Юношество
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклониться от него, когда и состареет» - /Прит.22.6/
«Благо человеку, когда он несёт иго в юности своей» - /Пл.3.27/
«Юность – это переходной возраст, когда в организме происходит целый ряд изменений. Большинство подростков, привыкая к новым, меняющимся формам тела, предпочитают общаться с ровесниками, среди которых они чувствуют себя увереннее» - /Ричард Сарлс – профессор психиатрии/.
Апостол Иоанн пишет: «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» - /1Ин.2.14/.
Действительно, быть «сильными юношами» совершенно необходимо всегда, но особенно во времена, подобные нынешним, когда подвергается сомнению само основание нашей веры, - также необходимо сохранять живое слово Божье в самой глубине своих сердец. Божественная помощь для нас при таком положении вещей заключается в том, чтобы ценить, размышлять и полагаться на истинное слово Божье.
Однако существует особая опасность, которой подвержены юноши, и эта опасность составляет тему обращённого к ним увещания. Апостол говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век» - /2.15-17/. Следовательно, мир – единственная особая опасность, проистекающая из характера той борьбы, в которой оказываются юноши» - /Эдвард Денетт – Edward Dennet 1883 Лондон/.
«К христианам среднего возраста, к тем, кто находится в расцвете сил: «Пищу вам юноши…» - /1Ин.2.13/. Это зрелые во Христе Иисусе люди, они достигли крепости духа и здравого смысла и способны различать между добром и злом. Юноши склонны хвалиться своей силой; но им следует хвалиться тем, что они сильны во Христе и в Его благодати. Победа над лукавым – вот в чём испытывается, их сила и вот в чем они могут, хвалиться; если они не будут сильны против лукавого, то он будет силён против них» - /Мэтью Генри – английский служитель 1662 – 1714/.
«Юношество нуждается в реальной помощи со стороны родителей в разрешении его жизненных проблем. Названные выше способы столь эффективны и в юношеский период, но формы их сложнее. А главное, юношество выходит на уровень философский в своих размышлениях о жизни и поисках смысла жизни. В этот период мировоззренческого становления юность особенно прекрасна именно своей устремлённостью к разрешению жизненных философских проблем. Это период высокой духовности» - /Н.Е.Щуркова – д-р педнаук/.
Отметим, однако, что потенциальное не всегда становится реальным. А.Герцен разводил понятие «юность» и молодость говоря: «Я считаю большим несчастьем положение народа, которое молодое поколение не имеет юности», добавляя, что для юности «одной молодости недостаточно».
«Волна насилия и бунтов в мире возникает не случайно, на то есть свои причины. И определённо одна из них – бедность. Но другую причину следует искать в семье. Сегодняшнее неуважение к властям – следствие беспорядочной, неорганизованной семейной жизни. Следствие равнодушие. Молодёжь лишь переносит на внешний мир те отношения, какие видит дома. Даже не смотря на то, что большинство, законопослушные граждане, какая-то часть народа – численно всё возрастающая – поддерживает бунтарские настроение. И пока семейные взаимоотношение не наладятся наша человеческая система под угрозой» - /Билли Грэм/.
Многих современных проблем молодежи могло бы не быть, если бы ещё детьми они научились обращать внимание, как на благость, так и на строгость Бога. В Послании к Римлянам апостол Павел написал ясно и непреложно: «Возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (6:23). Это торжественные и серьезные слова, на которые мы должны обращать свое внимание с такой же предосторожностью, как мы это делаем, переходя перекресток или железнодорожные пути, когда горит светофор или звенит звонок отправления.
«Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинства» - /Я.Коменский/.
Некоторые юноши нисколько не стыдятся того, что ведут половую жизнь, поэтому они во, чтобы то ни стало, стараются получить чувственное удовольствие, вступая в половые контакты с разными партнёрами. Исследователь Роберт Соренсен, изучая сексуальность юношей, заметил, что таким молодым людям приходится расплачиваться за свою половую распущенность. Соренсен пишет: «В личных беседах со многими юношами, ведущими, беспорядочную половую жизнь выяснилось… что, по их мнению, они живут без цели и не очень довольны собой. Сорок шесть процентов из них согласились с утверждением: «Ведя такой образ жизни, я растрачиваю себя впустую». Кроме того, Соренсен обнаружил, что молодые люди, ведущие беспорядочную половую жизнь, страдают от неуверенности в себе и недостатка самоуважения».
Итак, что посеешь, то и пожнёшь (Гал.6.7.8). Посеешь неуёмную страсть – пожнёшь обилие сомнений и страхов. Но если сеешь самообладание, то соберёшь урожай верности и спокойствия.
«Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте. Даже разбитый сосуд сохраняет запах, которым он пропитался при первом употреблении. Дерево как распростёрло свои ветви в нежном возрасте вверх, вниз, в стороны, так и сохраняет их в течение сотен лет, пока его не срубят. Шерсть так прочно удерживает краску, которой она была первоначально окрашена, что перекрасить её нельзя. Деревянный обод колеса, затвердев, скорее разлетится на тысячу кусков, чем станет снова прямым. Таким же образом и в человеке первые впечатления настолько устойчивы, что было бы чудом, если бы они изменились. Поэтому чрезвычайно разумно, чтобы они внушались в юном возрасте согласно с требованиями истинной мудрости» - /Я.Коменский/.
«Нужно с величайшим усилием доводить юношество до действительного послушания. Если оно научиться сдерживать собственную волю, а родительскую исполнять, то на будущее время это послужит основой величайших добродетелей. Нежному растению мы не позволяем, расти по своей воле, но привязываем к колышку, чтобы, будучи привязано, легче поднимало свою верхнюю часть и набирало силы. Отсюда совершенно правильно было сказано Теренцием: «Все мы от своеволия становимся хуже». Итак, всякий раз, как отец или мать скажет ребёнку: не трогай этого, сиди, дай ножик, дай то или другое и пр., нужно приучать детей к тому, чтобы они тотчас исполняли то, что им говорят. А если они пожелают проявить упрямство, то его легко можно будет сломить окриком или разумным наказанием. О персах мы читаем, что в воспитании детей они с величайшим старанием стремились приучать их к воздержанию и правдивости» - /Я.Коменский/.
«Долг юношей быть целомудренными, соответствует в английском языке, быть воздержанными, рассудительными. Юноши склоны горячиться, поступать необдуманно и опрометчиво, поэтому их следует усердно призывать и увещевать быть осторожными, а не безрассудными; благоразумными и послушными, а не своевольными и упрямыми; смирёнными и кроткими, а не высокомерными и гордыми, ибо гордость губит молодых людей более чем какой-либо другой грех. Юноши должны быть серьёзными в своих поступках и манерах поведения, соединяя серьёзность возраста с живостью и энергичностью юности. Это сделает даже молодые годы полезными, обеспечит пищу для утешительных размышлений, когда настанут злые дни, поможет избежать многих грехов и скорбей и положить основание для добрых дел и наслаждения добром. Таковым не придётся плакать в конце дней своих, но они будут иметь мир и утешение в час смерти, а после смерти – славный венец жизни» - /Мэтью Генри – английский служитель евангелия 1662-1714/.
«Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы обучать и образовывать юношество, особенно при настоящих нравах и в наше время, когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать и сдерживать общими силами» - /Цицерон/.
«Правильно руководить юношеством – это значит также создавать и преобразовывать государство. Признаваясь откровенно, здесь мне приходилось многое обдумывать, исследовать, изменять, смягчать, расходясь с обычаем, работать между надеждой и страхом. Самым разумным было здесь не слишком ослепляться авторитетом и не увлекаться своими открытиями» - /И.В.Андреэ/.
«Правильно образовывать юношество – это имеет несколько большее значение, чем покорить крепость Трою» - /Ф.Меланхтон/.
«Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества» - /Цицерон/.
Мудрые слова Цицерона: «Какой больший и лучший дар можем мы предложить отечеству, как не тот, чтобы воспитать и обучить юношество. Особенно при таких нравах и в такие времена, когда оно до того пало, что только общими усилиями может быть обуздано и укрощено».
«Ведь, как известно, для подросткового и юношеского возраста особенно характерно преувеличенное внимание к своей внешности. И многие вполне психически здоровые молодые люди бывают очень недовольны ею. Вспомните хотя бы следующие строки из автобиографической трилогии Л.Н.Толстого: «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя ещё увеличилась убеждением в моей уродливости. А я убеждён, что ничто не имеет такого разительного влияния на направления человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности её».
«Юноша, где бы ты ни был, помни о том, что ты находишься в присутствии Бога и ангелов, а может быть и людей. Поэтому остерегайся делать что-либо такое, что непристойно пред величием Божьим и ангелов и в глазах людей» - /Я.Коменский/.
Ведь в юношеские годы личность человека окончательно ещё не сложилось. И он только узнаёт, что он за человек, что действительно ему нравиться и как хочет прожить свою жизнь. Тот, кто интересен сегодня, завтра может быстро наскучить. И если развивать романтические чувства, душевной боли не избежать. Неудивительно, что в нескольких научно-исследовательских работах: «ссора с подругой» или «любовные разочарования» упоминались среди обстоятельств, ставших причиной многих самоубийств среди юношей.
«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходя по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд.
И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета» - /Еккл.11.9.10/
Характер христианина (Тит. 2,6). Обязанности молодых людей выражены одним, но очень емким предложением. Молодые люди должны быть целомудренными. Как мы уже видели, человек целомудренный, обладает духовной способностью избегать опасностей жизни. Безопасность его гарантирована тем, что он владеет всеми своими инстинктами и страстями. В юности человека всегда подстерегают опасности. Кровь в юности горячая, она стучит сильнее, и страсти говорят громче. Течение жизни в юности сильнее, и её поток иногда вовсе грозит унести молодого человека. В юности больше возможностей ошибиться и ступить на стезю порока. Молодые люди попадают в компании, где много сильных искушений. Юноше часто приходится учиться или работать вдали от дома; он еще не вверил свою судьбу провидению, не взял, на себе никаких обязательств и у него нет еще никаких прочных связей, которые чувством долга удерживают пожилого человека на правильном пути. В юности существует много больше возможностей потерпеть крушение в жизни. Юности всегда свойственна уверенность, в основе которой лежит недостаток опыта. Молодой человек поступает опрометчиво почти везде там, где взрослый человек будет вести себя осмотрительно, уже только потому, что он еще не знает всех тех моментов, в которых может сильно просчитаться. Так, например, он будет гнать автомобиль намного быстрее, потому что не знает, как быстро может случиться авария и от какой маленькой детали может зависеть его безопасность. Он часто совершенно беззаботно взвалит на свои плечи ответственность там, где взрослый человек еще подумает, потому что еще не знает всех связанных с этим трудностей и не знает на своем опыте, как просто можно все испортить. Опыт нельзя приобрести за деньги, за него надо платить годы. Рискованно, но и славно быть молодым. Именно потому молодой человек должен, прежде всего, стараться стать хозяином своих страстей и инстинктов. Никто не может служить другим, пока не овладеет своими чувствами. "Владеющий собою лучше завоевателя города" (Прит. 16,32). Самодисциплина - не самая блестящая добродетель, но именно она - самый существенный элемент жизни. Когда пыл юности опирается на прочное умение владеть собой, человек готов на великое свершение.
В стихе 2Тим. 2.22 сказано: «Юношеских похотей избегай …». «Он должен избегать юношеский похотей, вожделений. Что же следует понимать под юношескими вожделениями. Сюда относятся не только плотские страсти; сюда относятся также нетерпение, которое не научилось ещё "поторапливаться неспешно" и узнать, что слишком большая спешка может принести больше вреда, чем добра; самоуверенность и самонадеянность, ведущие к нетерпеливости и надменности при отстаивании своих мнений и не научившиеся распознавать хорошие стороны во мнениях других людей; страсть к рассуждениям, ведущая к длинным спорам и ничтожным действиям, и готовая рассуждать ночь напролет, довольствуясь в результате лишь кучкой неразрешенных проблем; любовь к новизне, выливающаяся в пренебрежительное отношение к одному, лишь потому, что оно старо и вожделение к другому, лишь потому, что оно ново; недооценивающая значение опыта. Но нужно отметить вот что: ошибки эти - это ошибки идеализма. Собственно свежесть и силы чувств толкает юность на такие ошибки. Такие ошибки следует не сурово осуждать, а сочувственно помочь исправить, ибо в основе каждой из них - какое-нибудь достоинство» - /У.Баркли – учитель по изучению Н.З. Шотландия/.
«Один юноша пришёл ко Христу: был он благочестив, богат и влиятелен – и очень гордился этим. Когда же он узнал, что для приобретения вечной жизни ему нужно продать имение и следовать за Иисусом, он возмутился. Библия говорит, что он «отошёл с печалью» потому что не мог отказаться от себя. Он не смог стать «нищим духом», потому что был о себе слишком высокого мнения. /Билли Грэм/
«Человек богат не тогда, когда много имеет, а тогда когда малого хочется».
«Юность неприятна: ибо в ней невозможно или неразумно быть производительным в каком бы то ни было смысле» - /Ф.Ницше/.
Из этих собранных камешек – высказываний каждый может сделать свои выводы, а может быть и получить наставление, как поступать.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности