«…всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа!» - /Ек.4.4/.
В то или иное время мы все это переживали. Она настолько распространена, что большинство людей не видит в ней особой проблемы. Они считают её просто безобидной, человеческой эмоцией. Но они сильно ошибаются.
Насколько бы невинной она иногда ни казалась, зависть, в действительности, является ядом предназначенным обращать любовь в ненависть и парализовывать силу веры в вашей жизни. Если вы хотите увидеть, насколько смертоносной может быть зависть, просто посмотрите, что говорит на этот счет Писание: «Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» - /Иак.3.16/. «Каковы бы ни были ваши претензии, как бы вы ни думали о себе, однако, если вы убиваете любовь и разрушаете мир, давая место горькой зависти и сварливости, то у вас есть множество причин, для того чтобы перестать хвалиться» - /Мэтью Генри/.
Баркли размышляет так: «…в ней говорится о зависти. Уже древние греки видели ее страшную опасность. Демосфен, например, высказался по этому поводу так: "Зависть - признак совершенно порочной человеческой природы"; а Еврипид говорил: "Зависть - самая опасная из распространенных среди людей болезней". У греков была даже такая поговорка: "Зависти нет места в Божьем хоре". Зависть вызывает горечь, горечь - ненависть, ненависть ведет к убийству. Зависть может отравить всю жизнь человека и убить в нем все добрые чувства».
«Не благо зависть, а порок: жизнь заволакивает тучей, когда ниспосылает рок другим благоприятный случай» /Э.Остоженская/.
«Кто живёт в зависти, злобе и распрях, тот живёт в неустройстве, и его легко можно спровоцировать на любое худое дело» - /Мэтью Генри/
Какого рода «худое» принесет через эту открытую дверь зависть? Все, от депрессии до убийства. Да, убийства! Это за первое пролитие человеческой крови. Библия рассказывает нам об этом в Бытие 4:3-7:
«Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земля дар Господу. И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: «почему ты огорчился? и отчего поникло лице твоё? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». Если ты хорошо поступаешь, разве ты не будешь принят? А если ты не поступаешь хорошо, грех лежит у твоих дверей; он влечет тебя к себе, но ты должен господствовать над ним. Каин чувствовал зависть из-за того, что его брат получил одобрение от Господа, а он — нет.
Но заметьте. Господь не сказал: О, Каин, не беспокойся об этом. В конце концов, эти чувства являются просто естественными. У тебя просто небольшое соперничество с родным братом.
Нет. Он сказал: «Каин, грех лежит у твоих дверей»
Нам всем нужно прислушаться к этим словам. Нам нужно осознать, что зависть — это грех. Она противоположна любви. Она от дьявола, и если мы позволим ей оставаться в нашей жизни, очень скоро мы будем подчиняться тому злому духу, который ею управляет.
Это именно то, что сделал Каин, и, как результат, он «восстал на Авеля, брата своего, и убил его» (8-ой стих).
Явление зависти существовало всегда. В древнейшей книге человечества – Библии, содержится множества примеров тому, как зависть разрушает межчеловеческие отношения. Каин из зависти убил своего брата Авеля. Зависть являлась причиной соперничества между Иаковом и Исавом. Зависть побудила братьев Иосифа продать его в рабство. Из зависти Марфа начала возмущаться своей сестрой Марией. Да и одной из причин осуждения Христа являлось опять таки зависть. Слишком уж сильным стало его влияние в народе, что было абсолютно не по вкусу первосвященникам.
В мире нет наверное ни одного человека, который бы никогда не испытывал чувство зависти. Проявления её различны. Это могут быть как ревность или недоброжелательность, так и алчность и стяжательство. Именно зависть имеет в виду Бог, когда говорит в десятой заповеди: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20.17).
Вам уже случалось когда-нибудь мысленно сравнивать себя с кем-то из вашего окружения? И при этом придти к выводу, что тот другой вас в чём – то превосходит? Вы размышляли дальше – представляли себе, что бы было, если бы вы могли делать или иметь то же самое, что и он. Как хорошо бы вам тогда жилось, каким бы уважением вы пользовались, какие возможности имели. А потом из этих мечтаний вы возвращались в действительность и замечали, что в вас что-то произошло. Вы только и делали, что видели преимущества других и свои недостатки. Вы становились, недовольны собою, своей судьбой. Знаете ли вы, какое качество в вас в таком случае зародилось? Зависть.
Давайте рассмотрим подробней историю убийства Авеля Каином. Всё началось с того, что жертва Авеля была приятна Богу, а жертва Каина – нет. Перед убийством Бог, как добрый наставник, обращается к Каину с наставлением: «Почему ты огорчился? Отчего поникло лицо твоё. Если делаешь доброе, то можешь спокойно поднять лицо твоё, а если не делаешь доброго, то у дверей твоих грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним» - (Быт.4.6-7). Каин не внял голосу Господа. Его взгляд оставался упрямо направленным вниз. Он не мог справиться с тем, что Бог принял жертву Авеля, а его отверг.
В чём же причина такой разницы? Возможно, в сердце Авеля жила радость. Каин же был человеком недовольным. Он только исполнял свои обязанности, но внутреннего удовлетворения это ему не приносило. Благословения Бога не вызывали в его сердце ни радости, ни благодарности. Но зато он всегда замечал, что происходило у его брата. И сравнивал. Это вызывало недоброжелательность. «Бог обделил меня. У Авеля больше, чем у меня, у него стада большие. Бог о нём заботится больше чем обо мне».
Преимущества Авеля стали для Каина непреодолимым преткновением, гниль недоброжелательства излилось и принесла страшные плоды. Каин убил своего брата. Кому он этим больше навредил? В первую очередь самому себе. Облегчения он не получил. Завистливый человек всегда вредит самому себе прежде, нежели тому, кому завидует. Рассказывают об одном мужчине, который был, съедаем завистью. Хотя он был не самым плохим, он всегда смотрел на тех, кто были лучше его. Он всегда считал себя чем-то обделённым. Ему всегда было мало. Честолюбие заставляло его стремиться быть лучше других. Для этого он готов был работать день и ночь. Со временем его здоровье ухудшилось и однажды он полностью «сдал». Врачи вынуждены были сделать срочную операцию на желудке. Размышляя над собой и своим состоянием, он пришёл к выводу, что сам во всём виноват. Он ненавидел свои границы и свою ограниченность. Это вызвало в нём горькую зависть и непреодолимое стремление быть во всём лучше. Оно приняло болезненные формы и привело к тяжёлой язве желудка.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что зависть, это своего рода слепота, которая не видит своих собственных даров и преимуществ и полностью концентрируется на преимуществах других. Завистливый считает своими врагами даже тех, кто его ничем не обидели. Их вина заключается уже в том, что они в чём-то лучше его.
Зависть ещё, более непримирима, чем ненависть. Если ненависть ещё можно утолить какой-то жертвой, то зависти всегда и всего мало. Если человек имеет в себе зависть, он будет с болезненным постоянством искать объект которому можно завидовать. Некто сказал: «Завистливый скорбит, глядя на более благополучных, не видя себя равным им; томится при виде равных себе, желая преимущества пред ними; грустит при взоре на низших, опасаясь, чтобы они не сравнялись с ним, или даже не превзошли его»
Каковы последствия зависти? Один мудрец древности выразил их так: «Зависть – страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых; и справедливая, потому что сушит питающих её».
Первое последствие заключается в том, что завистливый губит сам себя. Многие болезни появляются в человеке как следствие зависти. При виде кого-то, кому вроде бы лучше живётся, нарушается внутренний покой. Начинаются бессонные ночи, переживания, появляется ненужное раздражение. Внутренний комфорт исчезает. Человек лишается мира и равновесия. Это обязательно влечёт за собой нарушение работы некоторых внутренних органов. Очень часто, например, язва желудка появляется следствием бушующей внутри человека зависти.
С одной стороны человеку присуще иметь желание успеха и признания. Это – одно из основных потребностей человека. Обычно успех и признание делают человека счастливым, но зависть разрушает это счастье. Оно сужает наше восприятие. Мы вдруг не замечаем собственного благополучия, всего того, что имеем и умеем. Наш взгляд устремлён только на то, что мы не умеем, чего мы ещё не достигли, чего у нас ещё нет. Стремление жить наполненной, хорошей жизнью, становится для нас погоней за преимуществами перед другими.
Зависть имеет и ещё одно последствие. Она неприятна Богу, потому что является грехом.
И это не был единичный случай. В Библии мы постоянно встречаем смертельные следы зависти.
Например, Псалом 105:16-17 говорит нам, что: Дафан позавидовал Моисею и Аарону. И вы знаете, что с ним произошло, не так ли? Его поглотила земля.
Сыновья Иакова из-за зависти продали своего брата Иосифа в рабство. (Быт.37.27-28). Они думали, что, если они избавятся от Иосифа, их жизнь станет лучше. Но их жизнь не улучшилась, а только ухудшилась. По сути, все стало настолько плохо, что им пришлось отправиться в другую страну, чтобы не дать своим семьям умереть от голода.
В Новом Завете читаем: «и говорят: Где родившийся Царь Иудейский?.. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» - /Мт.2,2,3/.
«Отношение Ирода - отношение зависти, ненависти и враждебности. Ирод страшился, что этот Младенец вторгнется в его жизнь, затем на его место в жизни, что отнимет его власть и влияние; и поэтому первая реакция -зависть Ирода была - уничтожить Младенца. И сейчас есть люди, которые с радостью уничтожили бы Иисуса Христа, потому что видят в Нем Того, Кто мешает их жизни. Они хотят жить своевольно, не считаясь ни с чем, а Христос обличает их поступки и поэтому они готовы убить Его.
Царь встревожился из-за того, что кто-то готовится на его место. Это понятно, что любой правитель или руководящий в церкви не желает отдать своё руководящее место другому. Хотя Иисус не претендовал на место царя Ирода. Сказано в Писании: «Иисус, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один» - /Иоанн.6,15/.
А в наше время в церквях подобная ситуация как с Иродом? Что мы также встревожены и боимся потерять своё руководящее место или в нас спокойствие? отношение фарисеев к Иисусу было отравлено завистью. В конечном счете, мы знаем, что она побудила их убить Его, поскольку Евангелие от Матфея 27:18 говорит: «Ибо знал, что предали Его из зависти».
От Бытия до Откровения вы можете видеть, как зависть делает, свою зловещую работу пытаясь, остановить план Божий.
«Кто в этом мире может уберечься от завистников? Чем выше стоит человек во мнении своих сограждан, чем важнее и почётнее пост, который он занимает, тем быстрее он становится мишенью для злобной зависти: на него изливаются целые потоки грязи, океаны клеветы» - /Ж.Амаду/.
Как же тогда зависть проникает в нашу жизнь?
Она прокрадывается, не докладывая о себе. Она проскальзывает незамеченной. Взглянули на улице на богатый коттедж, и сразу появилась незаметно мысль, да где он такие деньги взял?
Например, вы приходите в церковь и видите, как брат приезжает на новой машине. Вдруг к вам приходит мысль: Почему у него новая машина? Она даже не была ему нужна. Это мне нужна новая машина.
Или, например, вы видите сестру в красивом новом платье. Сидя рядом с ней, вы замечаете, насколько неэлегантно ваше платье по сравнению с ее платьем. Вдруг вы начинаете чувствовать себя чьей-то безобразной сводной сестрой.
Например, если вы являетесь проповедником евангелия, и в вашем городе появляется новый пастор, который добивается больших результатов, чем вы, не будьте настолько наивными, чтобы попадаться в ловушку зависти. Обхитрите зависть! Бейте её, ею же оружием! Начните прославлять Бога за успех нового пастора. Делайте всё, что в ваших силах, чтобы помочь ему.
Вы можете больше об этом не думать — осознанно. Но позже вы заметите, что вы несколько раздражены или подавлены. Вы не совсем можете понять, почему вы так себя чувствуете. В конце концов, еще недавно у вас было прекрасное настроение. Что произошло?
Я скажу вам, что произошло. Вкралась зависть и отравила вас чувством недоброжелательности и недовольства, вызванным успехом или преимуществами другого. На вас нашла зависть. Писание говорит: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть» - /Еккл.4.4/
Зависть пытается заставить вас бороться за ваши собственные права. Она подталкивает вас к тому, чтобы вы заботились о своем собственном благополучии и были враждебными, когда другие более успешны в жизни, нежели вы.
Понимаете, если вы — рожденный свыше верующий, зависть не является частью вашей духовной природы. Это что-то, что дьявол пытается заставить вас принять. Он держит ее перед вами, как приманку на крючке, надеясь на то, что вы на нее клюнете.
Он хочет победить вас! Он хочет, чтобы вы оставались больными, нищими, печальными и вечно уловленными своими обстоятельствами. А для этого он должен как-то помешать, вам жить верой.
Поскольку он не может просто ворваться через парадный вход и украсть веру прямо из вашего сердца, он прокрадывается через черный ход. Он использует зависть и ссоры, чтобы перекрыть поток любви в вашей жизни.
Как только любовь перекрыта, перестает работать и ваша вера, потому что «вера действует любовью» (Гал. 5:6).
Любовь не завидует. Кто-то сказал, что люди делятся на два класса: "тех, кто уже миллионер, и тех, кто хотел бы стать миллионером". Существует два вида зависти. Одна из них жаждет того, что принадлежит другим; и такую зависть трудно изжить, потому что она есть нормальное человеческое чувство. Другой вид зависти хуже: она недовольна уже самим фактом, что другие имеют то, чего нет у нее; она не столь желает сама иметь эти вещи, сколько, чтобы другие не получили их. Это самое низкое свойство человеческой души» - /Баркли/.
«Зависть – завидовать кому в чём. Досадовать на чужую удачу, счастье; болеть чужим здоровьем; жалеть, что у самого нет того, что есть у другого.
Многие христиане не понимают этот принцип, поэтому они ссорятся и ругаются друг с другом — и в то же самое время удивляются, почему их вера не приносит результатов. Они не осознают, что для того чтобы ходить в силе и благословении Божьем, они не могу впускать в свою жизнь зависть или ссоры.
Даже когда вы правы... вы неправы.
В истинном смысле, вы полагаете свою жизнь, когда отказываетесь завидовать, поскольку зависть пытается заставить вас бороться за ваши собственные права. Она подталкивает вас к тому, чтобы вы заботились о своем собственном благополучии и были враждебными, когда другие более успешны в жизни, нежели вы.
Хотя, по иронии судьбы, зависть, фактически, останавливает ваш успех! Она мешает вам подняться на уровень тех, кому вы завидуете. Почему? Потому что, как она останавливает вашу веру. Она выводит вас за пределы сферы любви, а 1Кор. 13:8 говорит: «что любовь никогда не перестаёт». Следовательно, зависть становиться ловушкой, гарантирующей ваше поражение!
Ясно, что зависть — это серьёзная вещь. Нам нужно полностью себя от неё избавить и начать любить друг друга. Нам нужно перестать состязаться друг с другом. И «полагать души свои за братьев» (16-ый стих). Это и есть настоящая любовь — полагать свою жизнь за кого-то другого.
Истина в том, что так работают все ссоры и распри — вызваны ли они завистью или чем-то другим. Все ссоры и распри — это грех!
Это означает, что даже когда вы «правы» в споре, если вы втянуты в ссору, вы не правы. Когда вы обижаетесь и сердитесь на своего мужа или жену, на своих детей или на кого-то другого, вы не правы. Вы открываете дверь для дьявола, и вам лучше побыстрее что-то на этот счёт предпринять.
Что вам следует сделать?
Закрыть эту дверь! Упорно сопротивляйтесь и противостоите этим плотским искушениям дьявола. Относитесь к ссорам и распрям так, как вы бы относились к гремучей змее или любому другому смертоносному агрессору. Откажитесь впускать их!
Другими словами, начните ходить в любви и полагать эгоизм. Так вы будете держать дверь открытой для благословений Божьих.
Вы это можете! Это очень важно в эти опасные дни. Мы больше, чем когда-либо нуждаемся в Божьих благословениях. Мы нуждаемся в Его силе. Нам, как верующим, нужно ходить в нашем полном наследии, потому что этот век вот-вот закончится. Как говорит апостол Павел: «Ночь прошла, а день приблизился; итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти». (Рим. 13:12-14). Уже поздно! Нам пора пробудиться. Нам пора перестать позволять дьяволу омрачать наш дом, нашу церковь и нашу личную жизнь ссорами и завистью. Нам пора перестать позволять ему перекрывать нашу силу веры. Нам пора начать жить во свете.
Возможно, вы думаете: Это легче сказать, чем сделать!
И знать. Что мы это можем.
Научитесь следить за собой. Обращайте внимание на свое духовное состояние. Когда вы видите себя подавленными или печальными, не нужно просто игнорировать эти чувства. Вернитесь мысленно назад. Спросите себя: «Из- за чего пришла эта подавленность?»
Возможно, вы осознаете, что определенная ситуация пробудила в вас чувства раздражения, зависти или раздора. В таком случае посмотрите на эту ситуацию глазами Бога, «…и не усумнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, - будет что ни скажет». /Марка 11:23/.
Скажите: «Эта ситуация не имеет надо мной никакой власти. Я отказываюсь позволять ей приносить в мою жизнь зависть и раздор. И, Господь, я прославляю Тебя за новую машину брата. Я благодарю Тебя за то, что у сестры есть эта красивая одежда!»
Затем просто начните прославлять Господа. Пойте песню. Включите кассету, которая ободрит вас, и заставьте себя петь. Вскоре из вашего сердца снова будет бить ключом любовь Божья, и вы будете петь в искренней радости. И знать, что так и будет!
1Кор.3:3 говорит об том: «Потому что вы ещё плотские. Ибо, если между вами есть зависть, споры и разногласие, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?» Как только мы впускаем зависть и ссоры, мы начинаем жить, как люди в этом мире. Мы становимся, как естественные, не спасенные люди в этом месте Писания — боязливыми, бессильными и побежденными — а не как сверхъестественные рожденные свыше, исполненные духа люди Божьи.
Мы согласны с ап. Павлом. Уже слишком поздно, чтобы мы жили таким образом. И когда Он придет, мы не хотим, чтобы Он застал нас духовно больными и слабыми, живущими жизнью, которая отравлена завистью и ссорами.
Мы хотим, чтобы Он застал нас стоящими в Духе во весь рост — полными любви, веры и силы — ходящими в той победе, которую приобрёл для нас Иисус. Мы хотим, чтобы Он застал нас живущими во свете!
Зависть
На чьи-то успехи позарясь,
Черна, как в грозу облака,
Строчит обвинение зависть
Размером со шкуру быка.
В чужих закромах она шарит,
Не видит ни боли, ни слёз,
Змеёй подколодною жалит,
Кусает, как бешеный пёс.
Удачи таинственный кровник,
Виновник недоброй молвы –
Живёт она словно терновник,
Вблизи благородной листвы.
Отвесит поклон мимоходом
И снова польстит неспроста:
Губительным смазаны мёдом
У зависти чёрной уста.
Почуяв опасную завязь,
Вы помнить должны наперёд:
Лишь Бог может вытравить зависть,
Когда она в сердце войдёт» - /автор неизвестный/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Воспоминания старца Нектария (Иванчева). Часть 2 - Константин Белов Вторая часть воспоминаний посвящена жизни старца нектария в Сибири и, главным образом, в Иркутске. В этой части воспоминаний старец Нектарий повествует о своих беседах с подвижником веры - иркутским архиепископом Иоанном (Смирновым)