«Необычный – исключительно поразительный. Странный – необычность в поступках, привычках, взглядах, вызывающий недоумение.
"Блаженны нищие духом, ибо их, ваше есть Царство Небесное" - /Мт.5.3: Лук.6.20/.
«Нищета как социальное явление не подаётся объяснению. В английском журнале: "Economist" – «Экономист» отмечалось: «Человечество как никогда богато, оно достигло необычайных высот в медицине и науке, обладает обширными знаниями, которых достаточно, чтобы искоренить бедность». И всё же огромному числу людей не доступно изобилие, которым наслаждаются некоторые. В бразильском журнале «Вежа» говорилось: …мировое общество должно рассмотреть вопрос борьбы с бедностью». Также «План Маршалла», цель которого оказать помощь бедным. Подобные предложения могут создать видимость улучшения. Однако в этом журнале отмечалось: "Есть предостаточно причин, чтобы сомневаться в успехе. Большинство стран не торопятся перечислять деньги, потому что средства из этих фондов редко поступают в распоряжение людей, для которых они предназначаются". К сожалению, из-за коррупции и бюрократии большая часть средств, выделяемых государствами, международными агентствами или отдельными людьми, никогда не доходят до тех, кто действительно нуждается в помощи.
Иисус Христос знал, что бедность – извечная проблема человечества. Он сказал: "Бедные с вами всегда" - /Мат.26.11/.
Мэтью Генри (английский проповедник – 1662-1714) толкует так: «Но если мы богаты в этом мире, то должны быть нищим духом – т.е. снисходить к бедным и сочувствовать им, сострадать им в их немощах. Мы должны быть готовы встретиться с бедностью, не испытывать перед ней чрезмерного страха и не избегать её, но приветствовать её, особенно, если она постигает нас за то, что мы сохраняли добрую совесть, /Евр.10,34. Иов обнаружил эту нищету духа, когда благословил Бога, Который взял у него то, что дал. "Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне Благословенно!" – Иов.1.21/. Это, значит, быть смиренным и незначительным в своих собственных глазах. Быть нищим духом – значит думать скромно о себе, о том, что мы собой представляем, что имеем или что делаем. В Ветхом Завете под бедными, часто, понимается смирённые и самоотречённые люди, в противоположность легкомысленным и гордым. Это, значит, считать себя, подобно маленьким детям, слабыми, неразумными, ничтожными. Лаодикия была духовно нищей, жалкой и несчастной и, тем не менее, считала себя богатой, разбогатевшей настолько, что ни в чём не имела нужды. /Отк.3.17/.
С другой стороны, Павел был духовно богат, как дарами, так и нравственными добродетелями, и в то же время он был нищим духом, считал себя наименьшим из апостолов, наименьшим из всех святых, и ничего не приписывал себе. Это, значит, смотреть со святым презрением на самого себя, ценить других, ценить их выше, чем себя. Быть нищим духом – это значит сознательно умаляться». Как сказал Иоанн: "Ему должно расти, а мне умаляться"- /Иоанн.3.30/. Уничижать себя ради блага других, быть всем для всех.
Дальше используем аллегорию – притчу с нравоучением конкретной содержательной жизненной мыслью, С.Рукова (рукопись):
«Был морозный зимний день. В холодный нетопленный вагон пригородной электрички вошла женщина. Она встала у двери немного сбоку, пропуская мимо себя тех, кто стремился занять освободившиеся места или благоустроено разместить большие и маленькие тюки, баулы, сумки, тележки. И всем, кто случайно поднял глаза, стало ясно: снова нищенка... Их стало особенно много за последнее время. И глаза опустились: одни уткнулись в книгу или газету, другие — в привычный пейзаж за окном или просто закрылись, не видя для себя ничего интересного.
Скорбное лицо женщины не вызывало сомнений: кто-то, стараясь не замечать её, ещё оживленнее заговорил с попутчиком, кто-то обреченно доставал кошелёк, прикидывая, какой купюрой можно пожертвовать без ущерба для себя. В другом конце вагона постепенно затихал зычный голос, призывавший купить свежий номер газеты с новостями, с телепрограммой, гороскопом на предстоящую неделю. Электричка тронулась, стоявшая в дверях женщина обратилась к пассажирам, и вагон заполнили уже привычные жалобные интонации-причитания:
«— Люди добрые! Люди ласковые! С праздником вас…! Да сохранит вас Господь в счастье-радости, да убережёт Он вас от бед и зол…»
Голос женщины слегка дрожал, и неясно было — в самом ли деле, постигло её какое несчастье или она искусно - умело разыгрывала скорбь. Впрочем, пассажиры почти не вслушивались, т.е. не напрягали слух и внимание, чтобы расслышать и понять её слова: сколько их, мало, чем отличавшихся друг от друга, звучало в вагонах электричек и метро, в салонах автобусов и в подземных переходах... А женщина продолжала:
« — ... Был муж у меня — друг любимый мой, единственный мой, и не было для него никого дороже меня... Умер он раньше времени… ушёл в иной мир и унёс с собой все тепло своё — слова ласковые, взгляды нежные, речи мудрые, мысль заботливую, любовь сердечную.
Вырос сын наш, сын единственный, но сбился с пути он - озлобился: потерял слова тёплые, чувства добрые, мысли светлые; позабыл он наставления отцовские; разучился слышать советы разумные, различать добро и зло, как слепой — не видит, где правда-истина.
Стало в доме у нас холодно, хоть и работает отопление; стало в доме нашем пасмурно и при солнечном свете, и с электричеством; стало пусто в нём, хоть и мебель есть, и книги умные, телевидение и радио.
И заполнила душу мою грусть-тоска - ни улыбки вокруг, ни взгляда дружеского...
Так подайте вы мне, люди добрые, каплю вашего света сердечного, каплю нежности вашей чуть-чуть тепла, мысль единую сострадания...
Если стар кто из вас, подарите слезу, света полную былой юности. Если молоды вы, то подайте мне — взгляд один, что направлен всегда на любимого. Кто заботами окружён, оторвитесь от них - единственный миг, чтоб услышать меня. Те, кто весел и счастлив и не знает забот, подарите мне блеск – «яркий искрящий свет, великолепное яркое проявление» - /СРЯО/ в глазах вашей радости. А кто слезы скрывает и исполнен печали, поделитесь со мной вашей горечью…
Я возьму—соберу все сокровища: кроху радости, каплю нежности, взгляд стремительный с состраданием, взгляд печальный и мысль озабоченную, чувство горького одиночества и тепло, идущее от понимания.
Я сложу те сокровища в сердце своём, принесу их в свой холодный дом, быть может, тогда вы поможете мне — наполнить мой дом каждым из вас, и согреете вы душу мою, и поможете мне вразумить, вернуть моего сына единственного...
И воздаст вам Господь — за единственный взгляд, за единственный вздох, за частицу любви и мгновенье тепла — Он воздаст вам сторицею — Любовью Своей бесконечною...».
Умолкла женщина и пошла по проходу, скорбно всматриваясь в лица сидящих и стоящих пассажиров. Кто-то недоуменно поднял голову; кто-то хихикнул. Один покрутил у виска пальцем, другой сокрушенно покачал головой: видно, женщина не в своём уме. Но большинство о чём-то задумалось, и взгляды их, оторвавшись от книг и газет, от вещей и спутников, вдруг устремились куда-то — то ли внутрь себя, то ли за пределы вагона и ещё дальше. Тихо стало в вагоне, лишь слышно было, как шла по вагону странная нищенка».
«Не будь равнодушен к горю других. Такое равнодушие смертельно для души». «Присоедини самую ничтожную каплю к океану, и она не иссякнет». «Щедрость не в кармане, а в сердце». «Только тот, кто знает все свои слабости, может быть снисходителен к слабостям ближнего».
И никто не замечал, как теплел её взгляд, и светлело лицо, словно и впрямь собирала она просимое — свое странное подаяние. И никто не заметил, что в вагоне стало тепло».
Для кого-то действительно настал тот день рождения - пробуждение природы человека к новой жизни, "…так бывает со всяким, рождённым от Духа" - /Иоанн. 3.8/.
|