В то лето я летела из Киева в Анапу, через Домодедово. Между самолетами был длинный перерыв в семь часов. Встречающий меня знакомый, любезно провел со мной полчаса, угостил дорогим шоколадом и чашкой эспрессо, и оставил скучать в уютном кафе аэропорта.
Зачинался рассвет, пассажиры медленно начали подтягиваться на утренние рейсы, нарушая сравнительный ночной покой обычно шумного аэропорта. Подкатив свой чемодан ближе к столику, я достала потрепанный дневник. Самое время немного поработать. После двух недель, проведенных в детском доме, впечатлений было много. Сколько мы всего сделали! Углубившись в размышления, я вздрогнула, когда кто-то потянул меня за рукав. Мужчина в черных очках с тросточкой на ощупь отодвинул стул и сел за столик напротив меня. Вынув из нагрудного кармана пять разновидностей авторучек, он разложил их на столе.
- Девушка, купите ручку, помогите с пропитанием.
- Сколько Вы за нее хотите?
Мужчина назвал сумму, на которую в другом месте я могла купить с десяток таких ручек. Тем не менее, я не раздумывая достала хрустящую купюру и обменяла ее на красную авторучку.
Я молча вертела в руках только что приобретенную ручку. Зачем я ее купила? Несомненно, я сделала доброе дело. Непроизвольно меня охватили эмоции чувства собственного достоинства, благополучия, уверенности в себе. Мне Бог так много дал. Теперь я могу позволить себе помогать нищим. Пусть этого никто не видит. Пусть доброе дело совершенно в тайне и мне не будет стыдно перед самой собой. И вдруг мне стало стыдно. Ах, какая я молодец! Какое доброе дело сделала! А доброе ли это дело? И задумалась глубже.
А существует ли добродетель вообще? Когда к акту благодеяния примешивается хоть небольшая толика самоудовлетворения, добродетель автоматически перестает быть добродетелью. Чтобы мы не сделали, пожертвовали миллион на строительство храма, бросили в шапку монету в темном переходе, или опустили купюру в церковную тарелку, если это действо облагораживает нашу личность в собственных же глазах, пусть даже на подсознательном уровне, можно считать, что наше “доброе дело”, ничто иное, как очередная подачка нашей гордости.
Получается, что “доброе”, которое мы творим, становится нечестивым фактором, способствующим дальнейшему растлению нашей личности. Из этого следует заключить, что какие бы великие дела мы не совершали, будь то незначительная услуга или спасение нации, без Бога они будут служить лишь во вред нашей душе. Следовательно, нет добра вне Бога. Сам Бог является единственным, исключительным и совершенным благом, способным давать силу на совершение добра, без приписывания себе каких-либо заслуг. Только человек, имеющий в себе частицу Бога, способен творить настоящее добро. Тогда его не будут беспокоить мысли о пониженной или повышенной самооценке. Его не будет беспокоить самооценка вообще, потому что шкала его самооценки заключается в Боге. Она не низкая и не высокая, она покоится в Нем. Все, что Бог дает, возвращается к Нему и преобразуется в добро, принося Ему славу.
Я склонила голову над остывшей чашкой эспрессо. Господи! Куда мне с моей добродетелью! Миссионерские поездки, посещение детских домов, слабые попытки облагодетельствовать нищих, звенят жалкой медью перед Твоей благостью. Пусть я стану ничто пред Тобой. Пусть смыслом всех моих действий станешь только Ты.
По интеркому звучно объявили начало регистрации на рейс #124 Москва -Анапа. Люди засуетились и спешно направились к стойке . Я медленно собрала вещи и покатила чемоданы по направлению к очереди. Ах да, чуть не забыла! Купленная ручка! Возвратившись, я взяла со столика обыкновенную шариковую ручку. Она мне станет напоминанием об истинном лице добродетели.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Человека, который знает, что такое отдать последнюю краюху хлеба голодному, никогда не будут посещать такие мысли.
Знаю на самом деле людей, которые отдавали последнее ближнему, а сами шли в пост за этого же человека, потому что ничего другого не оставалось, да и для настоящего христианина это не проблема: "Мы сильные должны сносить не мощи бессильных" (Рим.15:1).
Легко благотворить когда живешь в избытке, попробуйте это сделать когда и у вас недостаток))).
Джон Уэсли положил за правило своей жизни спасать всех, кого может и отдавать все, что может. Когда он учился в Оксфордском университете; он получал 30 фунтов стерлингов в год, из которых 2 фунта давал другим. По мере того, как его доход увеличивался до 60, 90 и 120 фунтов стерлингов, он ограничил свои расходы на 28 фунтов стерлингов, а остальное раздавал. Когда главный бухгалтер управления по столовому серебру потребовал у вето отчет, он ответил: "У меня две серебряные чайные ложки в Лондоне, и две в Бристоле. Это все мое столовое серебро, и я не куплю больше, когда стольким людям вокруг меня не хватает хлеба".
Иван
2010-08-15 16:37:47
Свое имущество я уже раздал, половину имущества жены тоже. Больше не дали. Господь благословляет еще больше. Единственное, о чем я Его прошу - не давать мне золотой унитаз, я считаю, что тому, что из нас выходит, нет разницы куда выходить.
Белозерова Марина
2010-08-16 05:30:10
Я просто хотела сказать, что когда даешь от избытка, это мало что значит в глазах Бога, а вот когда делишься действительно последним, как та вдова (о которой даже Иисус упомянул, (Лук.4:25)) из Сарепты Сидонской, которая разделила с Илией последнее, даже вообще не имея никакой надежды на завтрашний день, вот это то самое, что драгоценно для Господа. Это то, что Он хочет увидеть в Своих Детях - исполнение заповеди - возлюби ближнего как самого себя. Мало кто так умеет любить, это действительно плод, плод духа.
Резанула здесь одна фраза автора: "Господь мне дал много, теперь я могу благотворить". Я повторюсь, я знаю много людей, которые действительно делили с голодным хлеб свой, потому что ничего другого просто не было, и в голову им никогда не приходило хвалиться этим. Много сегодня "верующих", которые ждут чтобы Бог им дал много, чтобы начать помогать бедным и нищим, боюсь не дождутся, а если даже так и станется, то в глазах Бога - это точно не добродетель, и не любовь к ближнему. А так подачка, ничего не стоящая даятелю.
А вообще я уже писала здесь на эту тему в рубрике "Крик души", статьи называется "Одного тебе не достает" и "Великое приобретение".
Иван
2010-08-16 08:00:17
Да, ты права. Чтобы получить, надо все отдать. Отдать самое лучшее и дорогое. Я отдавал самое лучшее алкоголикам, которым было не на чем спать. Они раз за разом все пропивали. Я не был прилеплен к вещам, я живу будущим, а о настоящем заботится Господь. Это Его квартира, я отдал Ему все права, Он служит странноприимством без ропота, вкладывая финансы в капитальный ремонт.
Алкоголики так и остались алкоголиками, а те люди, что посещали нас, многому чему удивлялись и это было для них большим свидетельством, как нужно управлять домом. Даже обычный блестящий чайник...
Белозерова Марина
2010-08-16 09:36:09
Да я даю не для того, чтобы получить, а просто из любви к ближнему. Давать для того, чтобы получить вознагражденее от Господа - неправильный мотив, даю, потому что не могу иначе, вот и все.
Белозерова Марина
2010-08-16 09:43:19
В биографии Марка Рутерфорда так описываются первые дни его пребывания в Лондоне: "Приблизительно в это время можно отметить в нем начало того нежного сострадания к душам людей, которое стало так типично для него... Его постоянно преследовал вопрос: "Что я могу сделать? Чем я могу помочь?" Его волновала судьба многих жителей его квартала. Как и всегда, ему казалось, что любые действия все же лучше, чем самое страстное негодование, которое проявляется только в речах".
В то время там же жила Джордж Элиот, или лучше, Мэри Эн Эванс, как ее в действительности звали. На Марка Рутерфорда произвела большое впечатление такая вещь: "Она была бедна. У нее был совсем небольшой доход, но она думала зарабатывать на жизнь как писательница; будущее ее было совершенно неопределенным. Но она была необычайно щедра. Она всегда помогала хромым собакам взбираться по ступенькам, и чужая бедность производила на нее большее впечатление, чем собственная. Она больше горько плакала над тем, что не может надлежащим образом помочь в нужде сестре, чем о своих лишениях".
Когда мы начинаем чувствовать так, тогда наши глаза наполняются светом.
Иисус показывает нам прекрасную истину: оказывая такую помощь, мы оказываем помощь Ему, а всякая такая помощь, которая не была оказана, не была оказана Ему. Как это понимать? Если мы действительно хотим обрадовать родителя, если мы хотим побудить его к проявлению чувства благодарности, лучше всего оказать помощь его ребенку. Бог - великий Отец, и лучший способ обрадовать сердце Божье - помочь Его чадам, нашим согражданам.
Два человека доподлинно увидели истинность этой притчи. Один из них был Франциск Ассизский. Он был богат, благородного происхождения, храбр, но он был несчастлив; он чувствовал, что в его жизни чего-то не достает. Однажды он ехал верхом и встретил прокаженного, отвратительного и отталкивающего с самой ужасной из всех болезней. Что-то толкнуло Франциска сойти с коня и обнять этого ужасного страдальца; и в его руках лицо прокаженного преобразилось в лицо Христа.
Другой был Мартин из Тура. Он был римский воин и христианин. Однажды зимою он въезжал в город и его остановил нищий, просивший милостыню. У Мартина не было денег, а нищий посинел от холода и дрожал, и тогда Мартин дал ему то, что у него было: он снял свой солдатский плащ, поношенный и потертый, разрезал его надвое и одну половину отдал нищему. В ту ночь ему приснился сон. Он видел небеса, ангелов и среди них Иисуса, на Котором была надета половина солдатского плаща. Один из ангелов спросил Его: "Господи, почему Ты носишь этот потрепанный, старый плащ? Кто дал его Тебе?" И Иисус ответил мягко: "Его дал Мне Мой раб Мартин".
Белозерова Марина
2010-08-16 09:56:29
Последний абзац, отрывок из моего произведения "Великое приобретение". Бывает, что и вот так помогают))):
В автобиографической книге "Пробудившись", Кэтрин Карсуелл рассказывает о своих первых днях в городе Глазго: "Бедные, если можно так выразиться, были нашими любимцами и баловнями. Они были решительно всегда подле нас.".
Давать считалось долгом, но с благотворительностью часто связывались моральные проповеди и самодовольное наслаждение дающего. В то время Глазго в субботу вечером представлял собой пьяный город. Кэтрин Карсуелл пишет: "В течение долгих лет мой отец в воскресенье пополудни обходил камеры предварительного заключения, освобождая, за полтинник, субботних пьяных, чтобы в понедельник утром не потеряли свою работу. Он просил каждого подписать обет и вернуть его полтинник из недельной зарплаты". Он, несомненно, был совершенно прав, но он давал из самодовольного превосходства и сопровождал свое благодеяние моральной лекцией. Он причислял себя к совершенно иной нравственной категории людей, чем были те, которым он давал.
Об одном великом, но высокомерном человеке кто-то говорил: "С тем, что он давал, он никогда не отдавал себя".
Иван
2010-08-16 16:15:54
Марина, а как ты относишься к тому, что "все должно быть общее"?
Белозерова Марина
2010-08-16 18:13:40
Нет, конечно, можно довольствоваться необходимым просто.
Известный протестантский проповедник Лакордер говорил: "Опасность нашего времени заключается в том, что никто не знает, как жить малым. Великие мужи древности обычно были бедны ... Мне кажется, что сокращение бесполезных расходов и сохранения, так сказать необходимого - вот столбовая дорога, которая приведет к раскрепощению христианского сердца, как она вела к силе в древнем мире. Внешние перемены и удары судьбы не могут оказать большого влияния на ум, научившийся ценить моральные ценности жизни как по отношению к Богу, так и по отношению к человеку, который может иметь все, но сознательно довольствуется малым".
Белозерова Марина
2010-08-16 18:42:43
Хотя нет, Лакордер был католиком, но я с ним полностью согласна))).
Иван
2010-08-17 11:55:34
Павел умел жить и в бедности и в достатке. А вот на мой вопрос ты так и не ответила.
Белозерова Марина
2010-08-17 16:41:16
Отвечаю, я против чтобы все было общее. Я за то, чтобы христиане научились довольствоваться необходимым.
Павел говорил, как я думаю, о том, что он прекрасно себя чувствовать в любом обществе и в любых условиях.