Одиночество
«…счастье в одиночестве – не полное счастье» - /А.Дюма-отец/.
Не посещают ли и тебя порой подобные чувства – чувство одиночества и отрезанности от окружающего мира, чувство собственной ненужности и внутренней опустошённости? Если да, не падай духом. Хотя в одиночестве и мало приятного, во всяком случае, от этого не умирают. Другими словами, одиночество – это как предупредительный сигнал. Чувство голода подаёт сигнал, что пора подкрепиться. Чувство одиночества предупреждает, что нам не хватает тесного, дружеского общения. Пища нужна для поддержания жизненных сил. А общение – для поддержания душевного равновесия. Приходилось ли тебе наблюдать за горящими углями? Если достать один уголёк из общей кучи, он быстро погаснет. Но если бросить его обратно, он накалиться вновь! Так и мы, люди, оказавшись отрезанными от окружающего мира, не можем долго «гореть» - наши жизненные силы угасают. Ведь в нас изначально заложена потребность в общении.
Публицист Генри Дейвид Торо написал: «Не встречал более общительного собеседника, чем одиночество». Да, минуты одиночества, если ими правильно воспользоваться, могут доставить большое удовольствие. Иисус также любил уединяться: «Утром, встав весьма рано, Иисус вышел и удалился в пустынное место и там молился» - /Мр.1.35/. Вспомни, что Бог не сказал: нехорошо человеку ненадолго оставаться одному. Он сказал: «Не быть человеку одному» - /Быт.2.18-23/.Значит, чувство одиночества появляется, когда человек долго ни с кем не общается. Иногда мы остаёмся одни не по своей воле, а в силу каких-то обстоятельств, - например, нам приходится расставаться с близкими друзьями из-за переезда в другое место.
Л.Толстой пишет: «Иван Мечников одиноко страдал от болезни. В последнее время того одиночества, в котором он находился, лёжа лицом к спинке дивана. Того одиночества среди многолюдного города и своих многочисленных знакомых и семьи, - одиночества, полнее которого не могло быть нигде, ни на дне моря, ни в земле, - в последнее время этого страшного одиночества Иван Ильич жил только воображением в прошедшем. Одна за другой ему представлялись картины его прошедшего».
«Одиночество невыносимо потому, что редко кто может выносить самого себя».
«Ужасное бедствие: Примечательным фактом является то, что люди еще никогда не были так одиноки, как сейчас. В то же время люди ещё никогда не жили так скученно, как теперь. Несмотря на то, что мы так близко находившимся друг от друга, мы все же никогда не были так одиноки, как сегодня.
Один 16-летний мальчик как-то сказал: «У меня никого нет!” И мужчина возразил: «Не говори глупостей! У тебя же есть отец!” — Ах! Этот старик! ответил он. — Он приходит домой после обеда, часов в пять, немного поругается, поест и опять уходит». — «А твоя мать?” — «Ах, у неё столько забот, ей не до меня!” — «А твои друзья по работе?» — «Это коллеги, не более! У меня нет никого, кому я мог бы излить душу”. Это сказал 16-летний мальчик. Но такое одиночество бывает не только у детей. Иногда жены живут в полном одиночестве рядом со своими мужьями и наоборот. Муж не имеет понятия о том, что волнует жену. А жена не имеет понятия о том, что волнует мужа. И это называется супружеством!? Мы все, в сущности, одиноки!
Когда философы нашего времени говорят об одиночестве современного человека, они находят полную аудиторию слушателей. Человек буквально кричит об избавлении от одиночества. И видите ли, эта тоска по освобождению от одиночества объединяется с самой большой силой, существующей в нашей жизни — половым влечением. И тогда рвутся дамбы: 15-летний ищет подругу, которая избавила бы его от одиночества. Муж, который жил со своей женой, чувствует себя совершенно одиноким, идет к своей секретарше, чтобы она, по возможности, освободила его от одиночества. Молодой студент, находясь среди 11000 или 20000 студентов в университете, а, в сущности, ощущая полное одиночество, соединяет жизнь со студенткой, которая точно так же одинока. Стремление к избавлению от одиночества соединяется с самым мощным инстинктом жизни — половым влечением и, таким образом, получается то, что в настоящее время мы живем в чрезвычайно развратном мире. Тот факт, что люди ищут избавление от одиночества в разврате; стремятся использовать для своей наживы разные дельцы, например: продюсеры кинофильмов, писатели. Их девиз: ни одного фильма без сцены в постели! Ни одной книги без измены!
Если понаблюдать, то можно увидеть флирт, ухаживания, поцелуи, и складывается впечатление нежного всеобщего восторга, светлой радости. Молодая девушка сказала: Господин пастор, у нас по этому поводу совершено иные представления, чем у наших прадедов. У нас новая мораль, новая этика!” И пастырь был почти готов снять шляпу, если бы она у меня была, и сказать: «Мое почтение!” Но когда долго проработаешь пастором большого города, говорит пастырь Вильгельм Буш, то уже не веришь таким пышным фразам. Из опыта известно, что вся эта напыщенность является только фасадом, за которым скрывается беспредельное бедствие: молодые люди и девушки, вступившие в порочные связи, не могущие справиться сами с собой. Супружеские узы, продолжающиеся в сплошном притворстве или распадающиеся. Беспредельное бедствие! И об этом бедствии мы все знаем. Я же говорю не о каком-то народе, но о нас с Вами.
Несколько лет тому назад в одном маленьком городке Липперланда я, патырь В.Буш, читал лекцию на подобную тему, но только для молодых людей. Когда я вошел в зал, то подумал: «Это ад!» Парни, девицы, чад от сигарет! Несколько парней даже тащили бутылки с водкой. Некоторые девицы сидели на коленях у парней. И здесь я должен говорить! Ну и обстановочка! Так подумал я и начал предложением: «В области половых отношений положение ужасное!” В это мгновение было ощущение, будто поднялись жалюзи. Я еще как будто вижу паренька, который вдруг отодвинул свою девицу. Это его коснулось. Моментально наступила мертвая тишина, и я невольно подумал: ведь всё выглядело, так, будто у всех радость и ликование, но я задел за живое «В области половых отношений положение ужасно!» - /Вильгельм Буш – молодёжный пастор, Германия/
«Бог одиноких вводит в дом…» - /Пс.67.7/. «Да человек теряется. Как одичавший блудный сын, сменивший отцовский дом на общество таких же потерянных гуляк, а потом оказавшийся на скотном дворе среди свиней как блудный сын /Лук.15.15/. Вот типичная последовательность потеря себя. Кто он теперь? Блудный не знает, кто он, ибо потерял родство корни, связи. С чем себя соотнести? К чему, к кому себя привязаться? Ведь нельзя же быть, совсем бездомным, потерянным?! Как у Достоевского, для которого страшнее всего, «когда некуда больше идти», или у Сартра, которого тошнит от одиночества: «Мне совершенно ясно, что я зашёл слишком далеко. Наверное, с одиночеством нельзя играть «по маленькой». Одиночество современного человека – та грань, у которой ещё остаётся возможным возвращение к подлинному себе. А значит, в отчий дом, как блудный сын: "Встану пойду к отцу моему" - /Лук.15.18/в семью; или падение в ад одиночества, когда рядом нет другого, которому ты можешь служить, которого можешь любить. Достоевский: «Ад – это когда не можешь любить». Внутренняя пустота: Сартр: «Я пуст, словно выеденная изнутри скорлупа».
«Растопи лёд: Самое лучшее, что можно посоветовать тем, кто страдает от одиночества, - говорится в публикации американского Национального института психического здоровья, - это начать общаться с людьми и с Богом».
Все люди согрешили. Как говорит блудный сын: "Отче! я согрешил"-/Лук.15.21/.Но мы, сотворены по образу Божию. Значит, нам потребуется общение с Тем, Чей образ в нас. Христос говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас… и найдёте покой душам вашим» - /Мт.11.28/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Эпоха посткультуры - Дроздов Иван Викторович Собственно, в этой статье, автор кратко осветил взгляды на современную эпоху, как "посткультурное пространство" своего учителя, декана философского факультета УРАО Поруса В.Н.