Эпиграф: "Мне кажется, священнику должна быть дана большая свобода при очень глубоком общении его с другими священниками и с его епископом. Должно быть такое равновесие, при котором священник не является только чиновником, выполняющим какие–то задания, а есть общение, где люди могут делиться опытом, где старший может просто свой опыт предоставить другим, не заставляя их принять его, не навязывая его, не делая из него какие–то административно-канцелярские обязательства, а наоборот, вызывая к жизни... творческую, вдумчивую деятельность. В чём я вижу свою задачу сначала как священника, а затем как епископа? Во-первых, я нашёл веру не через Церковь, не через организацию церковную, а непосредственно от Бога и от Евангелия. И поэтому я глубоко верую, что первое, о чём священник должен заботиться, это о своей вкоренённости в молитву, в общение с Богом. Священник должен постепенно углубляться в понимание евангельского слова, евангельского свидетельства, евангельской проповеди, и это живое слово Самого Бога проповедовать"...
“Собеседование о Церкви и священниках в современном мире».
Митрополит Сурожский Антоний. Труды. Книга вторая...
... Сегодня много разговоров о том, что ислам завоёвывает мир, а христианство, в том числе и Православие, отступает и утрачивает значение в обществе. Недавно я узнал, что количество мусульман в мире превысило количество католиков и что тенденция к усилению влияния ислама в обществе, постоянно на протяжении последних десятилетий.
И я задумался, почему это так происходит? Видимо, что-то в Европе, да и в Америке, переменилось за время прошедшее после войны.
Если признать это за факт, тогда получается, что атеизация общества каким-то образом связана с процессами, происходившими и происходящими в нашем европейско–американском обществе... Очевидно назревает вопрос, какие процессы, подорвали веру не только в Иисуса Христа, но и в нравственное значение христианства, как «учителя, а точнее - воспитателя» жизни и её «устроителя» на основах равенства любви и сострадания?
Мне, прожившему на свете более шестидесяти лет, заметны перемены, произошедшие в личном и общественном целеполагании большинства россиян. Смещение оси их жизни в сторону эгоистического удовлетворения материальных и телесных потребностей привело к «девальвации» понятий чести и совести. Увеличение зоны дозволенного в области пола, в отношениях мужчины и женщины, привело к утрате российским обществом семейных ценностей, в том числе понятий материнства и уважения к старшим. А о любви чистой и самозабвенной я уже и не упоминаю... Можно говорить о том, что правила чести и совести в общественной жизни стали менее строгими и мы сами стали большими эгоистами, чем были в трудные годы для России, Европы и всего мира.
Ещё очевидная перемена – мы перестали уважать учителей и родителей, и конечно священников, которые для общества превратились постепенно в нечто экзотическое. Говорят, что виновата школа, виновата атеистическая система воспитания, отсталость церковных проповедей. Но, наверное, неправильно было бы всё плохое, что происходит в обществе перекладывать на детей, учеников или верующих. Вполне возможно, что причиной таких изменений в отношениях стали сами учителя, родители... Вполне может быть, поддаваясь общему «направлению» движения большинства, и священники тоже стали большими эгоистами и «материалистами»?! Несколько раз в Москве и в Петербурге, я видел «батюшек», въезжающих на «Лексусах» или «Джипах», во двор «подведомственного» храма и прихожане подходили к настоятелю ручку поцеловать и благословиться, не видя в этом ничего удивительного. Люди уже привыкли, что площадь перед храмом превращается в автостоянку для членов клира и богатых прихожан. Когда начинаешь говорить, что нельзя делать из прицерковной площади «гараж», священники возражают, что тогда прихожан будет меньше, так как им удобно и спокойно знать, что их машина рядом... Конечно, нельзя таких батюшек назвать типичными представителями православия, но просматривается очевидная тенденция движения церкви в эту сторону...
Уже с амвонов иногда слышны проповеди, оправдывающие богатство и, в частности, богатства олигархов, (лишь бы они на храм не забывали жертвовать). Иногда их вводят в состав приходских советов только потому, что они пожертвовали немного денег из своих запасов для церковных нужд, как было сделано совсем недавно в одном известном приходе за границей. Епископы сегодня порой забывают предупреждения Иисуса Христа, что невозможно в равной степени искренне служить двум господам: Богу и Мамоне... Недавно, читая книгу «Древние иноческие уставы» с цитатами из Василия Великого, я натолкнулся на такую мысль: «Со всеми, с кем имеешь дело, будь во всём непреткновенен, разумен, братолюбив, смиренномудр; не запасай дорогих явств по целям будто страннолюбия: для этого достаточно и того что имеешь; ни от кого не бери ничего, кроме разве потребного для монашеской жизни; особенно бегай золота, как наветника души, отца греху, служителя дъявола. Не делай себя виновником в богатстволюбии под предлогом служению нищим. А если кто принесёт тебе деньги для бедных; узнав кто скуден, посоветуй тому самому, кто даёт тебе деньги, отнести их к неимущим, чтобы принятием от него денег не осквернять тебе своей совести...»
И ещё раз хочется спросить таких священников и иерархов - разве не о бескорыстии, любви и всепрощении говорил Иисус Христос, как о первооснове Нового Завета!? Мне представляется, что храмы Божии, построенные на «неправедные» деньги, так и останутся не одухотворёнными стенами и крышей, сколько бы их не поливали святой водой старательные батюшки. Ведь каждый православный храм является жилищем Бога, присутствием Иисуса Христа в тленом мире. Но согласится ли Иисус, призывавший к сознательной бедности и нелицеприятию быть в такой «церкви»? Дух стяжательства всегда и везде противостоял духу подлинного христианства... Так стоит ли плодить «фарисеев» среди ничего не подозревающих новообращённых, предлагая им такие «храмы» для покаяния и молитвы?
... Поколение, пережившее войну и бывшее свидетелем революций, произошедших во всем мире и во всех планах бытия, уже ушло, и на их место в роли законодателей и «установщиков» социальной моды пришли их потомки, естественные обыватели, «контрреволюционеры», которые не пережили тягот войны и восстановления, которое просто невозможно было без идеалов и веры в светлое будущее. Соответственно такие ключевые понятия нравственно здорового общества, как героизм, верность в общее благо, «ушли» вместе с этим поколением, а наши современники стали их осмеивать и называть «идеологическими химерами» большевистского режима...
... Если определять всё произошедшее и происходящее в «христианском» мире за последние пятьдесят лет в исторических категориях, то можно говорить о буржуазной контрреволюции, победившей на Западе, и восстановившей идеалы буржуазии на пространствах христианского мира. А буржуазия всего мира внутренне, на культурном уровне, больна антихристианским «потребительством», и потребление является основным «деятелем» и стимулом в капиталистической экономике. Отсюда, как мне кажется, все финансовые и мировоззренческие кризисы в мире, становящиеся со временем всё глубже и разрушительнее. Ведь делание «денег из денег» - сегодня, главная цель капитала... Экономическая культура, под названием «финансовые спекуляции», стала основой современного капитализма. А буржуазная, секулярная культура – ведёт всех нас к неверию, то есть прямиком в ад эгоистических удовольствий. Но Иисус Христос пришел в мир, отрицая власть денег, чтобы установить равноправие, чтобы Царствие небесное стало реальностью и для нищих духом.
Однако Заветы Христа за тысячелетия существования христианства часто искажались и искажаются создателями «предания», делая такое «христианство» удобным для власть имущих и «администраторов» от церкви. Поэтому иногда Писание пытаются подменить псевдо-современным толкованием слов Иисуса, а власть в церкви Христа подменяют властью Священноначалия. Вот и приходится констатировать: к сожалению, современное «христианство» далеко ушло от Заветов Мессии, и поэтому его значение в западном мире, да и в России, падает... Ведь сегодня вы не встретите руководства к действию для клира, приходских священников и епископов церкви, наподобие монастырских уставов, некогда написанных святым Пахомием, святым Василием Великим и другими Отцами церкви, опирающихся в них на слова Спасителя. Говорят, времена переменились, и что было хорошо тогда, сейчас вызывает только ироническую усмешку. Но так ли это?
... Совершенно другая картина в исламском мире. Там совершенно иное отношение к деньгам. Бытовые ограничения и табу, культивируемые в исламе, стали сегодня намного сильнее, неисполняемых христианских призывов к взаимной любви и сопереживанию, и захватывают всё большее количество стран и народов, означающих мирное «завоевание» ослабевших в религиозном смысле Европы и Америки. Надо сказать, что ислам, как религия «простых людей», до мелочей определяет строгие правила поведения не только общественной, но и семейной жизни. Во многом ислам сохранил общечеловеческие нравственные ценности, оформленные пророком Мухаммедом, в жизненные правила и законы, нарушение которых грозит большими наказаниями, а иногда и смертью. Ислам таким образом, на фоне разрушающегося под напором эгоизма западного общества, становится единственной религиозной конфессией, которая предлагает своим сторонникам не только рай на небе, но порядок и осмысленную жизнь, лишённую пьянства и разврата, социального хаоса и мучительной относительности в определении «правильной» или «неправильной» жизни здесь и сейчас.
... И ещё одна особенность современного христианства и русского православия в том числе. Многие иерархи и священство утратили доверие верующих и стали, или становятся «администраторами» от веры. Их интересует, прежде всего, соблюдение религиозных формальностей и обрядоверие, и ими же идеализируются «старинные порядки», обусловленные желанием вновь превратить религию в «опиум для народа». Но именно таким «верующим» фарисеям и книжникам возражал Иисус Христос в одной из сцен, описанных Евангелистом Марком:
«Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедших из Иерусалима. И увидев некоторых учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, тщательно не умыв рук; и придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое чего они приняли держаться: соблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потому спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».
Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете много другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свои предания?»
... У подобных священников–фарисеев вера становится явлением чисто внешним, и за поклонами, целованием рук и коленопреклонением часто скрываются только суеверия и желание «делать как все». Часто «пастыри», покровительствующие такой «вере», хотели бы вернуть Церковь под власть Кесаря, «объединиться» с государством. Они всячески злословят РПЦ времён Союза, и оправдывают не только отступничество и провокативную роль многих иерархов РПЦЗ, чьей идеологией сегодня пользуются, но и закрывают глаза на их коллаборационизм и сотрудничество с Гитлером и врагами Советской России. При этом они стараются восстановить в русской Церкви иерархичность и несвободу веры, и утвердиться в роли духовных вождей, сторонников и почитателей «Кесаря», часто не понимая роль и значение священства в Церкви... Но в Новом Завете, устами Иисуса Христа, были высказаны и предостережения по поводу таких псевдопастырей, такого «священства»...
Сегодня, в РПЦ, бытует мнение, что быть священником-христианином, значит подчиняться руководству Церкви беспрекословно. Многие из «церковного начальства», а порой это вполне внешне образованные люди, требуют подчинения от священства неукоснительного и полного, даже если это идёт в разрез со словами самого Христа. На мой взгляд, Митрополит Антоний Сурожский и призывал, как паству, так и ретивых священников помнить слова Иисуса из Назарета о духовной свободе подлинно верующих, говоря: «Дух живёт, где хочет...»
Сын Человеческий был свидетелем того, как фарисеи, будучи «законниками» и послушными чадами Храма, были лицемерами и начётчиками и главными врагами Его Нового Завета. Таких «формально верующих», Он называл, не стесняясь в выражениях, «змеиным отродьем». Именно такие псевдоверующие во всём подчиняющиеся «священноначалию», старейшины и первосвященники иудейские, не раздумывая, а подчиняясь, присудили Мессию к смертной казни...
Такое чинопочитание существует и сегодня в русском православии, когда священство, Благовестие и преклонение перед Иисусом Христом, подменяют «лояльностью» к начальству. Этот церковный феномен появился в последние двадцать-тридцать лет, и связан с возрождением в России чиновного класса управленцев. Сегодня и духовная несвобода, и вопиющая несправедливость, и неравенство оправдываются такого рода социальными «администраторами – манипуляторами», общественного сознания. Вместо народоправства, или иначе, подлинной демократии, в нашей стране вырастают всё новые и новые не только финансовые, но и «духовные олигархи». Надо отметить, что это, как правило, люди не старше пятидесяти, не пережившие ни войну, ни трудные годы восстановления, не верящие ни в какие идеалы равенства и справедливости, с вполне «промытыми», антисоветской пропагандой времён холодной войны, мозгами...
Вот один из таких примеров подхода клирика–чиновника к проблеме свободы духа в Христовой церкви. Я цитирую ответ Митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, который, кстати, служил некоторое время назад, в Сурожской епархии, помощником Владыки Антония Сурожского, на вопрос редактора сайта «Религия и СМИ», Алекандра Щипкова:
А.Щ. «Журналисты порой считают, что мнение любого отдельного священника или епископа есть мнение всей Церкви. Святейший Патриарх говорил о том, кто может выступать по общецерковным вопросам, но все равно мнение человека в рясе воспринимается многими как общецерковная точка зрения, и в результате в церковной ограде могут распространяться суеверия и сектантские настроения. Как можно преодолеть эту ситуацию, при которой решения Соборов и Синода менее авторитетны, чем мнение лично знакомого священника?»
М.И. «Прежде всего, священники должны строго следовать рекомендациям Священноначалия. Иногда встречается такая ситуация, когда священник не знает официальную позицию Церкви по тому или иному вопросу, но нередко бывает и так, что он ее сознательно игнорирует. Каждый священнослужитель должен понимать, что он несет ответственность перед Богом и Церковью. Принимая присягу на верность Церкви, он одновременно дает обещание следовать ее официальной позиции, а не какому-то своему, зачастую неверному, мнению».
... Что касается пресечения распространения суеверий и сектантства я совершенно согласен. Однако, с фразой «одновременно даёт обещание следовать официальной позиции» Церкви, я категорически не согласен.
Как ни странно, молодой Митрополит, видимо понимает смысл священнического служения и право свободы совести, как «следование рекомендациям Священноначалия» (надеюсь, что он не себя имеет ввиду, под словом «Священноначалие») . Видимо, он не совсем понимает и разницу, о которой говорил Спаситель, между Кесарем и Богом, между человеческим и Божьим. Присягает-то священник Иисусу Христу, а не административной единице, под названием Церковь, основателем и «телом» которой является Спаситель, уже более двух тысяч лет. Наверное, всё-таки для священника на первом месте должна быть заповедь любви к Богу, на втором месте заповедь любви к ближнему, и уже потом – чинопочитание и рекомендации «Священноначалия». Ведь и священник – это тоже верующий христианин, а не только церковный администратор и член корпорации «священников».
Мне хотелось бы верить, что молодой талантливый Владыка всё это понимает сам, но неправильно выразился, или на время, представил себя высокого ранга администратором, который радеет за корпоративное «единство». Уверен, что со временем это у него пройдёт, стоит ему вновь стать «просто» верующим и потерять свой высокий пост...
... Хотелось бы особо подчеркнуть, что Новый Завет Иисуса Христа вовсе не похож на «сладенькие сказочки» о благой жизни, а является настоящим руководством к Революции, прежде всего в собственной душе, в нашем отношении к миру, «лежащему во зле». Есть в нём и наставления о фарисеях, как о «лжепастырях» и лицемерах, изображающих из себя «сильно верующих», на каждом шагу крестящихся и цитирующих Самого Иисуса Христа. Но ведь Господь предупреждал, что путь в Царствие небесное тернист и узок и не всякий из тех, кто нескромно похваляется своей верой, скрывая свои неблаговидные земные дела, туда попадёт...
В Новом завете об этом много и прямо говорится. Особенно примечательна в этом плане глава шестая и седьмая в Евангелии от Матфея.
В этих главах есть и предупреждения для тех «фарисеев», кто служит от лица Иисуса в самой Церкви, то есть клиру и священству. Вот что говорит Иисус о таких служителях, кто недостоин священства: «По плодам их, узнаете их!», а потом, говорит притчами, объясняет, как узнать, отличить таких служителей, от подлинного священства.
«Собирают ли с терновника виноград, и с репейника, смоквы? – спрашивает Иисус своих учеников, и, наверное, увидев их отрицательное качание головами, продолжает: - Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые...»
И этим Иисус отвечает на вопросы учеников, которые часто спрашивали его как отличить истинно верующих от «фарисеев–лицемеров», изображающих себя для других, «особенно» верующими. Но также, он отвечает на вопросы, как воспитывать себя и членов своей семьи и своих близких. Когда в семье или в обществе «вырастает» негодяй или разбойник, значит родители или воспитатели сами не так хороши, как это кажется, или как они хотели бы себя представить в христианской общине.
«Героями» притч – иносказаний Иисус Христос часто делает «лидеров и идеологов» того или иного общества, людей начальствующих и богатеющих не только в государстве, но и в Храме. Ведь недаром кроткий Иисус так гневается на торговцев в Храме, изгоняя их вон, «чтобы не делали дом Божий, домом торговли», а также и на лицемеров–фарисеев, называя их лгунами и «змеиным отродьем». Наверное ещё и поэтому орган старейшин в Иерусалиме, Синедрион, во главе с первосвященником Кайяфой, приговорил Мессию к смерти через распятие на кресте...
Иисус Христос был ими ненавидим больше, чем «колониальные» римские власти потому, что Он призывал к равенству и свободе в Боге. Многие из членов Синедриона уже «стали плотью» и заботились только о своём преуспеянии и комфорте, при этом формально и внешне стараясь походить на подлинно верующих...
Мессия прямо обвиняет в лицемерии тех, кто, бывая в храме, присутствуя на службах или даже творя их, старается всегда быть впереди всех на почётных местах, кто гордится собой, считая себя подлинным верующим и твердит «Господи! Господи!»
Тут Иисус Христос строг, нелицеприятен и говорит: «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи! войдёт в царствие небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного...» Тут, очевидно, Кроткий Мессия имеет ввиду «якобы верующих» и «законников–начётчиков», которых было много в Иерусалиме, и которые считали его своим злейшим врагом. Ведь Сам Мессия, вопреки фарисейским обычаям, встречался и делил трапезу с мытарями и бедными людьми, и говорил, объясняя это, что «не здоровым нужен врач, но больным» и потому Он пришёл к «грешникам», и старался облегчить жизнь нищим, рабам и униженным...
Всю свою трагическую жизнь, наполненную страданиями и раздумьями об участи рода человеческого, Он сталкивался с такими «псевдоверующими», которые молились на виду у всех и повиновались правилам религиозной жизни, но думали прежде о своём преуспеянии, то есть о «земном, а не о Божьем».
И дальше, Матфей в этой главе рассказывает, как Иисус уточняет свои предупреждения этим лицемерам: «Многие скажут мне в тот день: Господи! Господи! Не от твоего ли имени мы пророчествовали? И не твоим ли именем бесов изгоняли? и не твоим ли именем многие чудеса творили?» И Иисус с горечью отвечает: « И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие!»
Евангелист Матфей поясняет замечательную деталь характера Иисуса Христа, которая показывает Его строгим и искренним пастырем учеников, учившим своих последователей честности и ответственности, не завлекая их себе в ученики несбыточными и легкомысленными обещаниями: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи...»
Думаю, что это место можно объяснить как ощущение слушателями своеобразия и необоримую уверенность в словах Иисуса, поясняющих его учение в отличие от «книжников», которые способны были только комментировать то, что до них уже говорили или написали в Законе. То есть Христос проповедовал Новый Завет!..
При внимательном чтении этой главы мы начинаем чётко понимать, что читать Новый Завет надо сосредоточенно и внимательно, потому что в этом тексте всё взаимосвязано и составляет одно целое, и что невозможно до конца понять смысл Иисусова учения по отдельным, «популярным» цитатам. Новый Завет Иисуса Христа не только обещал и просвещал, но и требовал решимости и самопожертвования, ответственности и честности перед собой и перед другими в борьбе за правду и свободу духа...
В главе шестой Евангелия от Матфея Иисус прямо объявляет о неприятии лживой веры, когда человек–эгоист старается в миру «успеть» обогатиться, себя ублажить, но и представиться верующим, лицемерно разыгрывая святого праведника. Иисус, совершенно неприемлет заученные жесты и обычаи таких «верующих»... «Также, когда поститесь, – учит он своих последователей, – не будьте унылы, как лицемеры, ибо они, принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися...» Иисус призывает учеников верить, что Бог всё видит и различает, что есть правда, а что ложь в поведении и даже в мыслях людей.
Иисус, подтверждая это, говорит далее: «Отец наш, видящий тайное, воздаст явно!»
И далее Иисус говорит прямо о богатстве, как о том, что мешает нам стать подлинно верующими, истинными его последователями и братьями по вере: «Не собирайте себе сокровищ на земле... Но собирайте себе сокровища на небе...». И тут же поясняет, почему никто не может одинаково ревностно «служить двум господам»: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше...»
К сожалению, во все времена находится много людей, которые утверждают и уверены, что можно и деньги копить и Богу служить, отдавая часть богатств Церкви. Но это неправда и извращенное толкование Нового Завета и самого христианства, одной из целей которого является спасение своей души от греха накопительства, жадности и тщеславия. Иисус твердо утверждал: «Посему, говорю вам: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело – одежды?» Продолжая тему неприятия богатства, Назарянин поясняет, почему нельзя быть сребролюбивым и тщеславным обывателем, и при этом верить и называть себя христианином, Его последователем: «Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец наш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всём этом...»
Иисус Христос, конечно, знает, что нужды бытовые любому человеку надо утолять, но Он предупреждает, что нельзя это утоление нужд земных, делать смыслом и главной целью человеческой жизни! Иисус, иносказательно говорил, что Бог поможет трудящимся и страждущим, видя их самоотверженность и трудолюбие, и что души человеческие не должны быть перегружены заботами земными, потому что, тогда пропадает искреннее стремление к Богу и желание быть похожим на Учителя!
... Во Вселенской Церкви, и, как мне кажется, в первую очередь у православных, взаимоотношения внутри священства, занимает большое место. Если в католичестве так повелось, что «вертикаль власти» начинается с Папы и заканчивается на нём, то в православии Патриархи поместных церквей обладают определённым уровнем независимости друг от друга и их влияние зависит больше от их личных качеств, чем от количества верующих, которыми они «командуют». В русском православии известны имена как митрополитов и епископов, так и простых монахов и затворников. В древние времена почитаемы были Нил Сорский, Иосиф Полоцкой, Сергий Радонежский. В девятнадцатом веке прославились Серафим Саровский и Митрополит Московский Филарет. В новейшее время своими проповедями возрождающегося в России православия известны священник Александр Мень и Владыка Антоний Сурожский. Первый, был «книжным» благовестником, увлёкшим в православие тысячи и тысячи читателей его книг об Иисусе Христе, о церкви и христианской истории. Второй, не только своими яркими глубокими проповедями, но и всей своей жизнью, доказывал неискоренимость святости в российском народе.
Но сила влияния той или иной Церкви зависит также от силы и влияния той страны, того народа, который исповедует подлинную веру в Новый Завет Иисуса Христа. Ведь именно верующие люди и составляют стержень и силу нации или государства, которая проявляется во дни исторических испытаний...
Внутри русской православной Церкви, ещё совсем недавно отношения между священниками были достаточно демократичны, и, как мне кажется, обусловлены верховенством Иисуса Христа и центральным местом, которое Он занимает по отношению и к православному богословию, и к структуре администрирования, и в иерархических отношениях. Спаситель не только составляет «тело Церкви», но является её сутью. Все остальные верующие, как бы находятся вокруг своего Создателя, и потому последующие соподчинения уже не так важны. Думается, что этот «демократизм» и позволяет православию претендовать и в будущем на звание главного хранителя христианских заветов и ценностей. В определённом смысле такое положение даже отразилось в народном сознании и его можно выразить русской поговоркой: «Все мы под Богом ходим» То есть и Патриарх и простой верующий и царь или президент на Последнем Суде предстанут в равных положениях и не только по званиям или земным почестям, но «по делам веры будут узнаны» и судимы.
Однако история Русской Православной Церкви знает имена честолюбцев, которые хотели бы представить себя как «Главного из главных» Такова, на мой взгляд, фигура Патриарха Никона, который привнёс в русскую церковь своим волюнтаризмом дух раскола и непримиримости. Последствия его реформ, не изжиты и по сию пору. Русская церковь с тех пор, наученная на его примере, опасается рьяных «администраторов» и в качестве авторитетов выбирает себе служителей, обладающих духовной силой, но отнюдь не бюрократов или «чиновников» от религии.
... Одним из замечательных проповедников и подвижников в Русском православии в наше время был Митрополит Сурожский Антоний, о котором я уже упомянул выше. Его проповеди и выступления перед лондонским приходом, на встречах и конференциях перед православными и даже инословными по всему миру, дают нам пример глубины и благоговейного отношения к Иисусу Христу, понимания не только теперешних проблем в жизни современного человечества, но и замечательное толкование текстов и смысла Нового и Ветхого Заветов. И одной из основных заповедей, которые защищает Владыка, от нападок обывательского сознания, присутствующего и в Церкви, была заповедь любви и самопожертвования, к которой призывал своих учеников и последователей, сам Иисус Христос. Спаситель неоднократно повторял, что сутью Нового Завета является любовь и покаяние, а двумя главными законами христианства являются любовь к Богу и любовь к ближнему. Более того, Иисус Христос в праведном гневе, восставал против фарисеев и книжников, внутренних лгунов и лицемеров, которые обрядоведение ставили выше любви между верующими и сострадания к грешникам. Очень важно то, что в своих проповедях Митрополит Антоний был подлинным христианином и русским патриотом. Он, говоря о сотрудничестве священников РПЦЗ с Гитлером во время Великой Отечественной войны, не судил и не клеймил их строго. Он не одобрял их поведения, однако понимал, что они стали жертвой антисоветской, антироссийской пропаганды. Наставляя верующих, кроткий Владыка Антоний призывал своих прихожан быть, прежде всего, требовательными к себе, и снисходительными к грехам ближних и дальних. И потому ещё так велико его влияние на современную, часто неофициозную, Русскую Церковь.
Владыка Атоний Сурожский в своих проповедях настаивал на соблюдении верующими законов любви и сострадания, как проявления подлинного христианства и говорил даже, что искренне неверующий, часто лучше чем тот, кто только изображает из себя такового, а внутренне является эгоистом, врагом любви и покаяния.
... Однако, сегодня, в русском Православии, похоже, начали забывать об этих основах подлинного христианства. Всё чаще с церковных амвонов можно слышать от священнослужителей проклятия не только тем, кто во времена Советского Союза строил и воевал, отстаивая славу и независимость нашего государства, но и был священником или иерархом в те тяжёлые для Русской Церкви годы. Эти «служители» проклинают «атеистический режим большевиков», часто забывая, что атеизм был во многом следствием небрежения и ошибок официальной Церкви, до Революции полностью отдавшей себя в руки Кесаря. Сегодня часто, вместо осознания собственной вины и покаяния за то, что произошло во времена революции и становления Советского государства, многие служители клира, повторяя пропагандистские лозунги священников–коллаборационистов из РПЦЗ, лелеют обиду на весь советский народ, тем самым закрывая доступ к сердцам и умам современников.
При таком отношении к недавней русской, российской истории, вместо осознания вины, на первое место в церковном сознании заступает чувство обиды, вместо покаяния – происходит яростное доказывание своей безгрешности, а всё это порождает чувство ненависти, препятствует росту христианского сознания. Такие настроения не только разрушают внутреннее здоровье Церкви, но они, уродуют самосознание народа, призывая к покаянию не церковь, забывшую «Заветы Иисуса Христа», а тех, кто пытался восстановить Божественную справедливость и вернуть в лоно достойной жизни миллионы и миллионы российских людей, сбросивших во времена Революции иго угнетения и неравенства.
В этих своих попытках очернить и оговорить не только простых людей, поднявшихся на борьбу с привычным злом и неправдой, но и православных иерархов, Патриарха Тихона и Сергия, возглавлявших тогда русскую церковь, нынешние фальсификаторы церковной истории, тем самым, готовы оправдать даже немецких оккупантов и их прислужников из числа русских людей...
Сегодня, особенно в среде молодых епископов и священников, появилось много последователей церковного «историка» и профессора Духовной академии, Митрофанова, который в своей книге «Трагедия России», яростно нападает на защитников нашего отечества во времена Великой Отечественной, и лицемерно оправдывает российских предателей и коллаборационистов, служивших Гитлеру «верой и правдой», в том числе и в среде РПЦЗ. Эти «деятели» писали немецкому «фюреру» не только верноподданнические послания, но и прямо подталкивали к нападению на Советский Союз. Я полагаю, что Митрополит Анастасий, возглавлявший тогда РПЦЗ, прямо или косвенно уверял Гитлера в неспособности Советского Союза к сопротивлению, и тем самым способствовал началу этой страшной войны, с её разрушениями и многомиллионными человеческими жертвами, среди которых были и миллионы христиан.
... Сегодня, среди православных священников, находятся служители и даже епископы, являющиеся сторонниками позиции Синода РПЦЗ и Митрополита Анастасия. Эти священники не жили в то время, их головы заполнены «идеологической кашей», затуманены антисоветской пропагандой времён холодной войны. Эти «воины христовы» призывают к мести «режиму большевиков», а тем самым всему «богоборческому» русскому народу, провоцируя врагов России внутри и вовне к переписыванию истории или её фальсификации, лишая современных россиян достойного, героического прошлого, тем самым разрушая будущее нашей страны...
Можно сказать, что Гитлера и изощрённую пропаганду Геббельса реабилитируют не только наёмные «фальсификаторы» истории, но и «православные» историки. Более того! Порой им кажется, что они победили сегодня силы сопротивления фашизму и нацизму и их идеология человеконенавистничества, разделения людей на «верных» и «неверных», «овец» и «козлищ», восторжествовала. Они называют себя патриотами, исповедуя оголтелый национализм, и пытаются, шельмуя недавнюю историю, возродить монархию и примитивный империализм, призывая вернуться в воображаемый «потерянный рай». Это и становится идеологической базой для «нового фашизма» и может привести к социальной катастрофе...
Известного, что без реального существовавшего прошлого невозможно построить будущее, и нынешнее нравственное разложение и преступления сегодняшних мошенников – олигархов, бандитов–террористов и взяточников–чиновников выросли из шельмования жизни наших отцов и матерей, дедов и бабушек в Советском Союзе. Фальсификаторы истории, в их числе и фальсификаторы церковной истории, лишили страну и народ уважения к недавнему прошлому, заставляя не любить и даже ненавидеть Советский Союз и советских людей...
А там, где отсутствует любовь и сострадание, там, где вместо вины, присутствует обида, а вместо сочувствия - ненависть, вырастают, сегодня любые преступления и даже возрождается новый фашизм и нацизм.
Ещё и ещё раз хочу повторить, что сегодня антисоветизм является одной из основных составляющих «идеологических доспехов» возрождающегося в разных формах фашизма. И странно, что некоторые клирики РПЦ участвуют в этом процессе шельмования собственной истории. По недопониманию тогдашней конфликтной ситуации в мире, они способствуют возрождении разбитого нацистского и расистского мифа, казалось бы уничтоженного навсегда такой дорогой ценой страданий и смертей миллионов и миллионов советских людей!
... Хочу сказать, что священники и священство, во все времена и в наши дни, в том числе, были и есть, «солью земли» русской, ядром православной российской общины. И что же станет с Российским Православием, если «эта соль» превратится в песок?!
Наше священство должно быть самоотверженными защитниками Иисуса Христа и его провозвестниками, какими были в своё время Апостолы. Они должны защищать верующих от идеологической лжи и фальсификаций врагов России и Православия, быть на стороне «нищих духом, чьё есть Царствие Небесное», а не подстраиваться к идеологам олигархического капитализма, не прислуживать власти денег. Священство и каждый священник проповедует и служит именем Иисуса Христа, а значит должен стараться быть похожим на Спасителя и следовать его призыву «возьми свой крест и следуй за мной»! Любые уклонения от этой роли народного заступника и сострадателя, приведут священство к невольному отрицанию воли Спасителя, делая их тем самым нераскаянными отступниками и предателями подлинного христианства!
... И в заключение, вновь хочется процитировать Митрополита Антония Сурожского: «Есть и в Церкви, и в секулярном мире еще один момент, который, мне кажется, надо учитывать. Это все растущий и распространяющийся антиклерикализм. Неудивительно, что окружающий нас мир антиклерикален, но антиклерикализм растет и внутри церквей. Если он отражает довольно частое сейчас смешение клерикального и священного — тогда это зло. Но в другом смысле, мне кажется, антиклерикальная позиция может быть очень важна и ценна. Я сейчас не буду говорить о том, что есть священник, но хотел бы сказать пару слов о том, чем священник не является, точнее, вернуть священника в тот контекст, которому он принадлежит. Несколько лет назад я слышал лекцию о значении священства, которую читал западный богослов. Он подчеркивал тот факт, что священник обладает невероятной властью. Он сказал, что Христос вручил священнику власть освящать Его Тело и Его Кровь, причащать, давать разрешение грехов или отказывать в нем, то есть власть связывать и разрешать (Мф 18:18). И он произнес нечто, что мне показалось совершенно ужасным: «Строго говоря, у священника больше власти, чем у Христа, потому что теперь, когда Христос взошел на небеса, в силах священника отказать народу в том, что Христос, может быть, даровал бы. Достаточно священнику запереть храм на ключ, чтобы больные и умирающие были лишены причастия». Так вот, это картина того, чем священник не является. Такая картина кощунственна. Мы должны помнить, что есть только один Священник, Первосвященник Церкви — Господь Иисус Христос. Нет другого священника в полном смысле слова. Всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, действует — Христос. Я не раз напоминал людям слова из начала православной Литургии: когда все готово, община собралась, хлеб и вино приготовлены, осталось только начать службу, дьякон обращается к священнику и говорит: «Время сотворити Господеви». Как странно! Разве это не момент, когда они сами начинают действовать? Нет. Они будут произносить слова, которые не принадлежат им, и совершать действия, которые — не их действия. Слова — Христовы, действия — Господни. Того, чего они ожидают от этих действий, не может совершить никакое действие. Того, на что они надеются в результате этих слов, не может совершить никакое слово, — разве что мы признаем богословие магии. Совершить преложение, исполнить молитву и ответить на нее может только сила Святого Духа. Так что у священника есть свое место, свое значение, но когда дело доходит до существа, до самых главных свершений в Церкви, нет иного Первосвященника, кроме Христа, нет никакой силы, кроме силы Святого Духа в Его свободе и Его любви. Если бы в богословских школах нам чаще напоминали, где наше место, это, вероятно, было бы очень полезно и для мирян, и для клириков. Это ничуть не умаляет значения священника, но это отводит Богу подобающее Ему место и делает возможным то, во что иначе невозможно поверить. Никакое человеческое слово, никакое действие не может превратить земное в небесное. Никакая человеческая сила или человеческие ухищрения не могут принудить Бога к действию, которое есть своего рода Воплощение...»
Август 2010 года. Лондон.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности