Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
(1Тим.5:1-2)
Мы совершенно точно знаем, что в церкви мы должны увещевать друг друга. Нас к этому призывает Писание. Одно из таких призывов: «Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1Фесс.5:11). Но не плохо бы научиться, как правильно увещевать. Нужно определиться и с тем, каким тоном делать это, с каким отношением приниматься за увещевание. Немаловажно это, судя по фрагменту из 1Тим.5:1-2.
В жизни мы встречаемся с разными вариантами увещевательных тонов. Это могут быть: тон «От начальника к подчиненному». Такой называют «выходом на ковер» (на ум приходит заяц с поджатыми ушками). Начальник увещевает строго, с позиции силы и власти. Его цель – заставить, потребовать, наказать. Он не терпит пререканий. Подчиненный для него – рабсила, он должен слушаться просто потому, что он подчиненный. А главное – между ними сохраняется дистанция, рассчитывать на дружеские отношения здесь не следует. Начальник и подчиненный – как две разные «касты».
Есть подход «От продавца клиенту». Первый консультирует второго относительно товара. Здесь оба человека – чужие друг другу. Продавец часто лицемерит, улыбаясь клиенту, думая про себя: «Ты мне нужен только для того, чтобы сбыть товар». А для этого в ход идет нередко лесть, в худшем случае – ложь.
Существует такой подход, как «От педагога к ученику». Тут часто бывает замешана гордость. Педагог, порой, слишком много знает, чтобы отказать себе в удовольствии попрекнуть отрока. Ученик – этакий несмышленыш, который должен соглашаться, даже если не прав. Прекословие с его стороны пресекается. Правда здесь оба человека ближе друг ко другу, чем в случае начальник-подчиненный. В таких отношениях может присутствовать много искренности и настоящей любви, но надменности дело минует редко.
Есть и множество других примеров. Все эти варианты существуют издревле, и когда появляется какая-то новая организация или общество, где требуется увещание, они вряд ли придумают что-то новое. Просто перенимают у существующего.
А теперь вернемся к нашему вопросу. Что должна была перенять церковь, когда появилась на свет она? Увещание по типу начальник-подчиненный? Как продавец-покупатель? Как педагог-ученик? На что это должно быть похоже? Это и есть главная тема фрагмента из 1 послания Тимофею 5:1-2.
Можно строить догадки относительно того, к чему было искушение у «первохристиан относительно этих увещеваний. Судить можно, например, по настрою, который до пятидесятницы бытовал у Апостолов. Иаков и Иоанн «сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мар.10:37). Они подумывали о том, чтобы перенять иерархический строй для отношений в церкви. Иисус ответил им тогда: «Почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так…» (Марк10:42-43).
Возможно и у верующих в Ефесе, где нес служение Тимофей, была склонность к копированию иерархических методов увещания. Вполне возможно, что и Тимофей по неопытности своей был склонен к этому, хотя о нем чаще говорят как о скромном, робком юноше. Однако факт остается фактом: Павел нашел нужным объяснить, как правильно увещевать в церкви. Так вот, увещание нужно перенять у семьи. Оно должно быть семейным: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою».
В церкви все должно быть как в семье. Члены семьи, как правило, разного возраста. Тут могут и деды и правнуки жить вместе. И, несмотря на то, что один из них опытней, другой – менее, и роль каждый может играть в семье свою, отношение в ней – родственные. Здесь люди друг ко другу не чужие, один член другому желает добра, и если увещает и учит чему-то, то скорее ради пользы, искренне.
Конечно, бывают и ненормальные семейки, в которых друг друга не особенно любят. Но это уже отклонение, своеобразная мутация. Таких, увы, немало – сила греха настолько сильна, что эгоизм становится возможным даже по отношению к своим близким родственникам. Но когда нам говорят о том, чтобы в церкви мы относились друг ко другу по семейному, имеется ввиду, чтобы мы брали пример с идеальной семьи. Если мы такие встречали редко или вообще никогда, то можно ее, по крайней мере, представить. Ее образец дает нам Священное Писание. В такой семье, которая соответствует Писанию, дети слушаются родителей (Притч 1:8), те в свою очередь наставляют с любовью, не раздражая отпрысков (Ефес. 6:4), муж – любящий глава семьи (1Пет 3:1-6), а старцы уважаемы (Лев.19:32).
В хорошей семье любят, уважают, желают добра, а увещевают из желания по настоящему помочь. Не из соображений гордости, без лести, не с позиции какой-то дистанционной власти. В ней нет упреков, а есть доброе увещание. Вот такое увещание нужно перенимать церкви.
Старец для остальных членов – не просто человек, он не подчиненный, не клиент, не чужой. Он – отец (или дедушка). Соответственный к нему и нужен подход. Молодые – эти тоже не чужие, они, хотя и ученики, но не чужие ученики, а родные. Должно быть к ним и семейноое отношение. Оно может быть и строгим и твердым, но не должно быть укоряющим.
Укор – это критиканство, придирка, это когда замечание делается грубо, без любви. Укор часто делается с целью показать себя, вместо того, чтобы принести пользу ближнему. Укор – это своего рода демонстрация своего превосходства. А такое попросту недопустимо в церкви. Писание говорит: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3).
Павел, сказавший это, сам старался следовать этому. Когда Апостол Петр понуждался в обличении, он потрудился обойтись без обвинительных заявлений. Кротко задал Петру вопрос: «Если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? (Гал.2:14). Павел не укоряет, не ставит себя выше, мол: «Я тут заметил, что ты, Петр, ничего не смыслишь в искренности, грешишь, лицемеришь. Совсем ты никудышный Апостол. Вот я – никогда так не делаю, я - лучше».
Хороший братский пример можно найти и в книге Бытие: «И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт.45:4-5). Иосиф продан братьями в рабство – это явно не по-братски. Но вот через много лет, когда Иосиф становится вторым человеком в Египте, он к своим братьям относится по-братски. Вот он эталон для нас. Иосиф не только простил, и не только спасает их от голода, он принимает их как равных, обнимает, любит.
Когда Павел отправляет к хозяину сбежавшего от него, но уверовавшего теперь раба, пишет хозяину письмо, чтобы тот принял его: «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе» (Флм.1:16).
С позиции власти, не по-семейному, часто увещевают, когда в церкви есть иерархия. Не по-братски, не по-семейному выглядит, если Священник принимает исповедь, сохраняя при этом дистанцию. Его приглашают на отпевание, а он, придя, видит в пригасивших каких-то чужих ему людей, хотя, может быть и прихожан его церкви, но, тем не менее, посторонних. Ведь они относятся к другой стороне, к людям, которые посещают церковь, а не являются ее частью.
Хорошо, что в нашем евангельском братстве стараются жить по-библейски. Один из семи принципов баптизма гласит: «Всеобщее священство верующих, отсутствие деления членов церкви на духовенство и мирян». Только не было бы это когда-нибудь забыто, как забывают порой многие принципы и истины. Для того и существует в Библии напоминание: у каждого из нас свое служение, одних Бог поставил «Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11-12), но все это для служения, не для того, чтобы отделить одних членов церкви от других. Мы – семья. И увещевать должны друг друга по-семейному.
Комментарий автора: Буду очень признателен читателям за отзывы.
Олег Шорсткин,
Россия, Самарская обл., г. Тольятти
Служение пастора в одной из церквей ЕХБ г. Тольятти. Издаю газету (www.doposle.ru). сайт автора:Газета
Прочитано 7645 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Очень актуальная тема. Спасибо. Мы так
любим "увещевать" друг друга, по-разному конечно, но автор так разоблачил
наши мотивы, что сказать нечего.
Самое важное, что я поняла: люди должны
быть родными в церкви, о родных болит
душа, все остальные "модели" отношений
ранят больше чем наставляют и приносят
пользы. Спасибо за статью Комментарий автора: Случается, что иной человек понимает не так, как ты написал. Но это не тот случай. Благодарю Вас, Оксана.
Очень хорошо и понятно,потому у апостолов все слова шодилис с делами.Главное слушат и делат что они сказали.А тепер проверте как по молитвам нынешних свышеников идут исцеления,слепые,хромые,просто бесноватые которыми безуспешно заняты психиатры.Почему каждая просьба,по молитве не принята и не исполнена Богом,Бог каждую минуту слышит молитвы и отвечает всем.А кто ети ответы слышит и исполняет.А в голове роятся за день более ста идей для которых надо уделить 1000 лет.И что с ними делать,начат выполнять либо бросит либо спросит у вас у вась таже ситуация.Идет постоянная заброска идей в головы бессами во сне и на яву через мать отца,ведь наградил нас всех один отец Адам и Ева такои бедои как смерть,а ведь ее не было.И чтоы выити из нее потеряв только тело но хоть душу сохранит,знают не все пастыри как самому ето реально сделать.Иисус Христос о тело сохранил,Мать тоже и душу и тело сохранила,Иоан Богослов тоже с телом ушел невредимым,а другие душей а тела на земле.,но их мало.Спасаитесь,Ишите подвижников духовных. Комментарий автора: Что делать с мыслями? На днях жена мне сказала: "Когда разговариваешь или думаешь о Боге, то на душе так спокойно и хорошо становится". Вот такие мысли нам и нужны. Одни мысли заменяешь другими и все становится на свои места. Чтобы убрать воздух из стакана не нужно его оттуда выкачивать насосом, просто налейте воды. Воздух уйдет сам.
Станислав Вершинин
2006-05-11 08:09:33
Отлично. Есть просьба к автору, осветить и параллельные темы: назидание, дискуссия и т.д. Между ними и увещеванием границы размыты, поэтому и путают люди средства. Цели у этих явлений, наверное, разные? Если да, то разные и средства. Ведь где-то надо даже брать за шиворот!
С Богом! Комментарий автора: Прошу прощения у Станислава, что отвечаю так поздно, спустя несколько месяцев. Но почему-то на мой Е-майл больше не приходят сообщения, оставленные в комментариях. Видимо, технические неполадки.
Я с вами согласен, Станислав, иногда нужно брать и за шиворот. И не только во время назидания и дискуссий, но и во время увещаний. И нельзя сказать, что это не по-семейному. Я воспитываю двух детей, и тоже приходится быть не только спокойным и милым папашей. Как сказал один мой знакомый, христиане должны быть добрыми, но не добренькими. Но мои дочки, надеюсь, чувствуют, что когда их мама с папой наказывают, то одновременно и любят, и они не чувствуют нас чужими.
Вам, как и мне, вероятно, доводилось в свой адрес нередко слушать критику, но одно дело, когда она исходит от равнодушных людей, и другое - когда от любящих.
Помню как-то один брат убрал из Интернета свою статью спорного содержания. Когда его спросили на форуме почему он это сделал, он сказал, что ее раскритиковали люди, которые были к нему добры. Правы они или нет – другой вопрос. Но то, что у добрых больше шанса быть услышанными – это факт.
Станислав
2007-01-15 13:19:27
Однозначно! Спасибо, Олег.
Сергей
2008-07-20 16:14:45
Если уж говорить о "классическом тоне" увещевания, то вряд ли найти лучшее нежели у Святых Отцов - основателей Апостольской Церкви. Вот что пишет Преподобный Иоанн Лествичник (5-й век по Р.Х.),
- Послушаем и о другой преславной добродетели тамошних отцов. Блаженные сии и во время трапезы не прекращали умного делания; но некоторыми, обычными у них, тайными знаками, напоминали друг другу о внутренней молитве; и делали это не только на трапезе, но и при всякой встрече друг с другом, и при всяком собрании. Если же кому-нибудь из них случалось впасть в какой-нибудь проступок, то братия убедительно просила его сложить на них все попечение по сему случаю, и ответ пред пастырем, и наказание. Посему и великий сей муж, зная об этом делании своих учеников, назначал уже легчайшие наказания, будучи уверен, что наказываемый не виноват; даже он и не изыскивал, кто из них подлинно впал в проступок.
Эти строки из величайшей Святоотеческой книги "Лествица". И МНОГИМ современным общинам, именуемым себя церквами, следовало бы учиться у Святых Отцов благоговейному отношению к Богу, к пастырю, друг к другу. Увы, в современных общинах ни святоотеческой литературы не знают, ни опыта благоговейного общения не имеют. Комментарий автора: По моему нет более авторитетных основателей апостолькой церкви, чем сами апостолы.