24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской области у крепостных крестьян Ильи и Дарьи Меркуловых родился сын. Родители нарекли младенца в честь святого Василия Великого. Как вспоминал о своем детстве старец, был он шустрым и подвижным... Благочестивые родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь. Некоторое время спустя помещик, продал семью Меркуловых в село Наро-Фоминское Московской губернии. Новый владелец приказывает обучить Василия слесарному делу. В свободное от ремесла время отрок посещал располагавшуюся недалеко от их дома Зосимову Пустынь, там он познакомился с отшельником - монахом Геронтием, который вскоре стал его духовником.
В 1850 году Дарья отправилась с сыном на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Там, у раки великого угодника Божия, отрок и принял решение посвятить себя служению Богу. Из воспоминаний старца Варнавы: "Однажды, по окончании службы в Троицком соборе, подошел я приложиться к мощам преподобного Сергия и, когда прикладывался, почувствовал великую радость на душе. То было тогда для меня не объяснимо, но так сильно охватило меня всего, что тут же у раки угодника Божия, окончательно решил, если Богу угодно будет, поступить под покров его обители".
В 1851 году Василий уходит в Троице - Сергиеву Лавру. Вскоре в обитель прибыл и его наставник, здесь монах Геронтий принял схиму, и был наречен Григорием. В 1852 году, по благословению отца Антония, наместника Лавры, Василий переходит в располагавшийся в трех верстах от Лавры Гефсиманский скит. Этот скит жил по уставу Саровской Пустыни, описанному саровским старцем Паисием Великим. Духовный отец благословил его на послушание старцу монаху Даниилу. Старец Даниил обучал его полному отвержению своей воли... Из воспоминаний старца Варнавы: "Без благословения старца я ничего не мог делать, иначе батюшка строго взыскивал с меня за своеволие".
Только в феврале 1856 г. Василию удалось получить от помещика отпускную грамоту, 23 декабря 1857 г. он становится послушником.
Несколько лет пробыл Василий на слесарном послушании. Позже он был приставлен к свечному ящику, также получил благословение читать в церкви Апостол и поучения из Пролога. Затем в 1859 г. он был переведен в Пещерное отделение скита (будущий Черниговский скит), в котором и остался до самой своей кончины. Здесь ему приходилось водить богомольцев по пещерам, одновременно он исполнял послушание келейника у своего старца монаха Даниила. С благословения своего старца Василий посещал и первого своего наставника - схимонаха Григория. Перед смертью старец Григорий возвестил ему волю Божию: принять на себя подвиг старчества после смерти обоих своих наставников. При этом он подал ему две большие просфоры и завещал ученику своему: "Сим питай алчущих, словом и хлебом, тако хощет Бог!" В конце беседы старец Григорий открыл своему ученику еще одно Божие предназначение: им должна была быть основана женская обитель, притом далеко от Москвы. Старец сказал своему духовному чаду, что Сама Царица Небесная попечется о будущей обители, укажет и место ее. Во имя Её и должна быть освящена обитель. В дальнейшем много сил и трудов старец Варнава положит на создание Иверского женского монастыря недалеко от большого торгового села Выксы Нижегородской губернии (ныне город Выкса Нижегородской области). Основатель монастыря станет и духовным руководителем новой общежительной женской обители.
В 1862 г. старец схимонах Григорий скончался... В конце 1863 года Василий впервые отправляется в Выксу - осматривать место будущей обители... Василий, нашел подходящее место в одной версте от села Выкса, в лесу. Здесь он долго и горячо молился, потом сотворил поклоны на все четыре стороны, вкопал на месте будущей обители крест, а на месте святого алтаря водрузил сломанную ветку. Вскоре по желанию послушника Василия место будущей обители было освящено принесением туда местно-чтимой чудотворной Оранской иконы Божией Матери.
28 ноября 1863 года, накануне молебна Оранской иконе Божией Матери, иеромонаху Иову было дано чудесное видение о будущей обители. Он увидел, как Оранская икона Божией Матери (которая является чтимым списком Владимирской иконы Божией Матери) приносится в то самое избранное Василием место, но народ, шествующий за иконой, вместо тропаря Владимирской иконе Божией Матери: "Днесь светло красуется славнейший град Москва... - поет: Днесь светло красуется славная обитель Иверская..." - и на замечание отца Иова, что следует петь иначе, слышит голос от самой иконы, что "надо так". Вслед за тем он увидел, что монахини начинают быстро быстро класть кирпичи и вдруг вырастает церковь. Так избранное им место, получило чудесное удостоверение от Самой Царицы Небесной.
29 ноября 1863 года чудотворная Оранская икона Божией Матери была принесена на место будущей обители и перед нею был совершен водосвятный молебен, а 25 мая 1865 г., уже после завершения всех строительных работ, в обитель была прислана Иверская икона Божией Матери, которая впоследствии будет почитаться как чудотворная.
20 ноября 1866 г., после смерти старца Даниила, послушник Василий был пострижен в монашество с наречением имени Варнава, в честь святого апостола Варнавы. 29 августа 1871 года отец Варнава был посвящен в сан иеродиакона, а 20 января 1872 года - рукоположен во иеромонаха.
20 января 1873 года, по благословению наместника Лавры архимандрита Антония он был назначен народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. Вскоре его назначают и братским духовником скита, и уже 1890 г. - духовником старшей братии скита и пещер.
К прозорливому старцу Варнаве приходили паломники со всей России, он помогал людям каяться, давал душеспасительные советы, по его молитвам исцелялись страждущие. Чаще всего старец советовал больным теплее молиться и чаще приступать к принятию Святых Таин Христовых, кроме того, советовал воздерживаться от излишеств во всём.
Современников поражала глубокая преданность духовных чад старцу, их живая вера в силу и действенность его молитв. Однажды к старцу приехала жена разбитого параличом крестьянина Михаила Сворочаева, она просила помолиться о несчастном, который вот уже десять лет как прикован к постели. Старец Варнава благословил женщину и сказал: "Молись раба Божия, молись: Господь милостив - встанет твой муж..." Вернувшись домой, женщина восславила Господа: исцеленный муж вышел встречать её на крыльцо.
Приведем пример прозорливости старца: Когда послушник Захарий* (будущий старец Троице-Сергиевой Лавры) прибыл из Белых Берегов паломником в Гефсиманский скит, у него не было возможности из-за большого количества страждущих даже увидеть старца. Неожиданно старец Варнава сам вышел, и, обратившись к толпе, спросил: "Где тут лаврский монах? Иди-ка сюда". Никто не откликнулся. Тогда старец спустился по лесенке, и, указывая на послушника, сказал: "Дайте пройти лаврскому монаху". Захарий возразил: "Я не лаврский монах, я из Белых Берегов". Старец ответил: "Знаю, что ты там жил, а теперь будешь жить в Лавре и будешь лаврским монахом... Иди к лаврским воротам, там тебя уже три начальника ждут". Когда Захарий подошёл к воротам Лавры, там действительно стояли игумен и три монастырских начальника. Захарий попросил принять его на жительство в Лавру, и его охотно приняли.
Сохранилось предание, что в 1905 году царь Николай II посетил старца. Известно, что старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.
Старец многим предсказывал будущие гонения за веру, давал прямые и точные указания как им жить в двадцатые, тридцатые и последующие годы. Предсказывал старец Варнава и грядущее возрождение Русской православной Церкви, и святую жизнь во Христе: "Преследования против веры будут постоянно увеличиваться, неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время рассвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет рассвет".
В кратком жизнеописании старца Варнавы сказано, что 17 февраля 1906 года старец по совершении исповеди одной из духовных дочерей в домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения со крестом проследовал в алтарь и скончался... Он был похоронен при большом стечении братии, духовных детей и почитателей своих в нижней, подземной, церкви Архангела Михаила, невдалеке от чудотворной иконы Черниговской Божией Матери.
На его могилке почти сто лет происходили чудеса: люди излечивались от тяжелых болезней, находили духовное успокоение.
В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе московского Кремля Святейшим Патриархом была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова). ( Дни празднования - Июль 6 (Радонеж.), Февраль 17).
Преподобный отче Варнаво, моли Бога о нас!
МОЛИТВА преподобному Варнаве Гефсиманскому
О преподобие отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем, повиновения Господом и служения ближним показал еси. Заповеди Господни возлюбив, в лавру Преподобного Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матери повелением настоятеля Аввы Антония пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар рассуждения и прозрения помышлений душевных от Бога приял еси. Сего ради монашествующим духовный наставник, инокинем созидатель обители Иверския на Выксе реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память Твою яви и иноком учителя Тя верна дарова.
Темже молим Тя, праведный отче, якоже и прежде ходатайствуй пред Богом молитвами Твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным - послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим - любовь Божию и согласие стяжати; алчущим - не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытися; плачущим - утешитися; изгнанником и странником - пристанище обрести; в темнице сущим - от уз свободитися; благочестивым - в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наши направи, да единым сердцем и усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
ПРАВОСЛАВНЫЕ СТАРЦЫ XX ВЕКА
http://svet77-77.narod.ru/
Библиография
1. "Житие преподобного Варнавы, старца Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре", архимандрит Георгий (Тертышников), Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 г.
2. "Старец Захария". Изд-во: Трим, 1993 г.
3. vyksa.nne.ru/Varnava.htm
4. www.gefsimania.ru/varnava.html
5. www.rusderjavnaya.ru/2005/01/a_050008.htm
Прочитано 8346 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 4.8
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
*К прозорливому старцу Варнаве приходили паломники со всей России, он помогал людям каяться, давал душеспасительные советы, по его молитвам исцелялись страждущие*. - Как написано: "Вера без дел мертва...". Вот бы нам всем такое свидетельство веры нашей!
Спасибо тебе , Светлана, за свет во мраке "последних дней"!!
С Богом! Комментарий автора: Спаси вас Господи!