Дефицит семьи
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева»-/Пс.126.3/.
Смысл и значение семьи высоко ценится перед Богом. В наше время трудно встретить истинную, дружную семью. Семейная жизнь в упадке. Но, всё-таки в наше время есть семьи, о которой нужно поговорить. Эта семья редкая, дефицитная которую пришлось встретить путешественнику. О семье, которой он и рассказал:
«Это было так. Заблудившись, шёл путешественник, по лесу не зная где. Увидел вдали деревню. Подошёл к большой заново - отстроенной избе. Из-под ворот вылезли и залаяли на путешественника две косматые собаки.
Окно в избе отворилось, показалось лицо старика с длинной седой бородой.
- Пусти меня, дедушка переночевать. Устал, заблудился! – взмолился он старику.
Старик помолчал несколько минут, пытливо вглядываясь в него.
- Милости просим, молодой человек. Не обессудь. Чем богаты, тем и рады! – промолвил он.
Путешественник вошёл в избу. Она полна народу. Трое мужиков чинили сбрую, несколько женщин что-то шили. Ребятишки играли около взрослых. Путешественник подумал, что у старика собрались гости, и тихонько сел на лавку оглядывая собравшихся.
Старик, по-видимому, угадал его мысли.
- Чему дивишься? - усмехнулся он, - думаешь, народу больно много? Это, родимый, все свои, семейные – вместе живём. Мария приготовь путешественнику перекусить… - прервал, он свою речь обращаясь к молодой девушке, усердно что-то делавшей. Наверно, устал в дороге-то?
Действительно путешественник, так устал и измучился, что, едва отведав яичницу, которую чудесно приготовила Мария, завалился спать и спал, как убитый до утра.
Утро наступило ясное, светлое. В избе началось движение с зарёй. Но ходили тихо и говорили шепотом, из боязни разбудить уставшего. По-видимому, это было непривычно для них, особенно для ребят, которых постоянно унимали и оговаривали.
Путешественник встал рано в прекрасном расположении духа. Ему показалось, что он давно знает старика и его семью. Так хорошо себя чувствовал среди них. Почтительный седой старик, с добродушным и вместе с тем строгим лицом, пришёлся по душе. Видно было, что он стойко держал в своих руках бразды правления, и вся семья глубоко почитала его. А семья была громадная.
Когда все разошлись после обеда, путешественник выразил старику своё удивление.
- Как это вы все вместе живёте? Тесно, я думаю, всем? Много ведь всех.
«Брачная пара в отличие от прежней не только не отделяется от родителей, а ставит основной целью укрепление с ними связи, а также познание предков, просвечивание своих душ, в которых встают их образы. Эта пара становится «соединением таких двух существ, которые наиболее пробуждают деятельность друг в друге, иначе сказать, в этом союзе животный, половой инстинкт превращается в героизм, в подвиг, не как порыв, а как возвышенное продолжительное действие». Брачный союз, своей высшей целью полагающий не рождение, а воскрешение, становится в идеале основным поприщем обретения «положительного целомудрия», сознательного претворения эротической энергии в творческие мощности. Брачная чета – «необходимое звено в генеалогии человеческого рода» /Н.Фёдоров – философ/.
Старик улыбнулся. – В тесноте, да не в обиде. Обид мы не знаем. А что много нас, это твоя, правда. У нас к избе со двора три клети подстроены. Да и баню занимаем. Ещё строится, хотим. Вместе лучше жить. Вот гляди сколько нас. Я да старуха моя, три сына женатые с жёнами и ребятами при мне живут, ещё сын паренёк, да дочка у меня меньшая. Старшенькая дочка моя овдовела. Тоже значит, у меня с ребятами живёт. Вот и считай нас. А зато, путешественник, все работники, рук, сколько у нас, работа кипит. Пашня ли, жниво ли, покос ли, у нас у первых раньше всех поспело. Ещё другим поможем. Это вот, нечто, не работник? – ласково потрепал он щеке маленького, белокурого мальчика. Мои внучата - добрые ребята. Благодарить Бога. Их работать, по-маленько приучаем. Пускай учатся».
- Но в такой огромной семье, дедушка, я думаю без ссор не обходиться? Женщины, наверное, ссорятся? – спрашивал путешественник.
- «Нет, путешественник, этого у нас нет. Душа в душу живём. Старуха у меня добрая, невестки её, как мать родную любят. Это, путешественник, как поставить. У нас так дело стоит, что ни ссоры, ни обид слухом не слышать. Не поладят бабы, сейчас ко мне… я всё рассужу, сам за всем гляжу. Сынки мои, слава Богу, делиться ни в жизнь не хотят. И верно, путешественник! Работников у нас много, работа кипит. Ну, и достаток есть. У баб шёлковые сарафаны имеются. А погляди, у других беднота, какая! Жалость глядеть! Мы живём сообща, своим судом судим и награждаем. И нечего Бога гневить, хорошо живём! – Семья добрая, человеку счастье и родине помощь. В доброй работной семье и ребята добрыми работниками вырастут. Так-то путешественник!».
«Общий дом — это место постоянной притирки. Жизнь под одной крышей всегда компромисс, и поэтому нужно по-настоящему любить друг друга, чтобы вынести всё» - /К.Кофта/
Слова старика подтвердились. Путешественник загостил у них, и прожил целую неделю. Было время у него, чтобы понаблюдать за редкой семьёй проживающей в наше время. И по правде сказать, присмотрелся он к ним и дивился. Семья была, по истине, примерная. Все были на лицо перед путешественником. Никто не скрывался. И за всё время он не заметил косого взгляда недоброго слова в семье. «Открытость и честность во взаимоотношениях – краеугольный камень счастливой совместной жизни» /А.Либина/.
Все жили необыкновенно дружно и мирно. «Счастливые пары ссорятся ничуть не меньше, чем несчастливые. Но у них ссоры никогда не приобретают затяжного характера, они никогда не посвящают в конфликт посторонних, и, кроме того, после каждой ссоры они возвращаются к тому уровню взаимопонимания, который является нормальным и исходным для них. /Г.Дейнега/
Начинался ли спор между взрослыми, или начинали ссориться женщины, или капризничали дети – старику стоило только взглянуть на них строго и пристально, и всё утихало. Он был душой этой согласной и мирной семьи, оберегал её, следил за ней.
«Как глава дома муж несёт ответственность за жену, за брак и за дом. На него возложены забота о домашних и защита их. Он представитель своего дома пред миром, он опора и утешение домашним. Он домоуправитель, который наставляет, наказывает, помогает, утешает и предстоит пред Богом за свой дом» /Д.Бонхеффер/.
А между тем путешественник не слышал, чтобы старик ругался или кричал. Он говорил всегда спокойно и строго. Путешественник часто беседовал с ним по душам.
- «Матушка моя – была истинно добрый человек, говорил старик. Добру она меня учила; учила в Бога верить, людей любить, семью вести, в согласии и мире её держать! Часто она говорила мне: Береги, Архип, семью. В ней счастье человека. Мир да согласье семейное - выше всего! Я с этим вырос и так детей растил. Сыновья мои нас со старухой почитают, семью свою, крепко жалеют и берегут. Спасибо матушке! Мир ей святой душе».
Надо было видеть, как уважали в деревне старого Архипа, каким почётом пользовалась его семья. Дело, какое было решить, совета ли спросить. Все шли к нему, веря в его разум и правдивость.
- «Вот так, путешественник, - смеялся мне старик, - есть и у нас завистники. Семье моей, миру да согласию нашему завидуют. Колдуном, слышь, меня прозывают. Будто я колдую. Оттого у нас мир, да любовь». Старик добродушно смеялся.
Время, которое путешественник провёл, в семье Архипа никогда, не забудется. Нигде он не чувствовал себя так хорошо, как в этой простой крестьянской – христианской семья.
С глубоким уважением всегда путешественник вспоминает, как по промыслу Божьему, его случайная встреча в такой семье многому научила, и дало для дальнейшей семейной жизни.
Простой крестьянин, он умел понимать, умел оценить смысл и значение семьи.
Это быль или народное сказание, каждому решать. Главное суть в этой статье, как держать семейный очаг в порядке. Как написано: «Только всё должно быть благопристойно и чинно» - /1Кор.14.40/.«Под хорошей крышей дом дольше простоит, за хорошим мужем жена дольше проживёт». /Карельская народная мудрость/. «Муж должен быть отцом семейства, поддерживающим всё, как камень, поставленный во главу угла» /Ч.Сперджен/ И домашний очаг дольше продержится.
|