Доброта
«Быть добрым – благородно,
но учить других доброте – ещё благороднее
и менее хлопотливо к тому же» - /Марк Твен/
«Даже о доброте его они говорили при мне…» - /Неем.6.19/.
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» - /С.Р.Я.О./.
Любящая доброта – ценное качество. Любящая доброта – основное еврейское слово хесед, значит милость – это качество, которое Бог ценит и которое Ему приятно проявлять к своим верным служителям. Это качество должны ценить также и те, к кому оно проявляется. У Давида были все основания написать: «Как драгоценна милость Твоя, Боже!» - /Пс.35.8/.
Чтобы лучше понять это ценное качество, необходимо исследовать, что означает, соответствующее ему слово в языке оригинала и как это качество проявлялось, в библейские времена.
Как в христианских греческих писаниях, так и в еврейских писаниях часто упоминается слово «доброта». Еврейское слово хесед в связи с добротой встречается 245 раз. Родственный глагол хасад означает «поступать преданно (или с любящей добротой)» и несёт в себе больше, чем просто мысль о нежной заботе или доброте, основанной на любви, хотя и включает в себя эти особенности: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно» - (Пс.17.26). Хесед – это доброта, которая с любовью проявляется к кому-либо до тех пор, пока не достигнет в отношении него своей цели. Согласно «Ветхозаветному богословскому словарю» под редакцией Г.Боттервека и Х.Ринггрена, хесед – энергичное, социальное и стойкое качество. Хесед всегда указывает не только на отношение человека к кому-либо, но и на действие, к которому побуждает такое отношение. Это действие, которое сохраняет или поддерживает жизнь. Это вмешательство на благо того, кто переживает несчастье или беду. Это проявление дружбы и верности. Это стремление к добру, а не к злу. Поэтому слово хесед наиболее полно передаётся выражением «любящая доброта». Т.к. оно тесно связано с верностью, сплочённостью и испытанной преданностью, другим переводом может быть выражение «преданная любовь». Во множественном числе это слово может переводиться выражениями: «проявления любящей доброты», «дела преданной любви», «всеобъемлющая любящая доброта» или «всеобъемлющая преданная любовь». «Господи, и милости Твои, ибо они от века» - (Пс.24.6), «неизменные милости, обещанные Давиду» - Ис.55.3).
Любящая доброта – это ценное качество Бога, которое приносит Ему радость и которое проявляется во всех аспектах Его отношений с Его служителями. «Как драгоценна милость Твоя, Боже!» - /Пс.35.8/. «И у Тебя, Господи, милость; ибо Ты воздаёшь каждому по делам его» - /61.13/; «Он, потому что любит миловать» - /Мих.7.18/. Если бы это было не так, они давно погибли бы: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» - /Пл.3.22/. Поэтому Моисей мог просить за мятежный народ Израиль, как на основании великого имени Бога, так и на основании того, что Он – Бог, проявляющий любящую доброту: «Но Моисей сказал: …«Господь многомилостив, прощающий…» (Числ.14.13-19).
Как показывает Писание, любящая доброта, или преданная любовь Бога проявляется различным образом и в самых разных обстоятельствах. Она необходима, когда нужно спасти и сохранить жизнь. «…спаси меня ради милости Твоей» - /Пс.6.5/. «По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих» - /118.88/, а также приносит утешение в бедах «Да сотворит Господь с вами милость» - /Руфь 1.8/. Любящая доброта Бога была выдающимся образом проявлена к Лоту. «Но Лот сказал им: … Вот, раб Твой обрёл благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою» - /Быт.19.18-22/. «Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму» - /Мих.7.20/. И Иосифу (Быт.39.21). Её действия также было признано при выборе жены для Исаака (Быт.24.12-14, 27).
С момента образования народа Израиль и на протяжении всего времени его существования любящая доброта Бога в отношении его завета продолжала проявляться выдающимся образом (Исх.15.13;Вт.7.12). Так было с Давидом (2Цар.7.15; с Ездрой и его единомышленниками (Езд.7.28;9.9) и с тысячами других людей (Исх.34.7; Иер.32.18). Оставаясь верным завету о царстве, заключённому с Давидом, Бог не перестал проявлять любящую доброту даже после смерти Иисуса, потому что Он воскресил этого преданного, исполнив тем самым пророчество: «Дам вам доказательства любящей доброты, явленные Давиду, которые надёжны» (Пс.15.10; Деян.13.34; Ис.55.3).
Эта любящая доброта Бога и привлекает к Нему людей (Иер.31.3). Они доверяют ей (Пс.12.6;51.10), надеются на неё (Пс.32.18,22), молятся о ней (Пс.50.3; 84.8; и утешаются ею (Пс.118.76). Они благодарят Бога за Его любящую доброту (Пс.106.8,15,21,31), благословляют и восхваляют Его за неё (Пс.65.20; 113.9; 137.2), а также рассказывают о ней другим (Пс.91.3). Им, как и Давиду, никогда не нужно пытаться скрывать её (Пс.39.11), потому что она является благом (Пс.68.17; 108.21) и неисчерпаемым источником радости (Пс.30.8). Несомненно, Божья любящая доброта сравнима с путём, по которому приятно идти (Пс.24.10).
В других библейских стихах подчёркивается изобилие Божьей любящей доброты (Пс.5.8;68.14;Иона 4.2), её величие (Числ.14.19) и постоянство (3Цар.8.23). Она высока, как небеса (Пс.35.6;56.11;102.11;107.5) она наполняет землю (Пс.32.5;118.64), распространяется на тысячи поколений (Вт.7.9) и длится вечно (1Пар.16.34, 41;Пс.88.3; Ис.54.8, 10; Иер.33.11). В псалме 135 в каждом из 26 стихов повторяется фраза: «Любящая доброта Бога вечна».
Часто эта характерная замечательная черта Бога, Его любящая доброта, связывается с другими великолепными качествами – с Божьим милосердием, великодушием, с Его истиной, прощением, праведностью, миром, судом и справедливостью (Исх.34.6; Неем.9.17; Пс.84.11;88.15; Иер.9.24).
Из всего вышесказанного становится ясно, что те, кто хотят получить одобрение Бога, должны «любить доброту» и проявлять друг к другу любящую доброту и милосердие» (Мих.6.8; Зах.7.9). Как говорится в Притче: «ценное в человеке – его любящая доброта»; она приносит ему щедрые вознаграждения (Прит.19.22;11.17). «Нет ничего радостнее и приятнее делания добра. Даже самое маленькое добро – оказать услугу, уступить место, помочь встать – приятно и хорошо» - /И.Соколов-Микитов - русский писатель/.
Бог помнил о любящей доброте, которую проявлял Израиль в дни своей юности, и радовался ей (Иер.2.2). Но когда она стала «подобна утренним облакам и рано исчезающей росе», Бога это не радовало, потому что, как Он говорит, ему «приятна любящая доброта, а не жертвы» (Ос.6.4, 6). За недостаток любящей доброты Израиль получил порицание, но даже это порицание было проявлением любящей доброты со стороны Бога (Ос.4.1; Пс.140.5). Израиль получил совет вернуться к Богу, проявляя любящую доброту и справедливость (Ос.12.6). Эти качества человек должен проявлять всегда, если он хочет обрести благосклонность в глазах Бога и людей (Иов.6.14; Прит.3.3.4).
В Библии описывается много случаев, когда люди проявляли любящую доброту к другим. Например, Сара проявила такую преданную любовь к своему мужу в земле, где жили враждебно настроенные люди, когда защитила его, сказав, что он был её братом (Быт.20.13). Иаков попросил Иосифа проявить это качество по отношению к нему и пообещать, что тот не похоронить его в Египте (Быт.47.29; 50.12.13). Раав попросила, чтобы израильтяне проявили к ней любящую доброту и сохранили жизнь её домочадцам, потому что раньше она сделала то же самое для израильских соглядатаев (И.Нав.2.12, 13). Вооз похвалил Руфь за проявление этого качества к нему и к его дому (1Цар.20.14, 15; 2Цар.9.3-7).
Мотивы и обстоятельства, которые побуждают людей проявлять доброту или любящую доброту, могут быть самыми разными. Единичные случаи проявления доброты могут говорить о традиционном гостеприимстве или о присущей человеку сердечности, но это далеко не всегда свидетельствует о его благочестии. (Сравните Деяние 27.1.3; 28.1.2).
В случае с человеком из города Вефиль предложение проявить к нему доброту было, по сути, вознаграждением за ожидаемые от него услуги (Суд.1.22-25). В других случаях о проявлении любящей доброты просили тех, к кому раньше уже было проявлено расположение, возможно, потому, что теперь просители были в тяжёлых обстоятельствах (Быт.40.12-15). Но подчас люди забывали отвечать тем же на проявление к ним любящей доброты (Быт.40.23; Суд.8.35). Как показывает притча, многие люди говорят о своей любящей доброте, но мало кто её проявляет (Прит.20.6). И Саул, и Давид помнили о любящей доброте, которую проявляли к ним другие (1Цар.15.6, 7; 2Цар.2.5.6), и, видимо, по сравнению с языческими правителями, израильские цари пользовались репутацией людей, проявляющих любящую доброту (3Цар.20.31). Тем не менее, однажды любящая доброта Давида была отвергнута из-за неправильного понимания мотивов, побудивших царя её проявить (2Цар.10.2-4).
Исследование еврейского слова хесед показывает, что это больше. Чем просто доброта, к которой побуждает любовь. Оно подразумевает, что между тем, кто проявляет любящую доброту, и тем, к кому она проявляется, сложились определённые отношения. Эта доброта, которая с любовью и преданностью проявляется к кому-либо до тех пор, пока не будет достигнута важная цель этой любящей доброты.
«Только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость бытия, радость взаимоотношений. Воспитание доброты требует от учителя большого такта и чуткости» - В.Сухомлинский/.
Мы рады, что Бог проявляет любящую доброту к своим верным служителям, как ко всем в целом, так и к каждому в отдельности. И человек также не должен забывать об этом. Поэтому в Писание написано: «Напоминай…быть готовыми на всякое доброе дело» - /Тит. 3.1/.
Если мы будем подражать Богу в проявлении этого ценного качества, у нас будут тёплые, близкие отношения с людьми, мы будем драгоценны в глазах Бога и в будущем пожнём благословения, в том числе вечную жизнь.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности