Москва -- это еще не вся Россия. В справедливости данной мысли каждый раз убеждаешься, когда доводится счастливая возможность посетить какую-нибудь провинциальную церковь ЕХБ. Все-таки в Москве совсем другие жизненные ритмы, другие темпы развития жизни и духовности и чтобы судить о нашем братстве в более полном объеме, нужно действительно окунуться в глубинку, в исконно-баптистские общины России.
И вот я в маленьком провинциальном городе. Никаких метро, никаких двусторонних потоков прохожих, никаких автомобильных пробок, улицы кажутся пустынными, а жители спящими. Дома также поражают своей контрастностью -- тут тебе и высотка, и здание банка из стекла и бетона, и тут же одноэтажные домики с резными наличниками и пасущейся козой во дворе.
Наступает воскресенье, день, в который все христиане собираются на богослужения, и время начала их вычислить обычно не составляет труда. В большинстве случаев, если не всегда, это 10 часов утра. Достаю переписанный из интернета с сайта "Русский Баптистъ" адрес поместной церкви этого города: улица, дом. Выхожу на улицу, еще не зная, где находится интересующий меня молитвенный дом. Решаю подойти к подметающей улицу дворничихе.
-- Не подскажете, где тут улица такая-то?
-- Это далеко, -- отвечает та и я начинаю сожалеть в уме, что зря я не вышел из дома за полтора часа до собрания вместо часа. -- Вам надо сесть на такой-то автобус, и на нем доедете до остановки такой-то. Там она будет параллельна улице такой-то. А что вам там надо-то?
-- Да церковь там должна быть.
-- А... Не знаю, правда. Но улица там.
Ищу автобус, он через некоторое время приходит, захожу в него вместе с бабками с мешками и корзинами, узнаю как тут оплачивается проезд. Однако, чаще всего, ехать долго не приходится. То, что кажется далеким местной дворничихе, оказывается расстоянием вдвое, а то и втрое короче обычного московского маршрута в метро. Минут через 20 я уже у нужного мне дома и до начала собрания остается целых 40 минут!
С интересом осматриваю Дом молитвы. Из окон слышны репетиции местного хора. "О церкви дорогой, собраньи душ живых", -- слышу гимн. Так уж повелось в нашей стране, что со зданиями баптистам всегда не везло. Когда евангельское движение только возникло, верующие были рады собираться где угодно, лишь бы вместе и во имя Христа. К тому же власти постоянно старались помешать собраниям, видя в них угрозу государству и православию. Поэтому Молитвенных домов мало, большинство -- это построенные в 90-е или переделанные из жилых и других зданий помещения (не говорю уж об обычной практике вынужденной аренды церковью домов культуры, кинотеатров или библиотек). Странно даже слышать аргумент "державников"-православных о том, что раз в России полным-полно только их храмов, в том числе и в Кремле, то это и значит, что они единственные хозяева духовной жизни наших граждан. Но, помилуйте, откуда же взяться баптистским храмам на Руси, ежели баптисты никогда не были государственной церковью, почти не жили в условиях свободы совести и отсутствии гонений, когда не только что-то построить было запрещено, а и вообще собраться вместе?
Вижу как к зданию церкви подтягиваются верующие, одиноко идя среди улиц спящего города. Некоторые идут семьями, с детишками, держась за руки и что-то обсуждая. Конечно, издалека можно узнать наших сестер по голове, покрытой в соответствии с учением Библии, косынкой, что уже, к сожалению, большая редкость в "модерновых" церквях столицы и Питера. Иногда бывало -- ищешь церковь, заблудишься в переулках и улочках без вывесок и названий, и вдруг видишь женщину с косынкой, куда-то устремленно идущую, и интуитивно понимаешь: сестра, и если пойти за ней, наверняка придешь в нашу церковь. Мне доводилось слышать весьма оригинальное возражение, что, дескать, это чуть ли не коммунистам выгодно, чтобы христиан узнавали в толпе, а потому надо не отличаться от всех. Но ведь христианин себя обязательно "выдаст" и в других случаях, если он действительно христианин, например, в разговоре или при работе, потому что он мыслит и ведет себя иначе. И кроме того, христиане призваны свидетельствовать миру в том числе и тем, что показывают, что можно жить счастливо, слушаясь заповедей.
-- А если все в перья или в фиговый листик оденутся, что, христианам тоже надо не отставать? -- удивился один брат, услышав этот довод. Помню, мы искренне тогда посмеялись.
Внешний вид обычных баптистов провинции все-таки отличается от московского. Здесь еще сохранилось чувство меры, вкуса, благопристойности и уместности. Здесь попадаешь в среду своих, здесь нет спорящих и протестующий, доказывающих, что "главное это что внутри" и поэтому они якобы могут ходить в церковь одетые как для какой-нибудь крутой дискотеки. Действительно, тут отдыхаешь душой от этих лишних и искусственно поднятых столичными "реформаторами" вопросов. Церковь здесь похожа на церковь, а не на клуб любителей "просто христианства".
Вхожу в здание, приветствуюсь со всеми подряд. Обычно новых людей замечают, потому как общины небольшие, все друг друга знают аж по имени-отчеству.
-- Откуда к нам?
-- Из Москвы я. Вот, решил к вам в гости.
-- Это хорошо, -- радуются местные братья, -- проходите, занимайте место. Чаю не хотите?
Да-да, иногда в провинциальной церкви могут предложить и чай, и полный обед со щами и макаронами (но это не значит, что надо идти в церковь специально за этим, или что это обязательно). К московским гостям отношение двоякое. С одной стороны брат, но с другой -- все-таки из Москвы. Там и экономическое положение другое, и церкви, к сожалению, либеральнее.
-- Доводилось мне как-то ездить в Москву при советской еще власти, -- делился воспоминаниями один престарелый уже дьякон, -- на Вузовский ходил. М-да. Не хочу ничего сказать, но встетился там с не совсем хорошим человеком. В общем, кэгэбэшник он был, волк в овечьей шкуре. Я скорее от туда и больше не ездил уже. Такие дела.
Таких свидетельств от стариков я слышал много. К сожалению, обычно ограничиваются такими краткими воспоминаниями, но потом замолкают, словно боясь, что проговорят какую-то страшную государственную тайну, за которую их непременно приедут и накажут как в советское время, или подозревают, что вдруг я сам прибыл к ним из КГБ для разведки, чтобы, так сказать, "прощупать" их на лояльность к прежнему государству...
Некоторые братья, когда я называю свою фамилию, меня узнают, где-то читали, потому должен признать, что обычно настороженность к москвичам, свойственная им, все же сменяется на благорасположение, лица добреют, глаза светлеют, появляются улыбки, как только они понимают, что я не поддерживаю многие постулаты, навязчиво пропагандируемые нынешними молодыми московскими "семинаристами", что напротив, считаю наше братство все еще хранящим истинную Евангельскую веру, не засоренную разными "либеральными западными штучками". Увы, наши интеллектуалы, действительно, уже напугали всех в провинции своей дерзкой революционностью, слепым копированием всего зарубежного, пренебрежением к истории и традициям братства ЕХБ, стремлением всё прежнее поломать и сокрушить. И это печально.
-- В Москве сейчас открылось много новых церквей, -- пытаюсь я оправдать свою вотчину, -- никаких там кэгэбэшников уже нету, пресвитеры молодые, послеперестроечные. Собрания тоже уже идут без оглядки на власти, и по квартирам проводятся домашние группы, и молодежные есть, и воскресная школа...
Причем разговор-то идет не в какой-нибудь отделенной ото всех церкви Совета церквей, а в обычной, нашей, в прошлом ВСЕХБэшной. Но такое отношение к москвичам сохраняется почти везде. И вовсе не за то, что у нас столица и жизнь "богаче". За то, что раньше мы безропотно терпели диктат властей и поддерживали тех, кто принимал антиевангельские "Положения" и "Инструктивные письма старшим пресвитерам", и что теперь терпим и поддерживаем разные мирские вещи в церквях -- от рок-музыки до братания с харизматиками. И должен с грустью признать, что во многом такое отношение справедливо.
Тема раскола 60-х годов как правило везде очень болезненна, она здесь, в отличие от наших церквей в Москве, не сводится к проблеме "пришли кто-то там и увели наших братьев". Тут как правило в церквях представлены все поколения верующих, а потому старшие еще помнят боль "развода" с братьями этого же города, которые теперь уже лет 40 как собираются отдельно, где-нибудь в другом районе.
-- Да, они были правы в те годы,-- соглашаются многие братья и сестры, с кем я беседовал, -- Я бы тоже тогда скорее всего был бы с ними. Да и сейчас то, что делается в некоторых наших современных церквях -- просто ужасно. Но переходить страшно, да и вообще не за чем. Очень уж там строго всё, и чуть что отлучают быстро, даже ветеранов...
-- Мы не следим специально, но, конечно, наблюдаем за их жизнью, -- сознаются братья, -- многих из них знаем лично. Это или те, кто были с нами когда-то одна церковь, или их дети. Иногда сравниваем: а как то или иное у них, не перенять ли нам какие-то их методы... Жалко, что к нам еще относятся с опаской, или только как к источнику пополнения их общины.
-- Моя позиция такая, -- говорю, -- что всем братьям, принадлежащим к разным союзам, но исповедующим строгое христианство, любящим историю ЕХБ, надо быть вместе, ведь духовно мы едины. Вообще, это слишком большая роскошь -- сторониться еще и друг друга, когда против нас всех идет общий незаметный враг -- либерализм, модернизм и обмирщение. Линия раздела проходит уже не по союзам церквей ЕХБ, а по душам верующих: кто за полное послушание и посвящение себя Господу и Его заповедям, а кто только для своего удовольствия в церковь ходит и сам себе определяет что ему исполнять из Библии, а что нет, обвиняя несогласных с собой в фарисействе и "неграмотном толковании".
Пусть нет организационного единства, но свои всегда узнают своих по Духу, общему у всех. В этом я убеждался, посещая и церкви бывшие ВСЕХБ, и церкви отделенных, и автономщиков. Везде есть верующие, которые просто излучают стремление служить Богу всем сердцем, изучать каждое слово в Библии, и везде, к сожалению, есть "просто христиане", прихожане-ухожане. И вопреки желаниям некоторых ревностных служителей как одной, так и другой стороны, верующие разных союзов неофициально все-таки общаются, приветствуются, дают друг другу проповедовать у себя, петь, оказывают помощь отдельным братьям и семьям, сотрудничают в проповеди Евангелия. Слава Богу за это единство.
Начинается собрание, поет хор, зал молится, пресвитер проповедует, дает слово простым братьям (а те, бывает, чуть ли не тут же только об этом узнают), сестры выходят читать стихи, молитвы. Все как везде на наших богослужениях. Поражает искренность, неформализованность, люди счастливые, родные друг другу. Пусть проповедник не знает точного перевода всех древнегреческих слов, всех теорий и толкований стихов Библии, чем отличается диспенсационализм от претребуляционизма, как это порою знают наши семинаристы, но у него есть жизненный опыт общения со Христом, Слово Божье у него в сердце, проверено практикой, он пустыми теориями увлекаться не будет, он говорит правду. И ересей не произносится, словно Господь ведет речь брата и все насыщено глубиной, истиной, все соответствует учению Библии.
Приятно поражаюсь строгости увещеваний пресвитера. И в помине не видать тут популяризируемого нынче кальвинизма, слащавого легковесного богословия "покаялся однажды -- и трава не расти, всё можно". Нет, тут ощущаешь знание Библии, сложностей хождения христиан в миру, осознаешь реальную опасность греха, в том числе и для христиан, необходимость веры и верности Богу (и как мы еще к себе снисходительны в наших больших городах и церквях). Но особо надо сказать, что никто здесь не считает, что не имеет спасения, или что спасение зарабатывается делами. Я, во всяком случае, таких утверждений не слышал ни разу!
Оглядываюсь по сторонам: люди плачут, утирают слезы, кивают головами: "Аминь, все верно, слава Господу". После проповеди молитва -- и вереница покаяний, признаний, извинений и прощений друг друга и врагов. Тут же сестры молятся, благодарят за посланные Господом исцеления, за помощь, в том числе и чудесным образом откуда-то появившиеся финансовые средства, ведь жить в провинции очень трудно, очень голодно, нищета и безработица.
Собрание заканчивается, передаются приветы из разных городов и стран, все мы едины, все родные, так радостно. Жму руки незнакомых мне до этого братьев и сестер, лобызаюсь и приветствуюсь. После собрания большинство остается в зале, завязываются беседы, вопросы-ответы, различные группы изучения Библии начинают свою работу, жизнь продолжается.
Как же можно ругать такие собрания и превозность какой-то американский опыт часовых богослужений-лекций одного пастора, как это делают у нас некоторые? Нам надо не ругать провинцию, не высмеивать братьев-стариков, а УЧИТЬСЯ у них. Учиться самим азам христианства -- доверию Богу, доверию каждому слову Библии, любви к братству, его истории, традициям, основанным на Слове Божьем, благоговейному пению наших гимнов, когда и музыка никакая не нужна вообще, не только барабаны. Мы не знаем как это -- быть в миру и быть "не от мира сего" одновременно. Нас тянет мимикрировать под мир, а альтернативой этому видится только монашество. А братство наше уже более 160 лет проповедует в России, показывая святость жизни по Евангелию без всяких крайностей и нелепостей. Мы обязаны не отбрасывать этого нашего наследия, а принимать, изучать, любить, развивать.
-- Можно ли считать, -- спрашиваю служителей в частной беседе после богослужения, -- что наш баптизм сейчас в кризисе, как говорят некоторые, что, мол, он устарел, застыл, и его место должен занять такой общепротестантский тип церкви с экуменической риторикой и харизматической внешностью?
-- Нет, ни в каком кризисе баптизм не находится! -- с изумлением отвечают братья и мне становится неудобно за мой вопрос: -- Баптизм -- это же христианство в чистом виде, по Библии, поэтому не может быть кризиса у тех, кто составляет сейчас Церковь Христову в нашей стране. Отдельные недостатки, промахи, конечно, есть и у нас. Без них мы бы не были простыми людьми, и плохие какие-то вещи были у христиан и в прошлом, все 20 веков, но мы знаем, что если наши церкви держатся истины в догматике, в своем учении и, что самое главное, живут в соответствии с этим, то Христос всегда поможет и научит. И врата ада Церковь не одолеют. А что касается харизматиков... -- братья улыбаются, -- так во все времена были люди, склонные к мистическим экстазам, чудесам и суевериям. Вот они и сейчас есть. Приходили тут они к нам, пытались на собрании хлопать в ладоши, плясать, шумели абракадаброй, всех перепугали, было неудобно перед гостями. После собрания пришлось к ним подойти и попросить не приходить лучше вообще, если они так себя ведут. Ну хочешь посмотреть на нас, приди, посиди, а после собрания задай спокойно вопросы. Так нет, у них уверенность, что они одни духовные, а мы враги даров Божьих, нас надо "просветить", "помазать", "оязычить" (в смысле -- дать иные языки). Беда просто...
Да, везде, в общем-то, одни и те же проблемы. И не мудрено -- страна одна, да и время тоже одинаковое для всех -- последнее. И в Москве, и на Севере, и в Сибири -- везде похожие вещи творятся: много стало харизматиков, "свидетелей Иеговы", а православные постоянно чинят разные притеснения и неудобства, жалуются местным властям, требуют "выселить проклятых сектантов", закрыть молитвенные дома, запретить проповедовать. И самое печальное, что власти-то действительно думают, что в сфере духовного и христианского у нас "всем заведует" одно православие, которое и должно решать, быть еще кому-то рядом с ними или нет. "Мы вас с радостью зарегистрируем и строиться дадим, -- говорят начальники церквям, -- только разрешение нашего батюшки принесете, что он не возражает и всё". Просто анекдот какой-то получается. Это все равно как если бы во время Отечественной войны коммунисты просили бы разрешения открыть свой райком на оккупированной территории у немцев. Ни в коем случае не сравниваю православных с фашистами, но нелепость такой ситуации тут сопоставима.
Я не замечал какого-либо страха или уныния, а тем более ненависти к обидчикам у наших верующих. Идет нормальная церковная жизнь, собрания, евангелизации, группы по изучению Писания, репетиции хора, молодежные и детские общения. Были и гонения, были враждебные к нам люди всегда, но церкви живут, трудятся, несут людям Весть о спасении...
И вот братья-баптисты расходятся по домам, неся с собой частичку веры в могучего Бога, радость жизни по заповедям Божьим, в Его Духе, излучая вокруг себя любовь и уверенность, что Бог с нами, что он близок к каждому сокрушенному сердцем, близок именно русским людям, а не только американцам или немцам. И везде, где находятся, живут и работают наши верующие, мир узнает о Боге, о церкви, не обремененной обрядами и пышными действами, старым языком или иерархическим делением верующих, где каждый другому просто брат во Христе.
Благодарю за всё Господа и радостно еду домой, зная, что снова услышу слова удивления от моих неверующих знакомых, поражающихся каждый раз тем, что куда бы ни приехал баптист, в какой город или область, он везде будет принят братьями по вере как свой, родной и знакомый. Молюсь, чтобы братство наше сохранилось таким, как в провинции, и слава за наши церкви Богу! Аминь.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Сочувствую Вам, дорогой муж Божий Игорь.
Многие из нас побывали там, где Вы находитесь: дух (МОЙ Павел)рвется вверх, а религиозная душа (МОЙ Савл)не пускает.
...Отделённые и неотделённые баптисты (кстати и у пятидесятников есть отделённые и неотделённые).
...Церкви провинциальные и "зараженные" ритмами прогресса.
А вывод один: Жизнь по плоти Царствия Божия НЕ НАСЛЕДУЕТ, как бы её не старались внешне облагородить косыночками и некрашенными седеющими волосами нестриженных пожилых сестёр: Стричься НЕЛЬЗЯ, потому что Закон не велит. И женщины в церкви да молчат.
Интересно, Иисус Христос воскресший, духом Своим говорящий через ЧЕЛОВЕКА, избирает и призывает в служение дух человечесикй или душу с телом?
Или той, чей дух живёт в женском теле, баптисты и Небо закрыли, чтобы не достичь полноты возраста Христова?
Полноты возраста Христова достигает только дух человеческий живущий в теле мужском?
Мы любим Вас, наш дорогой брат, любовью Небес, любовью-агапе. Сопереживаем исканиям Вашим и молимся в единении и согласии о Вас и служении вашем молитвой Павла.
Да благословит Вас, Игорь, Отец Всемогущий и откроет в Вас Сына Божьего в силе по духу святыни! Комментарий автора: Лора, спасибо за сочувствие.
Дух не должен рваться в другую сторону от души. Это неправильно. Вера во Христа делает человека цельным, любящим Бога и ненавидящим грех.
Внешнее облагораживание, конечно, бесполезно без внутреннего, но это никак не отменяет внешнее, в том числе так вами не любимые указания апостола Павла. Везде вам видится закон, а ведь вы по сути против Слова Божьего выступаете, а это уже печально.
Насчет женщин - у нас в церквях проходят сестринские собрания, конференции, есть служения сестер. В инете есть даже записи мп3 конференций, очень назидательно и духовно.
Спасибо за любовь, но я не понял, кто "мы"? Вы от имени кого вещаете? лучше бы уж от себя лично. Было бы и проще, и теплее, и пафоса меньше...