О шутках
«Я говорю вам как рассудительным;
сами рассудите о том, что говорю;
/1Кор.10.15/
«Шутки о грехе (Еф. 5,4). Следует отметить еще два предупреждения, сделанные Павлом. Он говорит, что об этих постыдных грехах даже не стоит говорить. По сообщению Геродота, у персов было правило, согласно которому "нельзя шутить над тем, чего нельзя делать". Шутки о пороках или постоянные разговоры о них приводят к тому, что человек привыкает к ним и таким образом приближается к совершению греха. Павел предупреждает, что о некоторых вещах даже опасно говорить или шутить. Печально констатировать, что многие книги, пьесы и фильмы только потому и пользуется большим интересом, что они затрагивают запретные и мерзкие темы» - /Баркли – Barc/
«Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастие жизни: гоняясь за мечтою, можно прозевать жизнь или в порыве безумного воодушевления принести её в жертву» - /Д.Писарев/.
Для того чтобы разобрать эту тему пришлось обратиться к разным источникам и использовать высказывание авторов, а выводы каждый пусть делает сам.
Из книги: «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», (с.157-158): «Шуткой называется остроумное и деликатное изречение о каких-либо маловажных предметах. Шутка должна действовать на окружающих увеселяюще при непременном условии, чтобы она была употребляема с умеренностью.
Шутка в разговоре позволительна только в таком случае, если она отличается тонким смыслом, легка и никого из присутствующих не оскорбляет.
Позволить себе шутки можно только с людьми вежливыми и добродушными, умеющими отличить шутку от оскорбления, т.к. есть много таких лиц, которые всегда готовы принять шутку за насмешку, за доказательство неуважение в их личности и очень легко могут рассердиться.
Шутка, переходящая в грубость нетерпима в порядочном обществе, и это вполне справедливо.
Приличие и миролюбие общества дозволяют шутку только деликатную, сказанную, кстати, и то лишь между равными.
Необходимо чтобы шутка не походила ни на сарказм, ни на грубость: в первом случае, она легко может быть оскорбительна, во втором - должна быть изгоняема из каждой приличной компании.
Т.к. шутить надлежащим образом очень трудно, то самое благоразумное всегда по возможности воздерживаться от шуток.
Никогда не подражайте людям, имеющим отвратительную привычку, для собственной потехи, осыпать насмешками каждого встречного. Издевание и насмешки всегда наносят более или менее глубокие оскорбления.
Дурная привычка насмехаться, приобретённая в молодости, влияет на всю жизнь.
Люди, любящие насмехаться, редко бывают людьми добрыми и благородными.
В наше время не редко попадается тип насмешника, нагло издевающегося над всем добрым и прекрасным. Насмешки его никогда не бывают направлены против порока, но всегда против добродетели. Натура таких людей всегда бывает глубоко извращена и в высшей степени антипатична для людей истинно честных и благородных.
Насмешка оказывает очень плохую услугу большинству тех самых лиц, которые её себе позволяют, т.к. их - же собственные насмешки обнаруживают в них скудоумие и недостаток воспитания, доказательством сказанного служит то, что насмешники сами очень дурно принимают шутки и в большинстве случаев очень тупо понимают их.
Очень неприлично позволять себе шутки с лицами, старше нас, это равняется нарушению должного к ним почтения и уважения. Точно также лица, поставленные выше, не должны позволять себе шуток со своими подчинёнными; это было - бы с их стороны не великодушно.
Как лёгкая и приличная шутка есть признак ума, так грубая насмешка и зубоскальство доказывают противоположное и одинаково нарушают как законы вежливости, так и законы великодушие».
"На другой день они встали рано, и принесли всесожжение, и привели жертвы мирные: и сел народ есть, и пить, а после встал играть.
И сказал Господь Моисею: поспеши сойти: ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской" - Исх.32. 6,7.
«Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: "народ сел есть, и пить, и встал играть" – 1Кор.10,7.
«Кроме того, как пишет в своей книге Уоррен Уирсби «Быть мудрым»: они занимались пустяками, "детскими игрушками", потому что разучились удивляться величию Божию"… Зрелый христианин пользуется своими дарами как инструментом для постройки, тогда как незрелый играет дарами, как игрушками, или хватает ими, как спортивными наградами. Многие выставляют свои дары напоказ, но они не стремятся служить друг другу и украшать (церковь) жизнь».
«И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот, ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их» - /Иез. 33. 31.32/.
«Шутка – то, что говорят или делают не всерьёз, ради развлечения, веселья. Шутки в сторону или шутки прочь (перейдём к серьёзному разговору, делу). Шутки плохи с кем нибудь (надо действовать, говорить серьёзно из-за опасения дурных последствий). Шутка ли или шутки сказать (вводное слово в значении: разве это такое пусто дело?). Шутка с огнём (то, что может иметь опасные последствия). /СРЯО/.
«И вышел Лот и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места; ибо Господь истребит, сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» - Быт.19.14. /Показалось – рассчитанный на внешнее впечатление, притворный. Показное сочувствие. /СРЯО/. Что дало зятьям так думать о словах своего тестя Лота? Что слова Лота шутливое впечатление о грядущей беде. Для них это была шутка. А почему они приняли эти слова за шутку? Ни возникает ли такое мнение, что Лот со своими зятьями часто, а может, быть и постоянно, шутил. И когда коснулось серьёзности, они его слова приняли за очередную шутку. И погибли по вине Лота, а не по своей вине. Так и в жизни если, наши слова о спасении принимаются за шутку, то мы будем виновны в гибели чьей-то души. А это очень серьёзно и большая ответственность: что мы говорим и как говорим, не проявляется ли шутливое сочувствие к погибающему человеку?
Мы забавляемся по-детски, возлюбленные! Читая журналы: «Вера и Жизнь», «Тропинка» находишь в этих журналах: кроссворды, головоломки, игры. Даже в журнале №6.2004, посвящённый о трагедии в Беслане «Кровоточащий Беслан» напечатан кроссворд. Играйте в шутку на здоровье. Одним большое горе, а другим шутливая детская игра и вопросы на засыпку. Возникает такой вопрос: человеку нужно успокоится, и спастись, а ему предлагают поиграть в кроссворды и в игры. Не получится ли так, как у Лота со своими зятьями? Из-за шутливых слов в спасении, кто-то может погибнуть. И говоря, человеку о спасении, он примет за шутку. А почему?
Обратимся к книге Эндрю Бонар «Произведения … Р.М.Макчейна» - Шотландский проповедник XIX века, что он пишет: "Разве не были бы потрясены все чувства разума, если бы пришлось увидеть компанию людей, осужденных на смерть, собравшихся, чтобы повеселиться, легкомысленно болтающими и подшучивающими, словно меч не висит над их головой? Тем не менее, именно такой случай тех, когда надо спасаться и спасти, они шутят».
Обратимся к рассуждению о шутках к Диону Хрисостому древнегреческому оратору, что он говорит:
"Сквернословие и шутки ведут к разгульной жизни. Не произноси слов ни шутливых, ни постыдных, и не приводи их в действие, и ты угасишь пламя. Шутки нисколько не приличны для нас. Что пользы сказать шутку? Только возбудишь ею смех. Да не будет произнесено ни одного слова праздного: т.к. от празднословия можно перейти к разговору неприличному. Теперь время не увеселения, но плача, скорбей и рыданий. А ты шутишь? Какой боец, вышедший на арену, оставляет борьбу с противником и произносит шутки? Близ тебя диавол, ходит вокруг, рыкая, чтобы проглотить тебя (1 Петр.5.8), все воздвигает и все обращает на твою голову, замышляет, как бы выгнать тебя из твоего убежища, скрежещет зубами, воет, раздувает огонь против твоего спасения: а ты сидишь и произносишь шутки, пустословишь и говоришь неприличные речи? Можешь ли ты успешно одолеть его?
«Послушай, что говорит Павел, желая переселиться из мира: Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем (2 Кор.5:4). А ты смеешься и забавляешься? Время войны, а ты занимаешься тем, что свойственно актёрам? Ты не видишь лиц людей воюющих, как они суровы, как строги. Ибо брови их страшны и внушают ужас. У них ты видишь суровое лицо, доброе сердце, отважный, быстрый и сдержанный ум, осторожный и беспокойный; большое благочиние, большую стройность и великое молчания в рядах; не говорю уже, что они не произносят постыдного слова; они вовсе ничего не говорят. Если же они, сражаясь с врагами чувственными и не имея опасности потерпеть никакого вреда от слов, соблюдают столь великое молчанье; как же ты, который должен вести войну и за слова, допускаешь этой части оставаться открытою для врагов? Разве ты не знаешь, сколь многим наветам мы здесь подвергаемся?
Шутишь и забавляешься, говоришь остроты, возбуждаешь смех, и нисколько не думаешь о деле. Сколько от шуток происходит клятвопреступлений, сколько вреда, сколько сквернословия! Ныне время войны и битвы, бдения и бодрствования, вооружения и приготовления к борьбе. В настоящее время вовсе, не может быть места смеху, ибо - это время мира. Послушай, что говорит Христос: мир, возрадуется, вы печальны, будете (Иоан.16:20). Христос распялся из-за твоих злодеяний, а ты смеешься? Он потерпел заушения и столько пострадал из-за твоих бедствий и объявшей тебя бури; а ты веселишься? И разве не тем более ты этим Его раздражаешь? Но т. к. это дело кажется безразличным и таким, от которого трудно уберечься, то рассудим немного об этом и покажем, сколь великое это зло. Это внушение диавола - нерадеть о безразличных делах. Если бы это и было безразлично, и в таком случае не должно этим пренебрегать, зная, что от этого происходит много зол, которые возрастают и часто оканчиваются любодеянием. Посмотрим, откуда этот порок, происходит. Или лучше, посмотрим, каков должен быть святой? Он должен быть тихим, кротким, скорбящим, плачущим, сокрушенным. Следовательно, кто говорит шутки, тот не святой. Это позволительно только играющим на сцене. Послушай, что говорит Пророк: служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом (Пс.2:11). Шутливость делает душу слабою, ленивою, вялою; она возбуждает часто ссоры и порождает войны. Прекрасно, если душа здрава рассудительна, её нельзя увлечь; а рассеянной кто не увлечёт? Она будет обманута сама собою и не нужно ей будет козней и нападений диавола. А чтобы тебе лучше узнать, обрати внимание на самое название: шутником называется человек непостоянный, на все готовый, нетвёрдый, изменчивый, делающийся всем. Такой человек легко изворачивается и переменяется, потому что он должен подражать и изменению лица, и словам, и смеху, и походке и всему: притом ему нужно выдумывать остроты, потому что для него и это необходимо. Притом охотнику до шуток необходимо терпеть сильную вражду со стороны осмеиваемых им, присутствуют ли они при этом, или услышат в отсутствии. Если это дело хорошее, то зачем оно предоставляется актёрам? Ты делаешься актёром, и не стыдишься? Много зол гнездится в пристрастной до шуток душе, большая рассеянность и пустота; расстраивается порядок, ослабляется благоустройство, исчезает страх, отсутствует благочестие. У тебя есть язык не для того, чтобы передразнивать другого, а чтобы благодарить Бога. Но играть комедии не свойственно христианину. И это не свойственно тем, которые служат Христу.
Изгоните, умоляю вас, из душ ваших это непозволительное удовольствие. Да будет оно далёким от души свободной. Если кто бесчестен, если кто мерзок, тот и охотник шутить. А многим это дело кажется добродетелью, и это достойно слёз. Как похоть мало помалу доводит до любодеяния, так и шутки доводят до великого зла. Послушай, что говорит Писание: "грому предшествует молния, а стыдливого предваряет благорасположение"- Прем. И.Сир.32:12. Но ничего нет бесстыднее шутника; посему уста его исполнены не приятности, а горечи. Изгоним этот обычай из-за трапезы. О нелепость! Шутами делают тех, которые окружены горестями! Где нет этой болезни? Ибо она вошла в Церковь, она уже коснулась и верующих. Посему, умоляю, изгнавши отовсюду этот обычай, будем говорить то, что нам прилично, и пусть святые уста не произносят слов, свойственных устам бесчестивым и позорным. Ибо, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? (2 Кор.6:14). Лучше, если мы, удалившись от всего неприличного, в состоянии будем воспользоваться обещанными благами, чем, если, занимаясь излишним, погубим чрез это трезвенность ума. Ибо человек шутливый скоро делается злоречивым; а злоречивый способен к бесчисленному множеству и других пороков".
Такое рассуждение о шутках, которые происходят, в жизни в наше время происходили, как Иисус Христос говорит: «Ибо как во дни перед потом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня как вошёл Ной в ковчег, и не думали…/Мат.24.38,39/. Каждому дано свободное право думать и рассуждать, принимать или не принимать сказанное. Пусть каждый сделает свои выводы из сказанного, если сочтёт нужным.
«Но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». /Рим.12.3/
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо! Верно! Комментарий автора: Благодарю за поддержку!
Виктор
2010-11-04 21:14:17
Валерий, Вам никогда не приходилось опасаться... себя самого? Комментарий автора: Мир вам, Виктор! Отвечаю на ваш вопрос. Христианину, который возлагается на Господа Бога, чрез Иисуса Христа можно ли чего опасаться, бояться. Написано: "Итак не бойтесь: вы дороже малых птиц"-/Лук.12.7/. "Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия"- /2Тим.1.7/. Если мы возлагаемся на Бога и верим, тогда о каком страхе может идти речь. Нам нечего опасаться. Господь в нас и мы в Нём. Как написано: "Пребудьте во Мне и Я в вас"- /Ин.15.4/. Как вы рассматриваете такой ответ, согласны вы с ним? Жду вашего ответа. Валерий.
Юрий Юрьевич
2012-12-19 07:53:23
есть простой совет Павла - поступай по Духу, тогда не будешь поступать по плоти.
чем больше Божьего семени(Слова, а Слово Жизнь и Дух) поселяется в моей душе(уме), тем меньше у меня появляется желания острить, подкалывать,появляется все чаще жалость и сострадание к любским ошибкам и поступкам, просто пришло понимание, что люди являются рабами, или греха, или праведности.