Известно, что основные религии мира, как то: иудаизм, христианство, ислам, а также их исторические ответвления, - имеют в своих священных писаниях много общего, и даже в мелких деталях мы находим схожие исторические подробности о сотворении мира, первых людях, о всемирном потопе, о вечном противостоянии добра и зла, о заповедях, данных Богом и т.д. Об этом написано много.
Я же, не претендуя на точку в последней инстанции, хочу поделиться своими размышлениями о первоначальной религии родственных народов - якутов (уранхай-саха) и американских индейцев - и показать на основе сравнения Библии, народных преданий и сказаний, что, во-первых, у этих народов первоначально исповедовалось единобожие, во-вторых, что говорят народные предания об общих предках первых людей; и, в-третьих - о забытом значении "отцовская душа" в якутской религии через призму Библии. Если сравнить Библию, якутский героический эпос "Нюргун Боотур Стремительный", воссозданный на основе народных преданий и сказаний Платоном Ойунским, и эпическую хронику американских индейцев племени делавар "Валломолум, или Красный перечень" (далее - Валломолум) - песнь первая, в переводе А.В. Ващенко, - то получается следующее:
"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт.1.1). "И задолго до тех времен, когда великий Улуу Тойон... (глава верхних небесных духов) ...была создана Изначальная Мать-земля" (Нюргун Боотур, песнь первая). "В начале вечный незримый, повсюду пребывал Дух Великий, сотворил земли многие и небеса" (песнь первая "Валломолум").
Как видно из приведенного и далее, речь в преданиях народов идет об одном Творце, т.е. неоспорим тот факт, что Великий Господин и Дух Великий, несомненно, и есть Господь Бог и Дух Святой.
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух Божий носился над водою" (Быт. 1.2.) "Но ни края нет, ни конца. Ни пристанища для пловца средь пучины неистово грозового моря... бурями обуянная... изначальная Мать-земля" (Нюргун Боотур). "В начале ещё на земле все водою было, повсюду туманы клубились и в них пребывал Дух Великий" (Валломолум).
Не правда ли поразительное сходство описания? Но это только начало! Что же дальше?
"И создал Бог твердь: и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так" (Быт. 1.7). "...Белый создал остров, и остался он впредь..." (Валломолум).
"Белый создал" - здесь "Белый" - у американских индейцев, вне всякого сомнения, тот же Дух Великий, Творец. В якутском эпосе Творца и верховного так же называют "Белый Господин Великий" - Юрюнг Ааар Тойон и другой вариант: Юрюнг Айыы Тойон - Белый Творящий Господин.
У индейцев "создал остров", очевидно, подразумевается - основал землю, твердыню. Сушь, отделенную от воды, как и в "Бытие 1.6": "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды".
Далее о сотворении мира в "Нюргун Боотуре": "...С такой твердынею под пятой, нажимай - не колыхнется она. С такой высоченной хребтиной крутой, наступай - не прогнется она... ...С высоким гребнем утесистых гор, перегородивших простор...". Кстати, интересно, о какой "высоченной хребтине" идёт речь? Может быть о том самом горном хребте, который в древности проходил через Мировой океан и соединял Азиатский и Американский континенты? Аляска, по гипотезе учёных - суть остаток того самого хребта, и эскимосы США, Канады, Аляски и северных берегов Сибири, возможно, являются промежуточным родственным звеном между народами, населяющими Якутию и американскими индейцами. По другой версии, древние якуты пришли с Прибайкалья, Приангарья и имели тесные связи с тюрко-монгольскими народами Алтая и Саян. Эти факты ещё раз убедительно подтверждают то, что все народы, населяющие Землю. Имеют общих предков.
Итак, всё, что сотворено одним Творцом и по его замыслу, не имеет расхождений ни в Библии, ни в якутской религии, то есть изначально, без сомнения, была нематериальная идея, замысел о сотворении. Разве это не является прекрасным доказательством того, что корни якутской религии в единобожии, а не в язычестве?
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие 1.27). Хочу обратить внимание не только на поразительную смысловую схожесть текстов, но и на последовательность сотворения: сперва - мужчину, затем - женщину. "...Потом сотворил Дух Великий духов, существ бессмертных, душой наделённых. После юношу создал, человечьего деда" (Валломолум). "...Красивых богатырей сыновей, красивых дочерей..." (Нюргун Боотур).
Бог наделил первых людей бессмертной душой, известны их имена - Адам и Ева (жизнь): "И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих" (Бытие, 3. 20). "...Дал нам первую мать, мать всем человекам..." (Валломолум). Сравните - "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал" (Бытие, 2.8). "...В улусах солнца они живут..." (Нюргун Боотур). "Ещё все творенья мирно дружили.., ...Всем было радостно, всем беззаботно, всем счастливо..." (Валломолум). В этих фрагментах писаний мы явно видим описание библейского рая.
"И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи..." (Бытие, 2, 9), "И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся..." Бытие, 1. 21); "...Шли юноши, первые мужи, вслед жёнам, шли в поисках ягод, пищи начальной... ...Даровал рыб. Черепах даровал, даровал птиц, зверей даровал" (Валломолум).
Подобных поразительно схожих параллельных мест в преданиях народов великое множество: описание рая, ада, сатаны и его слуг и многое-многое другое.
А теперь осмелюсь привести мой взгляд на забытое значение "отцовская душа" в якутской первоначальной религии. "И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Бытие, 2, 7). Забытое и нерасшифрованное значение "отцовская душа", по мнению толкователей народного эпоса, встречается только, подчёркиваю, в якутском олонхо. В якутской религии есть понятие "материнская душа" - душа ("кут") человека, которая состоит из трёх элементов: "ийэ-кут" ("мать-душа"), "буор-кут" ("земляная душа") - сравните с библейским: "...из праха земного", "...вдунул... дыхание жизни...": т.е. дух, душа и плоть - три составляющих элемента сущности человека.
Давайте поразмышляем, что же означает фраза из якутского эпоса: "...Спокойно до времени спит душа отцовская богатыря..."? ("Нюргун Боотур", песнь вторая). Мы, христиане, при обращении к Богу в молитвах говорим: "Отец Небесный", "Отче", "Отец мой". Так известны и непосредственно фразы Иисуса Христа: "Я и Отец одно", "Отец во мне, и я в Нём" и так далее. Подразумевается, что все мы - дети Бога. Говоря о последователях Иисуса Христа, святой апостол Павел в послании к коринфянам еще в 5 году н.э. сказал: "...Вы - тело Христово...". И он же: "...Есть тело душевное, есть тело и духовное...". Итак, в христианстве, где Святая Троица - суть Бог-отец, Бог-сын и Бог-Дух Святой, понятно и предельно ясно, что относительно фразы "отцовская душа" можно с уверенностью сказать, что речь идёт о Духе Святом в нас пребывающем. Если сопоставить факты, получается, что понятие "Дух Святой" выпало из религии северных народов по следующей причине, которую можно привести опять же в сравнении: "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог (Бытие, 3 из 3), "...Но тайком по земле змей великий, змей мощный, змей злобный стал беды творить" (Валломолум). "Давно ли она (земля) богато цвела! А потом превратилась она в поле раздора, лютой вражды... Люди кроткие уранхай-саха, одолеваемые бедой, раздорами и нуждой, скудно, трудно теперь живут у гибели на краю..." (Нюргун Боотур).
Итак, мы наблюдаем картину того, как "князь мира сего" внес раздор во все отношения, и люди, отойдя от Отца, забыли о Нём. Была утрачена благодать от пребывания Духа Святого в душе человека: "...силою восьмидесяти восьми заклятий оплетена, спокойно до времени спит душа отцовская богатыря..." (Нюргун Боотур, песнь вторая). От единобожия народы севера в древности отошли к язычеству и "Душа Отцовская" уснула, забыв своего Создателя. Но сказано в народном предании: "...До времени спит".
"Всему своё время, и время всякой вещи под небом" (Ек., 3, 1).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности