«Подросток – дитя на подросте»
/Словарь Даля/
Подросток – переходный возраст
от детства к юношеству
Подростковые правонарушения и преступность – одна из главных бед современного общества. Материалы СМИ говорят сами за себя.
В 2002 в России было зарегистрировано около 190 тыс. несовершеннолетних преступников (10% от общего числа нарушителей закона).
«За восемь месяцев текущего 2010 года несовершеннолетними или при их соучастии совершено 79,5 тысяч преступлений, что на 15,1процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе зафиксировано значительное снижение числа тяжких (на 23,5%) и особо тяжких (на 13,7%) преступлений, совершенных лицами, не достигшими 18 лет", — сообщил в ходе заседания правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев» - сообщает Интерфакс.
Интересно отметить, что такая тенденция динамики правонарушений со стороны подростков характерна не только для России, переживающей глубокий социально-экономический кризис. За последние 5 лет в европейских странах число преступлений, совершенных несовершеннолетними, также возросло от 40 до 70%. Ни в одной из европейских стран не наблюдается сокращения количества малолетних преступников. Разгул детской и подростковой преступности в современной Европе - явление отнюдь не временного характера: кривая правонарушений неуклонно идет вверх на всем ее пространстве, на протяжении последнего десятилетия. Не лучше положение дел и в США. В большинстве стран мира в вопросе о детской преступности нет отката назад, спада, сокращения числа преступлений.
Таким образом, рост детской преступности в России соответствует общемировой тенденции, которую можно рассматривать в качестве мегатенденции - направленной, длительной и глобальной динамики развития социального феномена. Субстанциальные причины мегатенденции должны быть одинаковыми независимо от пространственных и временных различий. Они являются постоянно действующими факторами.
Данный вывод позволяет не согласиться с утверждением ряда российских криминологов о том, что увеличение преступности несовершеннолетних обусловлено, главным образом, социально-экономическими проблемами (растущей материальной дифференциацией общества, безработицей, люмпенизацией населения и др.), вызванными макроэкономической трансформацией общества. Подобные, утверждения основаны на стремлении найти, объективные причины для оправдания недостаточно эффективной деятельности правоохранительных органов, невнимания со стороны властных структур к детям и молодежи, практическим отсутствием молодежной и семейной политики.
Экономическое положение играет роль социального катализатора, который может усиливать или замедлять рост преступности среди несовершеннолетних. Но определяющее влияние на состояние детской криминогенности оказывают другие причины.
Рост подростковой криминогенности в процветающих европейских странах. В современном мире криминальная активность подростков нарастает вне зависимости от материального благосостояния населения. Социально-экономические причины не доминируют в мире среди факторов, обуславливающих рост детской преступности.
Такая особенность позволяет предположить, что и после преодоления экономического кризиса острота проблемы, связанной с ростом подростковой преступности в России, не снизится. Это долговременная проблема, для решения которой потребуется значительная совместная работа властных, правоохранительных, общественных и научных структур. Игнорирование данного обстоятельства может привести к неправильной оценки положения дел в работе с несовершеннолетними и принятию неадекватных мер, направленных только на повышение уровня жизни подростков и слабо подкрепленных духовно-идеологическими и социальными программами.
Другая крайность проявляется, когда всю ответственность за рост подростковой преступности перекладывают только на средства массовой информации. По мнению почти 90% французов и такого же примерно числа немцев, бельгийцев, итальянцев, все беды с детьми происходят по вине голубого экрана, программы которого перенасыщены сценами насилия. Европейское общество защиты детей подсчитало, что в фильмах и передачах по всем европейским каналам ежечасно показывают не менее двадцати убийств и кровавых злодеяний. Наше телевидение не уступает европейскому - по части демонстрации насилия юным зрителям. Поскольку, подростки проводят в среднем от трех до четырех часов в день у экрана, то можно себе представить силу воздействия на неокрепшую детскую психику всей этой лавины ужасов и её роль в процессе социализации.
Конечно же, работа электронных средств массовой информации влияет на поведение и сознание подростков, но, как ни странно, большинство малолетних преступников, совершивших тяжкие преступления, игнорирует их и находится вне сферы их влияния. Так что, только одно телевидение вряд ли можно считать основной причиной роста преступности среди несовершеннолетних.
С целью сдерживания нарастающей волны преступности несовершеннолетних специалисты и ученые пытаются выявить причины подростковой криминогенности, анализируя отдельно взятое влияние экономических, политических, социальных условий и факторов. Некоторые из них, как уже отмечалось, в качестве основных причин роста подростковой преступности видят ухудшение экономических условий, другие - рост детской безнадзорности и беспризорности, третьи - культ насилия, господствующий в работе СМИ, четвертые - недостатки действующего законодательства, пятые - нестабильность общественного устройства и т.д.
Безусловно, данные причины оказывают влияние на состояние правосознания и криминальной активности подрастающего поколения, но невозможно только этим объяснить повсеместное увеличение подростковой преступности. Вероятно, возрастающая преступность среди несовершеннолетних является следствием глобального “социального аутсайдерства”, когда молодежь и дети оказываются вне существующего общества, выталкиваются из него. Это происходит в результате дефектности социализации, которая стала носить стихийный, неуправляемый характер. Российское общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации теряют свое значение, а на смену им, кроме “института улицы и подворотни”, ничего не пришло.
В результате процесс социализации подростков приобретает все более негативный характер, несовершеннолетние испытывают в настоящее время в большей степени духовный прессинг криминального мира и его ценностей, а не институтов гражданского общества. Разрушение традиционных институтов социализации молодежи и детей - единственный постоянно присутствующий фактор в обществах, где происходит рост преступности среди несовершеннолетних.
Подростковый возраст является самым сложным. В этом возрасте уже сказываются первые плоды воспитания как хорошего, так и плохого. Большая роль и ответственность приходится на воспитание в семье.
Детство является важным подготовительным этапом к подростковому возрасту, к юности и взрослой жизни. Мамам и папам дано всего десять лет на то, чтобы научить своих детей преодолевать трудности и проблемы, с которыми им предстоит столкнуться. Воспитание детей, имеющего целью приготовить будущего человека и гражданина, составляет главную и священную обязанность родителей. Психическая деятельность человека начинается с первых дней его жизни, составляет самую раннюю эпоху, отличающуюся самым богатым, самым быстрым развитием. Поэтому и действие внешних влияний на ребёнка и отношения последнего к внешнему миру должны начинаться с самой первой поры жизни. Из этого следует, что действие влияний, направленных извне на ребёнка, также как и противодействие последнего, требуют нашего внимания и надлежащего направления также с самой ранней поры его жизни. Никакие другие отношения не соединяют в себе столько хорошего для этого возраста, и в тоже время не удаляют настолько от всего вредного, как жизнь семейная, разумеется, жизнь благоустроенная и нравственная. Перестав быть ребёнком, но, ещё не сделавшись взрослым и ещё не имея связи с обществом, полусозревший юноша находится в семействе на своём месте; он живёт с ним общей жизнью, которую согревает взаимная любовь. Не имея нужды искать себя ограждения, он ограждён в родительском доме от анализирующих взоров света, от его порицаний и насмешливых острот. Да и самая насмешка и поругание в кругу близких не уколят так больно, не престыдят так сильно.
Статистически доказано, что в воспитанных семьях, где ребенок окружен любовью, очень редко нарушаются законы, ущемляются права других людей. Получается, виноваты родители? Они несут огромную ответственность за жизнь своих детей и всегда должны быть близкими для них, чтобы поддержать своего ребенка и направить на истинный путь, а иначе малыш может потеряться в этом огромном мире и забыть о нравственных нормах и морали.
Дети воруют, убивают, одним словом делают то, что может разрушить их жизнь и жизнь окружающих. Дико звучит выражение «детская преступность», но страшнее реальность, в которой все наглядно можно увидеть и ужаснуться. По миру блуждают голодные, никому ненужные дети, настоящее которых мало кому интересно, а будущее и подавно. Наверное, должно вмешаться государство? Оно вмешалось, но людям не хватает денег, нет крова над головой, чтобы прокормить малыша, который с детства наблюдает картину нищеты. Затем во дворе ребенка дразнят, обзывая нецензурной бранью, и он, чувствуя себе ущемленным в правах, растет жестоким, пытаясь добиться всего насилием. Хорошие родители, пускай даже из бедной семьи, объяснят ребенку, что жизнь- зебра, и после черной полосы наступит белая, стоит лишь приложить усилия, ведь труды всегда будут вознаграждены. Плохие родители (даже не знаю можно ли назвать родителями тех, кто не занимается воспитанием своего ребенка) запьют горе очередной рюмкой водки и дадут ребенку еще один повод к стрессу, а там и воровство недалеко. Зачастую родители не видят, как во дворе издеваются над ребенком), воды могут быть самые разные, начиная от больших ушей ребенка, до сплетен, пущенных злыми людьми), а потом удивляются, почему подросток ненавидит мир, людей - одним словом все, что находится вокруг него.
Некоторые подростки кажутся довольно зрелыми для своих лет, и всё же им не хватает жизненного опыта. В этом возрасте им свойственны неуверенность, смятение чувств и всевозможные желания.
Единственный способ узнать, что на сердце у подростка, - это спросить его.
Отношения к подростку должно быть тактичным. Он начинает взрослеть. Требование нему должны быть твёрдыми, но выражаться с должным уважением. Доброжелательное отношение вместе с неуклонной требовательностью, уважение и такт со стороны окружающих – залог успешного протекания этого сложного возрастного периода.
Подростки часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости и некоторых эмоциональных проблем ранней юности, включая пьянство, наркоманию и безудержную погоню за удовольствиями» - О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в лёгкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п. Но идёт ли речь об общей эмоциональной реактивности или о каких-то специфических аффектах и влечениях? По сравнению с кем эмоциональная реактивность кажется повышенной – по сравнению с ребёнком или с взрослым?
«Будь всегда занят, - призывает писательница Эстер Давидович, пишущая о подростках. Найди себе хобби. Займись спортом или изучением…. Если ты поглощён полезным занятием, это может заметно смягчить болезненные ощущения, сопровождающие эмоциональное восстановление».
Некоторые подростки восстают против родительских указаний, а потом, изрядно измотав и себя и родителей, убеждаются, что родители были правы.
Многие подростки ведут двойную жизнь – тайком занимаются тем, что родители им запрещают, - а потом жалуются, что родители их не понимают.
Одни подростки, становясь старше, уже не столь охотно подчиняются родителям, как раньше, и в них растёт желание быть принятыми своими сверстниками и пользоваться в их среде популярностью. Другим просто нужен собеседник, который бы их понимал и давал бы почувствовать, что их любят и нуждаются в них. Когда подросткам не хватает такого общения в семье – а часто именно так и бывает, - они ищут его среди сверстников. Кроме того, подростки легко поддаются влиянию сверстников из-за того, что они не уверены в себе и чувствуют себя беззащитными.
Неспособность оправдать ожидание родителей может вызвать у подростка депрессию.
Однако является большим заблуждением родителей считать, что в подростковом возрасте, который начинается с 11-12 лет, ничего нельзя изменить. Нельзя забывать, что подростки — это ещё дети, которые сильно стремятся к самостоятельности и пытаются вести себя независимо, но которые нуждаются в своих родителях не менее чем раньше. Подростковый возраст является очень важным для формирования личности каждого ребёнка. Что же касается трудностей и проблем воспитания, то их надо не бояться, а учитывать и разрешать с Божьей помощью. В этом возрасте дети особенно нуждаются в любви со стороны родителей, в той любви, которая не ставит никаких условий и проявляется к реальному ребенку, т. е. к такому, какой он есть на самом деле. Семья, родительские заботы и родительское приятие подростка должны стать той притягивающей силой, которая будет вести ребенка к домашнему очагу со всеми его нуждами и проблемами. А проблем и трудностей в этом возрасте очень много. Родители должны строить свои отношения с подростком и его воспитание, исходя из учета и понимания следующих трудностей:
Это период стремления детей к независимости при их неготовности быть независимыми и при большой их потребности в любви со стороны родителей (они уже не дети, не хотят быть детьми, а взрослыми еще быть не могут, хотя и считают себя таковыми).
Это время столкновения с суровой действительностью, когда все наставления родителей проверяются на практике, когда подростки проходят период сомнений, исследования духовных ценностей, их ревизию и проверку. При этом родителям надо не отвергать ребенка, а помочь ему пройти этот важный рубеж, помочь одержать победу духовных ценностей, чтобы достойно перейти мост из детства во взрослую жизнь.
Это время поиска признания и проявления себя как личности, это время формирования индивидуальности, когда родители должны помочь детям правильно оценить себя, увидеть сильные и компенсировать слабые стороны, явить ребенку во всей полноте свое признание и любовь.
Это время эмоциональных взлетов и падений, время планов и мечтаний, время первых влюбленностей, время идеализма и столкновения с реальностью, когда родители должны научиться понимать внутренний мир ребенка и ограждать своим участием от депрессий, способствовать тому, чтобы ребенок приплывал к берегу положительных эмоций.
Это время конформизма, когда общество и греховный мир чрезвычайно сильно давят на сознание подростка, когда подросток делает так, как все. Это тот период, когда подросток во всем хочет походить на других (в мышлении, в идеях, в моде, в манере общения и поведения, в поступках и т. д.), когда общество давит на всех, вынуждая приспосабливаться к групповым и общепринятым стандартам и вынуждая подростка в противостоянии миру отстаивать свою точку зрения. При этом сила прежнего воспитания, любви и авторитета родителей и духовных наставников должна быть больше силы греха, а это возможно только с помощью Господа. В это время, подражая греховному миру, подростки пытаются доказать всем, что они независимы христианская семья от родителей «как все», а родители своей любовью, силой Божьей любви и веры, молитвами, должны противостоять греховному миру, долготерпеть и не оставлять детей один на один с греховным миром.
Чрезвычайно важно на этапе полового созревания и сексуальных увлечений прививать здоровое отношение к интимной жизни, воспитывать чистоту и целомудрие, показывать пагубность и опасность половой жизни вне брака.
Для сохранения целомудрия и чистоты подросткам важно иметь правильную самооценку и чувство собственного достоинства, осознавать себя уникальной личностью, которая не меняет свое достоинство, и целомудрие на беспорядочное удовлетворение похотей плоти. Сдерживающей силой будет являться постоянный пример нравственной жизни родителей, которые любят друг друга и верны друг другу; примеры из жизни других пар, сохранивших чистоту отношений до брака. Родителям необходимо занять своих детей достойным делом: трудом, учебой, занятиями в кружках, чтобы они не направляли свои усилия в сторону развлечений, порнографии, плохих сообществ, которые «развращают добрые нравы» - /Библия 1 Кор. 15:33/.
Ничего не бывает в жизни просто так, за все приходится нести последствия. Непослушный, трудный подросток часто является результатом небрежного отношения родителей к своим обязанностям. Не судите, детей судите себя, ищите дефицит любви и доверия к своему ребенку, недостаток искренности и внимания, Если проявлять любовь, долготерпение, мудрость и веру, этот переходный период в воспитании ребенка принесет успех.
Можно дать следующие советы родителям по воспитанию подростка.
Изучите и знайте, все особенности подросткового периода развития детей и поступайте в соответствии с этими знаниями и с пониманием всех трудностей данного переходного этапа.
Не забывайте, что подростки имеют особую нужду в своих родителях, в вашей любви, в вашем признании, в вашей поддержке и доверии. Боритесь с чувством ненужности и отверженности у подростка, побеждая эти чувства своей безусловной любовью.
Постоянно поддерживайте и укрепляйте ребенка в духовных истинах, чтобы он не плыл по течению с греховным миром, а умел отстаивать свои убеждения.
Уважайте достоинство ребенка, но умейте ставить правильные границы поведения, привлекая к ответственности за поступки. Помните, что подростки — это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Применяйте к подросткам справедливое (не физическое, по возможности) наказание.
Больше доверяйте подросткам, поручайте им конкретные дела, задания, конкретный труд. Полностью займите их трудом и ограждайте от праздности.
Не забывайте сами о роли и влиянии семьи на жизнь детей, совершенствуйте свои отношения с Богом.
Имейте долготерпение, будьте стойки, не сдавайтесь при неудачах, идите до победного конца по Божьему пути.
Будьте абсолютно открыты и искренни с подростком, рассказывайте ему о своих удачах и ошибках в молодости, рассказывайте, к каким последствиям это привело, и чего бы вы ни хотели видеть как повторение в их судьбе.
Любите своего подростка всею силою любви, оказывайте ему безраздельное внимание; постоянно показывайте, что он дороже всех для вас как родителей; оказывайте ему эмоциональную поддержку, применяйте доступный язык любви, будьте способны сделать нестандартные шаги в каждой конкретной ситуации, просите мудрости у Бога.
Приведите подростка в здоровое сообщество подростков, помогите ему найти хороших друзей.
Непрестанно молитесь, практикуйте молитву с постом за ребенка, молитесь о его приходе к Богу о покаянии и рождении свыше, о том, чтобы Бог направил все его пути к Себе. В этом возрасте дети особенно нуждаются в любви, похвале, одобрении.
Принцип взаимоотношений родителей с детьми в этот период выражен в словах: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божъю, получить обещанное» (Евр. 10:36). Этот период воспитания детей должен стать для родителей проявлением любви, которая долготерпит и милосердствует, любви, которая все покрывает.
Этот период воспитания детей должен стать для родителей проявлением любви, которая долготерпит и милосердствует, любви, которая все покрывает.
«Очень важно, чтобы родители смогли организовать отсутствие свободного времени. Спорт, культура и религия должны увести ребенка от плохого», — считает Журова Светлана Сергеевна заместитель председателя Госдумы России, - Не менее важным, должен стать собственный пример в семье, и молодых родителей в этом отношении еще можно подучить, организовав для них специальные курсы».
Литература.
1. «Словарь Русского языка Ожегова». Москва 1963 год
2. «Статистика криминальных подростков».
3. Библия
4. Уильям Баркли толкователь Библии, шотландский богослов 1907-78.
5. «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» РИА «Рипол». Москва 1991 год
6. Джеймс Добсон - д-р богословия.
7. Игорь Семёнович Кон Кандидат исторических наук (1950), кандидат философских наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской академии образования (1989), почётный профессор Корнелльского университета (1989) и университета Суррея (1992). « Психология юношеского возраста». Москва: «Просвещение» 1979 г.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности