«Впредь во все дни земли сеяние и жатва, … не прекратятся» - /Быт.8.22/.
Как говорится: «Здесь слово "сеяние" означает пору посева семян. Если проанализировать это слово, особенно в контексте данного отрывка из Писания, то можно прийти к выводу, что этот стих говорит следующее: «До тех пор пока существует земля, всегда будет время посева, и время жатвы».
Между временем посева семян и сбором урожая есть время роста. Можно было бы сказать так: время сеяния плюс время роста равняется времени жатвы.
Рассмотрение притчу Иисуса Христа, сеятель:
«Вот вышел сеятель сеять».
.Имя сеятель соответствует его задаче. Работа сеятеля состоит в том, чтобы взять зерно и посеять его в подходящую почву. И цель состоит в том, чтобы увидеть взошедший росток, который затем принесёт плод.
"Сеющий, тратя семена на сеяние, он чает обогатиться, расширить свои способы и отвратить нужды. Так, и ты: сей духовные семена жизни, не давая входа мысли, в то, выпуская семена в жизнь, ты лишаешь чего нибудь себя. Ты не тратишь, а приобретаешь, не умаляешь, а умножаешь, - не даёшь, а получаешь. Сеющему, когда бросает семена в землю, и на мысль не приходит, что он бросает их даром впустую, в прок. Напротив, он уверен, что земля не только сохранит вверенные ей семена, но и принесёт плод от них в тридцать и даже сот. Так и ты: щедро сей вверенное тебе семена, суть самые верные хранители твоих избытков в самые тучные и улучшенные почвы, на которых и малое сеяние благотворение твоего, принесёт обильный плод во время своё. Сеющий, сколько бы не сеял, не скорбит и не тужит: напротив, чем более засеет, тем веселее и благонадёжнее бывает. Так и ты: чем обильнее твой посев, тем шире круг твоего благотворения, тем более радуйся и веселись. Придёт время, Сеятеледатель поведёт тебя на удобренное, засеянное и оплодотворённое благотворительностью поле жизни твоей, и возвеселит сердце твоё, показав стократно умноженное жито правды твоей", - /епископ Феофан Затворник/.
«Аббат Поль говорит: «Господь в Евангелии рассказывает притчу о сеятеле, дабы показать нам, что слово Божие может, принимается душами различным образом.
Подобно сеятелю, который вышел, чтобы доверить земле зерно будущей жатвы. Господь пришёл приходит и будет приходить до конца времён, чтобы сеять в живые борозды человечества Свои призывы, Свой Свет, Свою истину и Свою благодать».
Иисус в Евангелии показывает нам сеятеля, идущего по полю и широким жестом сеющего в изобилии семя, так что оно частично падает при дороге, или на каменистую землю, или на землю, заросшую терниями, где оно не может принести плода.
В Евангелии от Матфея 13.4-9 раскрывается истина Иисуса Христа, Который говорит к народу в притче о сеятеле: "… вот вышел сеятель сеять". Епископ церкви Феофан так трактует это место из Писания: "С тех пор, как вышел этот сеятель на поле, он не перестаёт сеять. Сначала сам лично сеял, потом чрез апостолов, и, наконец, чрез Божественное Писание и обладающих большим умом, основанный на знании опыте в Писании и в жизни, учителей. И доселе всюду сеется слово истины Божьей". Английский проповедник М. Генри (1662-1714) пишет: "На огромном поле Церкви слово Божье распределяется между всеми без различия. Сеятель слово сеет, сеет наудачу, при всех водах, на всякой почве (Ис.32.20), не зная, куда оно попадёт и какой принесёт плод. Он разбрасывает семя, для того чтобы умножить его. Некогда Христос сеял Сам, когда ходил повсюду, уча и проповедуя, теперь Он высылает Своих служителей и сеет уже их руками. Служители – это сеятели, им необходимо иметь искусство и рассудительность земледельца (Ис.28.24-26), они должны смотреть не на ветры и облака (Еккл.11.4,6), а на Бога, Который даёт семя сеющему.
Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божьему.
"На первом месте, как пишет Феофан Затворник, стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх её, как семя при дороге. "Иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то" - Мт.13,4. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было слышно". М. Генри говорит: "Где слово Божье слушается беспечно, там обычно и относятся к нему с пренебрежением. В Евангелии Луки (8,5) эта притча дополнена словами о том, что зерно, упавшее при дороге, было потоптано. Те, что добровольно закрывают свои уши от слова Божьего, фактически топчут его своими ногами; они пренебрегают заповедью Господа".
"На втором те, как пишет Феофан Затворник, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, где не много было земли и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому пока не требуется, никакой жертвы, они услаждаются словом, и особенно его обетованиями, а как скоро окажется необходимость пожертвовать, чем-либо для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова и от обетований его, в угоду своих привязанностей". М. Генри пишет: "Те, на кого Слово Божье хотя и оказывает некоторое впечатление, но не глубокое и не продолжительное, во время испытаний обнаруживают - своё лицемерие: это семя, посеянное на камне, где оно не может укорениться. Они временем веруют, малое время, подают некоторые надежды, но во время искушений отпадают от своих благих начинаний. Они легко побеждаются любыми искушениями со стороны этого мира, вызванными либо его одобрением, либо недовольством".
"На третьем те, как пишет Феофан Затворник, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют, все благие начинания образовавшиеся было, под действием слово Божия". М. Генри пишет: "Житейские наслаждения – такие же опасные и вредные тернии, заглушающие доброе семя слова Божьего, как и любые другие. О житейских наслаждениях мы читаем только в Евангелии Луки – 8.14, другие евангелисты не упоминают о них. Кто не запутывается в сетях забот житейских, не обольщается богатством и хвалится тем, что умер для всего этого, тем не менее, может удерживаться от неба склонностью к праздности и любовь к житейским удобствам и наслаждениям. Чувственные наслаждения, даже вполне законные, способны погубить душу, если им чрезмерно предаваться".
"На четвёртом как пишет Феофан Затворник,– те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на все пожертвования и труды, и не допускают сердца своего быть связанными, с чем-либо земным".
"Добрая почва, приносящая добрый плод, как пишет М. Генри — это чистое и доброе сердце распложенное принимать наставления и заповеди. Сердце свободное от греховных скверн, твердо преданное Богу и долгу, сердце правое и чуткое. Сердце, трепещущее пред словом, — вот что такое доброе и чистое сердце. Услышав слово, оно разумеет его (так пишет Матфей 13.23), принимает его (Марк 4.20) и хранит его (Лука – 8,15), подобно тому, как земля не только принимает, но и хранит семя, или как желудок, не только принимающий пищу или лекарство, но и удерживающий внутри себя. Кто хорошо хранит слово, тот приносит плод в терпении. Необходимо как терпение в смысле выносливости, так и терпение в смысле способности ждать, т.е. как терпеливое перенесение всех скорбей и гонений, какие могут постигнуть нас со стороны мира, так и терпеливое пребывание в добрых делах до конца жизни".
Мы все должны быть доброй землёй, т.е. теми благорасположенными душами, в которых слово Божие глубоко запечатлевается, претворяя его в жизнь и которые своим трудом, терпением и постоянством приносят много плодов, плодов добрых дел, каких Господь ожидает от каждого из нас".
Будь только готов явить себя благою землёю, непременно поспеешь, войди в период образования семени; предназначенное для посева же Бог возрастит. Как же представить из себя благую землю? Вниманием и изучением слова Божия, сочувствием и любовью к нему и готовностью тотчас приводить в дело то, что узнаешь. При таком настроении, ни одно слово не ляжет поверх души, а всякое войдёт внутрь. Гармонируя совместно существующими там с родными ему согласованиями духа, оно пустит корни и даст росток. Питаясь потом – свыше глаголами духовными, а снизу желаниями благими и трудами, оно возрастёт в древо, даст цвет и плод. Сам Бог устроил так вокруг нас".
"Доброе семя Евангелия, посеянное в мире и посеянное в сердце, постепенно производит замечательное действие, но бесшумно. Так и Царствие Божие, так и евангелие, когда оно сеется и принимается, как семя на доброй почве. Оно взойдёт. Хотя и кажется, что оно пропало, погребённое под глыбами земли, но оно найдёт или проложит себе путь среди них.
Семя, брошенное в землю, взойдёт. Пусть только слово Христа найдёт в душе место, которое оно должно там иметь, и оно проявит себя, подобно мудрости свыше, в добром хождении. После того как поле засеют зерном, как быстро изменяется его поверхность! Как весело и приятно оно выглядит, когда покрывается зеленью!
Оно растёт постепенно: "сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" - Мр.4,28. Когда оно взойдёт, то тянется вверх к солнцу: в природе всё идёт своим чередом. Так же и в отношении благодати. Влияние Христа в мире и в сердце растёт, и всегда будет, расти, и, не смотря на то что, начало невелико, будущий результат будет несравненно больше. Хотя ты сеешь не то тело, которое будет в будущем, а всего лишь «голое зерно», однако Бог «даст каждому семени своё тело». Вначале это только нежная зелень, которую прихватить мороз или растопчет нога человека, и, тем не менее, она возрастает в колос, а потом и в «полное зерно в колосе». Natura nin facit per saltum - природа ничего не делает внезапно. Бог совершает Свою работу бесшумно и незаметно, но твёрдо и успешно. Наконец оно достигает совершенства» Когда же плод созреет и готов упасть в руки хозяина» - /Мэтью Генри/.
М. Генри пишет: «Сердце человеческое – это почва для семени Божьего слова. Оно способно воспринимать его и приносить плод. Но до тех пор, пока это семя не будет посеяно в нашем сердце, оно не принесёт ничего полезного. Поэтому мы должны позаботится о том, чтобы почву и семя объединить. Какая нам польза от семени в Писании, если оно не будет посеяно? И какая нам польза от почвы в нашем сердце, если она не будет засеяна тем семенем?
«Сядь и рассуди каждый человек, к какому классу принадлежишь» - /Феофан Затворник/.
Такое размышление в толковании о сеятеле, разных авторов пришлось прочитать в разных источниках и каждый по-своему даёт понятие: что значит, сеять.
Сеется семя на ранней заре. Сеется семя на торной тропе.
Сеется семя в полдневной жаре. Сеется семя на горной скале.
Сеется семя, как ляжет тень. Сеется семя в колючих кустах
Сеется семя, уж кончен день. Сеется семя во вспаханных бороздах.
Сеется в светлый или в сумрачный час. Сеется семя страданий и слёз
Сеется в силе иль в слабости в нас. Сеется семя мучительных грёз
Убрана здесь или там, в небесах. Сеется семя позора, греха
Верная жатва ждёт впереди. Сеется семя обиды и зла.
Сеется семя, хоть сердце болит. Сеется в вере до славной поры
Сеется семя, хоть слёзы блестят. Как собирать уж начнут снопы.
Что посеем, то пожнём. / Из сборника «Песнь Возрождение -1015.
Шёл сеятель с зёрнами в поле и сеял,
И ветер повсюду те зёрна развеял.
Одни при дороге упали; порой Другие на камень бесплодной легли.
Их топчет прохожий небрежной ногой. И вскоре, без влаги и корня, взошли;
И птиц, из окрестных степей пролетая, И в пламенный полдень дневное светило
На них нападает голодная стая. Былинку палящим лучом иссушило.
Средь терний упало иное зерно, - Но в добрую почву упавшее семя,
Напрасно шёл дождь, и с прохладной зарёю. Как жатва, настанет в урочное время,
Поля освежались небесной росою: Готовя стократно умноженный плод, -
Один за другими проходят года, - Высоко, и быстро, и сильно растёт,
От зёрен, тех, нет, и не будет, плода. И блещет красою, и жизнью дышит.
«Имеющий уши, чтоб слышать, да слышит!»
/Неизвестный автор/
Искусный и злобный враг, ставящий своей целью воспрепятствовать, нам получать, пользу из слова Божьего. Он похищает слово из сердец беспечных слушателей, «чтобы они не уверовали и не спаслись» - Лук.8,12. Это означает, что мы не можем быть спасены, если не уверуем. Евангельское слово не будет спасительным до тех пор, пока не растворится верою. Что именно поэтому враг делает всё возможное, чтобы помешать, нам уверовать, удержать нас от уверования в слово, когда мы читаем и слушаем его. Если мы внимательны к слышанному слову, то он старается заставить нас забыть его, позволить ему ускользнуть из нашей памяти, Евр. 2:1. Если же мы запоминаем его, то он внушает нам предубеждение против него или отвлекает наш ум на что-то другое; и все это для того, чтобы мы не уверовали и не спаслись, чтобы мы не уверовали и не возрадовались, в то время как он верует и трепещет – Иак. 2,19.
Недостаточно просто принести плод, надо принести плод совершенный, он должен полностью созреть (в английском тексте) - Лук.8.14 звучит следующим образом: «И не приносят плода совершенного». Если же нет совершенного плода, то это равносильно тому, что плода вообще нет, ибо тех, кого евангелист Лука 8.14 характеризует как не приносящих совершенного плода, евангелисты Матфей 13.22 и Марк 4.19 называют бесплодными. И потому нельзя не удивляться нашему бесплодию. А всё от не внимания и нерадения. Factum non dictur guod non perseveret – для завершения труда, приносящий плод, необходима настойчивость" и трудолюбие. Это то, что нам следует принять во внимание и использовать в нашей жизни. И помнить народную пословицу: от плохого семени не жди доброго племени.
Успех посева в значительной степени зависит от природы и характера почвы, от её способности или неспособности принимать семя. В зависимости оттого, что мы представляем собой, слово Божье может быть для нас либо «запахом смертоносным на смерть, либо запахом живительным на жизнь. И кто способен к сему» - 2 Кор.2.16.
Читая такие слова в журнале:"Вера и Жизнь" «…принимать в этом участие всеми вашими талантами». Каждому распределяется по его силе, употреблять их в дело, как написано: в Мт.25.15.16. Никогда не раскроется у человека талант, если он не будет прилагать к этому усилие. Время раскрытие своих талантов дарованных от Бога.
«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды, (или праведности) вашей» - 2 Кор.9.10.
"Работника, который впустую расходует семена, справедливо порицают", но, - говорит Иоанн Златоуст, - не так обстоит дело с нашими душами. Наиболее твёрдые камни могут превратиться в плодородную почву; самые затоптанные дороги, если они более не попираются ногами и ограждены от всех проходящих, могут стать свободным полем для возделывания; терния могут исчезнуть, чтобы зерно всходило и росло беспрепятственно". Такова щедрая любовь Божия, которая не прекращает сеять повсюду. Различная почва, на которой семя постигает разная участь, символизирует различное принятие Евангелия Божьего людьми и различные его плоды, зависящие от расположения каждого".
"И сказал (Иисус): Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю. И спит и встаёт ночью и днём, и пока семя всходит и растёт, не знает он: ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. И сказал: чему уподобим Царствие Божие? Или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле: а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков и пускает большие ветви "- Мр.4.26-30-33/.
Земледелец, когда посеет семя, больше ничего не делает для того, чтобы оно взошло. "Он спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит, не знает он – Мр.4, 27". И возможно, даже никогда даже не думает о посеянном зерне и не смотрит на него, а занимается другими делами и развлекается. "Ибо земля сама собою производит плод - Мр.4,28, согласно естественному курсу природы и при содействии Божественной силы. Так же и "слово благодати", когда оно принимается с верой, совершает в сердце "труд благодати", и проповедующие нисколько этому не содействуют. Это совершает Дух Божий, когда они спят и ничего не могут сделать, или когда они встают, чтобы идти по другим делам. Пророки не вечно живут, но слово, произнесённое ими, совершает свой труд, когда они уже в могилах – Зах.1.5-6. Роса, питающая семя, не зависит от человека и не полагается на сынов Адамовых. – Мих.5,7.
Что посеешь в детстве, то пожнёшь в юности;
Что посеешь в юности, то пожнёшь в зрелости;
Что посеешь в зрелости, то пожнёшь в старости.
Что посеешь - то пожнёшь в жизни.
"Земледелец не может описать, как оно всходит, это одна из тайн природы: "и как семя всходит и растет, не знает он" - Мр.4.27. Он видит его уже выросшим: - но не может сказать: каким образом оно выросло? Или по какой причине? И каким способом оно растёт? Точно также мы не знаем, как Дух Святой посредством слово производит перемену в сердце. Это ещё труднее, чем заметить веяние ветра, звук которого мы слышим, но не знаем, "откуда приходит и куда уходит" - Иоан.3,8. "И беспрекословно, это великое благочестия тайна: как Бог явился в плоти», как Он пришёл, чтобы быть "принятым верою в мире" - 1 Тим.3,16.
В Новом Завете Иисус также обратился к понятию времени сеяния и времени роста, когда апостолы попросили Его умножить их веру.
|