Но Саул и народ пощадили Агага (видеть пленного царя – это тешит гордыню победителя - это, как в наше время получить орден), и лучших из овец, и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили (см. 1Цар.15:1-9). И пожалел Господь, что поставил Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего (см. 1Цар.15:11).
Как понимаете, Саул здесь, не просто пожадничал, не просто по слабости согрешил - когда еще можно обличить в грехе, и он покается (как было у Давида с Вирсавией). Нет, здесь был осмысленный выбор - кому угодить: Богу или своей гордыне, и было осмысленное принятие решения: искать славы себе и служить своей воле.
И это решение, как мы видим, принял, не далекий от Бога язычник, а помазанник Божий. Тот кто был во пророках, тот кто ранее искренне служил Богу и искренне исполнял Его волю.
Искренне? Да. Скорее всего, Саул и сам, в начале, искренне хотел, верно служить Богу. Хотя, горький корень был конечно.
Согласитесь, что есть у человека своя воля; даже у человека, водимого Святым Духом, его воля остается и, более того, человек может поступать по своей воле, вопреки Божией.
Знать, и все же отвергнуть по какой-то причине волю Божию, отвергнуть благодать Божию и даже саму жизнь с Богом. Отвергнуть ради "пряника" предлагаемого сатаной – а ведь это уже безумие. Но, что еще хуже, так это то, что Саул, после сделанного выбора, уже не пожелал принять обличение Самуила. Он обвинял всех и вся, оправдывая свое непослушание Богу. Обвинял всех, но только не себя.
С такими, как Саул, случается по верной пословице: "Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2Пт.2:22)".
2) Рассмотрим еще один типичный пример, когда служитель Божий запутывается в сквернах мира сего и побеждается ими.
И собрались Филистимляне на войну против Израиля: тридцать тысяч колесниц и шесть тысяч конницы, и народа множество, как песок на берегу моря.
Саул же и весь народ, бывший с ним, находился в страхе. И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил, … и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил (пророк и священник Божий). (1Цар.13:5-10)
О чем рассказано в этой истории из Священного Писания?
Над народом Божиим нависла угроза - страшная угроза, и все были в страхе. Господь дает народу и царю Свой путь избавления: "Стойте и ждите когда придет пророк Самуил и вознесет Богу жертвы и всесожжения за Израиль". Но Саул боится потерять свое (?) царство. Он не может просто стоять и ждать. И Саул решает спасать свое царство своим путем. Именно страх потерять то, что имеешь (здание церкви, власть пастора, репутацию перед начальством и тому подобные ценности), толкает колеблющихся пойти на компромисс с грехом (соврать и других заставить врать, оклеветать и изгнать из церкви того, кто не желает участвовать и обличает в грехе, и тому подобные дела).
Из-за страха потерять видимое, или в стремлении приобрести видимое, любостяжатель отвергает невидимое - он осознанно отвергает истину и выбирает ложь, а затем, всё более и более погрязает в грехе - погрязает как в трясине. Он всё более ожесточается сердцем, и творит дела всё более жестокие, и, при этом, становится всё коварнее (прикрываясь показным благочестием), и всё более порабощается сатаной. Но теперь уже порабощается не через соблазны, а через страх изобличения сделанных грехов.
Несколько лет назад ко мне подошла сестра во Христе и рассказала свое видение. Она была потрясена им, и попросила истолковать значение.
Она видела, будто бы стоит она среди своей церкви, и было большое собрание, вероятно, воскресное служение. Рядом стояли свои братья и сестры по вере, но два первых ряда заняли незнакомые высокие мужчины в черных костюмах и белых рубашках с галстуками. Все это собрание стоит и аплодирует, и эти аплодисменты не прекращаются. При этом, двое незнакомцев в черном выходят вперед и выводят пастора церкви из зала. Сестра во Христе рассказывала, что когда она выглянула, куда повели его, то обомлела. Она увидала, что те двое били пастора и трясли его так, что голова его болталась, как на веревочке. Он стоял измученный и бледный, как стена, но синяков от ударов видно не было. Бьющие требовали от пастора, чтобы он предоставил им еще больше места в церкви. В том видении, сестра закричала о помощи, но никто ее не слышал. Все стояли и аплодировали, аплодировали, аплодировали. Лишь несколько человек сидели тихо и не аплодировали.
Сразу я не мог объяснить значения видения. Мы с этой сестрой помолились и попросили Господа истолковать нам значение видения и разошлись по домам.
А спустя месяц или два (уже не помню), когда я уже совсем забыл о том видении, Господь как бы показал мне то, что видела та сестра, и открыл значение её видения. Это не было, как толкование притч Иисусом Христом Его ученикам: шаг за шагом и постепенно всё объяснил. Это было, как увидеть всю картину в одно мгновение, но в это мгновение запомнить все детали и всё понять.
Вот значение того видения: люди в зале аплодировали своему пастору, и тому это нравилось. Люди в черном – это сатанинская власть, бесы. Сатана требовал для себя всё больше и больше места и власти в церкви. Он требовал от пастора идти на компромисс с совестью, с грехом - за приумножение тех аплодисментов, что так нравились пастору. При этом, я увидел закономерность: чем больше церковь аплодировала пастору, тем больше ему это нравилось, но и тем сильнее его бил сатана, и всё наглее требовал себе власти в церкви. Была страшная картина избиения, но пастору нравились аплодисменты, и он все более жаждал их слышать - это было подобно наркотической зависимости.
Когда я рассказал той сестре значение её видения - она не приняла его. Не смогла поверить. Ведь того пастора все так любили в церкви, все так обожали!
Любят верующие того пастора, и … губят своими аплодисментами, губят своим восторгом и обожанием.
Подумайте, может истинно, на самом деле, любят не эти восторженные, а те немногие, кто сидел тихо и не аплодировал?
Да, того, кто поддался страху потерять то, что имеет "видимое", сатана уже не обольщает - он уже бьет его и трясет как грушу, принуждая и подчиняя всё более и более. Подобно тому, как изменник всё более порабощается завербовавшим его врагом. А погрязнув в измене и обольщении, пастора, ставшие любостяжателями, всё усерднее стараются выглядеть привлекательными в глазах церкви и, при этом, становятся всё черней внутри. Это духовная наркомания, и оставить ее можно, лишь пройдя через "ломку" покаяния и позора, когда откроются твои грехи и твое лицемерие, когда все увидят, кем ты стал на самом деле.
Любостяжателю, чтобы почувствовать себя лучше, почувствовать временное облегчение, уверенность в будущем, приходится принимать еще "дозу" - то есть, приходится ему ещё где-то лгать, ещё на кого-то клеветать, чтобы прикрыть свое лицемерие, прикрыть старую ложь - и так до конца, пока не наступит духовная смерть от "передозировки" грехом и ложью.
Святой Дух предупреждает нас: "Знайте же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут лишь иметь вид благочестия, силы же его отрекутся. (2Тим.3:1-5)".
Тяжкие времена - ибо плохо и самому любостяжателю, и церкви, где любостяжатель является пастором.
Впрочем, церкви даже, еще хуже.
Писание учит: "Таковых удаляйся (2Тим.3:5)".
Если есть возможность, конечно лучше вообще не сообщаться с любостяжателями, ибо сказано в Притчах: "Не обличай кощунника, чтоб он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя (Пр.9:8)".
Хорошо, если есть возможность верующим и целым церквям избежать заразы любостяжания. Но Писание предостерегает нас, что в последние дни злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2Тим.3:13,4:3).
Что значит: "будут преуспевать" - как не то, что их будет всё больше и больше, и их влияние в церквях будет всё более возрастать?
Что значит: "по своим прихотям будут избирать себе учителей" - как не то, что будет спрос в церквях (и уже есть) на тех, кто был бы приятен слуху и желаниям верующих?
А кто для этого подходит лучше, чем любостяжатель? Который, по самой своей природе, тонкий игрок на человеческих слабостях, уловляющий в плотские похоти и разврат (духовный разврат) тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении (2Пт.2:18).
Священное Писание предупреждает тех, кто в наше, последнее время, желает жить благочестиво во Христе Иисусе, что все они будут гонимы (2Тим.3:12).
Это гонение желающих жить благочестиво во Христе будет не таким, как было в первые века, – внешним. Это будет гонение их самими своими же церквями.
Почему их будут гнать?
Да потому, что их жизнь как свет. И на фоне этого света становится заметной ложь лицемеров, открывается суть любостяжателей. И, кроме того, так было в Израиле, так и сейчас: тех, кто истинно желает жить благочестиво, гораздо меньше, чем тех, кто лишь на словах благочестив, а сами более сластолюбивы, нежели Боголюбивы.
КАК НЕ ВПАСТЬ В ЛЮБОСТЯЖАНИЕ, КАК НЕ СОБЛАЗНИТЬСЯ
Если кто, показав на морковку, будет утверждать, что это яблоко - вы не поверите ему. Не поверите, потому что знаете истину.
Так же и здесь: чтобы сатана не обманул, просто нужно знать истину.
Петр учит: "Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься, но возрастайте в благодати и познании Господа (2Пт.3:17,18)".
Что значит: познавать Господа?
Еще более двух с половиной тысячелетий назад пророк Осия писал: "Суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет Богопознания на земле (Ос.4:1)".
Кто-то скажет: "Чтобы возрастать в познании Господа - надо молиться, надо читать Библию, надо общаться с верующими и ходить в церковь".
Да, все это так. Но, сколько людей старательно делали все это, и никогда не познали Бога.
Наш Бог, Он – Личность. Удивительная Личность, прекраснейшая Личность. Он – Бог. И Он любит лично меня и лично тебя. Он желает личного знакомства и личного общения с каждым из нас. Но Он – Святой Бог. И никакие наши дела не вознесут нас в Его Святость.
Приведет же к личному общению только наше горячее желание познать Его - Такого, какой Он есть, и прийти к Нему на Его условиях.
Пророк Иеремия писал: "И дам им сердце, чтобы знать Меня … ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим (Иер.24:7)".
Итак, чтобы познать Господа - ищите Его всем сердцем своим, желайте Его более всего на свете, более своей жизни, и тогда Божия благодать сохранит вас от обмана, ибо знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2Пт.2:9).
Испытывайте свое сердце. Бойтесь, более всего, бойтесь лицемерия и гордого законничества.
Будьте искренни с Богом и с людьми.
Не ищите себе выгоды.
Не ищите себе славы. Ибо Христос сказал: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11:29)".
Научитесь у Иисуса Христа кротости сердца и смиренномудрию, ибо это и есть начало познания Бога, это и есть та броня, что охранит нас от стрел обольщения сатаны.
Очень хотелось бы мне дать "формулу для сбережения души"! Но её нет!
Смиренномудрие – это духовное учение Христово, и его нельзя постичь слушанием проповеди или чтением написанного пером. Смиренномудрие – есть благодать Божия для души, тайна, открываемая только через личный опыт послушания Богу. И сия тайна не открывается без духовной борьбы в наших сердцах "природного, ветхого человека" и "нового, духовного человека", и только побеждающий в Духе найдет покой душе своей.
С чего же начинается познание Господа?
Смиренномудрие начинается с приобретения сердцем ненависти к тщеславию. Ибо наши сердца не могут принимать похвалу и почитание безвредно для себя.
Иоанн Лествичник (монах, 6 века) писал: "Если предел гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет; то признак смиренномудрия, когда человек, в некоторых случаях принимает на себя вину, какой в нем нет. … Так поступил тот делатель чистоты, который снял с себя одежду и прошел город бесстрастно (Ис.20:2). … (Первая степень познания смиренномудрия) когда душа принимает уничижение с радостью, воспринимая его как врачевство, исцеляющее и попаляющее её греховные недуги, (вторая) - когда душа научается истреблять всякий гнев в себе. А третия, и превосходнейшая степень, когда перестаешь оглядываться на свои добрые дела и всегда имеешь желание научаться от Бога". (Святая Лествица. Слово 25:8,44)
Не смущайтесь трудностью познания Бога: никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы. Давайте, будем уповать на благодать Божию и в усердии проходить ступеньку за ступенькой.
А второе, что даст силу не упасть и не соблазниться - это обновление ума.
Апостол Павел учит: "Пребывай в том, чему научен, пребывай в священных писаниях, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса (2Тим.3:14,15)".
Апостол Петр вторит ему, особо советуя читать Пророков: "И притом мы имеем важнейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему как к светильнику. Ибо изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пт.1:19,21)".
Почему именно Пророков?
Вы замечали, что их книги труднее понимать. И причина не только в специфике этих книг, а еще и в том, что пророки смотрят на всё другими глазами, понимают другим умом – Божьими глазами и Божьим умом.
Согласитесь, что только обновленный Богом ум позволил пророку Амосу, за изобилием богатства Израиля и за принесением тысяч жертв в Храме во время царствования Иеровоама-2, увидеть ожесточение народа и скорую погибель страны. Увидеть за внешним изобилием и религиозностью Израиля его духовную нищету, развращенность и лицемерие, и скатывание к смерти.
Согласитесь, что только обновление ума Господом позволило Давиду Вилкерсону увидеть, за нынешним процветанием Америки, её духовную нищету и скорый суд Божий над ней. Увидеть нищету у страны, которая была благословенный Божий рай на земле и прибежище для людей со всего мира. Но превратилась в буйное, помешанное на наркотиках и деньгах общество, исполненное страха и чувственности … Очень скоро следует суд! (см. Д. Вилкерсон. Божий план защиты Своего народа в грядущей депрессии. Гл.5).
Именно пророки в большей мере были научены Богом смотреть не на видимое, а на невидимое, на духовное. И мы, читая Пророков, так же изменяем свой взгляд на события, на мир, на жизнь в нас и вокруг нас.
Итак, второе, чтобы не попасть в сеть любостяжания – нужно обновление ума; нужно, чтобы мы научились мыслить и видеть всё умом Христовым, а не мирским. Ибо только обновленный ум сможет различить - есть ли духовная тьма и порабощение. Только обновленный Христом ум может заглянуть за видимый фасад количественного роста церкви и за помпезность изобилия новых и новых служений.
Будем же и мы преображаться и обновляться умом по образу Божию!
Будем учиться сами узнавать голос Божий и идти за Ним, подобно тому, как в притче Иисуса Христа овцы знали голос доброго пастыря и шли за ним, а от чужого убегали (см. Ин.10:3,4).
Да, единственная возможность не попасть в ловушку и соблазн сатаны - это самому знать голос Господа, и самому научиться следовать Ему. Действительно, только если знаешь истину, никакая ложь тебя не обманет.
И в заключение, не могу оставить без внимания и не сказать, что любую болезнь, тем более духовную, легче предупредить, чем потом лечить, особенно уже запущенную.
Ибо, что может быть тяжелее худой совести? И что прекраснее доброй надежды?
Поэтому, давайте будем воздерживаться от первых же шагов к пороку, давайте будем со страхом и ужасом отвергать, даже если покажутся только первые признаки любостяжания в нас.
Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся зла. (Прит.3:7)
Еще Иоанн Златоуст (Патриарх Константинопольский в 397-403 г.) предостерегал верующих от чрезмерной самоуверенности. И особенно опасна такая самоуверенность, писал он: "Относительно любостяжания. Если бы ты и мало погряз в мире этого безумия, с трудом можешь выйти из него; как в водовороте, сколько бы ты ни старался, не преодолеешь легко (стремления воды), так – и еще гораздо хуже – впавши в бездну этой страсти, погубить себя со всем своим имуществом. Потому, умоляю, станем избегать зла малого (даже малого компромисса со злом), потому что из малого рождается большее. Кто привык говорить: «Это еще ничего; тот мало по малу всё погубит. … Если бы Исав не продал первородства, то не сделался бы недостойным благословения; а если бы не сделал себя недостойным благословения; то не дошел бы до того, чтобы желать братоубийства.
Если же жившие еще даже до Закона от такого нерадения, мало помалу погрязли в самой глубине зла, то помысли, что потерпим мы, призванные к большим подвигам, если со всею тщательностью не будем обращать на себя внимания". (Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам. Беседа 12 (8))
КАК ПРОТИВОСТАТЬ ЛЮБОСТЯЖАНИЮ В ЦЕРКВИ
Что делать, если Господь открыл вам истину о любостяжателе?
Давайте, будем брать пример с мужей Божиих.
Во дни царствования Иоакима, царя Иудейского, поставленного на трон Египтом, было слово от Господа к пророку Иеремии: «Возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле, и об Иуде, и о всех народах … может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их (Иер.36:2,3)».
И Иеремия выполнил поручение. И слово Божие было провозглашено в Иудее. Но царю не понравилось слушать о суде Божием за грехи его, и он сжег книжный свиток, а Иеремию велел арестовать. Пророк и его помощник вынуждены были скрываться.
И что же дальше?
Бог повелел Иеремии написать еще один книжный свиток, чтобы опять предупредить царя Иоакима и народ Иудеи, призвать их покаяться в грехах их. И пророк в точности исполнил Божью волю, даже зная, что это грозит ему смертью, исполнил. Он до конца остался верен Богу и остался любящим свой народ.
Будем и мы также до конца верны истине и воле Божией, верны, невзирая на лица и на угрожающую опасность.
Рассмотрим еще один пример, как нам противостоять любостяжанию в церкви.
Эта история также произошла в городе Иерусалиме, но спустя 630 лет. Иисус Христос, с двенадцатью Апостолами, возлежал на Пасхальной Вечере. Видя сердца учеников, Господь отлично знал, что сегодня Иуда Искариот предаст Его. Знал, что это последняя Вечеря, а завтра Его ждут страдания и позорная смерть на кресте.
И вот, всё зная, Иисус не возненавидел Иуду.
«И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается» - сказал Иисус своему предателю. Он подал ему хлеб, зная, что тот возненавидел Его. И после сего куска вошел в него сатана. Он приняв кусок, тотчас вышел. (Ин.13:27,30)
Иуда вышел, чтобы предать.
Слова и добрый поступок Иисуса, явленная Им нелицемерная любовь, поставили Иуду перед выбором: или покориться истине и в покаянии противостать искушению; либо, отвергнуть истину, отвергнуть любовь Божию и стать сыном противления - как сатана.
Но мы, будем брать пример с Иисуса Христа, и постараемся явить любовь до конца, даже зная, что поступаем по любви с врагом своим.
Хочу обратить Ваше внимание еще на один момент в вышесказанной истории: так как это наблюдение относится к любостяжателям, к их способности не вызывать никаких подозрений у окружающих, к их способности втираться в доверие.
До тех пор, пока Иуда не совершил свое предательство на глазах Апостолов и народа - никто не мог и предположить, что он - будет предателем. Никто! Даже те, кому Иисус сказал, что предаст Его тот, кому Он подаст кусок хлеба, и на их глазах подал хлеб Иуде.
Пока Иуда не предал, никто не видел и не хотел видеть, что он - предатель, отступивший от Бога и водимый сатаной. Никто не верил, не хотел верить.
Так же и в церкви: люди готовы принять и поверить в любое, даже глупейшее оправдание поступков пастора-любостяжателя, только бы не признавать, что он согрешил. Подобно тому, как на Вечере Апостолы успокоили себя мыслью, что Иуда пошел на базар … ночью (?!)
Да, это так, пока любостяжатель не явит себя "во всей красе", так, что церковь ужаснется - ему будут верить. Ему будут верить даже вопреки фактам, верить даже вопреки тому, что будут видеть своими глазами.
"Ведь его все так любят! Как я смею даже подумать что-то плохое о нем, ведь он такой великий служитель Божий" - и всё: ... успокоили себя, затуманили свои глаза и свой разум.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Молить Бога, чтобы Он потряс церковь, потряс до Основания; дабы устояло только то, что незыблемо, что истинно.
Молить, как молил пророк Иеремия: "Исцели меня Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя. Вот они говорят мне: "где слово Господне? Пусть оно придет!" …Пусть постыдятся гонители мои, пусть они вострепещут, наведи на них день бедствия и сокруши их сугубым сокрушением (Иер.17:14-18)".
Об этом очищении от всего лживого и греховного говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди: "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф.5:29)".
Конечно, принять истину – это будет шоком для церкви, это будет очень больно, и многие соблазнятся и отпадут.
Но те, кто шел за Господом, а не за постором-любостяжателем – устоят. И более того – возрастут в Духе и Истине.
И если Вам придется молиться об очищении церкви, знайте, что в первую очередь Божие потрясение затронет самого молящегося. Это будет испытание Вашей веры и стойкости в истине, как было с пророками Иеремией и Илией, как было с царем Давидом и другими мужами Божиими. Всех их не желали слушать, всех их хулили, называли лжецами, и гнали.
Поэтому, если Бог кому открыл любостяжание в церкви, прежде чем идти и увещевать, прежде чем обличать, убедитесь что - это воля Божия. Ибо именно это убеждение будет твердым якорем, когда Вас отвергнут, назовут гордецом и лжецом (а именно так и будет: вспомните непонимание Апостолов на Вечере).
И лишь когда убедитесь, что Господь вам велит идти, тогда действуйте.
Ибо, как сказал Григорий Богослов: "Закон мученичества таков, чтобы, как щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг (приступать к исполнению воли Божией) самовольно, так же и когда выйдешь – не отступать, потому что первое есть дерзость, а последнее – малодушие".
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, а любостяжание не должно даже именоваться у вас. Ибо знайте, что никакой любостяжатель, который есть идолослужитель не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. (Еф.5:1-5)
От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. (1Кор.4:2)
Погребняк Н.И. 2002 г.
Комментарий автора: В церкви пришла сатанинская ложь, которую невозможно изобличить по внешним признакам (как можно увидеть ересь). Её может вскрыть только Дух Святой.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 3932 раза. Голосов 3. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
из статьи и комментариев автора с удивлением узнал что Николай Погребняк и есть Дух Святой...
Татьяна Осокина
2011-02-26 21:08:48
Благодарю, Николай, за Вашу статью! Вы совершенно правы, это сейчас главная проблема церкви. Однако же церковные лидеры уже делают следующий шаг: начинают учить ереси. Наряду с проповедованием земного процветания, превратно истолковывают саму Библию. И что самое страшное - люди все "глотают". То есть, безмерная любовь к своим пасторам закрывает им глаза. И даже тогда, когда пасторы явно искажают Слово Божье, паства все покорно принимает. Несогласных же гонят из церкви или они уходят сами. Многое из описанного Вами я пережила на личном опыте и опыте моих братьев и сестер во Христе. Многие таким образом остались вне церкви. Но с Богом. К сожалению, состояние церквей ухудшается. Мрак сгущается. Борьба обостряется...
Михаил
2011-02-27 15:59:13
судя по Иоану и его откровению состояние церквей ухудшается уже около двух тысячь лет. И ничего, докторов богословия стало не меньше. И пасторов.
Христос нужен для спасения, христианство - чтобы от него кормиться.
Парадоксов - масса.
Александр Дмуха
2011-03-02 02:49:06
Актуально.
юрий
2011-03-24 13:44:25
Спасибо. Да благословит тебя Господь.
Алена Г.
2011-10-05 21:07:11
мне также помогли встать на путь истины и познания Бога сочинения Отцов Церкви и книги некоторых православных богословов и монахов. долгое время не могла понять,почему, что, и как такое может происходить, пока не натолкнулась на Оптинских старцев (их жизнь, некоторые при жизни претерпевали гонения в церкви и проявление Божьей благодати, даров,совсем отличных от тех,которые были в наших церквях, а за ними уже на других богословов (Иоанн Златоуст также был сослан в ссылку церковным начальством). именно через их труды Господь показал мне путь смирения и познания Бога, а также обратил мой взгляд на познание своей души, что только еще больше прилепило меня к Богу и помогло обрести свободу во Христе Иисусе. а через пророчества Бог корректировал мой путь, ставил заметки через Слово Свое, чтобы не отойти от истины ни вправо, ни влево. я пережила очень сильные благословения в своей жизни, как в исцелении своей внутренности, так и в познании Божьей милости и благости для своей души, а также в укрепении в вере во всех сферах жизни - Он утвердил мои стопы и дал познать Себя, Его величие, могущество, заботу и любовь, когда все надежды и все опоры рухнули: любящим Бога все содействует ко благу.