Кто-то стучит
«Се стою у двери и стучу…» - /Отк.3.20/.
На христианских открытках можно увидеть Иисуса стоящего около двери дома. Руки Христа осторожно прикасаются к двери. Кроткий стук Господа. Его желание войти внутрь. Этот образ Христа присутствует в Откровении Апостола Иоанна: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду, к нему и буду вечерять с ним, а он со Мною» - /От. 3. 20/.
Бог взывает к душе человеческой. Он приглашает человека разделить радость общения со своим Творцом и Спасителем. Зов Божий никогда не умолкает. А человек? Как он реагирует на голос спасения? Всегда ли слышит его? Всегда ли ощущает присутствие Господа? Сердце человека может оказаться абсолютно глухим к Божиим призывам. Что же делает его таким жестким? Одна из причин - гордость житейская. Человек воображает, что он сам кузнец своего счастья. Он окружает себя материальными благами, почетом и думает, что достиг верха довольства. Голос Истины не для него. Он уповает на свою изворотливость, предприимчивость, целиком надеется на свои силы. А тем более, если он облечен властью, то гордость растет до непомерных размеров. «Все в моих руках, — думает человек. Кого хочу — милую. Кого хочу - наказываю». Не в таком ли состоянии находился римский наместник Понтий Пилат, когда разговаривал с Иисусом? — Измученный Узник называет Себя Царем? И зачем пришел? Все это пытался выяснить Пилат, допрашивая Иисуса. «Я на то родился и на, то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» — говорит Христос — Ин. 18, 37. «Что есть истина? — равнодушно бросил Пилат, отказавшись от продолжения беседы. Перед нами — типичный чиновник. Он давно утратил веру в существование истины. В Риме царило взяточничество, продажность. А в наше время? Все добивались власти не ради служения народу, а ради личного обогащения. Редко кто помышлял о благородстве и справедливости. Общественное мнение оправдывало такую атмосферу. «Обогащайся, кто как может. Цель оправдывает средства», — считало римское общество. А философ и писатель Плиний приводил в пример расхожую мысль: «Только то, верно, что нет ничего верного». Пилат — олицетворение мира грубого чиновничества. Чиновнику не до высоких материй, он — практик. Одна страсть поглощает его — где бы урвать побольше и как сохранить свое место. «Поиск истины — удел мечтателей и слабаков, а наше дело разделяй и властвуй»! Сердце Пилата оказалось наглухо запечатанным для голоса Истины. Истина, Живая, Воплощенная, стояла рядом. Пилат отмахнулся от нее. Зов Божий не затронул сердечных струн. Гордый чиновник остался наедине со своей властью. Гордость житейская, гордость чиновничья не позволяет человеку открыть двери сердца для Божией благодати.
Не меньшим препятствием может служить и гордость иного рода: религиозно-национальная. Все религиозные традиции она хочет использовать для возвышения национального авторитета. Обращение к религиозным ценностям преследует одну цель — укрепление государственной мощи. Религиозное инакомыслие недопустимо, ибо оно подрывает единство народа. Всякое несогласие с мнением большинства уже подозрительно. «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Прогремел вопрос Стефана в синедрионе у первосвященника, они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» — /Деян.7,52/.
Религиозный национализм начинается с малого. Он претендует на исключительность и несравненность своих обрядов, своих догм, своих традиций. Он весь заражен самолюбованием, высокомерным пренебрежением к иному образу жизни, иному образу мысли. Ему по душе достижение духовного лидерства в своей стране и во всем мире. Проходит время, гордыня растет и как результат, совершается массовая расправа над инакомыслящим. Как назвал Стефан религиозных людей с такой закваской? «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» — /Деян.7,51/ высказывает посланник Божий. «Необрезанное сердце» и «необрезанные уши» — что это такое? Это неспособность отзываться на Божии уроки, на Божие водительство. Человек, ослепленный духом фарисейства, вместо Божией широты, идет путем самодовольной узости. Он уже не замечает Божиего присутствия. Он уже не видит, что «Дух дышат, где хочет» — /Ин.3,8/.
Люди, привыкшие к суетной жизни, тоже мало внимают Божиему голосу. Подобных людей Христос изобразил в притче о званом ужине Лк.14. Речь идет в ней о неком «заговоре извиняющихся». Хозяин зовет людей на праздничный ужин: «Идите, ибо уже все готово». Званые не были знакомы друг с другом. Каждый из них занимался своим делом, и все проявили удивительное единодушие, словно все обдумали заранее и сговорились. Рабу хозяина они ответили отказом. У всех были разные причины, но жизненная позиция одна и та же. «Я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть ее ответил первый—Лк.14,18. Я купил пять пар волов и иду, испытать их заявил второй Лк.14,19. «Я женился и потому не могу придти — сказал третий — Лк.14,20.
Можно ли назвать выставленные причины нелепыми с житейской точки зрения? Отнюдь. «День год кормит», знает земледелец. Возможно, настало время посева. Надо спешить осмотреть землю, чтобы не упустить посевную. Пять пар волов тоже нуждались в скорой проверке. Если они негодны, можно еще вернуть их обратно продавцу-скотоводу пока стадо не ушло далеко. А уж у третьего причина и вовсе уважительная. Законы Ветхого Завета даже специально оговаривали ее: «Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою...» — Вт.24,5. Причины эти не походили на прихоть. Они вызывались жизненной необходимостью и даже имели библейское обоснование. Тогда почему же отказ званых вызвал гнев хозяина? Все, что они делали и чем занимались, было хорошо, но Он предлагал им нечто лучшее и славное. Они довольствовались маленькими житейскими радостями, а Он звал их к радости великой, приглашал к Трапезе необыкновенной. Временное заглушило в них тягу к вечному. Радостный мир в присутствии Божием показался им непривлекательным. Свои эгоистические интересы они поставили выше интересов Царства Небесного. Суета замкнула двери сердца. Зон вечности не подвигнул их на само пожертвование. Шум суеты настолько ошеломляющ, что за ним не слышно глубоких мелодий неба. А тиши напугает людей. Она оставляет человека наедине с самим собой и открывает дорогу Богу. «Остановитесь на путях ваших», — призывал древний пророк, — Иер.6,1б. Труд но, очень трудно остановиться, по тому, что беспорядочная беготня, бессмысленный шум и грохот действуют как наркотики. Они вроде бы отвлекают от болезненных вопрошаний и в то же время изматывают душу. Человек опустошается. А человек пустой изнутри как личность потерян. И главное, он не слышит шагов Спасителя, не отзывается на стук Господа.
Среди Посланий семи церквам Послание Лаодикийской церкви откровенно обличительное. Однако бич Господа это предостережение любви. В чем погрязли верующие Лаодикии? В каком плачевном состоянии оказалась церковь? Она стала ни холодной, ни горячей. Теплохладность вот что подорвало духовные силы. Лаодикийцев окружало материальное благополучие, они любили щеголять дорогой и модной одеждой. Имея все внешние блага, они лишились богатства духовного и не замечали своей нищеты; удовдетворенность материальными вещами принимали за подлинное счастье. Они были счастливы в своих глазах. Но Бог видел в них другое. «Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» От.3,17. Вот Божия характеристика.
Как исцелиться от духовного оскудения? Чем поправить гаснущий светильник веры? Послание напоминает обратиться к Божией сокровищнице. «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное» — От. 3,18. В древности золото было символом не тленных благ, символом духовного богатства. Благодать и чистая совесть — вот что составляет небесное богатство. «Белая одежда» также необходима для духовного пробуждения лаодикийцев.
Лаодикия славилась производством шерстяной одежды. Она была красива, но имела черный цвет. А белая одежда это праведность свыше. Лаодикийцы утратили способность к духовному слуху и к духовному зрению. Автор Послания упоминает о «глазной мази» — От.3, 18. При храме Эскулапа в Лаодикии существовала медицинская школа, где покупали особо ценную мазь для лечения глазных болезней. «Помазать глаза» значит духовно прозреть. Все средства для избавления от теплохладности есть у Бога. Кто не воспользуется ими, о том Слово Божие говорит: « ... извергну тебя из уст Моих» — От. 3,16. Это выражение исполнено особого смысла: вода в город подавалась по трубам из Иераполиса, и, пока достигала Лаодикии, становилась неприятно тепловатой, непригодной для утоления жажды.
Бог работает над душами непрерывно. Он призывает и обличает. Он предлагает дары благодати для духовного исцеления. Стук Господа не прекращается ни на мгновение. И в буре, и в огне, и в веянии тихого ветра Бог хочет достучаться до сердца человеческого. Только бы человек отозвался. Не зря христианские художники изображают символическую дверь с ручкой лишь с внешней стороны. «Се, стою у двери и стучу...» Не надо рваться в космос, чтобы услышать Бога. Не надо искать и особого места. Его живительное дыхание рядом. «Мы Им живем, движемся и существуем... Он недалеко от каждого из нас» - /Деян. 17:27-28/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности